УДК337:616-051:159.923.38
Гладких В.Г., Ванчинова О.В.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected], [email protected]
педагогические условия формирования исследовательских умений Будущих специалистов
сестринского дела
В статье охарактеризованы педагогические условия формирования исследовательских умений будущего специалиста сестринского дела. В последние десятилетия предпринятая модернизация практического здравоохранения предопределила новый формат требований к деятельности медицинской сестры. В этой связи традиционные функции дополнились готовностью к исследовательской работе в лечебных учреждениях разного типа и профиля.
Актуальность проблемы формирования исследовательских умений обучающихся в профессиональной подготовке медицинской сестры обусловлена потребностью общества и запросом работодателя в специалисте, способном эффективно осуществлять исследовательскую деятельность в практическом здравоохранении.
В связи с этим на первый план выдвигается задача, связанная с умением оценивать ситуацию с позиции исследователя, подходить к решению профессиональных обстоятельств, используя научные знания исследовательского характера. По нашему мнению, педагогические условия являются необходимым звеном в подготовке специалиста сестринского дела, ибо их эффективная реализация способствует формированию потребности в исследовательской деятельности, выработке стратегии исследовательского взаимодействия, овладению необходимыми для разработки исследовательского проекта знаниями и умениями.
изучение проблемы формирования исследовательских умений, согласно специфике нашего исследования, позволило выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию исследуемого качества будущего специалиста сестринского дела: поэлементное формирование целей учебно-профессиональной деятельности, целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера, реализация исследовательского проекта в учебно-профессиональной деятельности, которые могут быть использованы с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела.
Ключевые слова: исследовательские умения, педагогические условия, специалист сестринского дела, формирование исследовательских умений.
Модернизация практического здравоохранения, предпринятая в последние десятилетия, предопределила новые требования к деятельности медицинской сестры. В этой связи перечень компетенций дополнился готовностью к исследовательской работе в различных лечебных учреждениях. Соответственно, в медицинском колледже совершенствуется содержание профессиональной подготовки будущих специалистов сестринского дела, приоритетным направлением становится формирование исследовательских умений. Данное требование обоснованно необходимостью в высококвалифицированной, профессиональной медицинской помощи населению. Иными словами, актуальность формирования исследовательских умений обучающихся в профессиональной подготовке обусловлена потребностью общества и запросом работодателя в специалисте-исследователе в области сестринского дела, способном эффективно осуществлять исследовательскую деятельность в практическом здравоохранении.
Назначение данной публикации состоит в обращении к проблеме формирования исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела в условиях медицинского колледжа. В связи с этим в профессиональном образовании медицинской сестры на первый план выдвигается задача подготовки специалиста способного оценивать ситуацию с позиции исследователя, подходить к ее решению, владея научными знаниями исследовательского характера.
В данном контексте основная цель предполагает достижение сопряженных с нею подцелей, способствующих формированию исследовательских умений как в целом, так и покомпонентно, поэтому с учетом специфики исследуемого феномена мы интегрировали в нем: организационно-целевой, когнитивно-содержательный и рефлексивно-деятельностный компоненты.
Формирование указанных компонентов, как известно, зависит от педагогических условий, их внедрения в процесс подготовки
медицинской сестры, что обеспечивает эффективное формирование исследуемого качества. По нашему мнению, педагогические условия являются необходимым звеном в подготовке специалиста сестринского дела, поскольку их эффективная реализация способствует формированию потребности в исследовательской деятельности, выработке стратегии исследовательского взаимодействия, овладению необходимыми для реализации исследовательского проекта знаниями и умениями.
Обратимся первоначально к научной трактовке понятия «условие». В педагогическом словаре оно характеризуется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит, или среда, в которой явления и процессы возникают, существуют и развиваются[6]. С точки зрения Н.М. Борытко под условием понимается внешняя движущая сила процесса, в той или иной мере сознательно сконцентрированное педагогом обстоятельство, которое существенным образом влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат[1]. Таким образом, педагогические условия, есть совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы.
Анализ содержания рассмотренного нами понятия, изучение проблемы формирования исследовательских умений и его компонентов позволили выделить определенные педагогические условия, способствующие формированию исследуемого качества будущего специалиста сестринского дела: поэлементное формирование целей учебно-профессиональной деятельности; целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями, ситуациями исследовательской направленности; реализация исследовательского проекта в учебно-профессиональной деятельности.
Обратимся к краткому описанию указанных педагогических условий. Реализация первого предусматривающего формирование организационно-целевого компонента, опиралась на концепцию целевого управления, согласно которой важнейшим ориентиром профессионального образования являются компетенции будущего работника. Они представлены в контексте нашего исследования
в федеральном стандарте как общими, так и профессиональными компетенциями.
Профессиональные компетенции характеризуют единство теоретической и практической готовности будущего специалиста, способного квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность, решая и выполняя профессиональные задачи полипредметного характера. К примеру, определить проблемы пациента, составить план ухода и реабилитационных мероприятий.
