Научная статья на тему 'Педагогические условия активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин'

Педагогические условия активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / MODULAR-RATING / DIFFERENTIATED TASKS / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / SELF-GUIDED WORK / PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович, Мешкова Людмила Михайловна

Статья посвящена выявлению педагогических условий, влияющих на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин. Рассматриваются дифференцированные задания при осуществлении модульно-рейтинговой технологии обучения, виды междисциплинарных связей в учебно-познавательной деятельности, организация самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенок Сергей Михайлович, Мешкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex Activating Technical University Students' Cognitive-and-Learning Activity While Natural-and-Scientific Subjects Studying

The article is devoted to pedagogical environmental complex developing, which influences technical university students' cognitive-and-learning activity while natural-and-scientific subjects studying. Differentiated tasks in modular-rating learning, types of interdisciplinary connections in cognitive-and-learning activity, students' self-guided work organization are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин»

УДК 378.013 ББК 74.58

Косенок Сергей Михайлович

доктор педагогических наук г. Сургут Мешкова Людмила Михайловна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Kosenok Sergei Mikhailovich Doctor of Pedagogics,

Surgut

Meshkova Lyudmila Mikhailovna

Applicant for a Degree Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Педагогические условия, активизирующие учебно-познавательную деятельность студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин Pedagogical Environmental Complex Activating Technical University Students’

Cognitive-and-Learning Activity While Natural-and-Scientific Subjects

Studying

Статья посвящена выявлению педагогических условий, влияющих на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин. Рассматриваются дифференцированные задания при осуществлении модульно-рейтинговой технологии обучения, виды междисциплинарных связей в учебно-

познавательной деятельности, организация самостоятельной работы студентов.

The article is devoted to pedagogical environmental complex developing, which influences technical university students’ cognitive-and-learning activity while natural-and-scientific subjects studying. Differentiated tasks in modular-rating learning, types of interdisciplinary connections in cognitive-and-learning activity, students’ self-guided work organization are considered in this article.

Ключевые слова: педагогические условия, модульно-рейтинговая

технология обучения, дифференцированные задания, междисциплинарные связи, самостоятельная работа, профессионально-ориентированные задачи.

Key words: pedagogical environmental complex, modular-rating, differentiated tasks, interdisciplinary connections, self-guided work, professionally oriented tasks.

В нашем исследовании под педагогическими условиями мы будем

понимать внешние обстоятельства и внутренние особенности, оказывающие позитивное воздействие на характер процесса активизации учебнопознавательной деятельности студентов вузов.

Проведя теоретический анализ научно-педагогической литературы, мы предположили, что активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

• обеспечение студентов дифференцированными заданиями при осуществлении модульно-рейтинговой технологии обучения;

• реализация выявленных междисциплинарных связей в учебнопознавательной деятельности студентов посредствам применения интеграции на основе органической связи материала по дисциплинам естественнонаучного цикла;

• повышение эффективности самостоятельной работы студентов как субъектов учебно-познавательной деятельности за счет систематического включения в содержание учебного процесса профессиональноориентированных задач.

Рассмотрим каждое из выделенных нами педагогических условий.

Под дифференцированными заданиями будем понимать задания по изучаемой дисциплине, учитывающие индивидуальные особенности студента, позволяющие выбрать необходимый уровень сложности задания с определенным темпом обучения.

Решение современных задач образования при подготовке студентов технических вузов невозможно без разработки новых технологий обучения. Такими технологиями являются модульно-рейтинговое обучение.

Технология модульно-рейтингового обучения студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин - это моделирование такого процесса обучения, где преподаватель, опираясь на состав учения, ориентирует их на цель учебно-познавательной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самооценки и самоконтроля, обеспечивая самоуправляемый образовательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей личности обучающегося.

Цель модульного обучения - создание наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредствам организации учебнопознавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [10, С.49].

Центральным понятием технологии модульного обучения является понятие модуля. Модуль помогает выделить из содержания обучения особо значимые элементы. Он представляет собой достаточно самостоятельную, логически завершенную часть знания, выделяемую в соответствии со спецификой дисциплины или комплекса дисциплин, относительно автономную порцию учебного материала [6, С. 74].

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса. К числу преимуществ данного метода обучения относятся: обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними; системный подход к построению курса и определению его содержания; гибкость структуры модульного построения курса; эффективный контроль за усвоением знаний студентами; быстрая дифференциация студентов (различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый и т.д. студенты курса); при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области [4].

