УДК 37.016:377: 614.253.5-052
Ванчинова О.В., Гладких В.Г.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье обосновывается необходимость формирования научно-исследовательских умений будущих медицинских сестер в процессе обучения в медицинском колледже. Актуализируется значимость научно-исследовательских умений в практическом здравоохранении и наличие соответствующих им организационно-педагогических условий в процессе профессиональной подготовки. Приводятся данные эмпирического исследования состояния процесса формирования рассматриваемых умений в подготовке будущих медицинских сестер в медицинском колледже.
Ключевые слова: исследовательские умения, научно-исследовательские умения, будущая медицинская сестра, профессиональная подготовка в медицинском колледже.
Качество современного здравоохранения и состояние здоровья населения в первую очередь зависят от профессионализма медицинских работников, в частности, медицинской сестры. Средний медицинский персонал составляет самую многочисленную категорию сотрудников и рассматривается как особо значимый ресурс практического здравоохранения. В современных условиях значительно возросли требования к будущему специалисту сестринского дела, вызванные низкими показателями здоровья населения, запросом конкретных работодателей и других заинтересованных субъектов рыночных отношений.
Как известно, современный рынок труда рассматривает медицинских сестер как персонал, способный проводить и организовывать научно-исследовательскую работу в лечебно-профилактическом учреждении, владеющий научно-исследовательскими умениями. Соответственно медицинская сестра, согласно ожиданиям работодателей, характеризуется как личность, обладающая инициативой, самостоятельностью в принятии решений. В медицинской периодике последних лет отмечается, что в зарубежной модели сестринского дела именно такой персонал работает в клиниках, проводит научные исследования, которые позволяют систематизировать их работу, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, улучшающие состояние пациента [6, с. 42]. Однако подчеркнем, что выпускники отечественной системы среднего медицинского профессионального образования не соответствуют предъявляемым требованиям и не владеют научно-исследовательскими умениями в той мере, которая необходима современному здравоохранению, рабо-
тодателю, а главное, удовлетворению потребностей населения в профилактике, лечении заболеваний и реабилитации.
Общеизвестно, что современная медицинская сестра осуществляет уход за пациентом, проводит восстановительное лечение, обучает правильному образу жизни при хронических заболеваниях и травмах, влекущих потерю трудоспособности, элементам самоухода и социально адаптированного поведения в обществе, проводит санитарно-просветительную работу с населением. От того, насколько такая работа выполняется профессионально, грамотно и научно обоснованно, зависит в целом качество оказываемых услуг и здоровье населения.
Указанная нами проблема обратила на себя внимание и на научно-практической конференции «Сестринские исследования: интеграция теории и практики» в 2007 году [9, с. 42]. Особенности научного подхода в сестринском деле, в основе которых лежит улучшение качества оказываемой помощи населению, охарактеризованы в работах Перфильевой И.Г., По-допригора Г.М., Бубликовой И.Н. Они считают, что сегодня медицинская сестра - не только помощник врача, а самостоятельная профессиональная единица со сформированным научно-практическим потенциалом [4, с. 40]. Совершенно очевидно, что здравоохранение нуждается именно в таких профессионалах, а формирование научно-исследовательских умений будущих медицинских сестер является актуальной проблемой профессионального образования.
Внедрение новых образовательных стандартов как ответа на актуальную потребность в медицинской сестре нового типа предопределило необходимость разработки и реализации
инновационной стратегии в подготовке медицинских кадров среднего звена. Формированию исследовательских умений студентов отводится в ней приоритетная роль. Оно рассматривается нами также как одна из ключевых компетенций будущей медицинской сестры. Мы полагаем, что формирование указанных умений должно осуществляться в процессе изучения специальных дисциплин, представленных согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) профессиональными модулями. Соответственно, задачи данного процесса состоят в том, чтобы обучить будущих медицинских сестер в процессе профессиональной подготовки в медицинском колледже основам научного исследования, сформировать мотив научно-исследовательской деятельности и научно-исследовательские умения. Решение таких важных задач позволит не только повысить качество подготовки медицинских сестер, но и преобразует доктрину образовательного процесса в среднем профессиональном образовании в практико-ориентированный контекст.
