МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 2410-700Х
критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются самостоятельно, независимо от остальных. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, поскольку оно носит индивидуальный характер. Он справедливо считает, что самостоятельность - это первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Таким образом, с одной стороны, непременным условием сложившейся самостоятельности является сформированность информационно-гностических, контрольно-рефлексивных, исследовательских умений, навыков и приемов, обеспечивающих выполнение действий, характерных для критического мышления. Критическое мышление является неотъемлемым компонентом и условием самостоятельности как черты личности. С другой стороны, самостоятельность - это ключевой элемент критического мышления.
Список использованной литературы
1. Смирнова М.И. Активность и самостоятельность как основополагающие понятия организации самостоятельной работы студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С.92-95.
2. Смирнова М.И. Формирования самостоятельности как черты личности - основная цель самостоятельной работы студентов // Символ науки.2016. № 6-2 (18). С. 205-208.
3. Хачумян Т.1 Формування критичного мислення студенев вищих навчальних закладiв засобами шформацшних технологш: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.09. Харюв, 2005. 20 с.
4. www.t21.rgups.rU/archive/doc2010/4/15.doc (дата обращения: 23.03.2017)
5. http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 23.03.2017)
© Смирнова М.И., 2017
УДК 373
Тарасенко Татьяна Викторовна,
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,
г. Липецк, РФ;
Волокитина Оксана Васильевна,
магистрант,
ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,
г. Липецк, РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В
ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материал статьи включает результаты анкетирования родителей о структуре семейного досуга.
Ключевые слова
инновационные технологии, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, семейный досуг, анкетирование родителей.
Одним из направлений работы ДОУ с родителями является организация досуговых мероприятий. Однако не стоит забывать, что досуг дошкольника должен быть организован взрослыми не только в ДОУ, но и в семье. Детский сад и семья представляют сегодня важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. В связи с этим на первый план выходит проблема поиска оптимальной модели
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
взаимодействия ДОУ и семьи в области досуговой деятельности, учитывая социокультурные традиции досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени и досуга.
ФГОС ДО рекомендует дошкольным образовательным учреждениям строить взаимоотношения с семьями воспитанников на условиях взаимодействия, взаимоинформирования. Одним из условий взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников является непрерывное образование родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
К досуговым формам можно отнести совместные праздники, выставки, которые позволяют устанавливать неформальные и доверительные отношения, эмоциональный контакт между родителями и педагогами, детьми и родителями. Досуги - незаменимая форма установления эмоционального комфорта в группе детского сада. В результате активного участия в досуговых мероприятиях группы родители становятся более открытыми для общения с педагогами.
Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников педагоги ДОУ гармонично сочетают и интегрируют различные традиционные формы (индивидуальные беседы, анкетирование, родительские собрания, устные консультации и др.), а также инновационные, которые предполагают «активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям, применение в семейной среде полученных знаний» [1, с.49].
Среди инновационных форм индивидуальной работы педагога и родителей можно выделить, например, акцию «Здоровый образ жизни нашей семьи» (придумывание семейных плакатов на тему «Счастливый выходной день нашей семьи»), «Секреты здоровой семьи» (приготовление полезных блюд по семейным рецептам).
К коллективным формам работы с родителями можно отнести Дни открытых дверей (родители могут поприсутствовать на любом занятии или прогулке, принять участие в любом мероприятии, проводимом в этот день в ДОУ). В некоторых садах успешно возвращается и становится традицией организация походов выходного дня и экскурсий. Проведение различных соревнований в рамках проведения Дня города, Дня поселка и т.п. сближает членов семьи и педагогов дошкольного учреждения.
Хорошей традицией стало проведение детско-родительских тематических праздников. Педагоги умело составляют сценарии таким образом, что родители являются непосредственными участниками праздника (помогают оформить зал, организовывают фотографирование и видеосъемку праздничного мероприятия, читают стихотворения, исполняют песни, играют на музыкальных инструментах, участвуют в танцевальных постановках вместе с детьми и т.п.). Совместные праздники с участием родителей «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «День пап» и другие надолго остаются в памяти детей.
Изготовление совместных поделок к выставкам на праздниках под девизом «Наши руки не для скуки» воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. В каждой группе можно найти талантливых родителей, способных поделиться своим опытом, не только рассказать о чем-то интересном, но и показать другим родителям, что они умеют, пригласить их к участию в творчестве и фантазии вместе с детьми.