Кратко сущность модульного обучения можно охарактеризовать так: «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей» [1].

Рейтинговая система оценки успеваемости - это система оценивания всех видов учебной деятельности студентов (уровни овладения знаниями по дисциплинам, прохождение всех видов практик, сдача итогового государственного экзамена, выполнение и защита выпускной квалификационной работы), основанной на рейтинге индивидуальных оценок [2, С.2].

При этом студенты должны быть заранее ознакомлены с содержанием и порядком введения в вузе рейтинговой системы оценки по всем видам учебной деятельности и всем видам контроля во время аттестаций. Текущая семестровая аттестация при рейтинговой системе оценки не проводится в форме экзамена, она предполагает систему контрольных испытаний, каждое из которых оценивается в баллах. Все виды контрольных испытаний максимально оцениваются по 100-балльной шкале и выставляются в зачетную книжку и в ведомость.

Модульно-рейтинговая технология обучения используется для оценки результатов обучения студентов по всем дисциплинам учебных планов всех форм высшего профессионального образования Сургутского института нефти и газа (филиал) ТюмГНГУ с 2005 года.

Рассмотрим следующее педагогическое условие.

В нашем исследовании под междисциплинарными связями будем понимать отражение связей между науками, в содержании учебного материала, в его структуре и методах преподавания [7].

Опрос профессорско-преподавательского состава Сургутского института нефти и газа показал, что 76% респондентов относят реализацию междисциплинарных связей в учебно-познавательной деятельности студентов к перспективным направлениям активизации этой деятельности,

способствующей совершенствованию содержания высшего образования.

Выделяют различные виды и типы междисциплинарных связей. Например, М.В. Буланова-Топоркова выделяет следующие типы междисциплинарных связей:

учебно-междисциплинарные прямые связи;

- исследовательско-междисциплинарные прямые связи;

- ментально-опосредованные связи;

- опосредовано-прикладные связи [4, С. 202-203].

В.Т. Фоменко выделил виды междисциплинарной связи по способу развертывания содержания во времени. «Вертикальная» междисциплинарная связь - логические и временные отношения не совпадают. «Горизонтальная» связь - блоки выбранных дисциплин изучаются одновременно, параллельно, но с различной степенью взаимопроникновения. [4, С. 208-209].

Горизонтальная междисциплинарная связь подразумевает выделение нескольких главных курсов, которые включают в себя другие курсы. Каждая дисциплина при этом разбивается на блоки-модули.

Вертикальная междисциплинарная связь определяет последовательность обучения на разных уровнях подготовки, а также единую методику, методологию, терминологию подхода к изучению цикла естественнонаучных дисциплин. При этом необходимо провести организационно-методические мероприятия, включающие в себя редактирование имеющихся учебных программ, охватывающих естественнонаучные дисциплины, формирование команды преподавателей и особенностей их взаимодействия при изучении данных дисциплин.

В нашем исследовании междисциплинарные связи учебно-познавательной деятельности студентов мы рассматриваем посредствам применения интеграции на основе органической связи естественнонаучных дисциплин.

Интеграция (лат. - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимодействие, дающее новое целостное или системное образование. Теория систем определяет интеграцию как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и как процесс, обусловливающий такое состояние [8].

Междисциплинарная интеграция - это объединение знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе [9].

Бесспорно, что естественнонаучные дисциплины находятся между собой в органической связи, т.е. такой связи, при которой они «относятся к самой сущности, внутренней целостности чего-нибудь» [3, С.459].

В нашем исследовании мы рассмотрим междисциплинарные связи между дисциплинами «Математика», «Физика», «Химия», так как они относятся к циклу естественнонаучных дисциплин и взаимосвязаны между собой.

Вариант «горизонтальной» междисциплинарной связи естественнонаучных дисциплин при подготовке выпускников технического вуза представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Вариант интеграции нескольких образовательных областей

Рассмотрим третье педагогическое условие.

Согласно В.С. Лазареву «в современном образовательном процессе нет проблемы более важной и, одновременно, более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов» [5, С. 77].

Самостоятельная работа формирует навыки и умения в учебнопознавательной деятельности студентов, закрепляет усвоенный материал, способствует решению практических и научных задач, а так же выявляет пробелы в знаниях студентов. Но, как показывает практика, значительный объем заданий, предназначенных для самостоятельного разбора, не выполняется студентами вообще или выполняется формально, или просто списывается с различных доступных им источников

Поэтому, организовать самостоятельную работу студентов - значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий студентов и преподавателей на отношение к ней как к ведущему способу активизации учебнопознавательной деятельности студентов.

