УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
© Элина Сергеевна ЛЕОНТЬЕВА
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, ассистент кафедры русского языка для иностранных граждан, e-mail: [email protected]
Статья посвящена характеристике и выявлению педагогических условий, необходимых для успешного формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка.
Ключевые слова: условие; адаптация; студент; профессионально-ценностное отношение; русский язык как иностранный; образовательная деятельность.
Адаптация иностранных студентов к образовательной деятельности в российских вузах предполагает наличие условий, способствующих ее эффективности. Общеизвестно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий [1], поэтому
необходимо выявить педагогические условия, способствующие формированию профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в процессе изучения русского языка как иностранного.
Условие, в широком смысле, - это такое обстоятельство от которого что-либо зависит [2, с. 771]. В узком смысле, условие учебной деятельности - это «совокупность обстоятельств, в которой она осуществляется, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта» [3, с. 451].
Современный словарь по педагогике дает следующее определение данной категории «условие (эффективной деятельности преподавателя) - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые он добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств» [4, с. 826].
Следует также подчеркнуть, что условия формирования профессионально-ценностного отношения к образовательной деятельности у русских студентов будут отличаться от условий, необходимых иностранным студентам для формирования данной психолого-педаго-гической категории.
В этом аспекте для иностранных студентов необходимо выделить следующие факторы, которые нужно учитывать при формировании их профессионально-ценностного отношения к образовательной деятельности в вузе:
- в эмоционально-мотивационной сфере: смена места проживания и учебы, адаптация к новым условиям, традициям и обычаям, культуре поведения;
- в содержательно-образовательной деятельности: смена языка коммуникации, режима и содержания учебной деятельности, требований к оценке их знаний;
- в личностной сфере: взаимоотношения с преподавателем, в группе, со своей диаспорой, со студентами других национальностей, межличностные отношения и т. д.
Изучение русского языка как иностранного является неотъемлемым условием, способствующим более «мягкой» и быстрой адаптации студентов-иностранцев к образовательной деятельности в российском вузе. На занятиях по русскому языку иностранные студенты изучают не только грамматические и лексические аспекты, влияющие на освоение коммуникативных навыков, но и страноведческие, культурологические аспекты, помогающие освоится в новой социальной среде, а также «язык» специальности, т. е. терминологию и понятийный аппарат изучаемой
профессии, что несомненно облегчает понимание и изучение специальных дисциплин.
На основе всего вышесказанного, под условиями формирования профессиональноценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности мы будем понимать совокупность объективных и субъективных предпосылок, внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит высокий уровень формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к процессу образования в вузе, и в частности, к изучению русского языка.
Опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности в вузе в процессе изучения русского языка проводилась с иностранным студентами Курского государственного университета.
Результаты, полученные в ходе опытноэкспериментальной работы, а также практический опыт работы автора с иностранными студентами позволили выделить педагогические условия, которые, на наш взгляд, способствуют формированию профессиональноценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности.
Педагогические условия формирования профессионально-ценностного отношения иностранных студентов к образовательной деятельности.
1. Организационно-педагогические (обеспечивающие ориентацию преподавателя на реализацию педагогики сотрудничества, принципов личностно-ориентированного подхода к организации образовательной деятельности, направленность на создание профессионально-ценностного отношения к будущей профессии):
- программы обучения должны быть составлены в соответствии с интересами и устремлениями студента, иметь профессиональную направленность, опираться на требования по русскому языку как иностранному в соответствии с уровнем обучающихся;
- предоставление свободы выбора. Студент должен иметь возможность выбора дополнительных учебных дисциплин, программ обучения в соответствии со своими интересами и предрасположенностями. Выбрав дополнительный учебный курс само-
стоятельно, студент будет более серьезно подходить к обучению, будет ответственен за результаты;
- учебный процесс должен быть организован в форме взаимодействия, сотрудничества. При этом преподаватель должен следить, чтобы все студенты, в т. ч. и иностранные, принимали активное участие в этом общении;
- формирование эмоционального климата в процессе учения.