Обратимся к научной трактовке основных понятий, включенных в анализируемый нами феномен: «умения», «научные знания», «исследовательские умения», «научно-исследовательские умения». Определяя сущность понятия «умение» разные авторы трактуют ее по-разному. Так, С.Я. Батышев «умение» определяет как способность работника, образующуюся на основе знаний и приобретенных навыков, продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять определенную работу. С точки зрения В.А. Сластенина, «умение» понимается как умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью. Оно образуется в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. А.В. Усова, в свою очередь, рассматривает «умение» как способность к целенаправленной и результативной деятельности. Анализ приведенных трактовок позволил нам сделать вывод о том, что «умение» это действие, направленное на результат, основу которого составляют научные знания и практическая деятельность.
Научные знания, в свою очередь, включают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира [5, с. 149]. В соответствии с образовательной функцией они
должны стать достоянием будущего профессионала, войти в структуру его опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.
Обращение к характеристике исследовательских умений как педагогического понятия привело нас к выводу о том, что сфера его использования в научно-педагогической литературе очень ограничена: отсутствует точное определение и характеристика компонентов.
Отметим, что изучение научной литературы позволило нам уточнить сущность понятия «умение» как действия, совершаемого в деятельности, а понятия «исследование» как изучения, выяснения каких-либо фактов, процессов или явлений на основе имеющихся знаний. Соответственно, исследовательские умения - это способность обучаемого эффективно выполнять действия, на основе использования знаний, адекватных содержанию каждого уровня системы образования, по решению возникшей перед ними задачи, на основе имеющихся знаний и умений [6, с. 35]. Таким образом, готовность к осуществлению научно-исследовательской деятельности на основе использования знаний и практических умений, с осознанием цели, условий и средств деятельности является профессионально значимым качеством личности будущей медицинской сестры.
Научно-исследовательские умения в силу их разноаспектной практико-ориентированной специфики представляют весьма сложную структуру и включают несколько компонентов. Исследователи Е.Ю. Никитина, А.Л. Мазалец-кая считают, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов зависит от следующих компонентов: развития инфраструктуры научной и инновационной деятельности образовательного учреждения; мотиваци-онного, ориентационного, деятельностного подходов; проблемных лекций, практических занятий с элементами исследования, методических требований и рекомендаций по организации различных форм научно-исследовательской деятельности [2, с. 61].
Мы полагаем, что согласно исследовательским приоритетам целесообразно выделить 3 компонента: мотивационный, проявляющийся в виде познавательного интереса; содержательный, представленный специальными знаниями,
касающимися специфики, организации и проведения научного и учебного исследования, и предметными знаниями, обеспечивающими понятийную базу изучения и выяснения определенных процессов, фактов, явлений; операционный, включающий систему специальных, интеллектуальных и предметных умений.
В целом, научно-исследовательские умения - это спрогнозированные способы действия, обеспечивающие достоверность и объективность исследования, основанного на научных знаниях, в соответствии с его логикой.
Одним из основных средств формирования научно-исследовательских умений будущих медицинских сестер является научно-исследовательская деятельность, которая рассматривается как целенаправленная организованная индивидуальная или групповая работа, направленная на решение профессиональных задач и реализуемая в сотрудничестве с преподавателем в аудиторной и внеаудиторной работе. Ее результативность зависит от системности и последовательности, научно-педагогического обеспечения, владения преподавателем научно-исследовательскими умениями, готовности преподавателя заниматься научно-исследовательской деятельностью со студентами, тем самым повышая мотивацию студентов в данной области. Ряд исследователей считают, что эффективность научно-исследовательской деятельности студентов зависит от ряда педагогических, психологических и организационных условий [2, с. 61].
Ключевые задачи условий формирования научно-исследовательских умений будущих специалистов сестринского дела преимущественно состоят в том, чтобы: сформировать ценностные ориентиры научной деятельности; сформировать особым образом организованную образовательную среду, способствующую развитию навыков самостоятельной и творческой работы студентов; развить навыки совместной научной деятельности в рамках творческой группы, имеющей единые цели и задачи; сформировать умения ведения научной работы, что влечет за собой становление специалиста-исследователя в стенах колледжа; создать интеллектуальные продукты на основе совместной работы преподавателей и студентов колледжа, составляющие основу дальнейшего глубокого и систематического изучения профильных дисциплин.
