ББК 74.48, УДК 37.048.45 © Е.Ю.Голубь
Е.Ю. Голубь
МЕТОДИКА ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье дается теоретико-методологическое обоснование профессиональной ориентации старших школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» с позиций компетентностьного подхода. В современной школе получила распространение схема построения профориентационной работы, в основу которой положены результаты психологического диагностирования, в результате чего определяют, какие профессии подходят обучающимся, а какие вовсе нет. Но в ситуациях выбора профессии, большее значение приобретает не отбор, а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности и формирование готовности к осознанному выбору. К сожалению, диагностика показывает, что в образовательных учреждениях система профессиональной ориентации школьников, в частности на профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности» полностью отсутствует или слаборазвита. Целью работы является разработка методики профессиональной ориентации школьников на деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности», направленной на формирование допрофессиональной компетентности при оптимизации форм и методов ориентационной работы для осознанного выбора профессии. В рамках проблемы исследовании, в соответствии с компетентностным подходом, была предложена структура допрофессиональной компетентности, включающая ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический компоненты, позволяющая определить эффективность ориентационной работы на сферу «Безопасность жизнедеятельности». Результаты исследования могут найти отражение в практике ориентационной работы общеобразовательного учреждения и диагностики сформированности основ допрофессиональной компетентности при подготовке обучающихся в общеобразовательных учреждениях; при проведении элективных, факультативных, ориентационных курсов, а также в учебном процессе при изучении курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в вузах.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная ориентация, компетентностный подход, допрофессиональная компетентность, профессиорафическое исследование, критерии эффективности.
В последние годы увеличивается разрыв между профессиональным трудом и профессиональным образованием. В связи с этим социально -экономические изменения, происходящие в последнее время, предъявляют системе образования в целом и школе в частности новые требования. Одно их них связано с построением и реализацией механизмов осознанного выбора обучающимися будущей профессии.
Необходимость и важность профессиональной ориентации современных школьников объясняется следующими причинами. 1. Общество нуждается в компетентной личности, способной устанавливать связь между знанием и ситуацией, обнаруживать ориентировочную основу действий, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. 2. Процесс профессиональной ориентации способствует формированию у обучающихся важных умений, связанных с новой культурой труда, современным экономическим мышлением, где необходима четкая система информирования подрастающего человека о сложном мире профессии.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что отличительной чертой профессиональной ориентации является построение образовательного процесса в соответствии с требованиями современного рынка труда и федерального стандарта [1, с. 44]. Такими требованиями на сегодняшний день становятся: развитие склонностей учащихся, усиление внимания к его потребностям и интересам,
ориентация обучения на развитие основ допрофессиональной компетентности.
Компетентностный подход, положенный в основу профессиональной ориентации позволит развивать у обучающихся личностные характеристики, которые выступают как непосредственные показатели допрофессиональной зрелости и развития обучающихся.
Практика показывает, что актуальность совершенствования образовательного процесса в сфере «Безопасность жизнедеятельности» не только не уменьшается, а наоборот, возрастает. Остро встал вопрос о расширении масштабов и качестве подготовки специалистов высшей квалификации в области обеспечения безопасности, и эта потребность в высококвалифицированных специалистах будет неизбежно возрастать. Специфика профессиональной деятельности в исследуемой сфере требует качественной подготовки не только на этапах профессиональной, но и на этапах допрофессиональной подготовки.
При этом возрастает значение профориентационной работы в сфере обеспечения безопасности, которая требует разработки новых подходов и содержания, современных форм и методов профориентации, адекватных современным условиям техногенного общества. К сожалению, диагностика показывает, что в образовательных учреждениях система профессиональной ориентации школьников, в частности на профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности» полностью
отсутствует или слаборазвита. Кроме того, в современной школе получила распространение схема построения ориентационной работы, в основу которой положены результаты психологического
диагностирования, когда происходит наложение сетки профессиональных требований на картину индивидуально-психологических особенностей [2, с. 3].
