Павлова Елена Сергеевна
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ..
УДК 378
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
© 2016
Павлова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Контроль образовательной деятельности обучаемых ведется с целью установления уровня их подготовки по отдельным учебным предметам, степени овладения различными умениями и навыками. Основной формой оценки обучения студентов в рамках кредитно-модульной системы является балльно - рейтинговая оценка качества знаний студентов. Балльно-рейтинговая система контроля учебной работы студентов вводится с целью мотивации к изучаемому предмету и повышения качества подготовки специалистов. Эта цель может быть достигнута за счет: обеспечения систематической работы студентов над учебно-программным материалом, повышения их учебной активности; повышения педагогической активности преподавателей на практических и лабораторных занятиях; повышения объективности оценки результатов учебной работы студентов; внесения элементов соревновательности в учебный процесс и применения системы поощрений хорошо успевающих студентов, набирающих высокий рейтинг. Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность.
Ключевые слова: кредитно - модульная система обучения, рейтинг, балльно - рейтинговая оценка, контроль знаний. образование, двухуровневая система образования, высшее образование, инновационная деятельность, качество образования, инновационная среда.
POINT- RATING SYSTEM OF EVALUATION OF QUALITY OF ASSIMILATION
ACADEMIC DISCIPLINES
© 2016
Pavlova Elena Sergeevna, candidate of pedagogical sciences associate pfofessor of the chair "Higher mathematics and mathematical modelling" Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The assessment of students is one of the most important elements of higher education. Its results have a major impact on the motivation to learn and the future career of students. In addition, the evaluation provides an opportunity to receive essential information for schools on the learning efficiency. Monitoring of educational activity of students is conducted in order to establish their level of preparation for individual school subjects, the degree of mastery of various skills and abilities. The main form of assessment of student learning in the framework of credit-modular system is the score - rating assessment of the quality of students' knowledge. Point-rating system of control of educational work of students is introduced to the motivation to the subject and improve the quality of training. This goal can be achieved through: the systematic work of students on educational and program material, enhance their educational activity; improve pedagogical activity of teachers on practical and laboratory studies; increase the objectivity of the evaluation of the results of educational work of students; introducing elements of competition in the educational process and the use of incentive systems are well successful students, gaining a high ranking. Point-rating system activates students' work during the semester, forcing them to systematically and regularly to prepare for classes, increases competitiveness among students and their responsibility for their own learning activities.
Keywords: credit - modular system of training, ranking, the score - rating assessment, control of knowledge. education, two-tier system of education, higher education, innovation, quality of education, innovative environment.
Качество подготовки специалистов является важнейшей характеристикой высшего образования, охватывающей соответствие его результатов, процессов подготовки и институциональных систем потребностям общества, государства и личности. Рассматриваемое понятие включает все виды деятельности вузов и системы высшего образования в целом: образовательные программы и учебно-педагогический процесс; научные исследования и укомплектование персоналом; качество контингента обучающихся; состояние материально-технической базы и финансирования; работа на благо общества и академическая среда [1].
Система обеспечения качества должна учитывать требования к внутривузовским системам гарантии качества, которые разработаны для семи основных направлений деятельности вуза:
1. Наличие стратегии гарантии качества образования;
2. Наличие системы мониторинга и коррекции образовательных программ;
3. Оценка достижений студентов;
4. Оценка квалификации преподавательских кадров;
5. Оценка достаточности и доступности учебных ресурсов;
6. Наличие информационной среды в вузе;
7. Информирование общественности о качестве образования [2].
Большое внимание при этом уделяется оценке уровня знаний студентов, которая должна осуществляться с помощью последовательных процедур на основе опубликованных общепринятых критериев и положений [4]
Выделяют следующие критерии оценки качества требований к уровню подготовки выпускников вузов [3]:
- выполнение требования предполагает ясную формулировку цели и подробное описание проверяемых содержательных элементов, знаний и умений, а также предлагаемых измерителей;
- содержание требований должно охватывать все важные аспекты будущей профессиональной деятельности в соотношении, определяемом структурой и пропорциями основной образовательной программы;
- содержание требований не должно быть перенасыщено теми разделами образовательной программы, по которым легче составить измерители, средства диагностики;
- содержание требований по возможности должно обладать междисциплинарной общностью;
- содержание требований может предполагать корректировку квалификационной характеристики выпуск-
Павлова Елена Сергеевна
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ...
ника [5,6].
Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для учебных заведений информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учётом накопленных знаний в рассматриваемой сфере.
Процедура оценивания качества связана с измерениями, опирающимися на сопоставление изучаемого объекта с некоторым эталоном (нормой), принятым в качестве стандарта качества. Система измерения качества усвоения студентами учебных дисциплин должна включать объективные, легкоприменимые, простые и понятные критерии и показатели. В этом случае система оценивания будет не только обеспечивать получение информации об учебных достижениях студентов для принятия управленческих решений, но и способствовать повышению мотивации обучающихся.
