Научная статья на тему 'Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах'

Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

Компетенция формируется во время всех видов занятий: на лекциях, практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов. Этапы освоения компетенции связаны с увеличением доли самостоятельности студента в организации того или иного вида работы. Проверка уровня сформированности компетенции происходит во время проведения контрольных занятий (прием контрольных нормативов, тестирование, реферативная работа) в соответствие с утвержденной и действующей балльно-рейтинговой системы оценки уровня физической подготовленности студентов медицинского вуза. Итогом освоения предмета, является дифференцированный зачет по дисциплине. Концептуально ориентированные компетенции для студентов медицинских вузов должны содержать знания не только профилактической работы средствами физической культуры и спорта, но и понимания роли оздоровительной физической культуры в физической реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of common cultural competences of physical culture in medical universities

Competence is formed during all types of occupations: at lectures, practical (seminar) training, in the course of independent work of students. Stages of competence mastering are connected with increase in a share of independence of the student in the organization of this or that type of work. Check of level of formation of competence happens during the control occupations (acceptance of control standards, testing, and abstract work) in compliance with the approved and operating mark and rating system for assessment of level of physical fitness of the students of medical higher school. The result of the subject mastering covers the differentiated examination in discipline. Conceptually focused competences for the students of the medical higher schools should contain the knowledge of not only the scheduled preventive work by means of physical culture and sport, but also understanding of the role of the heath-improving physical culture in physical rehabilitation.

Текст научной работы на тему «Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах»

УДК 378.14:796.011

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Компетенция формируется во время всех видов занятий: на лекциях, практических занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов. Этапы освоения компетенции связаны с увеличением доли самостоятельности студента в организации того или иного вида работы. Проверка уровня сформированности компетенции происходит во время проведения контрольных занятий (прием контрольных нормативов, тестирование, реферативная работа) в соответствие с утвержденной и действующей балльно-рейтинговой системы оценки уровня физической подготовленности студентов медицинского вуза. Итогом освоения предмета, является дифференцированный зачет по дисциплине. Концептуально ориентированные компетенции для студентов медицинских вузов должны содержать знания не только профилактической работы средствами физической культуры и спорта, но и понимания роли оздоровительной физической культуры в физической реабилитации.

Ключевые слова: физическая культура, общекультурные компетенции, критерии оценки.

CONCEPT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF PHYSICAL CULTURE

IN MEDICAL UNIVERSITIES

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Annotation

Competence is formed during all types of occupations: at lectures, practical (seminar) training, in the course of independent work of students. Stages of competence mastering are connected with increase in a share of independence of the student in the organization of this or that type of work. Check of level of formation of competence happens during the control occupations (acceptance of control standards, testing, and abstract work) in compliance with the approved and operating mark and rating system for assessment of level of physical fitness of the students of medical higher school. The result of the subject mastering covers the differentiated examination in discipline. Conceptually focused competences for the students of the medical higher schools should contain the knowledge of not only the scheduled preventive work by means of physical culture and sport, but also understanding of the role of the heath-improving physical culture in physical rehabilitation.

Keywords: physical culture, common cultural competences, evaluation criteria.

ВВЕДЕНИЕ

По мнению В.Б. Мандрикова, работу врачей необходимо ориентировать таким образом, чтобы профилактические мероприятия средствами физической культуры и спорта были составной частью лечебной работы [2]. Задача образовательного процесса учреждения ВПО в условиях компетентностного и деятельного подходов - реализация такой деятельности студентов - будущих специалистов высшего звена в образовательной среде вуза, которая бы привела к формированию требуемого комплекса компетенций [1]. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности являются одним из методологических подходов в подготовки будущего врача. Успешность решения учебных задач по физической культуре студентов медицинского вуза во многом определяется эффективностью использования средств физической культуры, направленных на формирование знаний умений и навыков, обеспечивающих профилактику заболеваний у различного кон-