В нашем исследовании повышение эффективности самостоятельной работы обеспечим за счет систематического включения в содержание учебного процесса профессионально-ориентированных задач.

Под профессионально-ориентированными задачами мы будем понимать задачи творческого характера, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, предполагающие применение на практике решения проблемных ситуаций, целеполагание и постановку вопросов, эвристический поиск на базе наблюдения и логического мышления с использованием математического аппарата.

Вовлечение студентов в поиск профессионально-ориентированных задач и их решение развивают самостоятельность студентов, что влечет за собой активизацию их учебно-познавательной деятельности.

Профессионально-ориентированные задачи вводятся в учебный курс естественнонаучных дисциплин постепенно, по мере прохождения модулей по данной дисциплине и изучения студентами специальных дисциплин их будущего профиля. После изучения соответствующего модуля преподаватель предлагает студентам самим найти или составить задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, в которых применяется материал изученного модуля.

При выполнении данного задания подразумевалось самостоятельное получение данных. Студенты указывали, каким именно способом они получали эти данные: проводили тесты, опросы, работали со справочной литературой, проводили различные измерения и т.д. Все это способствовало развитию их самостоятельности.

Таким образом, выделенные нами педагогические условия должны положительно влиять на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин.

Библиографический список

1. Лаврентьева, Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 1999.-393 с.

2. Общее положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 12 с.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

4. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Серия «Педагогическое образование». -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.

5. Принципы и процедуры проектирования структуры, содержания и условий реализации инновационных образовательных программ. Методические рекомендации. Часть 3. [Текст] / Лазарев В.С. - М.: Наука, 2006. - 77 с.

6. Технологии обучения: сущность, опыт понимания и проблемы развития. Доклады и материалы к науч. -практ. конф. - М.: Просвещение, 1997. - 170 с.

7. Усова, А.В. Роль межпредметных связей в развитии познавательных способностей у учащихся. - В кн.: Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе [Текст] / А.В. Усова - Челябинск: ЧГПИ, 1972. - С. 10-20.

8. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения [Текст] / Г.И. Хозяинов. - М.: Просвещение, 2006. - 206 с.

9. Чебышев, Н., Каган, В. Основа развития современной высшей школы [Текст] / Н. Чебышев // Высшее образование в России. - 1998. № 2. С. 17-22.

10. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст] /

П. А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

Bibliography

1. Chebyshev, N., Kagan, V. The Bases of Modern Higher Education Development [Text] / N. Chebyshev // Higher Education in Russia. - 1998. - № 2. - P. 17-22.

2. Educational Technologies: Essence, Experience of Understanding and Development Problems. Theses for a Scientific Conference. - Moscow: Education, 1997. - 170 p.

3. General Provisions About the Rating Evaluation System of Students at Tyumen State Oil-

and-Gas University. - Tyumen:TSOGU, 2004. - 12 p.

4. Khozyainov, G.I. Teacher’s Mastery in Education and Learning Process [Text] / G.I. Khozyainov. - Moscow: Education, 2006. - 206 p.

5. Lavrentieva, N.B. Pedagogical Bases of Modular Learning Development and Adoption at Higher School: Diss.... Doctor of Ped. - Barnaul, 1999. - 393 p.

6. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 80,000 Words and Idioms / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova / Russain Academy of Sciences; Russian Fund of Culture; - 3rd

Edition, Stereotyped. - Moscow, 1996 - 928 p.

7. Pedagogical Technologies: Manual for Pedagogical Students / Edited by V.S. Kukushin. -‘Pedagogical Education’ Series. - Moscow: “MarT”; Rostov-on-Don, 2004. - 336 p.

8. The Principles and Procedures of Designing Structure, Contents and Conditions of Innovation Learning Programs Implementation. Workbook. Part 3. [Text] / Lazarev.V.S. -Moscow: Nauka, 2006. - 77 p.

9. Usova, A.V. The Role of Interdisciplinary Connections in Pupils’ Cognitive Ability Development. - In a Book: Interdisciplinary Connections in Teaching Basic Sciences at Secondary School [Text] / A.V. Usova - Chelyabinsk: ChSPI, 1972. - P. 10-20.

10. Yutsyavichene, P.A. Theory and Practice of Modular Learning [Text] / P.A. Yutsyavichene. - Kaunas: Shviece, 1989. - 271 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.