Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве'

Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIFE SAFETY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SAFETY OF CHILDREN WITH DISABILITIES / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / FUTURE TEACHERS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова И. А., Денисова В. В.

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме подготовки студентов гуманитарно-педагогических вузов к работе в инклюзивном образовательном пространстве и обеспечения безопасности детей в нем. Авторами проанализированы проблемы создания инклюзивной образовательной среды с точки зрения обеспечения безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены причины опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях, возможные виды угроз жизни и здоровью детей. Основными методами исследования стали: анализ научных психологических, педагогических источников и исследований по проблеме, сравнительно-сопоставительный анализ моделей инклюзивного обучения и педагогического опыта, обобщение теоретических положений и эмпирических данных, изучение документации и проч. В статье выделены педагогические условия эффективной подготовки будущих педагогов к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве. Спектр условий позволяет рассматривать такую подготовку как персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности преподавателя и обучающихся по развитию профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на обеспечение безопасности при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. При этом процесс подготовки будущих педагогов, по мнению авторов, должен представлять собой образовательную систему, состоящую из трех структурных компонентов: целевого, организационно-содержательного и результативного. Рассматривая некоторые аспекты теоретического обоснования реализации выделенных условий, авторы предлагают обзор содержания основных разделов обновленного комплексного программно-содержательного обеспечения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов будущих педагогов инклюзивных учреждений. Описанные методы и образовательные технологии могут быть использованы в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувшинова И. А., Денисова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве»

УДК 378: 376.112.4

И. А. Кувшинова (Магнитогорск, Россия) В. В. Денисова (Оренбург, Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме подготовки студентов гуманитарно-педагогических вузов к работе в инклюзивном образовательном пространстве и обеспечения безопасности детей в нем. Авторами проанализированы проблемы создания инклюзивной образовательной среды с точки зрения обеспечения безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены причины опасных и чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях, возможные виды угроз жизни и здоровью детей. Основными методами исследования стали: анализ научных психологических, педагогических источников и исследований по проблеме, сравнительно-сопоставительный анализ моделей инклюзивного обучения и педагогического опыта, обобщение теоретических положений и эмпирических данных, изучение документации и проч. В статье выделены педагогические условия эффективной подготовки будущих педагогов к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве. Спектр условий позволяет рассматривать такую подготовку как персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности преподавателя и обучающихся по развитию профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на обеспечение безопасности при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием. При этом процесс подготовки будущих педагогов, по мнению авторов, должен представлять собой образовательную систему, состоящую из трех структурных компонентов: целевого, организационно-содержательного и результативного. Рассматривая некоторые аспекты теоретического обоснования реализации выделенных условий, авторы предлагают обзор содержания основных разделов обновленного комплексного программно-содержательного обеспечения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов гуманитарных вузов - будущих педагогов инклюзивных учреждений. Описанные методы и образовательные технологии могут быть использованы в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогических вузах.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, профессионально-педагогическая подготовка, безопасность детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образовательное пространство, будущий учитель.

Одним из главных направлений в образовательной политике Российской Федерации сегодня становится развитие инклюзивного образования. Положения об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в Российских государственных документах (без употребления термина «инклюзивное образование» в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. [11] и др.; с использованием термина «инклюзивное обучение» в Постановлении Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [12] и др.). В современной России инклюзивное образование активно внедряется в школы и дети с особыми образовательными потребностями (ООП) имеют возможность обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой и В. В. Хитрюка определяется как «интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения» [14, с. 32].

При введении инклюзии необходимо помнить о проблемах и рисках, которые она несет: отношение общества и родителей к детям с проблемами, создание вариативного обра-

зования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и др. И здесь не следует забывать о том, что в учреждении инклюзивного образования, как и в любом другом образовательном учреждении, возможны различные чрезвычайные ситуации, которые требуют скоординированности действий педагогов и учащихся, в том числе с учетом детей с ОВЗ. Например, процесс эвакуации обучающихся в тех или иных ситуациях в условиях инклюзивного учреждения инклюзивного образования должен быть продуман до мелочей с учетом вида патологии обучающихся.

А. С. Баталов разделяет инклюзивное пространство на две модели: внутри одного образовательного учреждения и за его пределами, например, различные выставки, мероприятия, выступления с участием детей с особыми образовательными потребностями, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и проч. [2]. При этом следует отметить, что вопросы обеспечения безопасности лежат на педагогическом персонале не только внутри образовательных учреждений, но и за его пределами. Речь идет и о транспортной безопасности, и социально-криминогенной и других ее видах.

