дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
П.А. Апакаев, доктор пед. наук, профессор,
А.В. Рыбаков, канд. пед. наук, ст. преподаватель,
кафедра педагогики и образовательных систем,
Марийский государственный университет,
г. Йошкар-Ола, Россия,
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ*
В статье рассмотрены основные процессы, происходящие в современном образовании и обусловливающие изменения в содержании и методах воспитания учащихся, а также подготовке педагогических кадров. Авторы подчеркивают, что именно будущие учителя являются ключевыми фигурами в последующей реализации разного рода изменений и нововведений в образовательной системе российского общества. Необходимость поиска новых подходов к воспитанию учащихся в меняющихся условиях обостряет проблему этнокультурного воспитания школьников в поликультурном регионе. Выявлена необходимость подготовки будущих учителей начальных классов, при организации образовательного процесса в школе, к применению достижений этнопедагогики, содержащей значительный воспитательный потенциал. При повсеместном смешении и взаимопроникновении ментальных позиций народов различных государств приходится отмечать возрастающие риски манипуляции сознанием и мировоззренческими установками учителей, что может негативно отражаться на самом воспитательном процессе. Авторы акцентируют внимание на готовности учителей к применению средств краеведческой работы в воспитательной деятельности, которые способствуют решению задач толерантного и патриотического воспитания в поликультурном регионе. В статье обозначены основные направления работы по подготовке будущих учителей начальных классов к развитию личности школьника в этнокультурном воспитательном пространстве.
Ключевые слова: воспитание, этнопедагогика, учитель начальных классов, подготовка учителя, этнокультурное воспитание, поликультурный регион, патриотизм.
Современному учителю при построении образовательного процесса следует учитывать многие аспекты, определяющие жизнь социума: социальные, экономические, региональные, мировоззренческие позиции этноса и другие. Начальная школа, как одна из первых ступеней развития учащихся, призвана заложить необходимые основы для дальнейшего формирования личности, познакомить со значительным количеством факторов, обусловливающих существование общества. Если данный процесс протекает в многонациональном, поликультурном регионе, то во взаимопонимании
между участниками образовательного процесса возникают определенные сложности.
Меняющаяся парадигма образования также требует от учителя проявления профессиональной активности, гибкости и мобильности при сохранении незыблемых основ содержания образования.
Развитие личности школьника на современном этапе проходит в условиях пересмотра всей системы образования, его демократизации и гуманизации.
Демократизация образования — сама по себе явление непрерывное, предполагающее новое мышление, новое понимание
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 14-16-12007.
дискуссия
журнал научных публикаций
Меняющаяся парадигма образования требует от учителя проявления профессиональной активности, гибкости и мобильности при сохранении незыблемых основ содержания образования.
сущности человека, новый взгляд на учебно-воспитательный процесс. Педагог и обучающиеся становятся равноправными участниками образовательного процесса, что определяет организацию субъект-субъектных отношений между ними, учет потребностей, установок, возможностей всех участников педагогического взаимодействия.
Гуманизация в сис- =
теме образования предполагает сотрудничество профессионалов, учителей-единомышленников по социально-педагогическому заказу общества, в основе которого лежат общечеловеческие принципы и мораль, нравственные устои, провозглашающие уважение к человеку. Цель образования состоит в том, чтобы сформировать независимых, нравственно устойчивых граждан с аналитическим мышлением, широкими взглядами, владеющих глубокими знаниями правил и практики демократии, истории предшествующих поколений, обладающих своими неповторимыми качествами и чертами личности.
Современная неустойчивая социальная, экономическая, экологическая и демографическая ситуация в стране, реформация системы образования актуализируют возможность роста различных отклонений в личностном развитии и поведении отдельных людей.
Педагогическая наука определяет содержание школьного образования, основой которого являются, с одной стороны, общечеловеческая культура и общемировые ценности, а с другой — национальная, этнокультурная составляющая мировоззрения конкретной народности. В условиях глобализации, взаимопроникновения экзи-стенциональных позиций народов разных государств важно — при избирательном заимствовании положительных аспектов педагогической практики — чальных классов должна быть направлена сохранять национальные черты социума, на развитие у них способности — при по-
Младший школьный возраст, характеризующийся активным развитием личности, началом формирования мировоззрения,
выработки идеалов, норм и ценностей, наиболее подвержен внешнему влиянию, что налагает особую ответственность на учителей начальных классов.
не допускать манипуляций сознанием воспитателей со стороны различных псевдодемократических, рекреационных школ, так как это отрицательно сказывается на результатах проводимой ими воспитательной работы.
Сохранение и развитие духовной самобытности общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных систем воспитания подрастающего поколения, пересмотру позиций в области образования молодежи и внесения соответствующих изменений в систему профессиональной подготовки учителей.
