учебной и научно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке специалистов.
В виду сложности и многоплановости вытекающих задач, принципиальным является положение о том, что созрела необходимость создания конкретных проектов подготовки студентов на основе проведенных исследований, а также объединения усилий специалистов как гуманитарного, так и технического профилей в совместном поиске резервов повышения качества подготовки выпускников.
Библиографический список
1. Клейман И.С., Ладейщикова Л.Н., Кя-шин Ю.И., Тиунов В.В. Развитие научного творчества студентов в процессе профессионально-направленной целевой фундаментальной подготовки // Развитие творческой активности сту-
дентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности. - М.: МГУ, 1990. - С. 98-107.
2. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений ВПО РФ. Министерство образования и науки РФ Москва 2012г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/новости/2775/ файл/1265/12.10.31-Мониторинг_Результаты.pdf (дата обращения 20.10.2014)
3. Подготовка научных кадров и формирование научно- исследовательских компетенций / под ред. д.и.н. М.В. Новикова. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. -211 с.
4. Тюлю Г.М., Неробова В.А. Исследование систем управления: учеб. пособие. - Череповец: ЧГУ, 2013. - 252 с.
УДК 78.01
заболотная людмила ивановна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
lyu99778735@mail.ru
педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста
Обоснованы педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста, выявлена специфика понимания музыкального произведения на основе герменевтического похода. Представлена музыкально-педагогическая проекция феномена «интерпретация» применительно к процессу обучения в музыкально-исполнительском классе. Проанализирована система общепедагогических и специальных принципов, обеспечивающих целостность понимания музыкального текста исполнителем.
Ключевые слова: герменевтический подход, музыкальный текст, интерпретация, общепедагогические и специальные принципы.
Обращение к проблеме интерпретации музыкального текста всегда было актуально для музыкальной педагогики и теории исполнительства. Попытки найти методы, помогающие расшифровать смысл, заключенный в музыкальных звуках и реализовать интерпрета-торские мысли и идеи в музыкально-исполнительской деятельности требуют для нового прочтения музыкального текста не только традиционных музыкально-педагогических и исполнительских ориентиров. Сегодня актуально рассмотрение возможностей герменевтики, науки, задача которой - понимание, интерпретация текстов, знаковых систем, символов. Герменевтический подход включает такой набор методов, процедур и правил, которые способствуют логико-познавательному и иррациональному истолкованию (постижению) и пониманию смысла музыкального текста.
Поэтому поиск педагогических путей для достижения точного прочтения авторского текста и понимания музыкального произведения во всей его содержательно-смысловой полноте целесообразно осуществлять в контексте герменевтического подхода, способного обеспечить целостность понимания музыкального текста «как целостности субъективной и объективной информации, содер-
жащейся в нотном тексте» [8, с. 18], а также позволяющего расширить диапазон познания исполнителем музыкально-художественной информации, заложенной в композиторском тексте, реализовать идеи и творческие замыслы интерпретатора.
Значение термина «интерпретация» определяется в словарях как «толкование», «разъяснение», «раскрытие смысла». Применительно к гуманитарным наукам это понятие используется для обозначения процедуры интерпретации художественного произведения, смысл которого заложен в тексте. Иными словами, раскрытие содержания текста, освоение его смысловой, идейно-эстетической и эмоциональной информации путем воссоздания авторского видения и познания действительности есть интерпретация текста [11].
Правилами истолкования текстов, представлениями о понимании и интерпретации занимается наиболее обстоятельно специальная философская дисциплина - герменевтика. Важно отметить, что герменевтический подход к интерпретации складывается с позиций рационально-логических и иррациональных начал, которые сводятся, с одной стороны, к логико-грамматическому анализу текста, а с другой - к психологическому исследованию мотиваций автора и выявлению субъективного
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014
© Заболотная Л.И., 2014
личностного смысла. Благодаря этому наблюдается уход от «логической однозначности» (термин Ф. Закировой), и предлагается поливариативность подходов к процессу интерпретации.