При создании условий успешной реализации практики инклюзии в России необходимо учитывать опыт специалистов тех стран, где этот процесс реализуется достаточно давно. В ряде европейских стран и США инклюзивное образование подкреплено государственной законодательной и нормативно-правовой базой, обширными методологическими и методическими разработками. Однако существующий международный опыт показывает, что одной из трудностей, связанных с созданием и функционированием учреждений инклюзивного образования, является формирование способности педагогов решать многочисленные социально-психологические проблемы, что в свою очередь требует особого внимания к профессионально-педагогической подготовке специалистов, работающих в инклюзивном образовательном пространстве. Немаловажное значение отводится в этом процессе умениям обеспечить безопасность детей.

Очевидно, что для успешного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в массовых школах, должны быть созданы определенные условия. Это и специально оборудованные пандусы, и санитарно-гигиенические комнаты, соответствующие соматической патологии или патологии опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья. Обязательной здесь является продуманность способов оповещения детей с нарушениями слуха и зрения, эвакуации детей с ограниченными возможностями здоровья в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность проблемы безопасности инклюзивного образовательного учреждения обусловлена, к сожалению, многочисленными реальными фактами возникновения опасных ситуаций. Каждый педагог обязан знать, что они могут быть в любое время и в любом месте. Чаще всего образовательные учреждения сталкиваются со смешанными - социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными происшествиями. В каждой опасной ситуации обязательно существуют явные или скрытые причины ее возникновения, например, невнимательность, незнание, необдуманность, безрассудство, желание отомстить, непослушание и прочее. Изучение разнообразия причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности инклюзивного образовательного учреждения (социальных, природных, техногенных) позволяют педагогам с большой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации, постараться предотвратить или снизить ее отрицательные последствия [7; 10]. Поэтому необходимым условием для безопасного обучения и воспитания детей в инклюзивном образовательном пространстве является наличие педагогов, способных предвидеть опасную ситуацию или грамотно действовать в сложившихся обстоятельствах, способных снизить риски и минимизировать потери.

Современными исследователями высказываются различные мнения по проблеме профессиональной подготовки будущих педагогов. Согласно некоторым точкам зрения, такие общепрофессиональные дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», не имеют отношения к профессиональной подготовке данных категории специалистов [9]. Мы не мо-

жем согласиться с таким взглядом на компетенции работника образовательного учреждения, т. к. считаем, что наличие знаний и практических умений в области безопасности людей является важным критерием оценки деятельности человека в любой организации, и, конечно, архиважным является обеспечение безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве.

Целью нашей статьи является выделение организационно-педагогических условий эффективной подготовки будущих педагогов (студентов гуманитарно-педагогических вузов) к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве.

Ранее нами был проведен ряд исследований, результаты которых представлены в других работах [7; 20; 16]. Выяснилось, что профессионально-педагогическая подготовка будущих педагогов к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве будет эффективна, если в образовательной организации разработана и внедрена модель обучения, построенная на основе компетентностно-деятельностного, ценностно-ориентированного и аксиологического подходов. В ее рамках реализуется комплекс следующих организационно-педагогических условий:

- организован процесс подготовки студентов с учетом интеграции научного знания и современного уровня развития наук, позволяющего учитывать специфику обеспечения безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве (как на уровне содержания учебного плана, так и на уровне организации образовательного процесса);

- процесс подготовки студентов в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой образовательную систему, состоящую из трех структурных компонентов - целевого, организационно-содержательного и результативного [20; 15], при насыщении данной дисциплины социальной проблематикой в области обеспечения безопасности детей с ОВЗ;

- обучение студентов строится с использованием метода активного проблемно-ситуационного анализа Case-study технологии;

- используются возможности информационно-коммуникационных технологий, в том числе в системе Internet-образования и образовательный портала образовательного учреждения.

В настоящей статье, ввиду ограниченности объема, будут затронуты некоторые аспекты теоретического обоснования и практической реализации обозначенных условий.

