УДК 37.0
Ю. Е. Орлова
Педагогические инновации в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении
Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является работа с родителями.
Ключевые слова: педагогические инновации, дошкольное образование, работа с родителями, инновационная деятельность, дошкольные образовательные учреждения.
Ju. Е. Orlova
Pedagogical Innovations in Work with Parents in a Preschool Educational Institution
High-quality preschool education is considered as a significant reserve of increasing quality and availability of the following education stages. The general purpose of innovative activities in a preschool educational institution is to improve the ability of the pedagogical system of the educational institution to achieve a new quality results of the education process. One of the directions of innovative activities in a preschool educational institution is to work with parents.
Key words: pedagogical innovations, preschool education, work with parents, an innovative activity, preschool educational institutions.
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Система российского образования за последние 10 лет претерпела значительные изменения в русле общих процессов экономических и политических преобразований, происходящих в обществе. Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 г., национальный проект развития образования, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2025 г.» - все эти документы стали важнейшей законодательной базой в сфере образования.
Многочисленные попытки преобразований и новаций, инноваций, наблюдаемые в различных сферах образования: от дошкольного до высшего
© Орлова Ю. Е., 2012
и послевузовского, не дают пока того эффекта, которое ждет от них российское общество.
В настоящее время в Московской области идет активная работа по совершенствованию системы образования, поиск путей ее дальнейшего развития обусловлено социальным заказом современного общества.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.
Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.
Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Одной из определяющих тенденций в реализации развивающего воспитания и обучения детей дошколь-
ного возраста является принципиально новый подход к созданию условий воспитания в ДОУ, основанный на инновационных идеях и позициях.
Изменения в содержании и организаций деятельности дошкольных учреждений и школ, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке воспитателей детей дошкольного возраста. Однако этот процесс в настоящее время носит стихийный характер, что в значительной степени объясняется отсутствием научных исследований и рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях [1].
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность - процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход их в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.
Прежде чем говорить об инновационной деятельности в работе в дошкольных учреждениях, хотелось бы раскрыть термин «инновация».
Предпосылки и источники становления инно-ватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом:
- инновационными процессами в экономике и производстве;
- демократизацией общественной жизни;
- творчеством субъектов взаимодействия в образовании;
- поисковой, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
Инновационная педагогика - стратегический путь гуманизации образования, следовательно, реализации идей свободы и неповторимости в воспитании и обучении социально ориентированной личности.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Источником инноваций является проблема. Решить проблему инновационно - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Общая цель инновационной деятельности -улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования [2].
Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает внедрение новых образовательных стандартов, что требует от педагогов ДОУ повышения качества дошкольного образования. Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования.
Без внедрения новых идей и технологий в работе каждого ДОУ невозможно реформирование всей системы ДО. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества. Поэтому, в настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления дошкольного образования в целом.
Инновационные преобразования имеют системный характер. Созданы новые типы, виды и
профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его запуск и поддержка будут зависеть от того, насколько грамотно педагоги ДОУ, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Взаимодействие ДОУ с семьей требует инновационного подхода.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения.
Инновационный подход в своей основе имеет ряд принципов - опережения, сотрудничества, открытости.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и до-суговым центром.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вы-
работать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности [3].
Существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся: присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; совместное участие в тематических занятиях; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса, инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых [6].
Эффективным средством интеграции дошкольного учреждения и семьи, на мой взгляд, является совместная проектная деятельность педагогов и родителей, которая обеспечивает условия в сохранении психического и физического здоровья ребенка. Эта форма работы подводит родителей к пониманию того, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития. Решая проблему сохранения психического и физического здоровья детей, при этом, учитывая основную задачу детского сада, мной разработаны проекты по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи: «Я, мама, детский сад», «Правильно дышать - здоровым быть», «Выходные с пользой». Я как педагог-психолог уверенна, что проведенная работа способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда отсутствует полноценная система взаимодействия «Педагог - родитель» в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «Ребенок -родитель - педагог».
Разработка проекта по организации родительского клуба «Компетентные родители» связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них. В качестве оснований для осуществления сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников выделены:
Состояние здоровья психического и физического. Эмоциональная нестабильность в семье,
которая приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей.
Родительская некомпетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
Практика показала, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка. Исходя из опыта, сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников через реализацию проекта «Я, мама, детский сад». Проект долгосрочный и рассчитан на весь период пребывания детей в детском саду.
На сегодняшний день можно сказать, что уже сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.
Инновационная составляющая работы ДОУ связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье.
Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Так возникла идея создания газеты детского сада «Светлячок», задачи которой созвучны требованиям правительства РФ к новой схеме оказания услуг дошкольного образования. Странички «Светлячка» информируют об организации работы ДОУ, о новых нормативных документах, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения.
«Светлячок» - это возможность работников ДОУ быть непосредственным рупором идей совершенствования дошкольного образования -конкурсы, досуги, походы, документальные фильмы, праздники, новые события, встречи - в виде красочных фотосессий, вызывают непод-
дельный интерес как у сотрудников ДОУ, так и у мам, пап, дедушек и бабушек наших воспитанников.
Следующим шагом в этом направлении стало создание сайта дошкольного учреждения. Сайт ДОУ - это то, на чем основывается деятельность детского сада в Сети и его успешность. От того, как будет преподнесена информация о деятельности педагогического коллектива, а также от того, насколько частым будет обновление информации на сайте, во многом будет зависеть успех и востребованность услуг детского сада, что перекликается с условиями формирования современной модели образования дошкольного мира.
Сюда может зайти любой родитель как нашего города, так и другого. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках. Посетить «Творческую гостиную», в которой можно полюбоваться творениями детей и испытать гордость за своего самого талантливого, умного и любимого ребенка. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.
Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.
Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.
Ожидаемые результаты введения инноваций в работу с родителями в ДОУ:
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- установление тесного контакта с каждой семьей,
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в мировой науке и практике идет активный поиск эффективных технологий формирования осознанного родительства. Можно сказать, что это сегодня одновременно цель и результат инновационной составляющей сотрудничества детского сада с семьей. Осуществляя сотрудничество с родителями, педагоги и спе-
циалисты детского сада способствуют поддержке на деле права всех маленьких детей иметь компетентных родителей, поскольку благополучное детство неотделимо от компетентного родитель-ства.
Библиографический список:
1. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. - М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010. - 430 с.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М. : «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. - М. : «Издательство Скрип-торий 2003», 2008. - 72 с.
5. Семейная педегогика [Текст] : учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. - Глазов, 2005. -С. 5-9.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004.
7. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979.