Герменевтический подход к интерпретации текста связан, прежде всего, с именами Ф. Шлей-ермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера, Э. Бетти. Особенность данного подхода заключается в осуществлении «узнавания и реконструирования смысла» (Э. Бетти), в соотнесении с пониманием авторского замысла, заложенного в тексте.
В рамках герменевтического подхода ключевая роль отводится тексту, который «предстаёт в единстве явных и неявных, не вербализирован-ных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов... Гуманитарные тексты имеют ярко выраженную знаково-символическую природу и с необходимостью предполагают интерпретацию, которая варьируется в зависимости от формальной или содержательной специфики текстов» [13, с. 334].
Поскольку интерпретацией гуманитарного текста занимается наука герменевтика, это обусловливает необходимость использования ее опыта для интерпретации музыкального текста, который является разновидностью гуманитарного текста со всеми присущими ему свойствами, признаками и функциями.
Музыкальный текст - это художественная информация музыкального произведения, сформированная композитором при помощи нотных знаков и передаваемая в процессе его «чтения», истолкования, интерпретации. Процесс «чтения нотного текста (понятию "чтение" мы придаем широкий смысл - от чисто зрительного восприятия нотного текста до звучания, исполнения) есть его интерпретация» [4, с. 8]. Так, в процессе исполнения музыкант переводит музыкальные знаки в звучание, слышит их как структуры и с их помощью проникает в смысл музыкального произведения. Мысль интерпретатора «проходит сквозь нотный текст в то виртуальное духовное пространство, которое мы склонны именовать музыкальным содержанием», ради которого написано музыкальное произведение [4, с. 7]. Не случайно, как подчеркивает М.Г. Арановский, понимание музыкального текста как объекта, начинающегося с записи и теряющегося в беспредельности его истолкований, представляется естественно вытекающим из самой практики письменной традиции.
А. Готсдинер, в частности, выделяет сложность, неоднозначность и определенную условность нотного текста музыкального произведения, что предоставляет определенную творческую свободу для индивидуальной исполнительской трактовки. Здесь уместно отметить вариантность интерпретаций, которая заложена в самой природе нотной записи. Невозможно выразить нотами весь замы-
сел композитора, смысловую ткань музыкального произведения, а, следовательно, раскрытие содержания и смысла музыкального текста требует от интерпретатора «значительной подготовки и даже вживания» [4, с. 9].
Следуя логике герменевтического подхода, смысл музыкального текста открывается путем акта понимания, который предполагает различную степень проникновения на уровень авторской интенции. Так, «искусство постижения чужой индивидуальности» может быть реализовано при условии «лучшего понимания» (Ф. Шлейермахер), «сопереживания», «вчувствования», «симпатического проникновения во внутренний мир другого» (В. Дильтей) и перевода интерпретатором бессознательного пласта из жизни автора в план своего знания [10]. Исследователь Л.А. Микешина отмечает, что, выявляя скрытые смыслы и значения текста, процесс интерпретации выходит не только на «дорефлексивный» уровень, а даже на «довербаль-ный» уровень эмпирических знаний, «жизненного мира» [12].
Однако помимо «дорефлексивного понимания» существует понимание, возникающее на рефлексивном уровне, когда текст подвергается тщательному анализу для установления объективного значения текста и для выявления личностного субъективного смысла текста. По мнению Л.А. Ми-кешиной, опыт герменевтики оказывается незаменимым ввиду того, что понимание трактуется не только как логико-методологическая процедура, но и как проникновение в другое сознание с помощью внешнего обозначения, опосредованно, путем воспроизведения (через речь, язык, знаки) [13]. Таким образом, при наличии общей духовной и культурной инстанции, которой в данном случае является музыкальный текст, возможно понимание чужого внутреннего мира через понимание собственного внутреннего мира, а также понимание себя через понимание Другого.
