УДК 614+378
Глухих Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, начальник отдела высшего сестринского образования, Уральский государственный медицинский университет, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, [email protected], Екатеринбург
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье раскрываются проблемы и перспективы профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием, роль бакалавра сестринского дела в медико-социальной помощи населению, интегративные тенденции в профессиональном образовании специалистов социальной сферы и бакалавров сестринского дела, способы и методы интеграции профессиональной деятельности медицинских сестер, социальных педагогов и работников социальной сферы для реализации программ по медико-социальной реабилитации с учетом социально-экономических условий и социальных потребностей общества в гуманизации и социализации людей с ограниченными физическими возможностями.
Ключевые слова: медицинские сестры с высшим образованием, бакалавры сестринского дела, социальные работники, социальные педагоги, медико-социальная помощь, медико-социальная реабилитация, интегративные тенденции в профессиональном образовании медицинских сестер и социальных работников.
В соответствии с требованиями Болон-ской декларации с 2011 г. в медицинских образовательных учреждениях высшего образования началась подготовка бакалавров по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» из числа не только выпускников медицинских колледжей, но и выпускников школ. Социальная роль, цели и задачи бакалавриата состоят в подготовке медицинской сестры с высшим медицинским образованием для оказания высококвалифицированной медицинской помощи, сохранения и обеспечения здоровья населения, улучшения качества его жизни путем оказания сестринской помощи и ухода, проведения профилактической и реабилитационной работы, повышения эффективности деятельности сестринского персонала. Из бакалавров сестринского дела должен формироваться первичный уровень управленческого звена сестринской службы - старшие медицинские сестры, тем более, что с введением нового ФГОС в среднем образовании прекращена подготовка по повышенному уровню медсестер-организаторов. Следующее приоритетное направление деятельности бакалавров -профилактическая работа с населением, в первую очередь в создаваемых в настоящее время «Центрах здоровья», «Школах для пациентов», отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, а также деятель-
ность в области медицинской реабилитации и паллиативной помощи. В настоящее время возрастает роль (активность) сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения по таким важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное материнство. На сестринский персонал с высшим образованием возлагается и обязанность обучения населения приемам оказания неотложной помощи, методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов. Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах медицинской помощи: центрах медико-социальной помощи, дневных стационарах, службах ухода на дому. Накоплен положительный опыт профилактической работы медицинских сестер с высшим сестринским образованием в медико-профилактических отделениях, в кабинетах планирования семьи, в центрах (кабинетах) по формированию здорового образа жизни, таких как «Школа активного долголетия», «Здоровье для здоровых», «Астма-школы», «Школы диабета», «Артериальная гипертония» и др.
На втором этапе реализации Федеральной программы развития здравоохранения (2016-2020 гг.) планируется: приоритетное развитие профилактической работы с использованием персонала со средним и высшим сестринским образованием в системе первичной медико-санитарной помощи; усиление сестринскими кадрами с высшим образованием патронажной и реабилитационной деятельности; внедрение системы «стационаров на дому», обеспечиваемых мобильными, специально оснащенными патронажными бригадами; совершенствование и расширение стационар-замещающих медицинских технологий; создание сети учреждений восстановительного лечения, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилизации работающих учреждений; внедрение высокотехнологичных реабилитационных методик с использованием потенциала медицинских работников с высшим сестринским образованием. Перед факультетами высшего сестринского образования (ВСО) поставлена задача по подготовке медицинских сестер с высшим образованием в соответствии с мировыми стандартами, современным состоянием здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, а также с учетом перспектив их профессионального роста и личностного развития в современных социально-экономических условиях.
В соответствии с ФГОС-3 приоритетным направлением деятельности бакалавров сестринского дела является организация и проведение реабилитационных программ, в том числе и хоспис-паллиативной помощи, что невозможно без использования принципов интеграции в процессе профессиональной подготовки. Реализация заданного приоритета по подготовке профессионала, обладающего «социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной и другими компетенциями» [7, с. 17], требует применения «принципа опережающего характера образования, использования развивающих технологий обучения» [7, с. 17]. Реализация интегративных тенденций в профессиональной подготовке специалистов социальной, социально-педагогической и медицинской сферы деятельности, различных социальных институтов необходима, прежде всего, в профессиях «человек - человек», что под-
тверждено проводимыми исследованиями [6] профессиональной деятельности медицинских работников и специалистов социальной сферы (социальных педагогов и социальных работников).
