TECHNIQUE OF CONSTRUCTIVE INTERACTION OF PEI
AND FAMILIES 1 2 Alchikova A.S. , Zotova I.V. (Russian Federation)
Email: Alchikova446@scientifictext.ru
'Alchikova Aishe Saidalieva - Student;
2Zotova Irina Vasilievna - Head of research, Candidate ofpolitical Sciences, Associate Professor, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article deals with the issues of methodological support of the process of interaction of preschool institutions with the families of pupils, based on the results of testing the methods in the pre-school institution MBDOU d / s №89 «Teremok». To date, there are three levels of interaction between PEI and parents. High level, which is characterized by taking into account the interests and needs of parents of pupils in the planning of work in the PRESCHOOL; the use of a variety of forms in cooperation with parents of PRESCHOOL (including innovative); organization of systematic work to improve the competence of teachers in the issue of interaction with parents of pupils; identification and transfer of best practices offamily education; openness ofpreschool. The average level has the following indicators: the desire of the administration and teachers of PEI to interact with parents, but at the same time the minimum consideration of the needs and interests of parents ofpupils; study of the social contingent offamilies ofpupils, which has no practical application in the work of PEI; organization of open events, mainly on holidays; lack of best practices offamily education and its transfer. The low level of interaction has the following characteristics: planning of work on interaction with parents ofpupils has formal character and has no real practical application; use only traditional forms of work with parents without a certain system; carrying out open actions only on holidays; lack of studying of the advanced experience offamily education; lack of system work on increase of competence of teachers in relationship with parents of pupils.
Keywords: methods, interaction, problems, family, pupils, teachers, preschool.
МЕТОДИКА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ
И СЕМЬИ 12 Альчикова А.С. , Зотова И.В. (Российская Федерация)
'Альчикова Айше Сейдалиевна - студент;
2Зотова Ирина Васильевна - научный руководитель, кандидат политических наук, доцент, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы методического сопровождения процесса взаимодействия дошкольных учреждений с семьями воспитанников, основанные на результатах апробирования методов в дошкольном учреждении МБДОУ д/с №89 « Теремок».
На сегодняшний день существует три уровня взаимодействия ДОУ с родителями. Высокий уровень, который характеризуется учётом интересов и потребностей родителей воспитанников при планировании работы в ДОУ; использование разнообразных форм во взаимодействии с родителями ДОУ (в том числе, инновационных); организация систематической работы по повышению компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с родителями воспитанников; выявление и передача передового опыта семейного воспитания; открытость
61 ■ European science № 4 (46)
дошкольного учреждения. Средний уровень имеет следующие показатели: стремление администрации и педагогов ДОУ ко взаимодействию с родителями, но при этом минимальный учёт потребностей и интересов родителей воспитанников; изучения социального контингента семей воспитанников, не имеющее практического применения в работе ДОУ; организация открытых мероприятий, в основном, по праздникам; отсутствие передового опыта семейного воспитания и его передачи. Низкий уровень взаимодействия имеет следующие характеристики: планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников носит формальный характер и не имеет реального практического применения; использование только традиционных форм работы с родителями без определённой системы; проведение открытых мероприятий только по праздникам; отсутствие изучения передового опыта семейного воспитания; отсутствие системной работы по повышению компетентности педагогов во взаимоотношениях с родителями воспитанников. Ключевые слова: методика, взаимодействие, проблемы, семья, воспитанники, педагоги, дошкольное учреждение.
Постановка проблемы. Сегодня семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании», где указано, что родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Следовательно, развитие и становление личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи [3].
ФГОС дошкольного образования указывает, что одной из задач дошкольного учреждения является оказание педагогической помощи семьям воспитанников, привлечение родителей к достижению единства в плане воспитания и образования детей дошкольного возраста. Признание приоритета семейного воспитания нуждается во взаимоотношениях семьи и дошкольных учреждений на основе сотрудничества, взаимодействия, доверия. Очевидна важность постоянного совершенствования содержания, форм и методов совместной деятельности детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка и формирования его личности [4].
Именно поэтому целью администрации и педагогов дошкольного учреждения является создание общего образовательного пространства в семье и ДОУ для формирования, развития и социализации ребенка. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно только при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Но очень часто педагоги ДОУ, испытывая значительные трудности в организации взаимодействия с родителями, нуждаются в повышении своей компетентности во взаимодействии с семьями воспитанников. Возникают вопросы о том, как заинтересовать родителей в жизни детского сада, заставить их поменять позицию стороннего наблюдателя за работой воспитателя на активного участника воспитательно - образовательного процесса. Наряду с этими вопросами встаёт вопрос о повышении компетентности педагогов в налаживании контактов с родителями. Именно поэтому необходима систематизированная методическая поддержка педагогов ДОУ для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения.
Анализ исследований по проблеме. Дифференцированный подход к проблеме семейного воспитания и взаимодействия педагогов и родителей с учетом специфики самой семьи, ее структуры и потребностей активно изучается в научно-педагогической литературе с 90-х годов ХХ века в работах О.Л. Зверевой, Е.П. Арнаутовой, Р.К. Сережниковой, М.Ю. Стожаровой и других авторов.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями. Такие авторы, как Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова,
В.П. Дуброва, О.Л. Зверева и многие другие доказали необходимость оказания родителям необходимой психолого - педагогической помощи в воспитании детей.