С точки зрения Г. Гадамера, способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, который неотделим от самопонимания интерпретатора, связанного с поиском личностного смысла, заключен именно в понимании. Понимание в качестве универсального способа освоения человеком мира конкретизируется немецким философом как «опыт мира», как интерпретатив-ный подход к познанию культуры в целом и человека в частности [13, с. 190].
Следует отметить еще одну особенность герменевтического подхода к пониманию смысла, который придал музыкальному тексту автор. Интерпретатор не просто открывает, распознает готовый смысл, а привносит нечто индивидуальное от себя, т.к. подходит к пониманию содержания музыкального произведения с позиции личного опыта, своих убеждений и идеалов. Здесь также «вклю-
чается» момент вариантности интерпретации. Это обусловлено тем, что каждый интерпретатор реализует именно свое осмысление музыкального содержания в предложенной им исполнительской концепции.
Выдающиеся педагоги-исполнители (С.И. Сав-шинский, Г.М. Коган, Е.Я. Либерман, Г.Г. Нейгауз, А.И. Николаева, С.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, и др.) в своих трудах отмечают сложный процесс становления исполнительской концепции от момента ее замысла в сознании в виде общего эмоционального ощущения музыки до конкретных ассоциаций и образов музыкального произведения. Этот процесс требует от исполнителя активной поисковой деятельности, в ходе которой обязательно применяются и совершенствуются знания, умения и навыки, обогащаются индивидуальные приемы и методы работы, углубляется познание мира и себя, развивается способность к творческому самовыражению, а, следовательно, к интерпретации.
Интерпретация музыкального текста выявляет не только мастерство исполнителя, но и его личностные особенности, склад мышления, культуру, мировоззрение. «Он должен не только освоить текст, главная его задача - понять замысел композитора, воссоздать музыкальные образы, воплощенные в музыкальном произведении, и отобрать выразительные средства для наиболее точной их передачи» [5, с. 103].
Педагог-музыкант Е.Р. Сизова отмечает, что задача исполнителя «как бы дешифровальче-ская - постичь творение в целом и в деталях и постараться затем озвучить его, по возможности без потерь, воплотив первоначальный авторский замысел» [15, с. 46]. При этом исполнителем всегда создается собственная исполнительская трактовка произведения - интерпретация, в которой неизбежно соединяются продукт композиторского труда (нотная запись музыкального произведения) и продукт его собственной творческой деятельности (осмысленный и озвученный нотный текст произведения). Так, в процессе изучения музыкального текста происходит расшифровка художественной информации, заложенной автором произведения, посредством анализа, сравнения, сопоставления, синтеза, установления ассоциативных связей и образов, творческого воображения и т.д. Передача воспринятой и осознанной художественной информации с реализацией исполнительского замысла проявляется в озвучивании, произнесении, интонировании музыкального текста с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств. По мнению Е.Р. Сизовой, изучение нотного текста музыкального сочинения предполагает доминирование аналитико-поиско-вой деятельности, заключающейся в анализе элементов музыкального языка, обеспечивающих создание художественного образа, поиска смысловой
концепции, раскрывающей содержание музыкального произведения.
М.Д. Корноухов, исследуя феномен интерпретации в музыкально-педагогическом образовании, отмечает, что «интерпретация музыкальных сочинений рождается в процессе эмпатического "погружения" личности в интонационно-энергетическое течение произведения, представляющее духовный мир композитора, и проявляется в способности акустически воплотить его в своем исполнении» [7, с. 232]. Также ученый подчеркивает, что технология воплощения исполнительской интерпретации музыкального произведения напрямую зависит от понимания учащимся целостной картины авторского замысла, которая имеет «герменевтическую основу понимания текстовой информации» [8, с. 18].
Данные исследования и точки зрения позволяют говорить о том, что интерпретация музыкального текста в учебном процессе не исчерпывается когнитивными составляющими, а включает герменевтические смыслы познания и понимания себя. Следовательно включение герменевтического подхода в музыкально-педагогическую практику будет способствовать обеспечению целостности понимания музыкального текста, расширению диапазона познания музыкально-художественной информации, а также реализации творческих замыслов и идей интерпретатора в исполнении.
