УДК 378.14
Петренко Антон Сергеевич
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры социальной педагогики, специальность педагогика Московского городского психологопедагогического университета p.ant2016@yandex.ru
Педагогические условия
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Anton S. Petrenko
candidate of pedagogical Sciences, associate professor, lecturer at the Department of social pedagogy,
Moscow State University of Psychology and Education p.ant2016@yandex.ru
Pedagogical conditions of
INCREASE OF EFFICIENCY OF MODULAR TRAINING IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Аннотация. В статье говорится о педагогических условиях повышения эффективности модульного обучения в военных образовательных организациях высшего образования. Автором выделены такие педагогические условия повышения эффективности модульного обучения, как: трансформация содержания обучения в систему учебных заданий, направленную на формирование профессиональных компетенций; учет индивидуальных особенностей и качеств обучающихся; оптимальная структуризация и систематизация учебного материала; осуществление обратной связи; самостоятельность элементов модуля; правильная организация самостоятельной работы курсантов; использование рейтинговой системы контроля и оценки учебной деятельности; активное использование информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, педагогические условия повышения эффективности модульного обучения, рейтинговая система оценки знаний.
Annotation. The article describes the pedagogical conditions of increase of efficiency of modular training in military educational institutions of higher education. The author distinguishes such pedagogical conditions of increase of efficiency of modular training as the transformation of learning content in learning activities aimed at the formation of professional competencies, accounting the individual characteristics and qualities of students, the optimal structuring and systematization of educational material, exercise feedback, independence of the elements of the module, proper organization of independent work of cadets, use a rating system for monitoring and evaluation of training activities, active use of information and communication technologies.
Keywords: module, modular training, pedagogical conditions of increase of efficiency of modular training, rating system of knowledge assessment.
В соответствии с современными тенденциями развития Вооруженных сип РФ, для системы военного образования всё более характерными становятся динамизм и вариативность. Внедрение федеральных государственных стандартов высшего образования требует подготовки высококвалифицированных специалистов, чтобы обучение было личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим способности, потребности и особенности каждого обучающегося, способного самостоятельно принимать решения. Поэтому, значительное внимание уделяется повышению эффективности модульного обучения в военных образовательных организациях высшего образования.
При выявлении комплекса педагогических условий повышения эффективности модульного обу-
чения в военных образовательных организациях высшего образования мы опирались на результаты теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы по исследуемой проблеме, на сформулированные нами представления о ее сущности и содержании, на систематизированные знания о дидактическом потенциале модульного обучения, рейтинговой системы контроля, на содержание модульной программы в целом.
Модульное обучение является целостной системой, характеризующейся такими параметрами, как цель, время, деятельность преподавателя и обучающегося, технологические средства обучения, техническое оснащение. Цель модульного обучения - создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных про-
246
грамм в разной последовательности, в разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Особенность модульного обучения состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в завершенных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению [5, с. 96].
Модульное обучение осуществляется по модульным учебным программам, включающим целевую установку, требования к уровню знаний и навыков на входе в программу и на выходе их нее, все виды контроля и имеющим комплексные дидактические цели. Модульная учебная программа состоит из отдельных программ, объединенных в блоки и состоящих из модулей.
Разработка модульной программы обучения включает в себя несколько основных этапов, каждый из которых должен соответствовать определенным действиям: определение проблемы предполагает анализ образовательной политики, выявление целей и задач программы с учетом требований внешней среды; формулировка целей: общих и частных; определение входных условий: минимальный исходный уровень компетенций, необходимых для обучения по данной программе; отбор и структурирование учебного материала: анализ и организация содержания путем определения конкретных дидактических единиц и установления логической последовательности их изучения; выбор стратегии и инструментов оценки результатов обучения; выбор стратегии обучения: методов и средств обучения; создание системы методического сопровождения.
Модульная программа должна включать содержательную часть, состоящую из набора модулей, и методическую часть. При этом важно, чтобы содержательный и методический модули были одинаковыми по структуре и имели достаточную гибкость и вариативность.
Модуль - целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей образовательной программы (дисциплины, курса и т.д.) [5, с. 98]. Он может включать несколько модульных единиц, каждая из которых содержит описание одной законченной операции или приёма. Модульные единицы могут расширять и дополнять содержание модуля в зависимости от требований конкретной профессиональной деятельности. Модуль содержит целевой план учебной работы, методическое руководство по достижению дидактических целей, банк информации (лекции, лабораторные, практические занятия и т.п.), достаточные для формирования тех или иных профессиональных знаний или специальных навыков, и включает требования к уровню знаний и навыков на входе и выходе [4].
Формирование содержания модуля должно определяться ведущей функцией предмета, быть логически завершенным и подчиняться принципам системности, комплексности, целостности, компактности, наглядности, проблемной вариативности и доступности знаний. При формировании программ системно-операционного типа необходимо руководствоваться принципом системно-деятельностного подхода к определению комплексной дидактической цели и принципом функциональности содержания обучения [3]. Кроме того, формирование содержания модуля по логике мыслительной или практической деятельности может быть как внутри дисциплинарным, так и междисциплинарным.
