УДК 377.6:61
ББК Ч474.278+ Рр211 ГСНТИ 14.33.07 Код ВАК 13.00.08
Ситникова Ирина Анатольевна,
аспирант, кафедра экологии и географии, Шуйский филиал Ивановского государственного университета; заместитель директора по учебной работе, Сургутский медицинский колледж; 628400, ХМАО, г. Сургут, ул. Федорова, д. 61/1; e-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-исследовательская деятельность сестринского персонала; специалист сестринского дела; исследовательская деятельность студентов медицинского колледжа; исследовательские компетенции; сестринский диагноз.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается понятие «исследовательская деятельность студентов медицинского колледжа». Актуализируется значимость профессиональных исследовательских компетенций у будущих специалистов сестринского дела.
Sitnikova Irina Anatolievna,
Post-graduate Student of Department of Ecology and Geography, Shuya Affiliate of Ivanov State University; Deputy Director for Academic Studies of Surgut Medical College (Surgut).
STUDENTS' RESEARCH IN A MEDICAL COLLEGE
KEY WORDS: research activities of the nursing staff; specialist in nursing; students' research in a medical college, research competence; nursing diagnosis.
ABSTRACT. The article deals with the concept of "students' research in a medical college." The author specifies the significance of professional research competencies for future nursing professionals.
Деятельность медицинской сестры прошла определенный эволюционный путь и претерпела существенные изменения. В советской энциклопедии медицинская сестра определяется как лицо средней медицинской квалификации, работающее под руководством врача и выполняющее его назначения и некоторые процедуры [5]. Основными ее обязанностями являются уход под руководством врача и наблюдение за больным. Преобразования в отечественном здравоохранении, начавшиеся в конце XX столетия, приводят к введению в профессиональную терминологию понятия «сестринское дело» и переосмыслению роли медицинской сестры в профессиональном сообществе. Формируется новая модель деятельности медицинской сестры, согласно которой она становится партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе. Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменяющейся окружающей среды [1, с. 15].
Отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта являются причинами реформирования сестринского дела. Важность развития научных исследований была отражена в Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 9 января 2001 года № 4. В продолжение реформ на III Всероссийском съезде средних медицинских работников (Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.) был принят новый стратегический документ -Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. Важными задачами стратегии являются увеличение доли прикладных исследований, направленных на совершенствование системы оказания сестринской помощи и, что особенно важно, развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала и его участие в проведении комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения региона и страны.
Активно развивающимся направлением сестринского дела в настоящее время является доказательная сестринская практика (практика, основанная на доказательствах). В России решения, принимаемые медицинскими сестрами, редко основывались на результатах научных исследований. Сестринскую практику считают основанной на доказательствах, если для принятия решений используется интеграция индивидуального опыта с лучшими результатами, полученными в систематических исследованиях и при этом учитываются потребности пациента [8].
Сестринские исследования - это систематические исследования, цель которых -
© Ситникова И. А., 2014
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
163
расширение знаний об окружающем мире и решение проблем сестринского дела [2, с. 4].
Реформа здравоохранения в РФ, социально-экономические преобразования в обществе качественным образом повлияли и на содержание подготовки средних медицинских работников.
Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) первого и второго поколений не ставили исследовательскую деятельность одним из необходимых требований к квалификации медицинской сестры. Согласно новому ФГОС СПО будущая медицинская сестра должна обладать рядом профессиональных исследовательских компетенций.
Выпускники медицинского колледжа, медицинские сестры, в настоящее время относятся к категории специалистов в области сестринского дела. В соответствии с положением о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием [4] специалист в области сестринского дела должен осуществлять уход за пациентом с соблюдением всех этапов сестринского процесса, в котором значительная роль отводится постановке сестринского диагноза.
Совершенствование системы профессиональной подготовки высококвалифицированных медицинских сестер должно быть направлено (в числе прочего) на формирование у них способностей к «самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции» [3, с. 70]. Особое значение приобретает «развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала, проведение комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения региона и страны» [6, с. 21]. Таким образом, квалифицированные специалисты сестринского дела в условиях современного развития системы медицинской помощи населению должны выполнять совершенно новые функции, связанные с проведением в процессе трудовой деятельности прикладных исследований в рамках своей компетентности. Возникает проблема, встающая в первую очередь перед системой среднего профессионального образования: как изменить учебный процесс в медицинских колледжах таким образом, чтобы выпускники обладали исследовательскими компетенциями? На законодательном уровне этот вопрос решен в том аспекте, что подготовлен государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, в котором введена новая для медицинских колледжей форма итоговой аттестации - написание выпускной квалификационной работы. Для отечественной сис-
темы образования эта форма не является новой. Однако мы полагаем, что в контексте специальности «Сестринское дело» написание выпускной квалификационной работы на фоне общих положений должно иметь выраженную специфику, учитывающую как особенности подготовки в медицинском колледже, так и особенности образовательной программы среднего медицинского профессионального образования.
