Научная статья на тему 'Педагогические предпосылки становления системы социально-экологического образования подрастающего поколения'

Педагогические предпосылки становления системы социально-экологического образования подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / социально-экологическое образование / ученыепедагоги / советский период / ecological formation / socially-ecological formation / scientists-teachers / the Soviet period

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Вера Сергеевна

В статье рассматриваются историко-педагогические предпосылки становления системы образования подрастающего поколения в области взаимодействия с природной средой социально-экологического образования: определяются истоки, вклад ученых советского и современного периода в его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRECONDITIONS BECOMING OF SYSTEM OF SOCIALLY- ECOLOGICAL FORMATION OF RISING GENERATION

In clause pedagogical preconditions of becoming of an education system of rising generation in the field of interaction with an environment socially-ecological formation are considered: sources, the contribution of scientists of the Soviet and modern period to its development are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогические предпосылки становления системы социально-экологического образования подрастающего поколения»

B.C. ШИЛОВА, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором Е.П. Белозер-цевым, доктором педагогических наук, профессором Т. И. Лобенцевой.

Аннотация. В статье рассматриваются историко-педагогические предпосылки становления системы образования подрастающего поколения в области взаимодействия с природной средой - социально-экологического образования: определяются истоки, вклад ученых советского и современного периода в его развитие.

Ключевые слова: экологическое образование, социально-экологическое образование, ученые-педагоги, советский период.

V.S.SHILOVA,

THE DOCTOR OF PEDAGOGICAL SCIENCES, THE PROFESSOR (Belgorod)

PEDAGOGICAL PRECONDITIONS BECOMING OF SYSTEM OF SOCIALLY-ECOLOGICAL FORMATION OF RISING GENERATION

Abstract. In clause pedagogical preconditions of becoming of an education system of rising generation in the field of interaction with an environment - socially-ecological formation are considered: sources, the contribution of scientists of the Soviet and modern period to its development are defined.

Key words: ecological formation, socially-ecological formation, scientists-teachers, the Soviet period.

Подготовка подрастающего поколения к взаимодействию с окружающей природной средой имеет свои историко-педагогические предпосылки. Прообразом социально-экологического образования стало вначале природоохранительное образование и воспитание, затем экологическое образование, которое начинает активно развиваться с 70-х годов XX века. С 90-х годов XX в. разрабатывается система общего экологического образования, значительной частью которого выступает социально-экологическое.

Свой вклад в формирование последнего внесли ученые-педагоги советского периода. В числе первых советских педагогов следует назвать Н.К. Крупскую (1869-1939 гг.), выдающегося общественного деятеля своего времени. И сегодня в ее трудах обнаруживают мысли о взаимосвязи внешней и внутренней природы ребенка, о необ-

ходимости учета этого фактора в его воспитании. Не потеряна, на наш взгляд, идея Н.К. Крупской о целях социалистической школы предполагающая: «... воспитание всесторонне развитых людей, с сознательным и организованным общественным инстинктом, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природной и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному; умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь.». Не менее актуальна и ее мысль о том, что в первую очередь школа должна сделать все возможное для укрепления здоровья и сил подрастающего поколения: она должна обеспечить здоровое питание, здоровый сон, удобную и теплую одежду, гигиеничес-

кий уход за телом, свежий чистый воздух, достаточное количество движения. Все это должно быть обеспечено всем детям, без различия имущественного положения их родителей. Летом школа должна переноситься в деревню. Большое значение Н.К. Крупская придавала развитию чувств ребенка: зрения, слуха, осязания и др., необходимых для познания окружающего мира и соответствующей деятельности в нем: познавательной, трудовой, преобразовательной. Она писала, что следует учить ребенка наблюдать, постоянно упражнять внешние чувства. Влияние внешней среды на внутреннюю сферу ребенка, Н.К. Крупская видела не только в благоприятных природных условиях, но и в использовании разнообразного природного материала в качестве средства воспитания и развития («... надо дать ему - ребенку - материал: глину для лепки, карандаш и бумагу, всякий материал для построек и т.п., научить обращаться с ним.»). Внешняя природа непосредственно влияет на развитие творческого потенциала детей, поэтому Н.К. Крупская призывала всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось. Не потеряла своего значения и ее идея о необходимости труда, формирования привычки трудиться с ранних лет, ведь благодаря трудовой деятельности осуществляется освоение природных богатств, их разумное использование и восстановление.