Необходимость данного условия в формировании исследовательских умений связывается с целеобразованием, целеполаганием, целереализацией. Согласно мнению В.Г. Гладких, процессуальное единство цели, средств ее достижения и результат представляется по ее достижении: от целеобразования - к целепо-лаганию и целеосуществлению (целереализа-ции) [3]. Из этого следует, что деятельность полностью зависит от цели: она наполняет ее смысловым специфическим содержанием и является причинным основанием.
Цели обучения характеризуются знанием и умением целеобразования, а их достижение - решением соответствующих задач. Наша точка зрения согласуется с мнением Д.В. Чер-нилевского, считающего, что задания в данном случае служат инструментом формирования (как средства служат целям) и являются основой умений[8]. Соответственно, будущему специалисту сестринского дела необходимо владеть знаниями и умениями в области целеобразования, целеполагания и целе-реализации. Исходя из этого, в процессе профессиональной подготовки первоначальным важным условием является формирование целей учебно-профессиональной деятельности будущего медицинского работника среднего звена, поскольку они наполняют содержание указанной деятельности, обеспечивают эффективность решения определенных задач и ситуаций, формируя исследовательскую направленность специалиста.
Реализации второго условия - целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера -предполагала субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося. Оно включает диалоговые формы коммуникации, дискуссии,
Гладких В.Г., Ванчинова О.В.
Педагогические условия формирования
тренинги, диспуты, кейс-стади, составляя важный элемент обучающего этапа формирования исследовательских умений. На данном этапе целесообразны задания, решение задач исследовательского характера, создавание профессионально-значимых проблемных ситуаций. Иными словами, приоритет отдается контекстному обучению, ориентированному на решение профессиональных задач, заданий, ситуаций. Задача определяется, в свою очередь, как цель деятельности в определенных условиях, требующая ее достижения через адекватные средства. Вместе с тем, по мнению О.В. Охтеменко, именно задание представляет собой систему логически связанных учебно-профессиональных проблем или задач, которые в совокупности с эвристическими вопросами, указаниями и минимум информации позволяют будущим специалистам в результате его выполнения активно овладевать исследовательскими знаниями, развивать исследовательские умения и способности[10]. К примеру, допустима такая формулировка задачи: Пациент 45 лет жалуется на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным одну неделю, накануне наступило ухудшение: усилилась одышка, температура повысилась до 38,2 С. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха к плевральной пункции, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.
Задание: прочитайте описание приведенного клинического случая, установите причины заболевания, сформулируйте цели сестринских вмешательств, дайте прогноз данного заболевания, составьте план сестринского ухода с его мотивацией, дайте рекомендации для профилактики осложнений.
Анализ и решение ситуационных задач повышает степень освоения материала, расширяет сферу предметного знания, помогает осуществлять систематизацию и обобщение знаний, навыки прогнозирования, умения устанавливать причинно-следственные связи, привлекая для этой цели знания из разных областей, показывает роль исследователя в
практике, учит принимать решения, аргументировать эффективность этих решений, формирует исследовательскую позицию и исследовательскую грамотность будущего специалиста сестринского дела. Таким образом, целенаправленное насыщение учебных дисциплин заданиями исследовательского характера, является обучающим этапом и способствует формированию исследовательских умений будущего медицинского работника среднего звена.
Последовательное использование приведенных нами в статье ранее дидактических форм и методов направленно на формирование исследовательских умений, развитие совместной деятельности преподавателя и студента, обеспечение постепенного продвижения будущей медицинской сестры в поэтапном овладении исследуемым качеством: от обучающего этапа результирующему.
Третье педагогическое условие связывается нами с реализацией исследовательского проекта, результирующего сформированость исследовательских умений. Исследовательский проект предполагает выполнение исследовательской работы в сфере практического здравоохранения, связанный с приоритетами медико-социальных проблем в педиатрии, хирургии, терапии, гериатрии, менеджменте в сестринском деле. Характерно, что выбор предпочтений осуществляется согласно личным пожеланиям обучающихся.
Одна из особенностей исследовательского проекта состоит в том, что он ориентирован не только на актуальные медико-социальные проблемы, но и учитывает заказ будущего работодателя. Содержательную основу такого проекта составляет междисциплинарность, единство теоретических знаний и практических умений, в конечном итоге именно они усиливают профессиональную грамотность, практическую значимость сестринских исследований и сформированность исследовательских умений.
Обратимся к примеру исследовательского проекта «Узнай свое артериальное давление». Будущие специалисты под руководством преподавателя определяют цели, задачи, масштаб проекта, разрабатывают и анализируют анкеты для пациентов, позволяющие выяснить степень риска развития артериальной гипер-
тензии и помогающие выявлению негативных факторов, препятствующих формированию здорового образа жизни.
Целеполагание является первым этапом исследовательского проекта. На данном этапе обучающиеся определяют проблему, цель и предполагаемый результат исследования, распределяются по рабочим группам. В процессе его реализации будущие специалисты овладевают умениями целеобразования, целепо-лагания и целедостижения. Этот этап связан также с повышением мотивации и интереса к исследовательской деятельности. Он сопровождается ценностным самоопределением в работе, подтверждает ее практическую и социальную значимость. Итогом этапа является умение участников проекта определять риск развития артериальной гипертензии и негативные факторы, влияющие на нарушение гемодинамики.