Обновление содержания образования с использованием гуманистических принципов, развитие и совершенствование его форм, методов и технологий, причем в социальных областях знаний и практической деятельности (социальная педагогика, социальная работа, медицина и др.) помогают готовить специалистов, которые рассматривают человека как самоценную личность, индивидуальные проблемы которого приобретают социальную значимость.
Проблемам становления, развития социальной работы как науки и практики, профессиональной подготовки социальных работников в России посвящено много методологических, теоретических, научно-практических и иных работ (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. И. Жуков, М. В. Фирсов и др.). Социальная работа в самом общем виде - это деятельность по оказанию помощи инвалидам, людям без определенного места жительства, пожилым людям, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных проблем, препятствующих полноценному социальному функционированию личности. Объект социальной работы - человек, нуждающийся в социальной защите вместе с системой социальных отношений (устойчивыми связями между субъектами, группами и слоями общества).
Специалист социальной работы при диагностике проблем клиента всегда сталкивается с необходимостью проводить санитарно-гигиеническое обследование как самого клиента, так и его места жительства. Без взаимодействия органов социальной защиты с органами здравоохранения (в том числе санэпиднадзором) и полицией проблемы, связанные с состоянием здоровья клиентов, окружающих их людей, с условиями их проживания, а также их социальные проблемы - решить невозможно.
Проблема интеграции профессиональной подготовки и профессиональной деятельности медицинских специалистов и социальных работников начала рассматриваться
относительно недавно. В ведущих медицинских вузах страны, в том числе в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет», открыты кафедры социальной работы и ведется подготовка бакалавров по социальной работе, проводятся научные конференции и семинары по проблемам интеграции деятельности специалистов медицинской и социальной сферы. С 2015 г. начинается обучение в магистратуре по направлению «Социология медицины» для подготовки работников в медико-социальной сфере, в том числе продолжают профессиональное образование бакалавры социальной работы и сестринского дела. Обучение в магистратуре предлагает специализацию по трем направлениям: управление медицинской организацией, управление сестринской деятельностью, экономика здравоохранения.
В исследовании, посвященном медико-социальной деятельности, Т. В. Васильева подчеркивает, что «в мировой практике здравоохранения большое значение имеет профессиональная деятельность медиков и социальных работников. Повседневно на этапах оказания медицинской помощи встают вопросы соблюдения прав, выполнения обязательств, сохранение гарантий на объем и качество оказываемых медицинских услуг, обоснованности в отказе от медицинской помощи и многое другое. Вопросы взаимоотношения клиента, нуждающегося в медицинской помощи, и субъекта здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь, представляют собой содержание деятельности социальной работы» [4, с. 135]. Далее Т. В. Васильева утверждает, что «распространению практики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в российском здравоохранении мешает ведомственная разобщенность, что нередко является камнем преткновения для реализации самых прогрессивных программ и проектов в области охраны здоровья населения» [4, с. 136]. Автор приходит к выводу, что в современных условиях необходимо вовлечение в сферу социальной деятельности медицинских работников со средним профессиональным образованием, желающих повысить уровень своего образования без кардинального изменения зоны профессиональной деятельности.
Взаимодействие социальных и медицинских работников становится сегодня предметом многих научных и практических исследований, но проблема интеграции деятельности медицинских сестер с высшим образованием и социальных педагогов не освещалась отдельно. Профессиональная деятельность социальных педагогов и медицинских сестер имеет одно общее начало - их деятельность направлена на помощь здоровью людей, медики заботятся о физическом состоянии человека, социальные педагоги - о его социальном здоровье.
В исследованиях, посвященных непрерывному профессиональному образованию медицинских сестер [5], рассматривалась возможность интеграции профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных педагогов. Для этого были изучены квалификационные характеристики социальных педагогов по стандартам профессиональной подготовки и некоторым научным публикациям. Для сравнения выделены аналогичные показатели профессиональной деятельности: цель, функции, объекты, виды, результаты деятельности и профессиональные умения.