Контроль образовательной деятельности обучаемых ведется с целью установления уровня их подготовки по отдельным учебным предметам, степени овладения различными умениями и навыками. Желательно разрабатывать по каждой дисциплине диагностическую систему контроля, направленную на самого обучаемого. В этом случае результаты контроля будут помогать студенту определять уровень своих достижений и корректировать учебную деятельность для преодоления возникающих трудностей.
Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система [7-11].
Балально - рейтинговая система контроля учебной работы студентов вводится с целью мотивации к изучаемому предмету и повышения качества подготовки специалистов. Эта цель может быть достигнута за счет:
- обеспечения систематической работы студентов над учебно-программным материалом, повышения их учебной активности;
- повышения педагогической активности преподавателей на практических и лабораторных занятиях;
- повышения объективности оценки результатов учебной работы студентов;
- внесения элементов соревновательности в учебный процесс и применения системы поощрений хорошо успевающих студентов, набирающих высокий рейтинг.
Балльно - рейтинговая система контроля учебной работы студентов предусматривает:
1. Изучение каждой дисциплины студентами в многоступенчатом процессе освоения отдельных модулей учебно-программного материала.
2. Систематический текущий контроль учебной работы студентов в семестре на практических (семинарских), лабораторных и других занятиях с оценкой в баллах степени усвоения теоретической и практической частей каждого учебно-программного модуля.
3. Кумулятивный (накопительный) принцип формирования рейтинговой оценки (рейтинга) работы студентов по дисциплине - путем суммирования рейтингов студента по всем элементам модуля дисциплины, по всем модулям[12].
Эффективность функционирования балльно-рейтин-говой системы обеспечивается при выполнении следующих основных требований к организации учебного процесса вуза:
- повышение квалификации преподавателей, подготовка студентов к восприятию системы рейтингового контроля в целом, к изменению форм и режимов текущей работы;
- выработка единого подхода к оцениванию работы и знаний студентов;
- повышение самостоятельности преподавателей в
разработке форм проведения занятий и контроля деятельности студентов;
- технология получения рейтинговых баллов по каждой дисциплине должна быть четкой и определенной;
- совершенствование документации;
- доведение методики расчета рейтинга по каждой дисциплине до сведения студентов на первом занятии.
Применение балльно-рейтинговой системы позволяет реализовать принципы:
- систематичности контроля знаний и навыков;
- индивидуального подхода к студенту в процессе обучения.
Повышению эффективности использования балльно-рейтинговой системы способствует разделение содержания учебных дисциплин на логически завершенные части (модули), заканчивающиеся тем или иным контрольным мероприятием [13-16].
В Тольяттинском государственном университете балльно-рейтинговая система осуществляется следующим образом: рейтинг студента по дисциплине в семестре в любой отчетный момент времени равен сумме баллов, набранных в процессе обучения за все учебные единицы, а на завершающем этапе - полной сумме баллов, рейтинг в Тольяттинском государственном университете доступен всем участникам образовательного процесса и представлен на сайте университета. [17]
Оценка, проставляемая в зачетную или экзаменационную ведомость, определяется набранной суммой баллов за все учебные единицы. Студент, получивший хорошие и отличные оценки по рейтингу во время сессии, имеет право претендовать на получение стипендии.
Максимальное количество баллов, которое может набрать студент при изучении дисциплины равна ста баллам.
Например, итоговая сумма баллов по дисциплине «Математика» Тольяттинского государственного университета в каждом семестре изучения дисциплины состоит из суммы текущего контроля и рубежного контроля и вычисляется по формуле
К = + Щ32 + ЯЦ33 - ЦЦ34
Кр.
■ Кр7 - Кл^ - Кл^
■Т - П
где т =
■Т2~ТУ
ИДЗ - количество баллов, полученное за выполнение индивидуальных домашних заданий №1,2,3,4
Кр - количество баллов, полученное за выполнение контрольных работ №1,2
Кл- количество баллов, полученное за сдачу коллоквиумов №1,2
Т1 23 4= количество баллов, полученное за промежуточные тестирования П-посещаемость
Т- средний балл за тестирование , при этом в общее количество тестирований включаются и те, на которых студент не присутствовал.
В таблице 1 представлена схема распределения баллов текущего контроля знаний студентов.
Таблица 1 - Схема распределения баллов текущего знания студентов
Название учебной единицы Мах количество баллов
Индивидуальное домашнее задание №1 5
Индивидуальное домашнее задание №2 5
Индивидуальное домашнее задание №3 5
Индивидуальное домашнее задание №4 5
Аудиторная работа (контрольная работа №1) 5
Аудиторная работа (контрольная работа №2) 5
Аудиторная работа (коллоквиум №1) 10
Аудиторная работа (коллоквиум №2) 15
Посещаемость 5
В таблице 2 представлена схема распределения бал-
Павлова Елена Сергеевна педагогические
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ... науки
лов рубежного контроля знаний студентов.