Для достижения дидактических целей модуля необходимо применять, в соответствии с учебным материалом, различные сочетания активных методов и форм обучения. Наиболее используемыми должны стать методы эвристические, моделирования профессиональной деятельности и соответствующие им формы обучения, включающие профессиональные обучающие игры, учет индивидуальных особенностей обучающихся, тестирование, самостоятельную работу, рейтинговую систему контроля и оценки учебной деятельности.
При структурировании модульного обучения необходимо применять принципы исчерпывающего представления учебного материала и относительной самостоятельности элементов модуля, принципы реализации обратной связи и оптимальной передачи информационного и методического материала, принцип функциональности содержания обучения. Цель структурирования -повышение функциональности учебного материала без ущерба научной ценности. Структурирование учебного материала целесообразно начинать с уточнения профессиограммы выпускника согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и квалификационным требованиям заказчика, тем самым уточняются место и роль комплексной и интегрирующих дидактических целей в каждой учебной дисциплине и ее составных частях. Системный анализ, проводящийся с учетом реального материальнотехнического и методического обеспечения, глубокая методическая проработка содержания дисциплины способствуют оптимальному структурированию учебного материала, в процессе которого должны быть: проведена ревизия содержания учебного материала с целью повышения его функциональности; уточнены комплексные и интегрирующие дидактические цели, на основе чего сформированы модули как основа модульной учебной программы; сформированы основы путеводителя по учебной дисциплине, представляющего собой совокупность методических и дидактических материалов, позволяющих обучающемуся самостоятельно работать с модульной учебной программой и глубоко усвоить учебный материал; разработаны основы совершенствования учебно-методических материалов (тексты лекций, учебно-тренировочные карты, опорные конспекты и т.д.).
247
Системообразующим фактором развития психических и личностных качеств в процессе модульного обучения становится самостоятельная работа обучающихся, направленная на формирование и развитие общих и специальных способностей, самореализацию, самостоятельность и самоуправление [2]. Обучающийся в собственном темпе, самостоятельно выбирая средства для усвоения учебного материала, работая в любое удобное для него время, достигает определенного уровня подготовки к каждой встрече с преподавателем. То есть, происходит самоорганизация деятельности курсанта, что в отечественной педагогической теории признается высоким уровнем эффективности функционирования образовательной системы.
Между преподавателем и обучающимся в учебном процессе устанавливаются паритетные субъект-субъектные взаимоотношения, позволяющие корректировать учебную программу в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося. Функции преподавателя при модульном обучении варьируются от информа-ционно-координирующих до консультационнокоординирующих [б]. Он становится экспертом, организатором совместной деятельности, в связи с чем направляет работу обучающегося, консультирует, советует, помогает получить дополнительную информацию, в зависимости от степени готовности обучающегося определяет образовательные задачи, вносит коррективы в использование форм учебной деятельности.
Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки знаний. Система контроля знаний, применяемая в традиционной системе образования, не способствует развитию инициативы и самостоятельности обучающихся и страдает рядом серьезных недостатков, из которых наиболее существенными являются: отсутствие формирующих у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки; преобладание устного опроса нескольких обучающихся, производимого выборочно; с помощью обычной оценки нельзя определить, какой объем материала удержится в памяти курсантов надолго; материалы, включаемые в зачетные и экзаменационные вопросы, предполагают разные уровни усвоения, что приводит к компоновке билетов разной степени сложности; зачет или экзамен превращается в проверку некоторого объема знаний, в котором обучающийся работает на механическое запоминание необходимых сведений; подготовка обучающегося к зачету или экзамену мало напоминает практическую деятельность специалиста с умением самостоятельно решать поставленные задачи, оценка при этом является субъективной; существующая традиционная система контроля знаний не стимулирует обучающихся на систематическую самостоятельную работу в течение семестра [1].
Анализ действующих в образовательных организациях высшего образования систем модульного обучения с рейтинговыми системами контроля качества усвоения образовательный программ позволяет выявить основные отличия этой системы от традиционной; это модульное построе-
ние изучаемого курса, интегральность оценки знаний, определение рейтинга участников образовательного процесса, многообразие его ориентации и интегральность оценки знаний, определение рейтинга участников образовательного процесса, многообразие его организации внутри модулей, быстрая адаптация к произвольной и обязательной программе, к многоуровневой системе обучения.
Суть рейтинговой системы оценки знаний состоит в замене традиционного дискретно-сегсион-ного контроля на непрерывно набираемый за период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Участниками контролируемого процесса могут быть обучающийся, группа обучающихся, кафедра, факультет. На соответствующих этапах обучения с помощью рейтинговой системы оценки знаний составляются списки объектов контроля (рейтинг). Показатели рейтинга, подкрепленные предусмотренными механизмами стимулирования труда обучающегося, формируют у них постоянно присутствующую мотивацию к повышению своего рейтинга и, соответственно, уровня своей профессиональной подготовленности в ходе образовательного процесса, что является основной задачей рейтинговой системы контроля.