В связи с этим обозначилось следующее противоречие: между требованиями высшей школы к выпускникам, способным качественно и осознанно осуществлять выбор будущей профессиональной деятельности при наличии личностных характеристик как показателя допрофессиональной зрелости и развития старших школьников, с одной стороны, и слабой разработанностью профессиональной ориентации в сфере «Безопасность жизнедеятельности», ее содержания,
организационных форм, педагогических условий, направленной на профессиональное самоопределение старших школьников, с другой.
Данные противоречия определили проблему нашего исследования, которая заключается в необходимости разработке содержания и методики ориентации старших школьников на профессиональную деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности». Мы
предположили, что ориентация старших школьников на выбор профессии в сфере «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся частью единого процесса профессиональной ориентации будет успешной и способствовать их обоснованному профессиональному самоопределению, если будет
внедрена методика, предусматривающая
формирование допрофессиональной компетентности, характеризующаяся сформированностью
профессиональных намерений, устойчивыми интересами к избранной профессии, ценностно-мотивационной сферой, достаточным уровнем обученности, глубокими знаниями о профессии, а также готовности к овладению новыми знаниями на основе активности, самостоятельности.
В результате исследования была разработана и обоснована методика ориентации старших школьников на профессиональную деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» и выявлена совокупность условий осуществления
профессиональной ориентации обучающихся, реализация которых определяет построение личных профессиональных планов учащихся и их профессиональное самоопределение,
обеспечивающих школьников необходимым уровнем допрофессиональной компетентности для реализации личного профессионального плана.
Допрофессиональная компетентность
понимается нами как общая способность и готовность, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению; как формула «найти и обнаружить» определенное знание, конкретное умение, определенное действие, подходящие для решения проблемы в конкретной ситуации и включает в себя в рамках компетентностного подхода компоненты: ориентационно-мотивационный,
когнитивный и прогностический (рис.1.).
Рис. 1. Структура допрофессиональной компетентности обучающихся
Первый, в этой структуре ориентационно-мотивационный компонент раскрывает способности детей ориентироваться в системе профессионального образования, впланируемой профессиональной деятельности, в понимании значения довузовской подготовки для освоения профессии, а также в необходимых профессиональных способностях. В процессе достижения допрофессиональной компетенции учащимися формируются способности к поиску и анализу информации о вероятных областях
профессиональной деятельности; к оценке своих возможностей, необходимых для обучения и практической деятельности в той или иной профессиональной сфере; к выбору направления образования, который приведет к желаемому результату.
Второй, когнитивный компонент, содержит систему предметных опорных знаний и умений, которые необходимы для поступления в вуз и приобретения профессионального образования.
Показателями этого компонента являются осуществление выбора и освоения предметной области, которая будет являться базовой (профильной) для избранной сферы профессиональной деятельности; выбор и освоение основных или сопутствующих факультативных учебных курсов, позволяющих расширять познавательную базу избранного направления.
Третий, прогностический компонент, представляет собой готовность к овладению, характерных для высшей школы, новым знанием. Речь идет о готовности школьников к новой системе организации учебной деятельности, к увеличению доли самоконтроля, самообразования, к резкому расширению круга источников информации и готовности нести ответственность за результат.
В основу содержания компонентов допрофессиональной компетентности обучающихся нами была положена структурная характеристика аспектов актуальной компетентности И.А. Зимней, которая представляет: готовность к проявлению компетентности, прогнозирование перспектив развития избранной профессиональной сферы, соотнесение своих возможностей с требованиями профессионального образования в мотивационном аспекте; владение знанием содержания компетентности, выполнение на допрофессиональном уровне практических и теоретических заданий в условиях учебной деятельности в когнитивном аспекте; выстраивание своего образовательного маршрута, создание исследовательских проектов и взаимодействие с представителями
профессиональной деятельности, наличия опыта проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях в ориентационном аспекте [3, с. 35].
