Научная статья на тему 'Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности'

Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТУДЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MOTIVES / MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / STUDENTS / FORMATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усова Наталья Анатольевна

В статье раскрываются возможности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности. Отмечается важная роль сфоримрованности мотивов профессиональной педагогической деятельности у будущих педагогов. Дается краткое описание комплекса организационно педагогических условий в формировании мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, влияющего на профессиональное становление будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

The article reveals the possibilities of formation of motivational-value attitude of students of pedagogical specialties to professional activity. The important role of formation of motives of professional pedagogical activity at future teachers is noted. A brief description of the complex organizational and pedagogical conditions in the formation of motivational and value attitude is given to professional activity, affecting the professional development of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Усова Наталья Анатольевна, преподаватель (е-mail: metod.sovsat@yandex.ru) Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова, п.Коммунар, Курская область, Россия

В статье раскрываются возможности формирования мотивационно-ценностного отношения студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности. Отмечается важная роль сфоримро-ванности мотивов профессиональной педагогической деятельности у будущих педагогов. Дается краткое описание комплекса организационно -педагогических условий в формировании мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, влияющего на профессиональное становление будущего педагога.

Ключевые слова: мотивы, мотивационно-ценностное отношение, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, обучающиеся, студент, формирование, образовательный процесс.

В современном мире в связи с происходящими изменениями функционирования образовательной системы проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение.

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что большинство выпускников средних профессиональных учреждений не обладают навыками и знаниями, необходимыми для самостоятельного поиска работы по специальности. Одной из причин такого положения является смещение профессиональной педагогической мотивации выпускников в сторону мотивов более низкого уровня. На первоначальном этапе обучения в техникуме, студенты достаточно часто не представляют себе смысла и ценности педагогической профессии, в мотивационной сфере студентов отсутствуют мотивы, направляющие его на профессиональную педагогическую деятельность, отсутствует ценностное отношение к профессиональной деятельности. Поэтому, подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности должна включать в себя целенаправленную работу по формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности.

Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение студентами суммой знаний, большое значение придается задаче формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся к выбранной профессии, что поможет студенту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать свои знания, опыт, поможет быстро адаптироваться к условиям труда и дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Мотивационно-ценностные отношения студентов составляет систему устойчивых мотивов, к которым можно отнести следующие группы: мотивы профессиональной деятельности; проявления личности в профессии, профессионального общения; понимания предназначения профессии [5].

Проблемой формирования мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к педагогической деятельности занимались многие педагоги и психологи: С.В. Балаболина, И.П. Дымова, Б.Г. Ананьев, Л. И., Леонтьев, А. Маслоу, А.К.Маркова, Н.А. Аминов, А.Б. Орлов, Н.В. Кузьмина и др. [2]. Но, несмотря на то, что данная проблема является одной и мало изученной, она является из наиболее актуальных.

Первое представление о своей профессиональной деятельности - самое сильное. От того, как увидят свою будущую профессию, обучаясь в педагогических образовательных учреждениях в реальности студенты, зависит, как сложится их дальнейшая жизнь и профессиональная карьера.

Поэтому основная задача любого преподавателя, а также особенно преподавателя педагогики заключается в создании условий для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к выбранной профессии. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные периоды развития личности возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, новые мотивы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностно образующей системы и связаны с развитием осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений, в развитии самосознания. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Важную роль в становлении будущих педагогов играют мотивы профессиональной педагогической деятельности, в частности социальные, к которым относятся: чувство гражданского и профессионального долга, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, ответственность за воспитание детей, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям и другие [16].

На современном этапе вопросу формирования мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии в образовательном процессе средних учебных заведений уделяется большое внимание, в частности вопросу выявления условий наиболее успешного формирования педагогической мотивации в профессиональном образовании, влияния этих условий на повышение эффективности подготовки специалистов.

В основе путей и методов формирования положительного мотивацион-но-ценностного отношения к профессиональной деятельности в учебном

процессе необходимо рассматривать само содержание обучения, организацию учебной и практической деятельности.

Следовательно, преподаватель при разработке планов урока, при подборе учебного и иллюстрированного материала должен учитывать характер потребностей самих студентов. Не вызывает и не формирует положительного устойчивого мотивовационно-ценностного отношения к педагогической деятельности информационно бедный и часто упрощенный материал. Он обязательно должен быть направлен на решение серьезных проблем научно - теоретического познания явлений и объектов профессиональной деятельности, на формирование общих и профессиональных компетенций. Содержание каждой темы должно быть мотивировано.

Известно, что мотивационное воздействие оказывает только та информация, которая соответствует потребностям человека, подвергается эмоциональной и рациональной переработке. У каждого человека существует потребность в постоянной деятельности, в упражнении отдельных психических функций, в новых впечатлениях, в их эмоциональном насыщении.

Форирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности необходимо для повышения интереса к учебному материалу, для осознанного и целеустремленного его усвоения. А в учебном материале отражается степень профессиональной значимости знаний и умений данного материала, область его применения.

Высокий уровень мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности - эта та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.

В нашем техникуме формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии протекает как в учебной деятельности, при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, так и во внеурочной деятельности, которая включает мероприятия, проводимые в рамках Недели психолого-педагогических дисциплин, Недели частных методик, Недели профессионального мастерства. К ним можно отнести такие мероприятия как: конкурсы педагогического мастерства: «Шаг в профессию», «Ступеньки мастерства», «Сердце отдаю детям», «Интеллектуально-педагогические игры», «Психолого-педагогический КВН» и другие.