Цель деятельности этих специалистов общая - оказание помощи различным категориям населения, но медицинские сестры такую помощь оказывают в профилактике и лечении человека, а социальные педагоги -в его социализации и ресоциализации.
Из анализируемых источников были выделены общие виды деятельности этих специалистов - диагностическая, организационная, прогностическая, профилактическая, реабилитационная, посредническая, исследовательская. Медицинские сестры сосредотачивают свою деятельность, в основном, на лечебно-диагностическом, медико-профилактическом, реабилитационном направлениях, а социальные педагоги занимаются преимущественно социально-диагностической и социально-профилактической деятельностью. Педагогическая деятельность свойственна и тем, и другим специалистам, но медицинские сестры связывают эту деятельность с просветительской работой. Для социальных педагогов это один из основных видов деятельности, в их функции входит формирование социальных знаний, умений и навыков, если таковые отсутствуют или
слабо развиты у личности. Также одной из основных функций деятельности у социальных педагогов является защита прав клиента, организация процесса их реализации. Организационно-управленческая и исследовательская работа являются перспективным видом трудовой деятельности для представителей обеих профессий, реализовать которые в полном объеме можно при продолжении обучения в магистратуре.
Среди общих профессиональных умений выделены следующие: диагностические, технологические, посреднические, организаторские и прогностические. У каждого специалиста есть свои особенности. Для медицинских сестер специфика определяется особенностями профессиональной работы с пациентом, эти умения мы назвали специальными технологическими умениями, важны в их работе и социально-коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакты с пациентами независимо от их возраста, социального статуса и других особенностей. Для социального педагога коммуникативные умения являются профессионально значимыми, т. к. средством воздействия на клиента является коммуникация, для него важны проективные умения, определяющие основное содержание деятельности, влияющие на конечный результат. Для социального педагога необходимы рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на клиента. Для медицинской сестры тоже в определенной степени необходимы рефлексивные умения, но ее деятельность строго определяется соответствующими медицинскими стандартами, что ограничивает возможности их развития [11].
И наконец, результаты деятельности. И в том, и в другом случаях деятельность направлена на создание условий для полноценной жизни человека в обществе. Но у медицинских сестер результатом их деятельности является создание условий для профилактики, лечения и просвещения человека. У социальных педагогов - условия для профилактики, социализации и ресоциализации человека.
Таким образом, необходимая интеграция профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных педагогов
является значительным резервом медико-социальной деятельности и требует соответствующего современного обеспечения профессиональной подготовки бакалавров сестринского дела. Это в свою очередь ставит следующую задачу - как в рамках ФГОС-3 определить содержание, формы и методы такой интеграции. Это возможно в рамках вариативной части стандартов, а также в организации и учебно-методическом обеспечении различных видов практик. На сегодняшний день организация на современном уровне такого социально значимого направления, как медицинская реабилитация испытывает кадровый дефицит из-за отсутствия в достаточном количестве профильных специалистов, таких как логопед-афазиолог, психолог, инструктор-методист ЛФК, социальный работник, специалист по социальной работе, специалист по маршрутизации и т. д. С большой проблемой в кадровом обеспечении квалифицированными специалистами при организации хоспис-паллиативной помощи сталкиваются организаторы здравоохранения и работодатели, пытаясь поднять уровень данного вида медико-социальной помощи от сложившихся на сегодняшний день реалий до требуемых мировых стандартов и социальных запросов общества [10]. При соответствующей последипломной подготовке многие из этих функций могли бы выполнять бакалавры с высшим сестринским образованием.
Необходимое реформирование практической деятельности требует четких представлений у медицинских работников о реабилитационном процессе, медицинской составляющей медико-социальной помощи, целях, задачах, способах планирования, реализации и оценке эффективности деятельности. Неслучайно в новые федеральные образовательные стандарты высшего и среднего медицинского образования включены такие дисциплины, как «Основы реабилитации» в базовую часть профессионального блока, а в вариативную часть - «Основы хоспис-паллиативной помощи», «Основы медико-социальной экспертизы», «Сестринское дело в социальном обслуживании населения».
