ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION
УДК/UDC 377 Е. Г. Драницына
E. Dranitsyna
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮщИХСЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF SPO IN THE PROCESS OF APPLYING MODULAR TECHNOLOGY
Введение. Современному обществу требуются специалисты, которые способны быстро и профессионально принимать нестандартные решения. Формированию этих качеств способствует самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся. В данной статье рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО в процессе применения модульной технологии, а также причины, по которым модульные технологии в СПО способствуют развитию учебно-познавательной деятельности.
Методология. Методом исследования в данной статье является моделирование производственной деятельности будущих специалистов нефтяной промышленности, реализуемое на основании анализа этой деятельности и на базе интеграции таких факторов, как модульность, самоорганизация, модульно-рейтинговая система оценки знаний.
Результаты заключаются в формировании профессиональных компетенций обучающихся уровня среднего профессионального образования при условии использования модульной технологии обучения, поскольку данная технология способствует выработке самоконтроля и индивидуализации обучения.
Заключение. Применение модульного обучения в системе среднего профессионального образования стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся в связи с возможностью планирования обучения и широкими возможностями закрепления полученных знаний в практической деятельности.
Introduction. Specialists that is able quickly and professionally to accept non-standard decisions are required modern society. Forming of these qualities is assisted by independent educational-cognitive activity of student. In this article the features of educational-cognitive activity of student SVE are studied in the process of application of module technology, and similarly reasons on that module technologies in SPО assist development of educational-cognitive activity
Methodology. The method of research in this article is the modeling of production activities of future specialists of the oil industry, implemented on the basis of the analysis of this activity and on
the basis of the integration of factors such as modularity, self-organization, modular rating system of knowledge assessment.
Results consist in forming of professional competenses student level of secondary professional education on condition of the use of module technology of educating, as an ultimate goal of educating is taken to forming of method of actions in part of professional activity of graduating student.
Conclusion. Application of the module educating in the system of secondary professional education stimulates active cognitive activity of student in connection with possibility of planning of educating and wide possibilities of fixing of gain knowledge in practical activity.
Ключевые слова: активная деятельность, модульная технология, познание, обучение, контроль, знания,практическая деятельность.
Keywords: а^^, module technology, knowledge, training, control, knowledge, practices.
Введение
В настоящее время деятельность образовательных организаций СПО направлена на создание условий обучения, формирующих разностороннюю, социально активную и профессионально мобильную личность будущего специалиста, что, безусловно, актуально на современном этапе развития страны. На решение этой проблемы работают все элементы образовательного процесса в системе профессионального образования.
Современному обществу требуются рабочие и специалисты, которые способны быстро и профессионально принимать нестандартные решения, действовать профессионально и самостоятельно. По мнению автора, формированию этих качеств способствует самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся среднего профессионального образования.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО в процессе применения модульной технологии.
Методология
В современной педагогической литературе представлено множество работ, так или иначе касающихся вопроса учебно-познавательной деятельности, ее сущности, особенностей на разных ступенях обучения.
Так, учебно-познавательная деятельность, по мнению Е. А. Егорновой, целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, ориентированное на решение учебных задач, формирующее познавательное и эмоционально-ценностное отношению к этой деятельности, учебному предмету и будущей профессии [4].
Содержание познавательной деятельности нашло отражение в трудах И. А. Половниковой, которая обозначает познавательную деятельность через осознанные целенаправленные процессы, выражающие активное отношение обучаемых к овладению знаниями, навыками, умениями, а так же способами их получения и имеющие цель, совпадающую с мотивом [1, с. 307].
Так, А. В. Осин в своей работе [6] указывает, что учебно-познавательная деятельность обучающихся СПО — это их активная деятельность с целью овладения обобщенными способами действий в процессе усвоения научных понятий изучаемой предметной области. Цель учебно-познавательной деятельности обучающихся системы среднего профессионального образования, как резюмирует автор, определяется социальным заказом государства, требованиями федерального государственного отраслевого стандарта уровня СПО.
По мнению Е. А. Егоровой, успех в процессе приобретения новых знаний во многом зависит от состояния познавательных способностей человека: от того, насколько развито его внимание, память, восприятие, воображение [4]. В процессе учебно-познавательной деятельности ключевым моментом является активная деятельность обучающихся, так как процесс обучения представляет собой отражательно-преобразующую деятельность и направлен как на восприятие изучаемого материала, так и формирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности.
По мнению автора, знания, преподнесенные педагогом в готовом виде, чаще всего, вызывают затруднения студентов в практическом применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач: обучающиеся не могут применить в практической деятельности заученные теоретические знания.
Результаты
Автор исследования осуществляет педагогическую деятельность в Нижневартовском нефтяном техникуме (филиал) ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин с использованием модульной технологии.