тингента [3]. Умение назначить оптимальный двигательный режим с учетом заболевания пациента и его психоэмоционального состояния, - это одна из приоритетных компетенций будущего врача. Многие специалисты отмечают развитие дезадаптационных реакций организма при нерациональном структурировании физической нагрузки по объему и интенсивности [4, 5, 6, 7, 8]. В связи с этим, квалификационные требования к выпускнику медицинского вуза, должны предусматривать освоение знаний и умений по вопросам выбора оздоровительных программ для пациентов с учетом начальной физической подготовки и имеющихся заболеваний.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В комплексном исследовании освоения программы ФГОС 3 принимали участие 683 студента 1-6 курсов Астраханского Государственного медицинского университета. Были проанализированы данные ежегодных медицинских осмотров, функциональных проб, результаты контрольных нормативов, физической и теоретической подготовленности студентов на основании данных балльно-рейтинговой системы оценки освоения программы по физической культуре в соответствии с учебными планами и учебными программами университета. Исследования проводились с использованием следующих средств: программа для работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2007 с макрос-дополнением XLSTAT-Pro (Microsoft, США), программный пакет для статистического анализа Statistica 10 (StatSoftInc, США). Исследования проводились на базе Астраханского государственного медицинского университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании научных исследований нами были определены критерии, характеризующие различные уровни освоения способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также готовность к работе в коллективе, толерантное восприятие социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Комплексная оценка определялась по пяти показателям: двигательная активность, возможность применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, назначение оптимального двигательного режима с учетом патологий, определение объема и интенсивности физической нагрузки без развития стресс реакций для организма, коммуникативные способности при работе в команде. У студентов выпускного курса Астраханского ГМУ выявлено следующее соотношение освоения общекультурных компетенций (ОК) и физической подготовленности; у студентов с низким уровнем освоения ОК - 22,1% фиксировался недостаточный уровень физической подготовленности, средний уровень освоения ОК наблюдался у 49,7% студентов, которые имели удовлетворительную физическую подготовку - и у 28,2% студентов, имевших высокий уровень освоения ОК, регистрировался высокий уровень физической подготовленности. В данном структурировании кон-тингентов студентов гендерных особенностей не наблюдалось. По мере повышения уровня физической подготовленности отмечается увеличение доли студентов с высоким уровнем освоения ОК. У студентов с высоким уровнем овладения ОК выявлены тесные взаимосвязи между показателями функциональных проб и развитием основных физических качеств (r = 0,677), резервами кардио респираторной системы и работоспособностью (r = 0,592), физической подготовленностью и физическим развитием (r = 0,530). У студентов, с низкими и средними уровнями освоения ОК наиболее тесная взаимосвязь проявилась между показателями функциональных проб и уровнями здоровья (r = 0,689), уровнями здоровья и показателями гемодинамики сердечно-сосудистой системы (r = 0,517), физической подготовленностью и физической работоспособностью (r = 0,479). Анализ взаимосвязи морфо функциональных показателей, физической подготовленности, физического развития и освоения ОК у различных контингентов студентов показы-

вает системность их распределения, что необходимо учитывать при планировании учебного процесса по физической культуре в медицинских вузах.

ВЫВОДЫ

Таким образом, освоение ОК компетенций по предмету «Физическая культура» в медицинских вузах имеет комплексный характер, содержание которого, должно отражаться в педагогической технологии, направленной на системное повышение физической подготовленности, морфо функционального развития, освоения умений и навыков применения средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний. Отличительной особенностью освоения ОК для медицинских вузов можно считать применение структурированного методико-практического и теоретического разделов, формирующих навыки профилактики заболеваний средствами физической культуры и спорта, позволяющим повысить квалификационные характеристики будущих специалистов медицинского профиля. Коммуникативные умения в выборе оздоровительных технологий для пациентов в практической работе врача, должны быть индивидуально ориентированы на повышение резервных возможностей организма пациентов, а также иметь навыки принятия альтернативных решений в практике применения средств физической культуры как реабилитационной составляющей. Следовательно, успешное освоение ОК по физической культуре в медицинских вузах в соответствии с ФГОС ВО позволит будущим врачам существенно повысить уровень применения средств физической культуры и спорта в целях первичной и вторичной профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мальцев, А. А. Модель формирования социальной компетенции студентов, обучающихся по направлению физическая культура / А.А. Мальцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 88-91.

2. Мандриков, В.Б. Технология оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В.Б. Мандриков. - Волгоград : Изд-во Технического университета, 2001. - 322 с.

3. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 115-118.

4. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках / В.Р. Горст, Н.А. Горст, М.В. Полукова, А.Б. Багамаева, Л.В. Шебеко, М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242-244.

5. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.

6. Светличкина, А.А. Морфофункциональные изменения сердечно сосудистой системы у спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 168-171.

7. Светличкина, А.А. Феномен укороченного интервала PQ как фактор риска при занятиях физической культурой и спортом / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 175-181.

8. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно - сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 64-71.

REFERENCES

1. Maltsev, A.A. (2015), "Model of formation of social competence of the students studying in the direction physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 8891.

2. Mandrikov, V.B. (2001), Technology of optimization of health, physical training and education of students of medical schools: monograph, Volgograd.

3. Petina, E.Sh. (2015), "Physical culture and sports interests and motive tendency of students of medical school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

4. Gorst, V.R., Gorst, N. A., Polukov, M.V., Bagamayev, A.B. Horst., Shebeko, L.V. and Lobanova, M.I. (2011), "The mismatch of rhythms is warm - vascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp.242-244.

5. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.

6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Morpho-functional changes of warmly vascular system at the athletes who is engaged in canoe racing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 168-171.

7. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Phenomenon of the shortened PQ interval as risk factor at occupations by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 175-181.

8. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.04.2017

УДК 378.01

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением. Среди педагогических условий выделяются следующие: диагностика уровня готовности будущего учителя к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением и систематизирование средств подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением. Предложенные педагогические условия на наш взгляд, позволяет повысить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические условия, готовность к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH FAMILIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS WITH DEVIATING BEHAVIOR

Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State of Humanities and Education University, Chelyabinsk

Annotation

The article considers the pedagogical conditions of training of the future primary school teachers to work with families of younger schoolboys with deviating behavior. Among the pedagogical conditions are the following: diagnosis of the level of readiness of future teachers for working with families of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.