Сестринский процесс, участниками которого будут молодые специалисты, характеризуется постановкой сестринского диагноза. Для его постановки специалисту сестринского дела необходимо собрать информацию о пациенте - провести сестринское обследование пациента. Основными источниками информации о пациенте является сам пациент, его родственники, медицинский персонал, медицинская документация и специальная литература. Затем специалист сестринского дела анализирует полученные при обследовании данные и выявляет проблемы пациента - трудности, препятствующие пациенту в достижении оптимального здоровья (боль, страх, одышка и др.). Далее формулируется сестринский диагноз - описание реакции пациента на болезнь и его состояния (физиологического, психологического, духовного, социального).
Таким образом, специалист сестринского дела анализирует не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Это одно из важнейших отличий от врачебного диагноза. Используя методику сестринского обследования, специалист сестринского дела выясняет, что послужило причиной дискомфорта пациента. Задача специалиста сестринского дела - установить все существующие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармоничного состояния, выявить, что больше всего беспокоит пациента в настоящий момент, является для него главным, максимально облегчить состояние пациента в пределах своей компетенции и научить жить с хроническим заболеванием.
Выявив проблемы пациента и сформулировав сестринские диагнозы, сестринский персонал должен принять решение о том, кто из профессиональных работников здравоохранения способен помочь пациенту (врач, психолог, логопед, медицинская сестра, младшая медицинская сестра).
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что будущей медицинской сестре необходимы такие исследовательские компетенции, как способность самостоятельно осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на нее задач, а также для своего профессионального и лич-
ностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации; проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи; способствовать внедрению современных медицинских технологий; повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы [7, с. 8].
В контексте сказанного мы можем охарактеризовать понятие о исследовательской деятельности студентов медицинского колледжа следующими позициями. Во-первых, это поисковая деятельность, связанная со следующими аспектами: а) с получением информации о состоянии пациента; б) с обработкой полученных данных - их фиксацией, анализом, обобщением, интерпретацией; в) с принятием продуктивного решения. Во-вторых, речь идет о такой исследуемой студентом колледжа информации, которая является новой, ранее неизвестной будущему специалисту сестринского дела. В этом проявляется одна из особенностей будущих специалистов: для них в будущей профессиональной деятельности каждый пациент будет уникальным носителем ранее неизвест-
ной информации. В-третьих, основная информация специалисту сестринского дела будет поступать от реального пациента, что роднит исследовательскую деятельность будущего специалиста с естественнонаучным исследованием. Такой тип информации называют референтной (перцептивной). В-четвертых, немаловажным является и то, что получаемая будущим специалистом информация является информацией о нарушении нормальной жизнедеятельности организма пациента; это негатив, который актуализирует ценностные ориентации профессиональных компетенций. Резюмируя сказанное, можно охарактеризовать исследовательскую деятельность студентов медицинского колледжа как деятельность поискового характера, связанную с получением и обработкой новой, ранее неизвестной будущему специалисту сестринского дела перцептивной информации о состоянии пациента с последующим принятием продуктивного и гуманного решения о надлежащей помощи. Становится очевидным, что в структуре подготовки будущих медицинских сестер важным условием является исследовательская деятельность, а современной системе здравоохранения нужен специалист-исследователь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. М. : ГЭОТАР -Медиа, 2009.
2. Островская И. В. От доказательств - к практике // Медицинская сестра. 2012. № 8. С. 4-8.
3. Перфильева Г. М., Камынина Н. Н., Островская И. В., Пьяных А. В. Теория сестринского дела: учебник для студентов медицинских вузов. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2010.
4. Положение о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденное приказом МФ РФ № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».
5. Популярная медицинская энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1963.
6. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, г. Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт специальности 060501 Сестринское дело (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 12.11.2009).
8. Ciliska D. Evidence-based nursing: how far have we come? What's next? // Evid. Based Nurs. 2006. № 9. Р. 38-40.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Червова.