Подчеркнем, что другим итогом этапа становится соотносить личные интересы и интересы участников проекта. Тем самым складывается индивидуальный стиль поведения в межличностном взаимодействии, развиваются профессионально значимые коммуникативные умения будущего специалиста. Также следует отметить, что одновременно будущая медицинская сестра, овладевает умением осознанного выбора и прогнозирования последствий реализованной цели.
На этапе разработки структуры и планирования исследовательского проекта участники проекта анализируют содержание проблемы, формулируют задачи, обсуждают и определяют содержание и процесс дальнейшей работы, устанавливаются сроки ее выполнения. Они разрабатывают открытые анкеты, в которых учитываются возраст, социально-бытовые условия, злоупотребление алкогольными напитками, табачными изделиями, соблюдение режима дня по нескольким критериям (рациональное питание, систематичность занятий физкультурой, соблюдение режима сна, труда, отдыха). Данный этап способствует развитию у обучающихся чувства ответственности за принятые решения и осуществление исследовательской деятельности, формирует умение планировать собственную работу.
Следующий этап связывается с поиском, сбором, анализом и синтезом необходимой
информации. Преимущество данного этапа состоит в непосредственных профессиональных (квазипрофессиональных) действиях, связанных с проведением анкетирования, опросов пациентов и рекомендательных собеседований. Он позволяет будущим специалистам сестринского дела не только приобрести новые знания, но и самостоятельно мыслить. Объем таких знаний характеризует личностную включенность студентов в осваиваемую полидисциплинарную область профессиональной деятельности. Детализируя полученную информацию, будущие медицинские сестры развивают у себя аналитические умения, профессиональное мышление, аргументацию своей точки зрения исходя из имеющихся знаний и практического опыта. Они овладевают умением ориентироваться в нестандартной ситуации, выполнять правильно алгоритм сестринского действия, что является наиболее важным в профессиональных компетенциях будущего специалиста в данном контексте.
Завершающий этап связывается с обсуждением результатов проекта. Информация, полученная участниками на предыдущем этапе обрабатывается и делаются выводы о предрасполагающих факторов к артериальной гипертензии: нарушение питания, употребление алкоголя, постоянные стрессовые ситуации. Следует отметить, что в процессе обсуждения раскрываются индивидуальные способности будущего специалиста сестринского дела, в частности: выбор стратегии и тактики обсуждения, способствующие повышению заинтересованности в обучении, росту познавательной активности и формированию профессиональной компетентности. Помимо этого, формируется толерантное отношение к различным мнениям и позициям собеседника.
На итоговом этапе осуществляется техническая обработка результатов проекта, с использованием медиатехнологий. Они способствуют не только развитию познавательного интереса, но и формированию информационной компетентности, дают возможность участвовать в онлайн-конференциях, позволяющих транслировать аудио- и видеоматериалы в режиме реального времени. Участие будущих специалистов в подобной конференции по теме проекта обеспечивает
гладкихВ.г., Ванчинова О.В.
Педагогические условия формирования
связь теории с практикой, стимулирует познавательный и исследовательский интерес участников.
Таким образом, предложенный и охарактеризованный нами комплекс педагогических условий способствует формированию исследовательских умений будущей медицинской сестры. Реализация первого условия способствует формированию умений целеобразо-вания, целеполагания, целеосуществления, образуя в совокупности организационно-целевой компонент. Второе педагогическое условие способствует развитию аналитиче-
Список литературы:
ского, профессионального мышления, навыков прогнозирования, формируя исследовательскую позицию и исследовательскую грамотность, аккумулируя в итоге когнитивно-содержательный компонент. Реализация исследовательского проекта, являясь третьи педагогическим условием, результирует уровень сформированности исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела, представленный самоанализом, самооценкой, рефлексией собственной деятельности, по существу составляя содержание рефлексивно-деятельностного компонента.
09.12.2014
1. Борытко Н.М. Методология психолого-педагогических исследований / Н.М. Борытко, А.М. Моложавенко, И.А. Со-ловцева; Под ред. Н.М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. - 2006. - 284с.
2. Гладких В.Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования [Текст]: монография / В.Г. Гладких. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО. - 2000. - 252 с.
3. Глазина Т.А. Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - №2. - С.52-55.
4. Матвеева Е.А. Проектные технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере инженерии // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 11. - С. 190-193
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед.вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ. - 2003. - 112-115с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бед М.: 2002. - 295с.
7. Стенина Т.Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник ОГУ. - №2. -2011. - С.344-346
8. Чернилевский. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2002.-437с.
9. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. - 2010.- №6. - С.182-188
10. Охтеменко О.В. Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления // Школьные технологии. - 2002. - №5. - С.18-22
Сведения об авторах:
Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр. Победы 13, к. 2, ауд. 2435, тел.: (3532) 372584, e-mail: [email protected], [email protected]
Ванчинова ольга Валерьев, соискатель кафедры общей и профессиональной педагогики 460000, г. Оренбург, ул. Ленинская 25, тел.: (3532) 77-00-96, e-mail: [email protected]