В российской системе высшего образования содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» достаточно полно разработано для студентов технических вузов, что обусловлено их профилем. Для студентов гуманитарных вузов, на наш взгляд, содержание данного курса не отличается ни глубиной и ни широтой охвата насущных проблем социума, оказывающих зачастую прямое влияние на безопасность людей. Однако и для технических вузов не мешает ввести в программу курса не только технический, но и социальный (гуманитарный) аспект обеспечения безопасности. По мнению С. Л. Андреевой, уровень развития гуманитарных (и шире общественно-гуманитарных) наук в мире и в нашей стране определяет не только уровень гуманитарного образования, но и качество всякого образования вообще [1, с. 160]. Уже в недалеком будущем многие выпускники гуманитарных и педагогических вузов начнут работать в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях инклюзивного образования, и на них ляжет бремя юридической, моральной и материальной ответственности за безопасность своих подопечных [15].

По оценке О. Н. Русака, некоторые авторы рассматривают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» «как механическое объединение отдельных сведений из экологии, охраны труда, ЧС, санитарии, гигиены и других дисциплин, излагая их в произвольной последовательности» [19, с. 8]. Мы считаем, что «Безопасность жизнедеятельности» - это межотраслевая интегрированная, естественно-гуманитарная дисциплина, основанная на презумпции целостности и взаимосвязи всех защитных механизмов в природе, техносфере и социуме. Данный подход необходим, как внутренняя установка он будет способствовать эффективной

подготовке студентов - будущих педагогов к обеспечению безопасности детей.

Насыщение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» социальной проблематикой и подготовкой студентов педагогических вузов к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве весьма актуально с учетом происходящих социальных процессов и кризисов. Качество и практическую отдачу от изучения данной дисциплины при подготовке студентов педагогических направлений можно улучшить, если образовательный процесс строить в целостной взаимосвязанной системе знаний из разных сфер техники, биологии, медицины, менеджмента, психологии, социологии, юриспруденции, экологии и других. В этом ключе мы предлагаем обновленное комплексное программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов -гуманитариев, ориентированных на профессиональную деятельность в инклюзивных учреждениях. Оно разработано на основе многолетнего опыта педагогов-исследователей, работавших под руководством А. М. Якупова [16]. Данный комплекс прошел широкую апробацию в образовательных организациях Уральского региона.

Остановимся подробнее на содержании разделов курса.

Первый раздел «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» помимо традиционной характеристики целей, задач, объекта, предмета изучаемой дисциплины, а также толкования основных понятий, включает изучение законов (философских, физических, химических, биологических), находящихся в основе жизнеобеспечивающих процессов человека и его деятельности. Это существенно расширяет представления студентов о первоосновах безопасности человека, обогащает теоретическую базу знаний и позволяет объединить многие разрозненные факты их жизненной практики. Изучение теоретических основ сопровождается анализом нормативно-правового регулирования в области безопасности, в том числе детей с ОВЗ. Правовой аспект является основой формирования специфического мировоззрения и поведения будущего педагога, обеспечивающего здоровьесбережение и безопасность обучающихся.

Во втором разделе «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Особенности обеспечения безопасности людей с ОВЗ» предложено изучение безопасности в различных видах сфер человеческой деятельности на основе средового подхода, предполагающего широкое использование понятий «социотехнический мир», «социотехническая среда». При изучении опасностей, возникающих в повседневной жизни, особое внимание уделяется безопасному поведению и обеспечению безопасности детей с ОВЗ в быту. в том числе вопросы электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Отдельное внимание уделяется связи и взаимодействию природных и социальных факторов. В этом аспекте подаются новые классификации чрезвычайных ситуаций природного и социопри-родного происхождения, характеристики специфических поражающих факторов и способов защиты от них. Значительная часть раздела посвящена особенностям защиты детей с ОВЗ в ЧС. Изучение ЧС социального характера и виктимологии основано на использовании личностного подхода к формированию понятия «готовность личности к действиям в ЧС». которое подается во всей многосторонности и полноте проявлений состояний и качеств человека (физических, психических, морально-нравственных) в условиях экстремальности. Все темы рассматриваются сквозь призму обеспечения безопасности детей, и отдельно детей с ОВЗ. Безопасность в инклюзивном образовательном пространстве базируется, главным образом, на изучении материалов данного раздела.

Третий раздел «Обеспечение безопасности в инклюзивных образовательных учреждениях» предполагает изучение основных тем с позиции будущего педагога или потенциального руководителя инклюзивного образовательного учреждения. Раздел предусматривает практическую отработку действий по защите и эвакуации детей, в том числе с ОВЗ, и персонала в условиях возможной опасности. При рассмотрении актуального в настоящее время материала по теме антитеррористической защищенности внимание студентов акцентируется как на действиях педагогического персонала, так и обучающихся. Обращается внимание на необхо-

димость снижения риска и смягчения последствий террористических актов, а также на особенности обеспечения антитеррористической безопасности в учреждениях инклюзивного образования.