Практическая реализация предложенных идей в полной мере возможна лишь при законодательном закреплении концепции национальной политики и организации национальных школ, становящихся средством приобщения, погружения человека в родную культуру, контакта и взаимообогащения с культурами других народов. Это, в свою очередь, могло бы способствовать демократизации общества в целом.
В связи с этим правомерно говорить о готовности педагога к развитию личности обучающегося в этнокультурном пространстве, применению в педагогической деятельности краеведческого материала, обладающего значительным воспитательным потенциалом в нравственном, патриотическом, гражданском, экологическом и эстетическом направлениях развития подрас-: тающего поколения1.
Младший школь -ный возраст, характеризующийся активным развитием личности, началом формирования мировоззрения, выработки идеалов, норм и ценностей, наиболее подвержен внешнему влиянию, что налагает особую ответственность на учителей начальных классов.
Подготовка будущих учителей
на-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
строении социальных взаимодействий — учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса, использовать знания различных теорий обучения и воспитания, основных образовательных программ, что является обязательным для процесса подготовки любых педагогических кадров.
Способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно решать профессиональные задачи, соблюдая принципы педагогической этики, способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывать особенности социокультурной ситуации развития обладают первостепенной важностью для учителя, работающего в поликультурной аудитории.
Подготовка современных учителей нуждается в обновленной педагогической практике, опирающейся на отечественную историю, берущую на вооружение передовые, прогрессивные научно-педагогические достижения, которые, занимая лидирующие позиции в деятельности всех общественных организаций, призваны развивать у учителей, учащихся и их родителей внутреннюю, духовную и интеллектуальную свободу. Это процесс медленный и противоречивый. Поэтому каждое новое веяние в педагогике, направленное на утверждение истинно демократической системы образования, является важным и необходимым шагом вперед в общественном прогрессе2.
Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к воспитанию учащихся в этнокультурном пространстве должен включать в себя овладение исторической, географической, культурологической и социально-экономической составляющими региона, формирование исследовательских компетенций и умение само- = стоятельно находить и применять на практике новые сведения о родном крае. Грамотно подобранный и использованный материал помогает в формировании положительных
Сохранение и развитие духовной самобытности общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных систем воспитания подрастающего поколения, пересмотру позиций в области образования молодежи и внесения соответствующих изменений в систему профессиональной подготовке учителей.
качеств личности учащихся, способствует их развитию. Изучение истории, географии, населения родного края способствует развитию бережного отношения к природе, уважения к старшему поколению, гордости за историю и достижения своих земляков. Постижение традиций своего и других народов, проживающих на территории республики и государства, формирует толерантность, оказывает помощь в организации межкультурного взаимодействия.
Уровень владения современными педагогическими технологиями, методами и средствами обучения и воспитания, умение правильно преподносить, излагать учебный и воспитательный материал также являются одной из характеристик подготовленности учителя.
Для применения современных интерактивных технологий следует развивать у будущего учителя умения осуществлять подбор воспитательного материала, наполнять содержанием воспитательное мероприятие, адаптировать к возрастным особенностям воспитанников, выбирать и применять методы и средства воспитания. Так, выступления с докладами с последующей организацией дискуссии, разработка и проведение уроков, а также создание сценариев воспитательных мероприятий и их воплощение готовят студентов к практической реализации полученных знаний. Самостоятельное определение темы занятия, выбор формы проведения, формулирование цели и задач, подбор краеведческого материала, методов и средств воспитания позволяют студентам более ответственно подойти к процессу подготовки к педагогической деятельности.
Представление студентами занятий по темам: «История улиц города», «Мой город в годы Великой Отечественной войны» и другим даст возможность про-= демонстрировать глубокие знания по истории своего края и России в целом.
Большое воспитательное значение имеют подготовленные студентами заня-
дискуссия
журнал научных публикаций
тия по культурологической составляющей региона, которые перекликаются с историей края и дополняют ее, например занятие на тему «Памятники и мемориалы города».
Мероприятие -
«О чем рассказывает наш герб» призвано развить у учеников чувство гордости за национальную принадлежность, за свой край, чувство патриотизма. :
Виртуальная экскурсия по теме «Музеи и театры республики» развивает у подрастающего поколения чувство прекрасного, стремление приобщиться к богатому культурному наследию страны, сохранить и приумножить достижения народа.
Подготовка занятия «Животный и растительный мир Республики Марий Эл» в доступной для младших школьников игровой форме, с подбором ребусов и загадок разных народов, готовит будущих учителей к развитию учебно-познавательной мотивации обучающихся, организации знакомства учащихся с представителями флоры и фауны края.
Важно, чтобы каждое проводимое студентами мероприятие заканчивалось его ана-
Учитель должен «воспитать интерес к Родине, национальный вкус и сделать ученика способным создать свой национальный идеал».