Таким образом, роль преподавателя в организации и проведении научно-исследовательской деятельности в процессе обучения заключается в создании необходимых условий для интеграции науки и образования в рамках среднего профессионального образования, реализации научного потенциала личности студента медицинского колледжа, подготовке конкурентоспособного выпускника со сформированными научно-исследовательскими умениями.
Проблема формирования научно-исследовательских умений будущих медицинских сестер достаточно актуальна в условиях современного профессионального образования. Для подтверждения актуальности обозначенной проблемы мы провели исследование, в котором приняли участие 120 человек - студенты отделения «Сестринское дело» Оренбургского областного медицинского колледжа. Его цель -установить, насколько студенты владеют научно-исследовательскими умениями в объеме, востребованном населением и работодателем, то есть учреждениями практического здравоохранения. Данное исследование включало цикл вопросов, позволяющих определить степень владения научно-исследовательскими умениями; мотивами исследовательской деятельности; отношением к ней. Мы намеривались выяснить также, умеют ли студенты решать исследовательские задачи. Все эти вопросы необходимы для предоставления информации, связанной с изучением готовности студентов к исследовательской деятельности.
Обратимся к результатам и их краткому комментарию. На вопрос «Необходимо ли, на Ваш взгляд, развивать исследовательские умения в учебной деятельности» все студенты ответили утвердительно, однако в ответах на другой вопрос, «Владеете ли Вы исследовательскими умениями», «владею хорошо» подтвердили 17%, «владею слабо» - 47%, «не владею» -12%. Соответственно, такая расстановка приоритетов обусловила необходимость задать следующий вопрос - «Что Вы вкладываете в понятие исследовательские умения?». Ответы распределились следующим образом: «это система интеллектуальных, практических умений и навыков, которые формируются в ходе решения учебно-исследовательских задач» - 25%; «они необходимы для саморазвития» - 18%; «они важны для решения проблем пациента и улуч-
шения качества ухода» - 15%; «они связываются с формированием умений и навыков исследовательского характера» (15%); 7% из числа опрошенных не смогли четко выразить свое понимание вопроса, а 2% вовсе не смогли ответить на этот вопрос. Предварительный итог анализа полученных ответов позволил нам прийти к выводу о том, что, несмотря на отмеченную всеми студентами значимость развития исследовательских умений, не все четко понимают их сущность. Выяснилось, что уровень владения данными умениями низкий, так же как и редкое выполнение заданий исследовательского характера в учебной деятельности.
Мы попытались выяснить также, в чем состоят ведущие мотивы исследовательской деятельности. В числе наиболее предпочтительных мотивов студенты подчеркнули «формирование ключевых компетенций» (20%); «продолжение обучения в медицинской академии» -10%; «самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, самообразование, осознанное планирование повышения квалификации» - 25%; «поиск хорошо оплачиваемой работы» - 30%; «проведение исследовательской работы по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствование внедрению современных медицинских технологий» - 15%. Приведенные ответы свидетельствуют о том, что студенты мотивированы на учебно-исследовательскую деятельность, что подтверждает положительный ответ большинства студентов на ранее заданный вопрос «Ваше отношение к исследовательской работе». Очевидно, что студенты заинтересованы в обучении, которое формирует научно-исследовательские умения, так как оно напрямую связано самым непосредственным образом с их дальнейшей профессиональной деятельностью, возможностью быть конкурентоспособным на рынке труда и улучшением своего материального благополучия.
Выявление мотивов учебно-исследовательской деятельности и заинтересованности обучающихся в формировании исследовательских умений определенным образом связано было для нас со следующим вопросом: «Умеете ли Вы решать исследовательские задачи». Ответ «да» дали 25% респондентов и «нет» - 30%, « с помо-
щью преподавателя» ответили 45%. Вместе с тем большинство студентов - 80%, как свидетельствуют ответы на предыдущие вопросы, проявляют интерес и желание к такому виду заданий. Соответственно, отвечая на вопрос «Какие трудности у Вас возникают при решении исследовательских задач», студенты отметили «неумение составить план исследования» (22%); «неумение выбрать приоритетную проблему» - 25%; «анализ литературы» - 25%; «неумение читать условие исследовательской задачи» - 15%; «неумение выделять обобщенный алгоритм решения задачи» - 12%.