Эффективности предлагаемого комплекса немало способствует применение различных методов групповой работы студентов (самостоятельной и под руководством преподавателя), например, круглый стол, case-study технологии и и другие. В ходе такого обучения обе стороны образовательного процесса неизбежно могут наблюдать результаты проведенной работы: студенты - расширение теоретической базы знаний, преподаватель - правильность, целесообразность и действенность применения выбранных педагогических средств и методов обучения.

В процессе работы над материалом третьего раздела, в частности при выполнения практических заданий, эффективной оказывается технология контекстного обучения. Предлагается моделирование предметного и социального содержания профессиональной деятельности, например, для будущих учителей - модель действий педагога по защите детей в различных чрезвычайных ситуациях и обеспечения безопасности в инклюзивном образовательном пространстве.

Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать экстремальную или чрезвычайную ситуацию (case), возникающую в конкретных опасных условиях, и выработать практическое решение. Окончание процесса -оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Аудиторная самостоятельная работа студентов на практических занятиях осуществляется под контролем преподавателя в виде решения задач и выполнения упражнений, которые определяет преподаватель для студента. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов осуществляется в виде чтения с проработкой материала. Студенты получают всю информационную «базу» на электронном образовательном ресурсе на CD-диске и на образовательном портале МГТУ [5]. Эта база данных структурирована по вышерассмотренным разделам, имеет презентационные лекции, учебно-методические и информационно-справочные материалы. Используя предоставленный материал, а так же другие источники, рекомендованные в списке литературы, студенты в обязательном порядке составляют электронный конспект -учебник, включающий в себя все указанные разделы и темы. Такой конспект представляет собой суммарный реферат, составленный самостоятельно, что особенно важно для усвоения ими дисциплины и осуществления контроля преподавателем хода освоения студентами материала. Этот реферат-конспект широко используется самими студентами в процессе подготовки к участию в семинарах и практических занятиях и решении ситуационных задач.

Следует отметить, что анализ историко-педагогического опыта и современного состояния профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве позволил выявить ряд проблем и упущений, а также подобрать наиболее действенные меры по дальнейшему повышению эффективности данного процесса. Так, с учетом происходящих социальных процессов и кризисов предлагается насыщение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» социальной проблематикой. При этом процесс подготовки будущих педагогов по данной дисциплине, по мнению авторов, должен представлять собой образовательную систему, состоящую из трёх структурных компонентов: целевого, организационно-содержательного и результативного. Содержательный компонент реализуется с акцентуацией нового взгляда и подходов к решению проблемы исследования.

Таким образом, описанные в статье методы и образовательные технологии могут быть использованы в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогических вузах, выделенные в статье организационно-педагогические условия позволяют рассматривать процесс подготовки будущих педагогов (студентов гуманитарно-педагогических вузов) к обеспечению безопасности детей в инклюзивном образовательном пространстве как персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности

преподавателя (обучающего) и будущих педагогов (обучающихся), направленный на развитие профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на обеспечение безопасности при совместном обучении детей с нормальным и нарушенным развитием, так как наличие знаний и практических умений в области безопасности является важным критерием оценки деятельности педагога, особенно в условиях инклюзивного образовательного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева С. Л. Гуманитарные науки и гуманитарное образование 2016: новые исследования, концепции, идеи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 160-168.

2. Баталов А. С. Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2009. № 2. С. 55-59.

3. Козырева О. А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 112-115.

4. Конькина Е. В., Калабкина О. И., Садова Е. М. Проблема безопасности инклюзивного образовательного пространства [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13882 (дата обращения: 29.09.2017).

5. Кувшинова И. А. Использование электронных учебно-методических комплексов в процессе подготовки студентов педагогических специальностей в области безопасности жизнедеятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5-3 (24). С. 10-12.

6. Кувшинова И. А. Причины опасных и чрезвычайных ситуаций в детских образовательных учреждениях // Здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник науч. тр. по результ. Всерос. научно-практич. конф. / под ред. И. А. Кувшиновой, Е. В. Исаевой, В. А. Чернобровкина. Магнитогорск : МГТУ, 2016. С. 102-111.

7. Кувшинова И. А. Теоретико-методологические основы решения проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов гуманитарных вузов к безопасной жизнедеятельности // Предметное образование : коллективная монография [Электронный ресурс] / Е. Н.Арбузова [и др.]. М. : РусАльянс Сова, 2016. С. 64-77. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

8. Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5-19.