Созвучны идеям Н.К. Крупской мысли другого выдающегося педагога С.Т. Шацкого (18781934 гг.). Одним из первых он выдвинул идею коллективного воспитания и реализовал ее в условиях советской России. С позиции социально-экологического образования формы детского коллектива могут рассматриваться как формы освоения окружающей природной среды. Ценным в данном случае является и опыт С.Т. Шацкого по реализации в жизнь принципа связи школы с жизнью. Это означает, что образовательный процесс делается осмысленным, дети начинают понимать, для чего они учатся. Определенное место в реализации этого принципа занимает природная обстановка, прежде всего в районе школы, своей местности. Интересной представляется и идея С.Т. Шацкого об одновременном воспитании детей и взрослых. Существенное значение для нашего исследования имеет его мысль о необходимости рассмотрения процесса воспитания как процесса по овладению

средствами приспособления к окружающей среде, в том числе и природной. Иначе говоря, окружающая среда определяет содержание воспитательного процесса, диктует его цели, выбор оптимальных методов, средств и форм. «За тысячу лет жизни расы определились некоторые прочные навыки, количество, качество и предел которых определяется насущными потребностями, необходимыми для элементарного поддержания жизни. Воспитывают все те же факторы: среда, окружающая ребенка, действует могущественно и создает типичные черты расы, отличающие ее от других. Сила и стойкость этих влияний не видна. Поэтому их надо изучать и уметь ими пользоваться.. .Настоящее воспитание дает сама жизнь.». С.Т. Шацкий призывал учить анатомию и физиологию детства, которые, по его мнению, составляют фундамент педагогики; вовлекать детей в разнообразный труд, т.к. он больше всего связывает школу с явлениями примитивного приспособления; включать в различные игры, содействующие развитию детей; приобщать их к искусству, где самым трудным вопросом является вопрос о материале, который дается детям; формировать ребенка - исследователя, что влечет за собой развитие умственных способностей, совершенствование его мыслительной деятельности; организовывать жизнь ребенка в коллективе (сообществе).

Большое значение в воспитании детей С.Т. Шацкий отводил накопленному ими жизненному опыту, драгоценному опыту, который они получили из жизни собственными силами; его сочетанию с опытом школы, готовым опытом людей. В связи с этим и в рассматриваемом контексте помощь окажет идея С.Т. Шацкого о методе, который позволит усваивать и связывать все три части опыта. Он подчеркивал, что воспитатель должен уметь выявить материал личного опыта, подвергнув его обработке; на основе полученных выводов организовать в школе занятия, дополняющие пробелы в личной деятельности, контролирующие, опровергающие или утверждающие верность наблюдений ребенка, а затем установить аналогии с уже готовым опытом человеческой деятельности. Не утеряна сегодня и мысль о связи школы с изучением естественных условий среды, в которых протекает жизнь ребенка. «Условия среды определяют характер работы школы.». Такое изучение

поможет сохранению у детей стремления учиться, в то время как у взрослого человека импульс учиться утрачивается. Со своей стороны импульс учиться у природы позволит детям в будущем плодотворно решать все возникающие социально-экологические проблемы, снимать остроту конфликтов, сберегать среду жизни для настоящего и будущего.