Для того, чтобы студенты учились успешно адаптироваться на рабочем месте, планировать свой профессиональный путь, эффективно реализовать свой профессиональный потенциал, на уроках в техникуме используются активные методы и нетрадиционные формы обучения, такие как: презентация идей, кейс-метод, исследование ролевых моделей, деловые игры, различного рода круглые столы, семинары, тренинги.

Формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной педагогической деятельности студентов осуществляется через включение их в общественную деятельность техникума, привлечение

к участию в различных мероприятиях, использование различных форм внеурочной деятельности: учебно-методический сбор, студенческие самоуправления, газету студентов и преподавателей, культурно-массовые мероприятия.

В ходе проведения внеурочных мероприятий студенты выполняют задания практико-ориентированного характера, где в специально созданных условиях демонстрируют практические умения, в специально организованных ситуациях поставлены в позицию нравственного выбора, нравственной оценки поступков, чувствования различных педагогических ситуаций и выполнения морально одобренных действий.

Особое значение в формировании мотивационно-ценностного отношения к профессии необходимо отнести к педагогической производственной практике в школе.

Будущие педагоги, опираясь на теоретические знания, полученные при изучении учебных общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов приобретают неоценимый практический опыт работы с детьми.

Производственная практика включает такие виды работы по профессиональным модулям как наблюдение, планирование и проведение уроков и внеклассных мероприятий, анализ учебно-методических комплектов (рабочих программ, учебно-тематических планов на основе ФГОС). Данные виды работы направлены не только на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, но и на формирование интереса к профессии, мотивации педагогической деятельности, мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии. Проводя уроки в школе с детьми, каждый студент ощущает на себе долю ответственности, которая подтолкнет его к дальнейшему самосовершенствованию, получению новых знаний и навыков.

Одной из эффективных форм формирования мотивационно-ценностного отношения к профессии студентов является исследовательская деятельность, в процессе которой каждый обучающийся участвует в научно-исследовательской работе, решая конкретную задачу по профилю своей специальности, обучается методам целенаправленной творческой деятельности. В ходе выполнения исследовательской работы у студентов развиваются интеллектуальные способности, формируется опыт выполнения исследовательского проекта, что способствует повышению уровня подготовки будущих специалистов.

Обучающиеся нашего техникума регулярно участвуют в студенческих научно-практических конференциях различного уровня, где публично делятся своими наработками, результатами своих исследований. Эта придает им уверенность в выборе своей профессии, понимание значимости своей профессии.

Включение студентов в разные мероприятия помогает личностному и профессиональному становлению студента, ценностному отношению к бу-

дущей профессии, дает возможность студентам решать в условиях воспитания и обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, готовит его к профессиональной деятельности, а после окончания техникума успешно включаться в работу по специальности.

Анализ уровня сформированости мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии у студентов техникума проводится в течение всего периода обучении и в целом показывает положительную динамику. На первом курсе уровень сформированости мотивационно-ценностного отношения к выбранной профессии составлял всего 30%, на четвертом -85%-90%.

Таким образом, в формировании мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, влияющего на профессиональное становление будущего педагога, нами создан комплекс организационно - педагогических условий. Наиболее важными, из которых являются:

1. Использование активных форм и методов обучения.

2. Практико-ориентированный характер обучения.

3. Осуществление и поддержка эффективной и плодотворной работы каждого студента.

4. Применение в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения.

5. Использование различных форм внеурочной деятельности.

6. Регулярное проведение научных исследований.

7. Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.

Перечисленные нами условия характеризует возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Андриенко, Е. В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя [Текст] / Е. В. Андриенко // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 62-68.

2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев.- М.,1976, - 158 с.

3. Ахияров, К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей [Текст] / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. - 2002. - № 3. - С.50-54.

4. Драгунова О.Н. моделирование процесса формирования мотивационно-ценностного отношения будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности [Текст] // О.Н. Драгунова// Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С.45.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб./ И.П. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

6. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник по психологии [Текст] / Н.И. Конюхов. - М., 1996. - с.81.

7. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] /Кузьмина Н.В. - Л., 1989. - 158с.

8. Маркова, А. К. , Матис Т. С., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. С. Матис, А. Б. Орлов. - М., 1990, - с. 56.

9. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. - М.: Владос,1999 . -210с.

10. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя [Текст] / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - Л., 1980. - 178с.

11. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст]/ Н А. Морева. - М.: Академия, 2008. - 442 с.

12. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.

13. Петрова, М. А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов [Текст] / М. А. Петрова : дис. канд. психол. наук. - Иркутск, 1998. -166 с.

14. Плотникова, Е.В. Ценностно-смысловая сфера личности и ее особенности у педагогов [Текст] / Е.В. Плотникова. - Екатеригбург.: ИРРО, 2001. - 57 с.

15. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192с.

16. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластени.

- М.: Академия, 2002. - 576 с.

17. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / А. С. Роботова. - М.: Академия, 2002. - 235 с.

18. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] /Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. -134с.

19. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]/ Н.Е. Эрганова.

- М.: Академия, 2007. - 160 с.

20. Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 316 с.

Usova Natalia Anatolievna, teacher

(e-mail: metod.sovsat@yandex.ru)

RBPEE «The Soviet socio-agricultural College named after V. M. Klykov», p. Kommunar, Kursk region, Russia

THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Abstract: the article reveals the possibilities of formation of motivational-value attitude of students of pedagogical specialties to professional activity. The important role of formation of motives of professional pedagogical activity at future teachers is noted. A brief description of the complex organizational and pedagogical conditions in the formation of motivational and value attitude is given to professional activity, affecting the professional development of the future teacher.

Key words: motives, motivational-value attitude, professional activity, pedagogical activity, students, formation, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.