9. Низиков М. А. Концептуальные основы профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов российской Федерации. М.: ВУ, 2009. 166 с.

10. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М. : МИОО, 2005.

224 с.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета 11 октября 2000 г. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 25.10.2017).

12. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 22.11.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/92 (дата обращения: 25.10.2017).

13. Самсонова Е. В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации. / Отв. ред. С. В. Алехина [и др.]. М. : МГППУ, 2012. 92 с.

14. Симаева И. Н., Хитрюк В. В. Инклюзивное образовательное пространство // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 5. С. 31-39.

15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / КонсультантПлюс. URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.10.2017).

16. Якупов А. М., Кувшинова И. А., Денисова В. В., Петров С. В. Программно-содержательное обеспечение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в гуманитарном вузе / Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 4 (81). С. 45-55.

17. Kuvshinova I. A., Di Palma Back A. C. Optimization of teaching of the course "life safety" to the students of the humanities universities // C'riarEducacao. 2016. Т. 6. № 1. 22 с.

18. Petrov S. V. Information security: education guidance / S. V. Petrov, I. P. Slinkova, V. V. Gafner, P. A. Kislyakov. Novosibirsk : ART, 2012. 296 p.

19. Rusak O. N. Fundamentals of the Theory of Human Security // Annex to the magazine «Safety». M. : 2009. 24 p.

20. Yakupov M. A., Kuvshinova I. A., Denisovа V. V. The problems of Teaching the Discipline "Health and Safety" to the Students of Humanitarian Specialties of Higher Education Institutions and the Ways of their Solution / Bulletin of the state budgetary institution "Scientific center of life" : scientific-methodical and information magazine. 2015. No. 3 (25). pp. 90-101.

I. A. Kuvshinova (Magnitogorsk, Russia) V. V. Denisova (Orenburg, Russia)

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO ENSURE SAFETY AND SECURITY IN THE INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The article is devoted to the current problem of training students of humanitarian and pedagogical universities to work in an inclusive educational space and to ensure the safety of children in it. The authors analyzed the problems of creating an inclusive educational environment from the point of view of ensuring the safety of children with disabilities, the causes of dangerous and emergency situations in inclusive educational institutions, possible types of threats to life and health of children. The article examines pedagogical conditions for the effective training of future teachers to ensure the safety of children in an inclusive educational space that allows it to be viewed as a personified and continuous process of joint activity of the teacher (teacher) and future teachers (trainees), aimed at developing professional competence and forming personal-professional mindset for ensuring safety in the co-education of children with normal development and children with developmental disorders. At the same time, the process of training future teachers, according to the authors, should be an educational system consisting of three structural components: targeted, substantial and effective. Considering some aspects of the theoretical justification and implementation of the selected conditions, the article offers an overview of the main sections of the updated integrated program of the discipline "Life Safety" for students of humanitarian universities - future teachers in inclusive institutions, describes methods and educational technologies that can be used in the process of professional and pedagogical training of students in pedagogical universities. In this research such methods as analysis of scientific psychological, sources and researches on the problem, comparison and collation of inclusive education models and pedagogical experience, generalization of theoretical positions and empirical data, study of documentation were used.

Keywords: life safety, vocational training, safety of children with disabilities, inclusive educational space, future teachers.

REFERENCES

1. Andreeva S. L. Gumanitarnye nauki i gumanitarnoe obrazovanie 2016: novye issledovaniya, kontseptsii, idei // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017. Vol. 1. No 1. pp. 160-168.

2. Batalov A. S. Funktsionirovanie logopedicheskoi sluzhby v inklyuzivnom prostranstve obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya pri perekhode nachal'noi shkoly na obrazovatel'nye standarty novogo pokoleniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Seriya «Ped-agogika i psikhologiya». 2009. No 2. pp. 55-59.

3. Kozyreva O. A. Sozdanie inklyuzivnoi obrazovatel'noi sredy kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No 1 (142). pp. 112115.

4. Kon'kina E. V., Kalabkina O. I., Sadova E. M. Problema bezopasnosti inklyuzivnogo obra-

zovatel'nogo prostranstva [Elektronnyi resurs] // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016. No 1. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13882 (data obrashcheniya: 29.09.2017).

5. Kuvshinova I. A. Ispol'zovanie elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov v protsesse podgotovki studentov pedagogicheskikh spetsial'nostei v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti // Mezhdu-narodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. 2014. No 5-3 (24). pp. 10-12.