Таблица 2 - Схема распределения рубежного контроля знаний студентов.
Название учебной единицы Мах количество баллов
Промежуточное тестирование по модулю №1 40
Промежуточное тестирование по модулю №2 40
Промежуточное тестирование по модулю №3 40
Промежуточное тестирование по модулю № 4 «Введение в анализ» 40
В таблице 3 представлена шкала перевода рейтинговых баллов в традиционные оценки
Таблица 3 - Шкала перевода рейтинговых баллов в традиционные оценки
Рейтинг Традиционная оценка
80-100 отлично
60-79 хорошо
40-59 удовлетворительно
0-39 неудовлетворительно
Обязательным условием внедрения балльно-рейтин-говой системы в Тольяттинском государственном университете является обеспечение студентов необходимой учебно-методической литературой. Использование комплекса учебно-методических материалов (практикумы, контрольные работы, индивидуальные задания и т. д.), позволяет студентам, пропускающим те или иные занятия, отработать их и получить соответствующие рейтинговые баллы. Кроме того, такие материалы необходимы для организации самостоятельной работы обучающихся по изучаемым дисциплинам, особенно по тем разделам курса, которые не рассматриваются на аудиторных занятиях. Большое значение для эффективного функционирования балльно-рейтинговой системы имеет размещение учебно-методических материалов на сайте вуза, что облегчает их доступность для студентов.
Рассмотрим преимущества использования балльно-рейтинговой системы по мнению студентов и преподавателей Тольяттинского государственного университета.
1. По итогам анкетирования преподавателей:
- регулярность контроля и наглядность результата;
- активизация учебной деятельности студентов;
- возможность активным студентам поставить оценку «автоматом»;
-стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов;
-прозрачность и возросшая объективность оценивания;
-введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов;
-способствует систематической работе студентов;
-снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии;
-оперативный контроль знаний;
-улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины;
-организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии.
-обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них.
2. По итогам опроса студентов
- четкий фиксированный процесс учета успеваемости;
- стимул к активной учебной деятельности;
- шанс получить оценку «автоматом»;
- студент работает сам на себя;
- точный показатель знаний;
- разнообразие форм получения знаний;
- равномерное распределение нагрузки на весь семестр;
-снижение нагрузки на студентов во время сессии.
Проверка и оценка знаний и умений студентов является важным элементом процесса обучения и должна систематично осуществляться в течение семестра и всего учебного года. Для этого определяются рейтинги студентов в группе и на курсе по отдельным дисциплинам, внутрисеместровый рейтинг студента и рейтинг по итогам семестра и за период. Использование различных рейтингов позволяет определить отношение студентов к учебе, регулярность их работы в семестре и за все время обучения.
Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ахметжанова, Г.В. Образовательные технологии в вузе : учебное пособие. - ТГУ.: Тольятти, 2011.
2. Бекирова, Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла (на примере курса математики в техническом вузе) [Текст]. Автореферат дис. ...канд. пед. наук. - М., 1998. - 19 с
3. Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход/ Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. // - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 100 с.
4. Новаков. Н. Мониторинг образовательного качества // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 15-23.
5. Кошелева, Н.Н. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2006.- 23с.
6. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н. Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. - Сб. 6 - Ч.1 - С.255-258
7. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 58-61.
8. Сычева М.В. Исторические предпосылки современных контроля и оценки в образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 151-156.
9. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и метода проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
10. Исмагилова Э.Ф. Анализ оценочных систем и оценочных шкал, используемых в россии и в общей мировой практике // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 74-76.
11. Иванов М.Ю. Контроль и оценивание самостоятельной работы студентов по модульно-рейтинговой системе (опыт кафедры экономики) // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 58-61.
12. Психология популярных профессии/Под ред. Л.А. Головей - СПб.:Речь, 2003. - 256с.
13. Шехонин, А.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний / А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков //
Павлова Елена Сергеевна
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ...
Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 22-30/
14. Кошелева Н.Н. Адаптивная технология в системе педагогических измерений / Колачева Н.В., Кошелева Н.Н. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-6. С. 17701775.
15. Калукова О.М. К вопросу профилирования математической подготовки бакалавров на основе интеграционного подхода к обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 166-172.
16. Масленников А.С. Организация учебного процесса на основе модульно -рейтинговой технологии / Масленников А.С, Шебашев В.Е. // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 2. - С. 68-70/
17. Павлова, Е.С. Технология интенсификации учебного процесса в вузе. Дис. ... кан. пед. наук.-Новокузнецк, 2007 - 250 с.