лизом как самим выступавшим, так и группы — для выявления трудностей на этапах подготовки и проведения занятия, оценивания воспитательного воздействия подобранного материала, степени решения поставленных задач и достижения цели мероприятия, целесообразности применения выбранных методов и средств воспитания. «Взгляд со стороны» дает студентам возможность самим увидеть и исправить допущенные неточности, предложить варианты усиления эмоционального воздействия на учащихся.
Знания о регионе, являющемся общим домом для представителей многих национальностей, о культуре населяющих его народов и их практическое применение позволят будущим учителям развить у обучающихся гордость за свой этнос, его историю, культуру и язык, сформировать уважительное отношение к культуре других народов, чувство патриотизма и толерантности.
Учитель, по словам П.П. Блонского, должен «воспитать интерес к Родине, национальный вкус и сделать ученика спо-
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
собным создать свой национальный идеал»3. Это означает, что в развитии личности школьника, наряду с приобщением к общемировой культуре, необходимо ориентироваться и на национальные идеалы.
Таким образом, важными компонентами педагогического образования в условиях полиэтнического российского общества являются:
— знание учителем задач, основных идей, понятий поликультурного мировоззрения;
— культурологические, этнопедагоги-ческие, этноисторические, этнопсихологические, этнолингвистические, этноантро-пологические, этнографические, этносоци-ологические и этногеографические знания, позволяющие осознать многообразие современного мира и специфику культурного плюрализма для личности и общества;
— этнические особенности того или иного народа;
— умение выделять или вносить новое в содержание общего образования;
— всесторонний учет и актуализация в содержании и организации учебно-воспитательного процесса национальных традиций, языка, истории, самобытной культуры коренных народов.
Следует помнить, что педагог своими действиями не должен вызывать чувство превосходства одной нации над другими, принижать значение и роль ее отдельных достижений в развитии государства, науки и общества, искажать исторические факты, разжигать межнациональную рознь.
Не стоит обольщаться идеей «полного слияния», «переплавки» ценностей различных государств и наций. Каждая страна, каждый этнос имеют свою особенную историю, психологию и менталитет, которые нужно сохранить и передать молодому поколению с помощью компетентных, подготовленных педагогов.
V
Литература
1. Шабалина О.Л., Рыбаков А.В. Формирование готовности выпускников педагогических специальностей университета к патриотическому воспитанию учащихся средствами краеведения / О.Л. Шабалина, А.В. Рыбаков // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/115-12172 (дата обращения 20.01.2015).
2. Апакаев П.А. Путь к сердцу ребенка / П.А. Апака-ев. Йошкар-Ола, 2003. 248 с.
3. Блонский П.П. О национальном воспитании / П.П. Блонский // Вестник воспитания. 1915. № 4.
PREPARATION OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO THE DEVELOPMENT SCHOOLBOYS PERSONALITIES IN ETHNO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE
P.A. Apakaev, Doctor of pedagogy, Professor, A.V. Rybakov, Candidate of pedagogy, senior lecturer, the department of pedagogy and educational systems, Mari State University, Ybshkar-Ola, Russia, [email protected] [email protected]
This article describes the main processes taking place in modern education and causing changes in the content and methods of education students as well as teacher training. The authors emphasize that future teachers are key figures in the subsequent implementation of various changes and innovations in the educational system of the Russian society. The need to find new approaches to the education of students in a changing environment exacerbates the problem of ethno-cultural education of schoolchildren in a multicultural region. It is identified that future elementary school teachers should be trained with an application of ethno-pedagogy achievements containing significant educational potential, in the organization of educational process at school. With the widespread mixing, mental interpenetration positions of different countries' people, we have to observe increasing risks of manipulation of consciousness and world outlook of teachers, which may adversely affect the educational process. The authors focus attention on readiness of teachers to use means of regional studies in educational activities that contribute to the solution of problems of tolerance and patriotic education in a multicultural region. In the article the main directions are identified for the preparation of future primary school teachers to the development schoolboys' personalities in ethno-cultural educational space.
дискуссия
журнал научных публикаций
Key words: education, ethno pedagogy, primary school teacher, teacher training, ethno-cultural education, multicultural region, patriotism.
References
1. Shabalina O.L., Rybakov A.V Formirovanie gotovnosti vypusknikov pedagogicheskikh spetsial'nostei universiteta k patrioticheskomu vospitaniiu uchashchikhsia sredstva-mi kraevedeniia [The formation of readiness of graduates of pedagogical specialties of the University to Patriotic education of students by means of local history]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia — Modern problems of sci-
ence and education, 2014, no. 1. Available at: http://www science-education.ru/115-12172. (accessed 20.01.2015).
2. Apakaev P.A. Put' k serdtsu rebenka [The path to the heart of a child]. Yoshkar-Ola, 2003. 248 p.
3. Blonskii P.P. O natsional'nom vospitanii [About the national education]. Vestnik vospitaniia — Bulletin of education, 1915, no. 4.