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, для реализации компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе по дисциплине активных
и интерактивных форм проведения занятий, что обеспечивается решением ситуационных задач, методами деловой игры, дискуссии, мозгового штурма, моделированием конкретных ситуаций - различных реабилитационных программ. Освоение практических знаний предусмотрено на симуляторах, фантомах, муляжах, а также в медицинских учреждениях соответствующего профиля при получении информационного согласия пациентов. Таким образом, кадровым резервом для работы в области медицинской реабилитации являются выпускники отделения высшего сестринского образования. Необходимо расширить клиническую подготовку по данному профилю, т. к. востребованность данных специалистов велика, что подтверждено научными исследованиями и опытом
работы в ведущих клиниках Российской Федерации и мира [12; 13].
С появлением факультетов высшего сестринского образования в России у медицинских сестер появилась реальная возможность совершенствовать свой профессиональный уровень, а также внести весомый вклад в медицинское обеспечение социальной помощи и медико-социальной реабилитации. Выпускники высших медицинских образовательных учреждений - бакалавры сестринского дела, овладевая фундаментальными знаниями, приобретая профессиональные умения и навыки на базе университетских клиник, имеют гарантированные возможности для профессиональной реализации, в том числе в социально значимых направлениях медицинской деятельности [14].
Библиографический список
1. Агафонова Г. А. Роль и задачи сестринской службы в оказании медико-социальной помощи людям пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. - 1996. - № 2. - С. 12-15.
2. Бородулина Т. В., Подгаева В. А., Шар-дин Л. А. Проблемы и перспективы развития высшего сестринского образования в Уральской государственной медицинской академии // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии, 2008. -С. 434-436.
3. Валентович Л. И. Организационные аспекты и инновационные технологии подготовки и деятельности специалистов с высшим сестринским образованием: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 2002. - 25 с.
4. Васильева С. Г. Организационно-педагогические условия формирования компетентности будущих медицинских сестер: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2005. - 190 с.
5. Глухих С. И. Интегративно-деятельностный подход в подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании: монография. - Екатеринбург, 2011. - 120 с.
6. Глухих С. И. Интеграция профессиональной деятельности медицинских сестер и социальных педагогов // Педагогическое образование и на-
ука. - 2012. - № 6. - С. 32-38.
7. Ларионова И. А. К вопросу об интегратив-ной подготовке специалистов социальной сферы // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - № 1. - С. 16-25.
8. Перспективы интеграции медицинского, социального и гуманитарного образования для здравоохранения и социальной защиты населения: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. мед. академии, 2012. - 328 с.
9. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы (изв.) // Сестринское дело. - 2009. - № 5. - С. 4-7.
10. Donley R., Flaherty M. J. Professional Pathways in Nursing: options to seek, start and sustain a career // The Journal of Issues in Nursing. -2008. - Vol. 13, № 3. - Р. 18-23.
11. Kramer M. Reality shock: why nurses leave nursing. - St. Louis: C. V. Mosby, 1974. - 176 p.
12. Skipper J. K., Lonard R. C. The role of the hospital nurse: Is it instrumental or expressive? // Social Interaction and patient care. - Philadelphia: J. B. Lippincott. - 1975. - Р. 40-48.
13. Francoise Delamare Le Deist & Jonathan Winterton // Human Resource Development International. - March 2005. - Vol. 8, № 1. -Р. 27-46.
14. Potter P. Fundamentals of nursing, process and practice P. Potter, F. Perry. - Mosdi J., 1993. -126 p.
Поступила в редакцию 28.11.2015
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Gluhih Svetlana Ivanovna
Dr. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Heard of Department of Higher Nursing Education of the Ural Medical University, [email protected], Ekaterinburg
PECULIARITIES OF TRAININQ NURSES IN MODERN VOCATIONAL EDUCATION
Abstract. The article describes the problems and prospects of training of nurses with higher medical education, the role bachelor of nursing in undergraduate medical and social care, integrative trends in vocational training of experts of social sphere, techniques and methods for integrating professional activities of nurses and social workers to implement programs of medical rehabilitation, taking into account the socio-economic conditions and social needs of society in the humanization and socialization of people with disabilities.
Keywords: nurses with higher education, bachelor of nursing, social workers, social workers, medical and social assistance, medical and social rehabilitation, integrative trends in vocational education.