В то же время, исследователи выявили ряд проблем взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, среди которых следующие: невысокий общественный статус профессии воспитателя (по О.Л. Зверевой); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (по Н.П. Корниенко); отсутствие установки на сотрудничество со стороны как педагогов, так и родителей (по Т.А. Данилиной, З.И. Тепловой); отличие ценностных ориентаций и обоюдных ожиданий (по Е.К. Эльяпгевич); формальное планирование и отсутствие практического общения с родителями (по В.П. Дубровой). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами
Цель статьи - показать пути методической поддержки педагогов ДОУ по выявлению и решению проблем во взаимодействии с родителями воспитанников.
Изложение основного материала. На сегодняшний день существует три уровня взаимодействия ДОУ с родителями. Высокий уровень, который характеризуется учётом интересов и потребностей родителей воспитанников при планировании работы в ДОУ; использование разнообразных форм во взаимодействии с родителями ДОУ (в том числе, инновационных); организация систематической работы по повышению компетентности педагогов в вопросе взаимодействия с родителями воспитанников; выявление и передача передового опыта семейного воспитания; открытость дошкольного учреждения. Средний уровень имеет следующие показатели: стремление администрации и педагогов ДОУ ко взаимодействию с родителями, но при этом минимальный учёт потребностей и интересов родителей воспитанников; изучения социального контингента семей воспитанников, не имеющее практического применения в работе ДОУ; организация открытых мероприятий, в основном, по праздникам; отсутствие передового опыта семейного воспитания и его передачи. Низкий уровень взаимодействия имеет следующие характеристики: планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников носит формальный характер и не имеет реального практического применения; использование только традиционных форм работы с родителями без определённой системы; проведение открытых мероприятий только по праздникам; отсутствие изучения передового опыта семейного воспитания; отсутствие системной работы по повышению компетентности педагогов во взаимоотношениях с родителями воспитанников.
По результатам анализа диагностических материалов и сопоставления их был выявлен средний уровень взаимодействия МБДОУ №89 « Теремок» и родителей, так как было выявлено очевидное стремление администрации и мониторинг социального статуса семей воспитанников; а также желание педагогического коллектива к функциональному взаимодействию с семьями воспитанников. При этом в ДОУ используется во взаимодействии с семьей традиционные и нетрадиционные форм работы; изучается социальный профиль семей родителей, но в тоже время активно не используются его результаты в повседневной работе, минимально учитываются в работе интересы и потребности родителей; открытые мероприятия проводятся в основном, в праздничные дни.
Для решения данной проблемы было проведено исследование на базе МБДОУ детский сад № 89 «Теремок», по результатам которого была предложена Программа повышения компетентности взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Целью данной программы является, соответственно, развитие профессиональной компетенции педагогов в общении с родителями воспитанников. Были поставлены следующие задачи:
1. Выявить готовность педагогов к саморазвитию в профессиональном плане;
2. Повысить уровень коммуникативных умений педагогов, которые влияют на плодотворность общения с родителями воспитанников;
3. Познакомить педагогов с новыми эффективными формами и методами взаимодействия с родителями;
4. Создавать условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями.
Была создана творческая группа из заместителя заведующего по ВМР, педагогов и специалистов (логопеда, психолога, инструктора по физической культуре) МБДОУ детский сад №89 «Теремок». Представленная группа участвует в проектировании предложений по развитию взаимодействия с родителями воспитанников и их воплощении в жизнь. В результате разрабатывается план работы с родителями воспитанников на учебный год для всего дошкольного учреждения, а также мероприятия по повышению компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями. Каждый педагог в своей группе, составляет уже индивидуальный план работы с родителями, исходя из рекомендаций творческой группы.
При составлении плана работы на год учитывались следующие направления по систематизации и внедрения в жизнь взаимодействия педагогов с родителями МБДОУ детский сад №89 « Теремок»:
- Анкетирование родителей и педагогов ДОУ:
• Анкета для родителей «Причины, стимулирующие или сдерживающие Ваше желание участвовать в жизни детского сада»;
• Анкета для педагогов ДОУ «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями».
- Проведение семинаров - практикумов для педагогов ДОУ:
• «Методы и приёмы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»;
• «Как наладить взаимопонимание с родителями?».
- Проведение консультирование педагогов ДОУ:
• «Формы взаимодействия с родителями в ДОУ»;
• « Принципы взаимодействия с родителями».
- Проведение консультаций для родителей:
- «Важность игры в жизни ребёнка»;
- «Играем вместе с детьми».
- проведение семинаров - практикумов для родителей:
• «Социализация дошкольников в условиях семьи»;
• «Гендерные различия в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
- использование новых форм при проведении родительских собраний:
• «Приятное чаепитие», где в непринуждённой атмосфере родители делятся своим опытом, а также ожиданиями, сомнениями.
• «Круглый стол», когда педагог и родители данной группы открыто выносят на обсуждение проблемы и находят пути их решения совместными усилиями.