Методика ориентации старших школьников на профессиональную сферу «Безопасность
жизнедеятельности», предусматривающая
формирование допрофессиональной компетентности состоит из двух частей. Первая часть методики осуществляется через предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» и позволяет формировать интересы, ценности, оптимальные
мотивационные комплексы учения, потребности в профессиональном самоопределении; вторая, осуществляющаяся в рамках организационных форм: факультативного и ориентационного курсов, позволяет оценить потенциал предмета и его значение для продолжения образования, ориентироваться в профессиональной деятельности соотнести свои возможности с требованиями профессиональной сферы «Безопасность
жизнедеятельности». Эффективность
организационных форм ориентационной работы со старшеклассниками, применяемых для формирования допрофессиональной компетентности, определяется комплексностью каждой формы, которая является одновременно формой и ознакомительной работы (информация и профессиях, о рынке труда и образовательных услуг); и формой,
активизирующей деятельность старшеклассников по подготовке к осознанному выбору профессии (групповое занятие с элементами тренинга); и формой, позволяющей изучить личность в целях профориентации.
Первый этап включал работу с обучающимися, не зависимо от уровня их профессиональной направленности и включал:
а) проведение профориентационных уроков-диспутов, направленных на акцентирование значимости сферы «Безопасность жизнедеятельности;
б) консультирование о профессиях сферы «Безопасность жизнедеятельности», с опорой на данные профессиограмм. Консультирование включало изучение:
• требований к личности адептов в профессиональных сферах;
• требований к уровню развития у адептов необходимых для данной
• оценки перспектив развития сферы «Безопасность жизнедеятельности», социально-экономических особенностей;
• характеристики основных операционных действий;
• требований к санитарно-гигиеническим условиям рабочего места.
в) консультирование о системе непрерывного образования в области «Безопасность жизнедеятельности», которое включало описание:
• краткой характеристики направлений «Безопасность жизнедеятельности», «Инженерная защита окружающей среды», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Защита окружающей среды»;
• учебного заведения, его адреса, сроков подачи документов и вступительных экзаменов.
Формирование и закрепление мотивов учения и общественно значимых мотивов выбора достигается следующими формами и методами практической деятельности:
• самостоятельным добыванием и использованием учебной информации;
• участием в конференциях и олимпиадах;
• уроками с элементами тренингов (для развития благоприятной психологической атмосферы, развития коммуникативной функции);
• «профессиональными пробами» в специально организованных условиях, например, организация и проведение эвакомероприятий, выполнение функциональных обязанностей начальника штаба по делам ГО во время запланированных тренировочных учений.
Основное направление второго этапа -ориентационная работа для обучающихся с низким и средним уровнем профессиональной направленности. Обучающиеся первой группы отличались неустойчивыми профессиональными интересами, недостаточной осведомленностью о требованиях профессии, слабым проявлением эмоциональных отношений к избранной профессии, неуверенностью в правильности выбора.
Вторую группу отличало правильное понимание соответствий требований профессии с психофизиологическим особенностям личности, но нечеткое пониманием «Образа - Я», неполная выраженность способностей.
Для достижения задач по развитию компонентов допрофессиональной компетентности (когнитивного, ориентационно-мотивационного) у обучающихся 1-ой и 2-ой групп разрабатывались и внендрялись такие формы организации профориентационной работы, как ориентационный и факультативный курсы.
Для формирования субъективного отношения к собственным потребностям в профессиональной сфере, для правильного сопоставления интересов, предпочтений с подготовленностью у обучающихся первой и второй групп в ориентационном курсе были использованы такие формы, методы и средства как:
• методы определения и построения зон оптимального сочетания оптанта: «надо» - «хочу» - «могу»;
• построение цепочки основных ходов или последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
• построение системы различных вариантов действий, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить ближайшие варианты перспектив;
• приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием прихограмм и про-фессиограмм профессий.
Для обучающихся с отсутствием личного профессионального плана (ЛПП) или его неопределенностью составлялись так называемые «ходы»:
• соотнесения позиций, ситуаций выбора профессии своих ориентаций с мнением членов семьи, друзей, педагогов;
• составление цепочки ближайших и более отдаленных целей и перспектив;
• беседы со специалистами, изучение специальной справочной литературы;
• составление запасных вариантов целей и путей их достижения на случай возникновения трудностей в реализации основных вариантов.
Другим важным направлением работы с учащимися, у которых отсутствовал личный профессиональный план (ЛПП), стало развитие
представлений о субъекте труда при рассмотрении ценностно-нравственных основ трудовой
деятельности. При этом акцент делался на изучении «формулы профессии» [4, с. 107]. «Формула профессии» включает в себя характеристику типов профессий, классов профессий, отделов профессий, групп профессий.