Предметом исследования является теоретико-методологические обоснования образовательного процесса в части изучения профессионального модуля 01 (ПМ 01), что обеспечивает максимальную эффективность обучения.
Объект исследования — содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Профессиональный модуль ПМ 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом» осваивается на втором, третьем и четвертом курсах обучения. В данной работе автор приводит фрагмент модульной программы данного модуля.
Для определения количественного показателя уровня усвоения учебного материала обучающимися необходимо применение модульно-рейтингового подхода. Благодаря тому, что каждый модуль содержит набор определенных понятий, навыков и умений, в процессе разработки модуля следует учитывать, какую самостоятельную порцию знаний и какие профессиональные умения сформирует модуль. Для этого предлагается использовать рейтинговую оценку знаний учащихся: знания и умения не сформированы, сформированы удовлетворительно, хорошо и отлично. Каждому уровню соответствует определенная сумма баллов, которая определяется при помощи контрольного тестирования по итогам усвоения материала.
Учебно-познавательная деятельность в процессе освоение всех модулей учебного курса помогает достижению итоговой компетентности в профессиональной сфере [2, с. 88].
В связи с вышеизложенным можно заключить, что процесс обучения в среднем профессиональном образовании, базирующийся на использовании современных технологий, требует нового подхода как к содержательному, так и к технологическому аспектам профессиональной подготовки студентов. Этот новый подход включает активные методы и способы деятельности студентов на основе технологий модульного обучения.
Под модульной технологией О. Ю. Лушникова понимает разделение учебного материала на систему «функциональных узлов» — в которых объединены учебное содержание и технология овладения им [5, с. 38]. По мнению И. Б. Сенновского, модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности [7]. Следовательно, каждый модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную для каждого обучающегося по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности.
В процессе приобретения профессиональных знаний модуль, как структурная единица, занимает особое место. Важная роль модуля в процессе профессиональной подготовки связана с приобретением практического опыта обучающимся. Этот опыт основывается на комплексно осваиваемых в процессе образовательной деятельности умениях и знаниях, причем каждый модуль может осваиваться независимо.
Принцип построения модульной системы не допускает нарушения целостной структуры каждого модуля.
Технология модульного обучения такова, что в каждом модуле присутствует определенный перечень основных понятий, навыков и умений, который должен быть усвоен обучающимися. Фрагмент модульной программы профессионального модуля ПМ 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом» представлен на рисунке 3.
Например, обучающиеся третьего курса обучения междисциплинарного курса МДК 01.01 «Технология бурения нефтяных и газовых скважин» осваивают курс с третьей темы «Породоразрушающий инструмент», данную тему обозначаем как частный модуль — ЧМ 3, на освоение которого запланировано десять часов аудиторной нагрузки, из них два часа — на практическое занятие 5 «Изучение особенностей конструкции колонковых снарядов «Недра» и «Силур».
Учебно-познавательная деятельность обучающихся ярко выражается на этапе самостоятельной работы. Так, в части данной темы запланирована самостоятельная работа обучающихся 1 (СРО 1), итогом которой является составление презентационного проекта «Сравнительный анализ технико-экономических показателей работы буровых долот».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУКЦИИ КОЛОНКОВЫХ СНАРЯДОВ «НЕДРА» И «СИЛУР»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. Сформировать первичные знания конструкции колонковых снарядов для отбора керна; сравнить их технологические особенности.
2. Обеспечить закрепление знания (3.8) технологии проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях; знания (3.12) методов и средств выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ;
3. Приобрести умение (У4) определять технологию проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях; умения (У8) оформлять необходимую техническую и технологическую документацию в соответствии с действующими нормативными документами;
4. Формирование навыков творческого мышления и учебного труда.
ФОРМИРУЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 1.1, ПК 1.2.
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1. Изучить краткие теоретические сведения.
2. Выполнить опорный конспект по плану:
2.1. Выписать причины, вызывающие разрушение керна (нечетные варианты — природные причины / четные варианты — технологические).
2.2. Зарисовать типовую конструкцию керноотборного устройства (рис. 5.1).
2.3. Изучить принцип работы керноотборного устройства.
2.4. Записать из таблицы 5.1 несколько примеров технической характеристики устройств.
3. Сделать вывод по работе.
4. По контрольным вопросам подготовиться к защите.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сформулируйте факторы, определяющие вынос керна.
2. Охарактеризуйте область применения керноприемных устройств «Недра», «Силур», «Кембрий», «Тенгиз».
Рис. 1. Фрагмент практического занятия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ БУРОВЫХ ДОЛОТ»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
- обработка навыков структурирования материала;
- формирование умений выделять основное в тексте.
ФОРМИРУЕМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК 1.1. Выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях.