References
1. Agafonova, G. A., 1996. Rol'i zadachi sestrin-skoj sluzhby v okazanii medico-sotsial'noj pomoshi l'ud'am pozhilogo i starcheskogo vozrasta [Role and tasks of nursing service in the provision of medical and social care for people elderly]. Meditsinskaja po-mosh [Medical Assistance], 2, pp. 12 (in Russ.)
2. Borodulina, T. V, Podgaeva, V A., Shardin, L. A., 2008. Problemy i perspektivy razvitia vysshego ses-trinskogo obrzovania v Ural'skoj gosudarstvennoj meditsinskoj akademii [Problems and prospects of higher nursing education in the Ural State Medical Academy]. Sotsial'naja rabota i sestrinskoe delo v sisteme zdravoochranenia i sotsial'noj zashity nase-lenia: problemy professional'noj dejatel'nosti i perspektivy podgotovki kadrov [Social work and nursing in the health system and social security population: problems and prospects of professional activities Training: Materials of inter-regional scientific-practical. Conf.]. Ekaterinburg: Ural. state honey. Academy, Publ., pp. 434-436. (in Russ.)
3. Valentovich, L. I., 2002. Organizatsionnye as-pekty i innovatsionnye technologii podgotovki I de-jatel'nosti spetsialistov s vysshim sestrinskim obra-zovaniem [Organisational aspects and innovative technology training and operations specialists with higher nursing education]. Cand. Sci. (Med.). Krasnoyarsk, 25 p. (in Russ.).
4. Vasil'yeva, S. G., 2005. Organizatsionno-peda-gogicheskie uslovija formirovanija kompetentnos-ti budushich meditsinskich sest'er [Organizational-pedagogical conditions of formation of competence of future nurses]. Cand. Sci. (Ped.). Yakutsk, 190 p. (in Russ.)
5. Gluhih, S. I., 2011. Integrativno-dejatel'nos-tnyj podhod v podgotovke meditsinskih sest'er v nepreryvnom professional'nom obrazovanii [Inte-grative-active approach in the preparation of nurses in continuing professional education]. Ekaterinburg,
120 p. (in Russ.).
6. Gluhih, S. I., 2012. Integratsia professinalnoj de-jatelnosti meditsinskih sest'er i sotsialnyh pedagogov [Integration of professional work of nurses and social workers]. Pedagogiheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 6, pp. 32-38 (in Russ.).
7. Larionova, I. A., 2011. K voprosu ob inteqra-tiwnoj podgotovke spetsialistov sotsial'noj sfery [On the question of integrative social training]. Vestnik sotsial'no-gumanitarnoqo obrazovania i nauki [Bulletin of the social and humanitarian education and science], 1, pp. 16-25 (in Russ.).
8. Perspektivy integratsii meditsinskogo, sotsial-nogo i gumanitarnogo obrazovania dl'a zdravoohrane-nia i sotsial'noj zashity naselenia [Prospects for the integration of medical, social and humanitarian education for health and social protection of the population: Materials of inter-regional scientific-practical. Conf.]. Ekaterinburg: Ural state honey. Academy Publ., 2012, 328 p. (in Russ.)
9. The program of Nursing in the Russian Federation for 2010-2020 (Math.). Nursing. 2009, 5, pp. 4-7 (in Russ.).
10. Donley, R., Flaherty, M. J., 2008. Professional Pathways in Nursing: options to seek, start and sustain a career. The Journal of Issues in Nursing. Vol. 13, 3, pp. 18-23.
11. Kramer, M., 1974. Reality shock: why nurses leave nursing. St. Louis: C. V. Mosby, 176 p.
12. Skipper, J. K., Lonard, R. C., 1975. The role of the hospital nurse: Is it instrumental or expressive? Social Interaction and patient care. Philadelphia: J. B. Lippincott, pp. 40-48.
13. Francoise Delamare Le Deist & Jonathan Winterton. Human Resource Development International, Vol. 8, No. 1, March 2005, pp. 27-46.
14. Potter, P., 1993. Fundamentals of nursing, process and practice P. Potter, F. Perry. Mosdi J., 126 p.
Submitted 28.11.2015