МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
это порядок решения задачи, составленный из дискретных, точных и понятных исполнителю действий, приводящих к результату или выяснению отсутствия такового; 3) математический объект - это созданный абстрагирующим умом человека и существующий лишь в его сознании и мышлении в специальных знаках и символах объект, отражающий предмет, процесс или явление окружающего нас мира.
Учителя математики и русского языка средних общеобразовательных школ, ориентированные на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся, с целью повышения качества обучения школьников на собственных учебных занятиях четко указывают на то, что основными математическими объектами выделяются число, множество, величина, уравнение, неравенство, функция, геометрическая фигура, производная и интеграл.
Дидактический опыт показывает, что педагогическое сотрудничество учителей русского языка и математики в области проектирования и построения учебных моделей объектов, процессов и явлений действительности с помощью средств соответствующих дисциплин приводит к повышению качества образования учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное проектирование и реализация процесса построения учебных моделей объектов, процессов и явлений окружающего нас мира с помощью средств русского языка и математики приводит к повышению уровня обучения учащихся средних общеобразовательных школ. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демократа и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т. 19. - № 3. - С. 67 - 70.
3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2. - С. 27 - 31.
4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
5. Каримов М.Ф., Карамова А.А. Учебное словесное моделирование действительности // Символ науки. -2016. - № 11-2(23). - С. 119 - 120.
6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
7. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.
© Каримов М.Ф., Батурина Г.С., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Бауэр Анатолий Иванович учитель технологии лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Выделено математическое содержание технологического образования учащихся средней
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
общеобразовательной школы, позволяющее повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Ключевые слова
Математика, математические модели и алгоритмы, технологии.
Современные технологии проектируются на основе математического моделирования соответствующих объектов, процессов и явлений.
Среди принципов дидактики средней общеобразовательной школы установление и развитие междисциплинарных связей относится к числу основных.
Выделим междисциплинарные связи школьных учебных предметов математики [1] и технологий [2].
Элементарная и высшая математика как фундаментальная наука, предоставляющая инструментальные средства другим наукам, выявляющая структурную взаимосвязь элементов действительного и мыслимого, способствует нахождению самых общих законов природы и техники [3]. В этой связи выделяется методологическое и методическое значение математики для школьного курса технологий.
Метод информационного моделирования действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4], является интегрирующим математику и технологии способом познания и преобразования объектов, процессов и явлений окружающего нас мира.
Учащимся средней общеобразовательной школы, осваивающим современные технологии, следует четко себе представлять нижеследующие понятия математики.
Математическая модель - это упрощенное описание объекта, процесса или явления действительности на языке
Число - это математический объект, используемый для количественной характеристики, сравнения или нумерации объектов и их частей.
Основными математическими моделями числа являются: 1) множество натуральных чисел N для подсчета или нумерации предметов {1,2,3, ...} и для обозначения количества предметов{0,1,2,3, ...}; 2) множество целых чисел Z = {..., -3,-2, -1,0,1,2,3, ...}; 3) множество рациональных чисел Q или множество дробей m/n, где m - целое и n - натуральное число: Q = {m/n; meZ, neN}; 4) множество иррациональных чисел I = {..., корень квадратный любого натурального числа, не являющегося точным квадратом, целые степени числа пи, ...}, которые не являются рациональными; 5) множество действительных чисел R - это вместе взятые множества рациональных и иррациональных чисел.
Основными геометрическими фигурами выделяются точка, прямая, треугольник, квадрат, окружность, плоскость, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус и шар.
Для успешного выполнения геометрических построений на занятиях технологий учащимся средних общеобразовательных школ необходимо освоить нижеследующие алгоритмы: 1) проведение параллельных и перпендикулярных линий; 2) деление отрезка прямой на равные части; 3) нахождение центра окружности или дуги; 4) деление окружности на равные части; 5) выполнение лекальных кривых.
К школьным основам начертательной геометрии, необходимым при изучении технологий, относятся: 1) центральное и параллельное проецирование; 2) ортогональные проекции точки, прямой и плоскости; 3) взаимное расположение точки, прямой и плоскости; 4) пересечение прямой с плоскостью; 5) пересечение двух плоскостей.
Математическая составляющая обучения технологиям значительно возрастает при использовании на соответствующих занятиях с учащимися по компьютерным системам Excel [5] и MathCAD [6].
Выводом из изложенного выше является положение о том, что математическое содержание технологического образования учащейся молодежи допускает четкое проектирование и реализацию в современных условиях.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Интегративная роль математики в высшем педагогическом образовании // Вторая Международная научная конференция «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования». - М.: Наука, 2003.- С.367 - 369.
2. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
3. Каримов М.Ф., Мукимов В.Р. Междисциплинарное моделирование действительности на занятиях по высшей математике // Символ науки. - 2016. - №7. - С. 112 - 113.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
5. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
6. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Бауэр А,И., 2017
УДК 37
Катрич В.С.
Студентка 2 курса ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Чумичева Р.М. д.п.н., профессор АПП ЮФУ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье раскрыты проблемы формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к книжной культуре. Раскрыты этапы исследования, содержание и технологии, развивающие интерес детей к чтению. Представлены результаты апробации: программы для детей 7 года жизни «Книга - хранитель тайны»; программы обучающих семинаров-практикумов для педагогов, родителей, библиотекарей. Раскрыт принцип отбора книг, требования к организации книжной зоны ДОО.
Ключевые слова
Книжная культура, ценностное отношение, сенситивный период, снижение интереса, система и преемственность, этапы исследования, программа «Книга - хранитель тайны», методы и технологии, принцип отбора книг, условия формирования ценностного отношения к книге, социальное партнерство.
Современная концепция дошкольного образования направляет педагогов на развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование его богатого внутреннего мира. Главным звеном в решении данной проблемы является приобщение детей к книжной культуре, воспитании ценностного отношения к книге. Общеизвестно, что решительный этап в развитии личности - это дошкольное детство. В дошкольном