Совместные мероприятия позволяют родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, возможные трудности во взаимоотношениях с другими детьми; посмотреть, как общаются другие дети, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Педагоги ДОУ стараются соответствовать требованиям времени и обогащают наглядно-информационные формы работы с родителями через сайт дошкольных учреждений. Привлекают внимание к сайту тематические фотовыставки «Лучшая семья моя» и семейные вернисажи «Наша жизнь день за днем», «Как я провел выходные», выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка».
Также проводятся различные конкурсы, например, по украшению новогодней елки, с каждым годом все большее количество родителей города Липецка принимает с детьми участие в конкурсе «Вместо елки-новогодний букет»), конкурсе поделок детей из бросового материала и др.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Особо стоит отметить проведение театральных фестивалей. Театральная неделя традиционно ежегодно организуется в каждом дошкольном образовательном учреждении в конце марта-начале апреля.
Особого внимания заслуживают такие методы досуга в дошкольном учреждении, как туризм, спорт, экскурсии. Дети видят потрясающую красоту природы. Интересной и доступной формой работы являются игровые, музыкальные часы, игры-путешествия. Способствуют эффективному всестороннему развитию детей традиционные формы и методы досуга - это беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии, выставки.
С целью выявления форм семейного досуга в одном из дошкольных учреждений г. Липецка было проведено анкетирование родителей на тему «Досуг в вашей семье». В анкетировании приняли участие 50 родителей.
На первый вопрос «Сколько времени вы посвящаете досугу с семьей в неделю?» большинство респондентов 60 % ответили «все выходные», 10 % - «субботу или воскресенье», 30 % родителей в выходные работают.
Следующий вопрос позволил понять, каким образом организуется досуг в семьях воспитанников в выходные дни. По результатам анкетирования, стало понятно, что 50 % родителей хотели бы добавить к досугу своей семьи больше семейных мероприятий, 10 % не хотели бы ничего добавлять, так как досуг в своей семье считают насыщенным и разнообразным, 10 % родителей ответили, что ничего ни хотели бы добавить к досугу своей семьи, так как на это нет времени и желания, 20 % - театр, 10 % - кино.
На третий вопрос «Что мешает проведению досуга с семьей?» все 100 % единогласно ответили -работа, так как она занимает большое количество их времени.
На четвертый вопрос «Хотели бы вы, чтобы на базе дошкольного учреждения функционировали семейные клубы по интересам (театр, туристические поездки выходного дня)?» 80 % родителей ответили положительно, 20 % родителей такое направление организации семейного досуга не заинтересовало.
Анкетирование показало, что большинство родителей стремятся к досугу с семьей, стараются разнообразить свой семейный досуг, с удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со своей семьей. Большинство родителей стараются искать новые формы организации семейного досуга. Но у родителей практически не хватает времени на досуг с семьей, современное общество постепенно забывает о том, что такое семейный досуг и что он включает.
Результаты проективной методики - рисунок «Вечер в моей семье» оказались заранее прогнозируемыми. Рисунки детей были очень похожи: мама занята приготовлением ужина на кухне, папа смотрит телевизор, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками. Данная методика показательно характеризует взаимоотношения в семье. Детям не хватает общения, они одиноки вечерами. Рисунки детей заставили родителей посмотреть на своего ребенка другим взглядом.
Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка с взрослыми и сверстниками, мы сделали вывод: что у родителей практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы теряется связь между ними. Дети больше предоставлены самим себе.
На основе полученных нами данных на этапе констатирующего эксперимента мы выяснили, что многим не хватает времени на досуг с семьей. Дошкольные образовательные учреждения направляют свою воспитательную работу на воспитанников. Только в организации общих мероприятий некоторым образом просматривается семейный досуг. Многие родители заинтересованы в создании семейных клубов на базе дошкольных образовательных учреждений. Постепенно уходят в прошлое непонимание и недоверие родителей. Однако взаимодействие родителей и воспитателя не может возникнуть сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Список использованной литературы 1. Сальникова Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ: из опыта работы. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. - 80 с.
© Тарасенко Т.В., Волокитина О.В., 2017