Рейтинговый контроль предполагает стопроцентный охват обучающихся, иначе он теряет смысл, так как не обеспечиваются равные условия при подсчете рейтинга обучающихся. Основу системы контроля знаний составляет модульная структурная схема изучения дисциплины. Система должна включать этапы контроля знаний, номера и виды занятий, на которых проводится контроль, виды и формы контроля знаний, коэффициенты весомости отдельных этапов контроля и максимальные суммы баллов, которые могут быть набраны обучающимися на каждом этапе контроля.
Модульная учебная программа дисциплины предусматривает льготную форму сдачи экзамена, то есть при определенном результате работы курсанта в ходе изучения учебного материала он освобождается от экзаменов, ему выставляется отличная или хорошая оценка. Для этого определяется рейтинг обучающегося. Как показала практика применения рейтинговой системы оценки знаний, достоинством данной системы является: систематизация работы обучающихся в течение семестра; внесение элемента соревновательности при обучении; усиление индивидуализации обучения; осуществление мотивации обучающихся к получению знаний высокого уровня; удобство автоматизации учета текущей успеваемости обучающихся; повышение качества знаний обучающихся; сведение до минимума случайности при сдаче экзамена и зачета; повышение активности и заинтересованности обучающихся в результатах своего труда; возможность ранжирования обучающихся по успеваемости.
Отметим, что рейтинговая система оценки знаний позволяет обучающемуся добиваться планомерности, дисциплинированности, сознательности, результативности и инициативности в
248
познавательной деятельности, то есть самосовершенствоваться, развивать и углублять самоуправление и самоконтроль, быть самокритичным и ответственным, что является главным путем повышения эффективности и результативности обучения. Обучающий, в свою очередь, получает информацию об овладении учебным материалом, глубине и прочности обретенных обучающимися знаний, что позволяет корректировать познавательную деятельность обучающихся, внося необходимые изменения в содержание и форму их самостоятельной деятельности, четко регламентируя обучение в зависимости от уровня подготовленности обучающихся к восприятию и усвоению материала, содержания изучаемой дисциплины, условий обучения.
Литература:
1. Бережная И.Ф. Активизация процесса обучения в военном вузе на основе модульнорейтинговой технологии : монография / И.Ф. Бережная, А.В. Столяров. Воронеж : ВАИУ, 2011. 160 с.
2. Васильева ТВ. Модули самообучения // Вестник высшей школы. 1988. № 6. С. 86-88.
3. Образцов П.И. Формирование компетентности у военных специалистов в вузе средствами профессионально-ориентированной технологии обучения : учебное пособие / П.И. Образцов, АН. Казачок. Орел, 2005. 164 с.
4. Поляков Ю.Н. Концепция интенсивного информатизированного обучения / ЮН. Поляков,
А.И. Сухобецкий, A.A. Смирнов // Материалы межвузовской науч.-практ. конференции : науч-метод. сб. : в 2-х ч. Калининград, 2000. № 7.
4. 1. С. 3-17.
5. Рахимов О.Х-А Компетентностный подход и модульный принцип ведения образовательного процесса ведомственного вуза : учебное пособие / О.Х-А. Рахимов, В.Ф. Яценко. М., 2012. 228 с.
6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения : монография. Каунас, 1989. 271 с.
Таким образом, опираясь на вышеперечисленное, выделены следующие педагогические условия повышения эффективности модульного обучения в военных образовательных организациях высшего образования: трансформация содержания обучения в систему учебных заданий, направленной на формирование профессиональных компетенций; учет индивидуальных особенностей и качеств обучающихся; оптимальная структуризация и систематизация учебного материала; осуществление обратной связи; самостоятельность элементов модуля; правильная организация самостоятельной работы курсантов; использование рейтинговой системы контроля и оценки учебной деятельности; активное использование информационных и коммуникационных технологий.
Literature:
1. Berezhnaya I.F. Activation of the learning process in military higher school on the basis of module-rating technology : monograph / I.F. Berezhnaya, A.V. Stolyarov. Voronezh : VAIU Press,
2011. 160 p.
2. Vasilyeva T.V. Modules learning // Bulletin of Higher School. 1988. № 6. P. 86-88.
3. Obraztsov P.I. Formation of competence of the military experts in higher school by means of professionally-oriented technology training : tutorial / P.I. Obraztsov, A.I. Kazachok. Orel, 2005. 164 p.
4. Polyakov Yu.N. Concept of intensive computerized training / Yu.N. Polyakov, A.I. Sukhobetskii,
A.A. Smirnov // Materials of Interuniversity Scientific-practical Conference: scientific-method. col. : in 2 vols. Kaliningrad, 2000. №7. Part 1. P. 3-17.
5. Rakhimov O. Kh-A. Competence approach and the modular principle of conducting the departmental educational process in the university / O.Kh-A. Rakhimov, V.F. Yatsenko. M., 2012. 228 p.
6. Yutsyavichene P.A. Theory and practice of modular training. Kaunas, 1989. 271 p.
249