- проведение дня под названием «Меняемся местами», когда родителям предоставляют возможность окунуться в повседневную жизнь ДОУ и посмотреть на это глазами их детей.
- введение информационного листа родителей (где воспитатель информирует родителей о проведённых мероприятиях, режимных моментах за день);
- в группах педагоги стали использовать «Родительский блокнот», где велись записи по интересных происшествиях в течении дня, а также записи интересных высказываний детей.
Большую роль в налаживании тесного сотрудничества с семьями воспитанников является использование проектной деятельности. Благодаря планированию проектной деятельности по разным областям возможно решение следующих задач:
- налаживание взаимоотношений между родителями и педагогом;
- налаживание более тесного контакта между родителями и детьми;
- расширение знаний родителей и детей по всем образовательным областям.
Поэтому воспитатели в каждой группе обязательно используют проектную
деятельность в работе с родителями. Также данный вид взаимодействия включается в план работы с родителями по всему дошкольному учреждению и реализуется родителями и детьми всех групп ДОУ. Например, проект «Весенний Симферополь», где родители совместно с детьми приносили фотографии, рисунки, отображающие весну в родном городе. В результате проекта была организована выставка фото коллажей с каждой группы.
Для современных родителей часто большой проблемой является времяпровождение со своими детьми. Поэтому часть методической поддержки во взаимоотношениях с семьёй направлена на обучение, как ни странно звучит, родителей игре с детьми. Были проведен семинар - практикум для родителей на тему «Как играть со своим ребёнком», а также консультации «Игры по дороге в детский сад и домой», Как провести выходные с пользой для детей- дошкольников». Также очень интересен опыт проведения совместных досугов родителей и детей: ведь дети очень любят, когда их родители участвуют в конкурсах, играх.
Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Сейчас практически все родители имеют мобильные телефоны, планшеты и другие средства связи с доступом к сети Интернет. Поэтому внедрение данных технологий в процесс взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников становится не просто веянием времени, а жизненной необходимостью. Преимущество такой формы, несомненно: это гибкость и общедоступность, позволяет педагогам информировать оперативно родителей о ходе обучения и воспитания каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Следовательно, общение происходит с большей заинтересованностью и эмоциональной отзывчивостью. Поэтому воспитатели старались поддерживать связь. Информированность родителей, используя странички своих групп, а также группы в мобильной сети УШег.
В результате эксперимента было проведено повторное исследование, которое выявило следующие результаты:
- родительская активность повысилась с 20 % до 35 %;
- удовлетворение от отношения к себе педагогов показало 55%;
- 40% родителей отметили уровень информативности общения с педагогами;
- в тоже время понизился процент родителей, требующих уважительное отношение со стороны педагогов (с 47 % до 20 %);
- большая часть родителей стала участвовать в жизни детского сада (27 % стали предлагать физическую помощь в улучшении прилегающей территории детского сада - клумб, участков; повысился процент посещаемости открытых мероприятий - с 11 % до 37 %).
Повторное анкетирование педагогов показало, что практически все педагоги осознали необходимость диалогового равноправного общения с родителями (72% показало высокий уровень принятия диалогического взаимодействия с родителями воспитанников, 27 % - средний, низкий уровень отсутствует).
Резюмируя данные результаты, мы пришли к следующим выводам:
- повысилась активность родителей воспитанников (больше родителей стали участвовать в различных мероприятиях, проектах, посещать различные мероприятия, родительские собрания);
- улучшились взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями воспитанников;
- общение с родителями стало носить более конструктивный и предметный характер;
- повысился уровень психолого - педагогических знаний среди родителей воспитанников;
- повысился уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями.
Таким образом, можно сказать, что создание творческой группы в ДОУ по взаимодействию с родителями воспитанников, планирование работы с родителями на уровне всего ДОУ, как и на уровне групп, повышение педагогической компетентности, как педагогов, так и в и родителей, способствует вовлечению родителей в жизнь дошкольного учреждения. Родители становятся более активными, проявляют заинтересованность в жизни не только своих детей, но всего учреждения, уходит негатив.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что дошкольное учреждение является по сути, культурно-образовательным центром как для детей, так и для их родителей. И от того, насколько налажена работа по повышению профессионализма педагогов ДОУ в сфере взаимоотношений с родителями, насколько эффективно включается работа с родителями в повседневную жизнь учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей. Семьи, осознающие важность взаимодействия с образовательным учреждением, повышающие свою педагогическую культуру, свою активность в дошкольной жизни своего ребёнка, имеют все шансы вырастить гармонично развитую личность.
Список литературы /References
1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт- Петербург. Издательство: Детство-Пресс, 2012.
2. Качество дошкольного образования в условиях введения ФГОС: из опыта работы ДОО Ленинградской области, в 3-х частях / под ред. И.Л. Паршуковой, СПб.: ЛОИРО, 2015. Часть 2 и 3, 160 с. ISBN 978-5-91143-647-6.
3. Закон об образовании РФ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Государственные нормативные акты. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj -gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 15.05.2019).
European science № 4 (46) ■ 66