Что касается определения педагогических путей реализации герменевтического подхода в образовательном процессе исполнительского класса, то здесь необходимо рассмотреть как общепедагогические, так и специальные принципы, ее обеспечивающие. Среди общепедагогических принципов, рассмотренных М.Д. Корноуховым в своем исследовании, можно выделить, прежде всего, принцип гуманистической направленности, реализация которого обусловлена «сопряжением художественных смыслов», заложенных автором в музыкальном тексте и учащимся в индивидуальной интерпретаторской концепции.
Действие принципа научности связано с изучением музыкального текста с позиции герменевтики. Следует согласиться с М.Д. Корноуховым в том, что понимание музыкального текста как смысловой структуры с признаками, как самого автора, так и современной ему культуры, ставит данный подход на научную основу, усиливая в педагогическом процессе исследовательское художественно-творческое начало [9, с. 283].
Принцип наглядности является одним из важнейших в организации целостного процесса обучения. Наглядность обеспечивают непосредственно сами нотные тексты разных исторических стилей, форм и жанров. Музыкальные тексты подвергаются совместному (педагог и учащийся) грамматическому и психологическому анализу, раскрытию
авторского замысла и поиску путей воплощения собственной исполнительской концепции, т.е. интерпретации.
Принцип преемственности, последовательности и систематичности обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного. Данный принцип на основе герменевтического подхода может реализовываться в педагогическом процессе «от простого к сложному», как последовательное и систематичное изучение музыкального текста. Начиная с логико-познавательной процедуры расшифровки художественной информации до постижения бессознательных (иррациональных) пластов музыкального текста и понимания авторского замысла, заложенного в нем.
Принцип опоры на индивидуальные качества учащегося заключается в выборе индивидуальных решений, определении смысловых акцентов на том или ином аспекте анализа нотного текста, учитывая личностные, психические, интеллектуальные, эмоциональные качества, а также исходный уровень подготовки учащегося.
Опираясь на исследования М.Д. Корноухова, А.И. Николаевой и Л.В. Горюновой, рассмотрим также специальные принципы, такие, как принцип содержательности и креативности педагогического процесса, принцип образности (Л.В. Горюнова).
Принцип содержательности и креативности педагогического процесса проявляется в особом творческом характере поставленных задач, способов их решений, которые, по мнению М.Д. Корноу-хова заключаются в «необходимости понимания индивидуального смысла нотного текста в конкретном музыкальном произведении, обнаружении специфических свойств, присущих только данному тексту как "Тексту Культуры"» [9, с. 284]. Для А.И Николаевой, это значит - понять смысл не одного, а многих произведений и найти в них специфическое именно для данного автора. Вышеизложенные позиции позволяют говорить о том, что герменевтический подход к интерпретации музыкального текста нацеливает на обнаружение и понимание этой специфичности, а также позволяет «увидеть внутреннюю связь между миром музыки композитора и его выразительными средствами, то есть понять их как "смыслонесущие" элементы» [14, с. 181].
Креативность герменевтического подхода проявляется в «искусстве постижения чужой индивидуальности» (Ф. Шлейермахер), «сопереживании», «вчувствовании», «симпатическом проникновения во внутренний мир другого» (В. Дильтей). Как отмечает А.И. Николаева, эмпатия как способность человека проникать в духовный мир другого человека или же произведения искусства, выступает одним из важных для музыканта-исполнителя про-
явлений творчества. «В процессе эмпатии преобразуется личность человека: развиваясь и вбирая в себя черты "другого", личностное "Я" становится шире, богаче, тоньше» [14, с. 181].