Нами были разработаны «формулы профессий» для преподавателя-организатора ОБЖ, специалиста по охране окружающей среды, специалиста поисково-спасательной службы, специалиста по безопасности технологических процессов.
«Формулы профессий» представлялись для эффективности их усвоения в виде поисковых карточных систем, которые обучающиеся могли систематизировать по группам, классам, отделам, типам профессий. Такой вид деятельности позволяет формировать профессиональное просвещение, обеспечивает на начальных этапах информационное обеспечение профессионального самоопределения.
С учащимися, у которых личный профессиональный план построен, но не очень полной ориентировочной основе (П.: учтена только позиция сверстников или свое желание), реализовывались «ходы», предложенные Н.С. Пряжниковым [5, с. 167-168]:
• частичная реализация ЛПП в пробах сил (подготовительные курсы, попытки поработать);
• изучение профессионально важных качеств специалистов, используя при этом элементы профес-сиограмм;
• сопоставление условий труда будущей профессиональной деятельности со своими возможностями, используя при этом элементы профессиограмм данных профессий;
• соотнесение внешних условий достижения цели с внутренними условиями (анализ склонностей, возможностей, сопоставление их с требованиями профессии).
результаты изменения
показателей обучающихся в уровня их профессиональной по критериям организационно -компонента в результате
Приводим индивидуальных зависимости от направленности мотивационного формирующего эксперимента (табл. 1, 2).
Таблица 1
Значения показателей по ориентационно-мотивационному компоненту у обучающихся первой группы до и
после педагогического воздействия
Шкалы До После Р
х ст х ст
К 1 3,3 ±0,8 4,2 ±0,4 <0,05
К 2 0,3 ±2,0 1,9 ±1,4 <0,05
К 4 4,9 ±1,4 6,3 ±1,1 <0,05
М 1 3,1 ±0,7 3,6 ±0,8 <0,05
М 3 2,8 ±0,7 3,4 ±0,5 <0,05
М 4 4,8 ±1,5 5,8 ±1,0 <0,05
О 2 5,7 ±2,0 7,1 ±2,2 <0,05
О 3 -0,6 ±1,9 1,1 ±1,7 >0,05
О 4 1 ±1,9 1.3 ±1,3 >0,05
В группе с низким уровнем профессионального самоопределения произошли достоверные изменения по показателям шкал: «наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками», «уровень познавательных потребностей, способность к саморегуляции усилий,
«сформированность умений общения», «критичность в оценке своих умений, то есть уровень критичности близок или равен оптимальному, без завышения и занижения умений, «ориентация в своих действиях на успех и неуспех», «самостоятельность».
Таблица 2
Значения показателей по ориентационно-мотивационному компоненту у обучающихся второй группы до и
после педагогического воздействия
Шкалы До После Р
х ст х ст
К 1 3,5 ±0,9 4,1 ±0,7 <0,05
К 2 1,4 ±2,1 1.9 ±1.4 >0,05
К 4 5,0 ±1,6 6,4 ±1,2 <0,05
М 1 1,0 ±2,1 2,4 ±1,0 <0,05
М 3 0,9 ±1,9 1,5 ±1,1 >0,05
М 4 4,9 ±1,9 6,3 ±1,3 <0,05
О 2 9,5 ±3,9 9,3 ±3,1 <0,05
О 3 -0,9 ±2,1 -1,2 ±1,8 <0,05
О 4 2,4 ±2,5 3,5 ±0,8 <0,05
Следует отметить, что средние показатели шкал «стабильность в работе, требующей усилий» и «полизависимость / полинезависимость учащихся в разрешении проблем» имеют тенденцию к достоверности.
Во второй группе после эксперимента достоверно повысились такие показатели как «наличие интересов, подкрепленных умениями и навыками», «сформированность умений общения», «способность к саморегуляции усилий», «уровень познавательных потребностей», «самостоятельность, стабильность в работе, требующей усилий. Не выявлено достоверных различий по ^критерию Стьюдента в средних показателях только 3 шкал «сформированность умений общения», «ориентация в своих действиях на успех и неуспех», «критичность в оценке своих умений».