Обобщая данные нашего эмпирического исследования, мы получили очевидные ответы, свидетельствующие о том, что студенты не владеют умениями идентифицировать проблему, проводить ее анализ, правильно выбирать цель и формулировать задачи ее достижения, работать с литературой, оценивать результаты и своевременно вносить коррективы в процесс реализации поставленных задач. Мы отметили также, что одной из причин, объясняющих такое положение, является дефицит содержательной теоретической базы, ограниченно способствующей формированию практических умений исследовательского характера.
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал наличие желания и мотива исследовательской деятельности студентов, однако теоретический базис профессиональной подготовки будущих медицинских сестер в колледже в настоящее время не позволяет эффективно формировать научно-исследовательские умения согласно запросам практического здравоохранения и новым федеральным стандартам профессионального образования. На практических занятиях задания с элементами исследования носят ограниченный характер, выбор методов и средств обучения осуществляется преимущественно спонтанно, что в целом свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы по формированию учебно-исследовательских умений. Эффективное формирование исследуемого качества сдерживается также несформированнос-тью необходимых организационных условий. Соответственно, необходимо развить инфраструктуру научной и инновационной деятельности образовательного учреждения.
18.12.2012
Список литературы:
1. Качнев, В. И. Формирование у студентов исследовательских навыков / В. И. Качнев // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 79-80.
2. Мазалецкая, А. Л. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов вуза / А. Л. Мазалецкая // Вестник Университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. - 2011. - № 6. - С. 61-62.
3. Новиков, А. М. Формы обучения в современных условиях / А. М. Новиков // Специалист. - 2006. - № 8. - С. 27-28.
4. Новоселова, О. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов / О. Ю. Новоселов // Вестник высшей школы. - 2012. - № 11. - С. 35-37.
5. Перфильева, Г. М. Научные исследования в сестринском деле / Г. М. Перфильева // Медицинская сестра. - 2006. -№ 4. - С. 40-41.
6. Сестринские исследования за рубежом // Медицинская сестра. - 2008. - № 4. - С. 41-42.
7. Туркина, Н. В. Об организации сестринских исследований на современном этапе / Н. В. Туркина // Медицинская сестра. -2010. - № 1. - С. 42-43.
8. Цаплина, О. В. Формирование профессиональных умений / О. В. Цаплина // Специалист. - 2006. - № 2. - С. 33-34.
Сведения об авторах:
Ванчинова Ольга Валерьевна, соискатель кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, e-mail: [email protected] Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2435, тел. (3532) 372584, e-mail: [email protected]
UDC 37.016:377: 614.253.5-052 Vanchinova O.V., Gladkikh V.G.
Е-mail: [email protected], [email protected]
DEVELOPING RESEARCH SKILLS OF FUTURE NURSES AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
The necessity of forming the research skills of future nurses in training at the Medical College. Updated value of research skills in medical practice and the presence of the corresponding organizational and pedagogical conditions during training. The data of the empirical research on the state of the formation of skills addressed in the training of future nurses in the medical college.
Key words: research skills, future nurse, training at the Medical College.
Bibliography:
1. Cachnev, V. I. Formation of students' research skills / V. I. Cachnev // Higher Education Today. - 2008. - № 5. - Р. 79-80.
2. Mazaletskaya, A. L. Motivation research university students / A. L. Mazaletskaya // Bulletin of the University (the State University of Management). Sociology and Human Resources. - 2011. - № 6. - P. 61-62.
3. Novikov, A. M. Learning in modern conditions / A. M. Novikov // Specialist. - 2006. - № 8. - P. 27-28.
4. Novoselov, O. The research activities of students as a factor in improving the competitiveness of future specialists / O. Novoselov // Bulletin of high school. - 2012. - № 11. - P. 35-37.
5. Perfilieva, G. M. Research in Nursing / G. M. Perfilieva // Nurse. - 2006. - № 4. - P. 40-41.
6. Sister study abroad // Nurse. - 2008. - № 4. - P. 41-42.
7. Turkin, N. V. On the organization of nursing research at the present stage / N. V. Turkin // Nurse. - 2010. - № 1. - P. 42-43.
8. Tsaplina, O. Formation of professional skills / O. Tsaplina // Specialist. - 2006. - № 2. - P. 33-34.