Данный принцип обеспечивает не только понимание музыкального текста, но и обусловливает личностные изменения, что вызывает необходимость обращения к проблеме отношений личности ученика и музыкального произведения в музыкально-образовательном процессе, Данная проблема широко представлена в исследованиях И.В. Арановской. Рассматривая развитие личности в условиях музыкальной деятельности, И.В. Арановская выделяет уровни реализации педагогической стратегии, среди которых актуальны в герменевтическом аспекте следующие: познавательно-ценностный и ценностно-ориентационный. Так, познавательно-ценностный уровень «предполагает понимание замысла произведения в авторском контексте. Следует подчеркнуть, что именно здесь происходит открытие смысловых возможностей произведения... Поскольку под воздействием художественного произведения меняется, переструктурируется и сам субъект освоения, то речь может идти о следующем, ценностно-ориентаци-онном уровне, на котором происходит обогащение духовного опыта воспринимающего богатством содержащихся в произведении смыслов» [2, с. 129].
Принцип образности опирается на конкретно-чувственное, образное освоение действительности, присущее ученику, подведение его через образное видение мира к обобщениям. Важным моментом для герменевтического рассмотрения является вопрос, связанный с толкованием музыкального текста, раскрытием авторского замысла и передачей художественно-образного содержания музыкального произведения. В учебном процессе решение педагогического вопроса об органичности, доступности и естественности «входа» учащегося в мир музыки, в духовный мир музыкального произведения происходит через художественный образ. Ученик-исполнитель, проникая вглубь идейно-образного содержания музыкального произведения, обнаруживает закономерности, индивидуальные черты и особенности авторского замысла. В результате собственной оценки художественного образа музыкального произведения учащийся пропускает его через призму своей индивидуальности, трансформирует и акцентирует различные стороны образа соответственно своим музыкально-звуковым представлениям о логике развития художественного содержания. Отношение ученика-музыканта к окружающему миру, к жизни, к музыке, особенности его характера, темперамента, мышления отражаются в динамике развития создаваемого им художественного образа, его эмоциональной насыщенности, а также подборе выразительных средств и приемов интерпретации.
Реализация герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста в учебном процессе инструментально-исполнительского класса на основе вышеназванных принципов требует от учащегося решения следующих задач:
- осуществить процесс понимания авторского замысла путем проникновения в духовный мир автора;
- «переместить» психологический и понятийный мир автора в собственный опыт и осознать, домыслить содержание музыкального произведения с позиций своего опыта и убеждений, порождая тем самым новые духовные ценности;
- воплотить музыкальное произведение в звучании, не просто транслируя заложенную в нем информацию, а интерпретируя ее с учетом вышеназванных задач.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что педагогические пути реализации герменевтического подхода к интерпретации музыкального текста требуют опоры на общепедагогические и специальные принципы, они связаны с необходимостью решения ряда педагогических задач, направленных на раскрытие музыкального произведения во всей его содержательно-смысловой полноте, что, в конечном итоге, способствует целостности понимания музыкального текста исполнителем, а также позволяет ему реализовать себя как интерпретатора-творца.
Библиографический список
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности // Известия ВГПУ - 2008. -№8 (32). - С. 124-129.
3. Арановская И.В. Музыкальное исполнительство как междисциплинарный феномен // Известия ВГПУ - 2013. - №8 (83). - С. 57-60.
4. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М.: Композитор, 1998. - 343 с.
5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. -
М.: МИП <^В Магистр», 1993. - 192 с.
6. Закирова А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2001.- 314 с.
7. Корноухов М.Д. Герменевтический этап формирования интерпретационной культуры учащегося-музыканта // Вестник Московского государственного областного университета (серия «Педагогика»). - 2011. - №3. - С. 230-234.
8. Корноухов М.Д. Интерпретационно-текстологический комплекс как важнейший технологический аппарат реализации текстоцентрической парадигмы обучения учащихся-музыкантов в инструментальном классе // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №5. - С. 16-20.
9. Корноухов М.Д. Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 550 с.
10. Кузнецов В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления // Логос. - 1999. - №10 (20). - С. 43-88.
11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
12. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие. - М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.
13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. -622 с.
14. Николаева А.И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 455 с.
15. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 450 с.