ЗАДАНИЕ 1. Подготовьте мультимедийную презентацию по выбранному материалу. ЗАДАНИЕ 2. Представьте результаты работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.drillings.ru
2. http://www.bygeo.ru
Рис. 2. Фрагмент задания для внеаудиторной работы
По мнению автора, модульную технологию обучения можно считать операционным механизмом, отвечающим за формирование профессиональных компетенций обучающихся СПО.
В каждом модуле предусмотрена количественная мера оценки качества усвоения учебного материала — внешний контроль в виде тестов, расчетно-графических заданий, контрольных, лабораторных работ, позволяющих проверить уровень знаний обучаемого и соблюдение им учебного графика по изучению дисциплины/междисциплинарного курса, а также уровень активности. В рамках каждой темы/частного модуля автором разработан лист контроля сформированности профессиональных компетенций. Пример приведен в таблице 1.
Таблица 1
Лист контроля сформированности профессиональных компетенций
Ф. И.О. ПК 1.1 «выбирать оптимальный вариант проводки глубоких и сверхглубоких скважин в различных горно-геологических условиях»
Тема 3 (частный модуль 3), трудоемкость — 10 часов; 8 баллов по рейтингу
Занятие 1 З.2 3.3 3.4 3.5 Тематическая оценка
(согласно календарно-тематическому плану)
Средство контроля 1 Практическое занятие 5 СРО 1 Средство контроля 2
оформление защита
1 балл 1 балл 2 балла 3 балла 1 балл
1.
Применение модульного обучения и контроля знаний позволяет организовать обучение на уровне СПО через учебную деятельность. Модули позволяют перевести обучение на субъект — субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными обучающимися, дозировать индивидуальную помощь [3, с. 28].
г ПМ.01 Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом * У
О
МДК 01.01 Технология бурения нефтяных и газовых скважин Л j
О
г Формируемые профессиональные компетенции (ПК) У
^г
с ПК.1.1 N
ч у
кг
кг:
кг:
ПК.1.2
ПК.1.3
ПК.1.4
I
I
I
Раздел Технология проводки нефтяных и газовых скважин в различных горно-геологических условиях (3 курс)
Кг
кг
5 семестр
6 семестр
Z
л,__^
ЧМ.4 (тема 4) ПЗ 6, 7, 8 СРО 2...7
ЧМ.5 (тема 5) ПЗ 9, 10 СРО 8...12
ЧМ.6 (тема 6) ПЗ 11...17 СРО 2... 9
ЧМ.7 (тема 7) ПЗ 18...21 СРО 14, 15
ЧМ.
(тема 9) ПЗ 22 СРО 16, 17
ЧМ.9 (тема 10) ПЗ 23...29 СРО 18...20
Рис. 3. Фрагмент модульной программы профессионального модуля ПМ 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом»
Значительное влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в системе профессионального образования оказывают такие факторы, как уровень сформирован-ности познавательной мотивации, уровень овладения активными приемами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов на самостоятельную творческую деятельность.
Разнообразие заданий для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся (разработка презентационных проектов, структурирование материала в виде структурных схем, таблиц, составление тезисов, блок-модулей в рамках части разделов) способствует поддержанию мотива-ционных компонентов. Студенты формируют навыки самостоятельного планирования своей деятельности, предложенные задания выполняют без подробного инструктажа со стороны преподавателя (пример — самостоятельная работа 1). Результатом учебной деятельности на данном этапе можно считать готовность студента провести анализ используемых породоразрушающих инструментов при бурении проектируемой скважины, представить результаты своей работы уже на этапе курсового проектирования в части рассматриваемого междисциплинарного курса.
Становление будущего специалиста достигается при условии развития познавательной активности, которая влияет на формирование профессиональной готовности в определенной сфере деятельности.
Заключение
Использование модульной технологии в СПО способствует развитию учебно-познавательной деятельности:
— обучающийся приобретает больше самостоятельности при планировании своего обучения и имеет больше возможностей закрепить полученные знания в практической деятельности;
— вместо пассивного восприятия материала, обучающийся приобретает возможность дискутировать с преподавателем по изучаемому материалу;
— двойной контроль полученных знаний: как внутренний (самоконтроль обучающегося), так и внешний (тесты или вопросы преподавателя);
— использование модульно-рейтингового подхода для количественной оценки качества усвоения учебного материала;
— при низких результатах усвоения материала после изучения модуля данный модуль нуждается в коррекции;
— меняется роль преподавателя: в процессе модульного обучения его цель заключается в выделении интегративных дидактических целей модуля.
Таким образом, применение модульного обучения в системе среднего профессионального образования стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся в связи с возможностью планирования обучения и широкими возможностями закрепления полученных знаний в практической деятельности, возможностью активной дискуссии с преподавателем по изучаемому предмету, наличием двойного контроля полученных знаний.