Хорошие, дружеские отношения иностранного студента с другими членами учебной группы, с преподавателем, эмоциональная удовлетворенность учебным процессом, результатом образовательной деятельности -все эти условия формируют позитивную атмосферу в процессе учения, что повышает мотивацию учебной деятельности.
2. Субъектно-личностные (способствующие развитию личности иностранного студента в процессе образовательной деятельности в вузе, формированию профессионально-значимых качеств личности):
- преподаватель выполняет направляющую роль в организации образовательной деятельности, контролирует возникновение трудностей студента в освоении языка, должен быть готовым помочь и посоветовать, быть примером внутренне мотивированной деятельности;
- в процессе учебной деятельности необходимо помогать формированию дальнейших жизненных целей студентов в соответствии с их потребностями, интересам, устремлениями и ценностями. Эти цели раскладываются на подцели с конкретными видимыми результатами, что помогает увидеть перспективы освоения будущей профессии, повысить внутреннюю мотивацию учения, конкретизирует ценностные ориентации студента, формирует направленность на учебную деятельность, а следовательно, и профессионально-ценностное отношение к образовательной деятельности;
- выстраивание иерархии профессиональных ценностей в образовательной деятельности студента. Так как только осознаваемая и переживаемая личностью в результате оценки ценность способна выполнить функцию ориентира в поведении и деятельности человека. Как уже отмечалось выше, многие авторы (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов,
И.Н. Сскударинов, М.Я. Виленский) сходятся во мнении, что ценностные ориентации -это направленность личности на те или иные ценности, которая выступает как определенный мотив деятельности, интегрирующий в себе характеристики всей системы мотивации, потребностей, интересов, установок и целей.
3. Практико-действенные (направленные на учет требований будущей профессии, подбор эффективных методов, приемов и средств, способствующие овладению необходимыми профессионально-значимыми умениями и навыками):
- методические пособия должны быть подобраны с учетом требований по русскому языку как иностранному и учебных программ по каждому курсу;
- необходимо изучение лексики по специальности в соответствии с лексическим минимумом по русскому языку как иностранному по каждому уровню владения языком. В соответствии с этим должны быть подобраны тексты для чтения и аудирования по данной тематике, разработаны грамматические упражнения, составлены темы для обсуждения;
- необходимо наличие эталонов учебной деятельности, с которыми студент мог бы сравнить свои достижения.
Х. Хекхаузен [5, с. 563] высказывает мысль о том, что эталоны, с которыми человек сравнивает результаты своей деятельности, играют важнейшую роль в формировании мотивации.
Данные педагогические условия необходимы, по нашему мнению, для успешной, результативной работы с иностранными студентами. Они составлены с учетом возрастных, национальных и индивидуальных особенностей личности иностранных студентов.
Выполнение вышеперечисленных условий, на наш взгляд, значительно увеличит мотивацию учения, сформирует профессионально-ценностное отношение иностранных студентов к образовательной деятельности, а так же повысит готовность иностранных студентов к обучению в российском вузе.
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1990
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1973.
3. Психолого-педагогический словарь для учи- 5. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. Санкт-
телей и руководителей общеобразовательных Петербург; Москва, 2003.
учреждений / под ред. П.И. Пидкасистого.
Р°ст°в I"8. Поступила в редакцию 11.01.2012 г.
4. Современный словарь по педагогике / сост.
Рапацевич Е.С. Мн., 2001.
UDC 378
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE RELATION OF FOREIGN STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY
Elina Sergeyevna LEONTYEVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Assistant of Russian Language for Foreign Citizens Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the characteristics and revelation of pedagogical conditions necessary for the successful formation of professional value relation of foreign students to educational activity of university in the process of Russian language study.
Key words: condition; adaptation; student; professional value relation; Russian language as foreign; educational activity.