6. Kuvshinova I. A. Prichiny opasnykh i chrezvychainykh situatsii v detskikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh // Zdorov'e i bezopasnost' v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik nauch. tr. po rezul't. Vseros. nauchno-praktich. konf. / pod red. I. A. Kuvshinovoi, E. V. Isaevoi, V. A. Chernobrovki-na. Magnitogorsk : MGTU, 2016. pp. 102-111.

7. Kuvshinova I. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy resheniya problemy profes-sional'no-pedagogicheskoi podgotovki studentov gumanitarnykh vuzov k bezopasnoi zhiznedeyatel'nosti // Pred-metnoe obrazovanie : kollektivnaya monografiya [Elektronnyi resurs] / E. N.Arbuzova [i dr.]. Moscow : RusAl'yans Sova, 2016. pp. 64-77. 1 elektron. opt. disk (CD -ROM)

8. Malofeev N. N., Goncharova E. L., Nikol'skaya O. S., Kukushkina O. I. Spetsial'nyi federal'nyi gosudarstvennyi standart obshchego obrazovaniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: osnovnye polozheniya kontseptsii // Defektologiya. 2009. No 1. pp. 5-19.

9. Nizikov M. A. Kontseptual'nye osnovy professional'noi podgotovki studentov gumanitarnykh vuzov rossiiskoi Federatsii. Moscow: VU, 2009. 166 p.

10. Petrov S. V. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Moscow : MIOO, 2005.

224 p.

11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 4 oktyabrya 2000 g. N 751 g. Moskva «O natsional'noi doktrine obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii» // Rossiiskaya gazeta 11 oktyabrya 2000 g. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (data obrashcheniya: 25.10.2017).

12. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2015 N 497 (red. ot 22.11.2017) «O Federal'noi tselevoi programme razvitiya obrazovaniya na 2016 2020 gody» // Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/92 (data obrashcheniya: 25.10.2017).

13. Samsonova E. V. Organizatsiya spetsial'nykh obrazovatel'nykh uslovii dlya detei s ogranichenny-mi vozmozhnostyami zdorov'ya v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: Metodicheskie rekomendatsii. / Otv. red. S. V. Alekhina [i dr.]. M. : MGPPU, 2012. 92 s.

14. Simaeva I. N., Khitryuk V. V. Inklyuzivnoe obrazovatel'noe prostranstvo // Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2014. No 5. pp. 31-39.

15. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» / Konsul'tantPlyus. URL: Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 25.10.2017).

16. Yakupov A. M., Kuvshinova I. A., Denisova V. V., Petrov S. V. Programmno-soderzhatel'noe obespechenie uchebnoi distsipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» v gumanitarnom vuze / Integratsiya obrazovaniya. 2015. Vol. 19. No 4 (81). pp. 45-55.

17. Kuvshinova I. A., Di Palma Back A. C. Optimization of teaching of the course "life safety" to the students of the humanities universities // CriarEducaçâo. 2016. Vol. 6. No 1. 22 p.

18. Petrov S. V. Information security: education guidance / S. V. Petrov, I. P. Slinkova, V. V. Gafner, P. A. Kislyakov. Novosibirsk : ART, 2012. 296 p.

19. Rusak O. N. Fundamentals of the Theory of Human Security // Annex to the magazine «Safety». Moscow : 2009.

20. Yakupov M. A., Kuvshinova I. A., Denisova V. V. The problems of Teaching the Discipline "Health and Safety" to the Students of Humanitarian Specialties of Higher Education Institutions and the Ways of their Solution / Bulletin of the state budgetary institution "Scientific center of life" : scientific-methodical and information magazine. 2015. No. 3 (25). pp. 90-101.

Кувшинова И. А., Денисова В. В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к обеспечению безопасности в инклюзивном образовательном пространстве // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 22-30

Denisova V. V., Kuvshinova I. A. Professional and Pedagogical Training Future Teachers to Security in the Inclusive Educational Space, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research], 2017, Vol. 1, No 2, pp. 22-30.

Сведения об авторах

Кувшинова Ирина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; [email protected].

Денисова Виктория Владимировна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный педагогический университет", г. Оренбург, Россия; [email protected]

АМ^^:

Irina A. Kuvshinova, associate professor, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pre-school and Special Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University ; [email protected]

Victoria V. Denisova, PhD in Pedagogy, Senior Lecturer at the Department of Safety and Methods of Teaching Life Safety; Institute of Physical Culture and Sports, Orenburg State Pedago-ical University; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.