Таким образом, проведение педагогического эксперимента, направленного на формирование допрофессиональной компетентности старших школьников на профессиональную деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности» при оптимизации форм и методов ориентационной работы, показало достаточно высокую эффективность внедренной методики, что выразилось в положительном изменении показателей,
характеризующих ориентационно-мотивационный, когнитивный, прогностический компоненты допрофессиональной компетентности,
сформированность которых, позволяет обучающимся осуществить осознанный выбор профессии на сферу «Безопасность жизнедеятельности».
Библиографический список
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: Приказ Минобразования РФ от 19.10.2009 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего образования» // Сборник нормативных и методических документов. - 2009. - № 5. - С. 44-57.
2. Голубь Е.Ю. Ориентация старших школьников на профессиональную деятельность в сфере «Безопасность жизнедеятельности»: автореф.... дис. кан. пед. наук / Е.Ю. Голубь. - М., 2010. - 24 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2. - С. 7-13.
4. Климов Е.А. Тип профессий «человек - природа» [Текст] // Мир про-фессий: Популярная библиографическая энциклопедия: В 4-х томах. - Т.1.: Человек-природа. - Вып. 2. - М.: «МОДЭК», 2008. -С. 7-12.
5. Пряжников Н.С. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века (Курск, 29-30 октября. - 2015. - С. 86-92.
References
1. Standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya po osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Standard of secondary (full) General education on the basics of life safety]: Prikaz Minobrazovaniya RF ot 19.10.2009 № 1089
«Ob utverzhdenii federal'nogo komponenta gosudarstvennyh standartov nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obrazovaniya» // Sbornik normativnyh i metodicheskih dokumentov, 2009, № 5, pp. 44-57.
2. Golub' E.YU. Orientaciya starshih shkol'nikov na professional'nuyu deyatel'nost' v sfere «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» [Orientation of senior schoolchildren to professional activity in the sphere of "life Safety»/: avtoref.... dis. kan. ped. nauk / E.YU. Golub', M., 2010, 24 p.
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences-a new paradigm of education result] / I.A. Zimnyaya // Vysshee obrazovanie segodnya, 2003, №5, pp. 34-42.
4. Klimov E.A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Type of professions " man - nature»] / E.A.Klimov. - M. : Izd-vo «Akademiya», 2004. - 304 p.
5.Pryazhnikov N.S. Kartochnye profkonsul'tatsionnye metodiki: Ucheb.posob. [Meaningful models in professional self-determination of personality] / N.S. Pryazhnikov - M., 1993, 328 p.
THE METHOD OF ORIENTATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN ON PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF "LIFE SAFETY"
Elena Y. Golub,
Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports
Abstract. The article presents the theoretical and methodological substantiation of the senior schoolchildren's professional orientation to the activity in the sphere of "life Safety" from the positions of competence approach. In modern school the scheme of construction of vocational guidance work, which is based on the results of psychological diagnosis, as a result of which determine which professions are suitable for students and which do not. But in situations of choice of profession, it becomes more important not to select, but to help a person in finding personal meaning in future activities and the formation of readiness for informed choice. Unfortunately, the diagnosis shows that in educational institutions the system of vocational guidance of schoolchildren, in particular on the profession in the field of "life Safety" is completely absent or underdeveloped. The aim of the work is to develop a method of vocational guidance for students on activities in the field of "life Safety", aimed at the formation of pre-professional competence in optimizing the forms and methods of orientation work for informed choice of profession. Within the framework of the research problem, in accordance with the competence approach, a structure of pre-professional competence was proposed, including orientation-motivational, cognitive, prognostic components, which allows to determine the effectiveness of orientation work in the sphere of "life Safety". The results of the study can be reflected in the practice of orientation of the educational institution and the diagnosis of the formation of the foundations of pre-professional competence in the training of students in General education institutions; during elective, elective, orientation courses, as well as in the educational process in the study of the course "Theory and methods of teaching life safety" in high schools.
Key words: choice of profession, professional orientation, competence approach, professional competence, professional research, performance criteria.
Сведения об авторе:
Голубь Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644009, Омская обл., г.Омск, ул. Масленникова, д. 144), е-mail: alena.golub@mail.ru. Статья поступила в редакцию 02.04.2018 г.