_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.147
М.И. Смирнова
канд. пед. наук, доцент, профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье проведен анализ понятия самостоятельности как черты личности. Дается характеристика основных черт критического мышления. Раскрывается тесная взаимосвязь и взаимозависимость критического мышления и самостоятельности и их роль в профессиональной деятельности специалиста.
Ключевые слова
Самостоятельность, интеллектуальная самостоятельность, критическое мышление, профессиональная
деятельность
Среди ведущих целей организации процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в современных педагогических исследованиях подчеркивается необходимость формирования и развития самостоятельности, которая рассматривается не только как личностное, но и как профессиональное качество специалистов [1]. Самостоятельность, определяемая в широком смысле, как умение принимать стратегические и тактические решения, является основой профессиональной готовности будущего специалиста.
Готовность и умение управлять содержательным, ценностно-мотивационным, операционными аспектами деятельности можно рассматривать как характерные проявления самостоятельности. Самоуправление, предполагает четкое осознание цели и мотива деятельности, планирование и организацию действий с целью достижения эффективного результата, последующий контроль и корректировку процесса деятельности, оценку ее результата по сравнению с ожидаемым, то есть способность личности к самоцелеполаганию, самопланированию, самоконтролю, самоанализу, рефлексии.
Самостоятельность проявляется в разных видах деятельности. В основе мыслительной деятельности лежит интеллектуальная самостоятельность, умения и готовность личности осуществлять аналитические операции с информацией, строить логические умозаключения, управлять мыслительным процессом, ставя мотивированные цели, определяя стратегии решения задач, контролируя и оценивая ход, логику и правильность принятия решений.
Выработка стратегий принятия правильных решений в решении любых задач на основе получения, анализа, обработки информации, осуществление рефлексивных действий (аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных) по отношению любому объекту или явлению, в том числе и собственному процессу мышления; взвешенный анализ различных мыслей и взглядов, проявление собственной позиции, объективное оценивание процесса и результатов как своей, так и сторонней деятельности рассматриваются как характерные признаки критического мышления [3].
Исследователи критического мышления приходят к выводу [4], что критическое мышление включает готовность к критическому мышлению, применение на основе научного и жизненного опыта интеллектуальных умений. К ним относятся умения и навыки наблюдать и сравнивать, находить сходства и различия, проводить анализ и выполнять синтез, давать оценку, интерпретацию, осуществлять индукцию и дедукцию, распознавать последовательность и порядок, использовать логику, осуществлять переход от абстрактного к конкретному и наоборот. Данные умения-характеристики "критического мышления" являются компонентами и самостоятельности.
Д. Клустер [4] прослеживает связь самостоятельности и критического мышления, подчеркивая, что
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 2410-700Х
критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются самостоятельно, независимо от остальных. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, поскольку оно носит индивидуальный характер. Он справедливо считает, что самостоятельность - это первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Таким образом, с одной стороны, непременным условием сложившейся самостоятельности является сформированность информационно-гностических, контрольно-рефлексивных, исследовательских умений, навыков и приемов, обеспечивающих выполнение действий, характерных для критического мышления. Критическое мышление является неотъемлемым компонентом и условием самостоятельности как черты личности. С другой стороны, самостоятельность - это ключевой элемент критического мышления.
Список использованной литературы
1. Смирнова М.И. Активность и самостоятельность как основополагающие понятия организации самостоятельной работы студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С.92-95.
2. Смирнова М.И. Формирования самостоятельности как черты личности - основная цель самостоятельной работы студентов // Символ науки.2016. № 6-2 (18). С. 205-208.
3. Хачумян Т.1 Формування критичного мислення студенев вищих навчальних закладiв засобами шформацшних технологш: автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.09. Харюв, 2005. 20 с.
4. www.t21.rgups.rU/archive/doc2010/4/15.doc (дата обращения: 23.03.2017)
5. http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 23.03.2017)
© Смирнова М.И., 2017
УДК 373
Тарасенко Татьяна Викторовна,
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,
г. Липецк, РФ;
Волокитина Оксана Васильевна,
магистрант,
ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»,
г. Липецк, РФ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В
ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
Аннотация
В статье рассматриваются инновационные формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения. Материал статьи включает результаты анкетирования родителей о структуре семейного досуга.
Ключевые слова
инновационные технологии, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, семейный досуг, анкетирование родителей.
Одним из направлений работы ДОУ с родителями является организация досуговых мероприятий. Однако не стоит забывать, что досуг дошкольника должен быть организован взрослыми не только в ДОУ, но и в семье. Детский сад и семья представляют сегодня важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. В связи с этим на первый план выходит проблема поиска оптимальной модели