Все это говорит о том, что модульная технология обучения дает возможность оценивать деятельность обучающихся более точно и объективно, ввести принцип состязательности, уменьшить экзаменационный стресс, повысить их активность, уменьшить пропуски по неуважительным причинам, существенно повысить успеваемость, а также использовать данную технологию при обучении по индивидуальному учебному плану обучающимся, совмещающим учебу с трудовой деятельностью [3, с. 28].
Литература
1. Бахаева Т. Н. Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2010. № 4. С. 305-308. URL: https://moluch.nu/anchive/15/1361/.
2. Боровик Л. К. Анализ профессиональных компетенций и разработка модульных образовательных программ, основанных на компетенциях. СПб. : Гиппократ, 2011. 163 с.
3. Драницына Е. Г. Ибрагимова Л. А. Особенности организации педагогического контроля в рамках использования модульной технологии обучения (уровень СПО) // Среднее профессиональное образование. 2017. № 2. С. 23-29.
4. Егорова Ю. А. Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект системного анализа [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 533-538. URL: https://moluch.nu/anchive/78/13666/.
5. Лушникова О. Ю. Организационно-педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика. 2009. Т. 15. С. 37-40.
6. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict. edu.nu/ft/006208/oomms.pdf.
7. Сенновский И. Б. Модульная педагогическая технология: анализ условий и результатов освоения. М., 2013.
References
1. Bakhaeva T. N. Poznavatel'naya aktivnost' studentov kak determinants pnofessional'noj kompetentnosti budushchih specialistov [Cognitive activity of students as a determinant of professional competence of future specialists]. Young Scientist, 2010, no. 4, pp. 305-308. Available at: https://moluch.ru/archive/15/1361/. (In Russian).
2. Borovik L. K. Analiz professional'nyh kompetencij i razrabotka modul'nyh obrazovatel'nyh programm, osnovannyh na kompetenciyah [Analysis of professional competences and development of modular educational programs based on competencies]. Saint Petersburg, Hippocrates, 2011, 163 p. (In Russian).
3. Dranitsyna E. G. Ibragimova L. A. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo kontrolya v ramkah ispol'zovaniya modul'noj tekhnologii obucheniya (uroven' SPO) [Features of the organization of pedagogical control in the framework of the use of modular learning technology (level of vocational education)]. Secondary Vocational Education, 2017, no. 2, pp. 23-29. (In Russian).
4. Egorova Yu. A. Uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost' studenta vuza kak ob'ekt sistemnogo analiza [Educational and cognitive activity of a university student as an object of system analysis]. Young Scientist, 2014, no. 19, pp. 533-538. Available at: https://moluch.ru/archive/78/13666/. (In Russian).
5. Lushnikova O. Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya aktivizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov kolledzha [Organizational and pedagogical conditions for activating the educational and cognitive activity of college students]. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2009, vol. 15, pp. 37-40. (In Russian).
6. Osin A.V. Otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul'timedia sistemy [Open educational modular multimedia systems]. Available at: http://www.ict.edu.ru/ft/006208/oomms.pdf.
7. Sennovsky I. B. Modul'naya pedagogicheskaya tekhnologiya: analiz uslovij i rezul'tatov osvoeniya [Modular pedagogical technology: analysis of conditions and results of mastering]. Moscow, 2013.
УДК/UDC 378:004 М. С. Чванова, М. С. Анурьева, А. А. Скворцов,
А. Б. Крюкова, В. К. Алексеев, О. В. Дубровина
M. Chvanova, M. Anurieva, A. Skvortsov, A. Kryukova, V. Alekseev, O. Dubrovina
ВЕБ-СРЕДА ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ1
WEB-ENVIRONMENT FOR MASTERS AND ASPIRANTS
AS A NEW FORM OF INTERNET-SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF YOUTH1
Введение. В статье рассматривается проблема интернет-социализации молодых исследователей (магистрантов и аспирантов), связанная с их участием в научной и инновационной деятельности.
Методология. Исследование проводится посредством сравнительного анализа среды общения молодых исследователей и их социализации в научном сообществе.
Результаты заключаются в создании прототипа интернет-среды, который позволяет обеспечить магистрантов и аспирантов инструментом общения и познания особенностей инновационной деятельности. В разработанной веб-среде имеется возможность формировать информационное пространство для коллективной проектной деятельности.
Заключение. Исследование, проведенное авторами, показало возможности образовательной интернет-среды: создание персонального виртуального кабинета и участие в коллективной проектной деятельности, — которые способствуют реализации образовательного потенциала новых форм общения и интернет-социализации в научном сообществе.
1 Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту «Педагогические основы социализации молодежи в Интернет-пространстве и их реализация в системе образования», № 17-36-00039,2017-2019.
The results were obtained with the support of RFPF project "Pedagogical foundations of youth socialization in the Internet and their implementation in the education system", № 17-36-00039, 2017-2019.