Определенную помощь в становлении социально-экологического образования школьников может оказать педагогическое наследие В.Н. Со-рока-Росинского (1882-1960 гг.), известного педагога. К числу руководящих идей для нашего исследования следует в первую очередь отнести необходимость постижения природы ребенка и идти за ней. Важна его мысль о трудовом воспитании, которое самым непосредственным образом смыкается с природопользованием («Первое, с чего начала школа, были хозяйственные и трудовые процессы, т.к. в коллективе, общественный и правильно организованный труд уже сам по себе является одним из могучих орудий нравственного и трудового воспитания. Организованное участие воспитанников во всех отраслях школьного хозяйства - такой наш исходный пункт.»). В.Н. Сорока-Росинский справедливо предостерегал от того, чтобы труд в условиях школы никогда не трактовался как наказание, более того, он считал, что труд следует возвести в ранг, право некоторого преимущества. Исследуя проблему русской национальной школы, В.Н. Сорока-Росинский призывал учиться у природы, исследовать то, как она воздействует на людей в процессе их жизни и деятельности, в том числе и в далекие времена; какие вызывает чувства, на какие поступки подвигает. В связи с этим интерес представляет и средство получения знаний о природе - песни и сказки, которые есть у всех народов и которые выступают одним из основных источников познания. Не менее ценным в наследии В.Н. Сорока-Росинского был призыв изучать внутреннюю природу ребенка, его психологию, следовать в процессе воспитания природе его души.

Большую ценность для социально-экологического образования школьников имеют идеи П.П. Блонского (1884-1941 гг.), видного педагога, психолога. Он ввел в педагогику и психологию генетический (исторический) принцип, ко-

торый предполагает соответствие воспитания биологическим и психологическим законам развития ребенка; устранение противоречий между целями воспитания и естественной природой ребенка. Обращаясь к необходимости обновления педагогической науки, П.П. Блонский указывал, что она исходит из основных законов, в качестве которых он считал законы соответствия школы определенному общественному строю, соединения школы с окружающей жизнью. Эти законы, на наш взгляд, не потеряли своего фундаментального значения и в современной школе могут в полной мере выступать основой социально-экологического образования. Сегодня, как никогда значимо функционирование закона связи школы с природной средой - частью всей жизни ребенка. Важна и мысль П.П. Блонского о необходимости учета внутренней природы ребенка, его психологического и биологического состояния в процессе взаимодействия; овладения детьми методами познания конкретной жизни и преобразования ее. В настоящее время эта идея нашла свое широкое воплощение в исследовательской деятельности школьников, экологических мониторингах. Большой смысл имеет его призыв к тому, чтобы каждый предмет связывался с окружающей действительностью («... изучение языка должно основываться и на изучении той действительности, символом которой является слово; . математика - метод и язык точного познания окружающей действительности; . человеческая жизнь и социальный труд - вот предметы, на которых преимущественно упражняется мысль ребенка и его творчество. Новая школа должна исходить из естественного органического развития истины, из примитивного сознания ребенка;. Новая школа дает простор эстетическим переживаниям ребенка.»).

Современна и мысль П.П. Блонского об учителе, который должен творчески относиться к воспитанию детей, устанавливать связи с местным населением. Он писал, что новая школа - это школа жизни и творчества самого учителя; она ставит вопросы о сотрудничестве с наставником. При этом учителю следует помнить, что в развитии самостоятельности ребенка большое значение имеет окружающая среда, что «... вечно живая жизнь требует создания новых форм жизни и умения приспособляться к вечно изменяющейся

среде.». Для этого, по его мнению, необходимо создать «нравственно автономную личность, творца новой ... человеческой жизни». Нельзя не отметить тот факт, что задачи новой школы П.П. Блонского созвучны задачам современной школы: «Задача школы - научить жить. Жить - это значит, познавать действительность и преобразовывать ее. Методы познания и труда - основа создания школьного образования». Для настоящего времени эта задача заключается в первую очередь в том, чтобы научиться жить в современном мире, в обстановке резко обострившихся социально-экологических отношений, в условиях необходимости решения глобальных проблем человечества. Важна мысль П.П. Блонского о приобщении ребенка к труду на благо общества. И сегодня актуально звучат его слова о том, что «. мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее?». Жить для России сегодня - это значит уметь любить и людей, и природу этой страны, «воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь» на благо России и ее народов. Определенную помощь для социально-экологического образования школьников окажут советы П.П. Блонского по воспитанию деревенских и городских детей с учетом особенностей окружающей их среды, тех видов и способов природопользования, в которые включены их родители и они сами. Педагогический смысл имеет и его идея о том, что необходимо развивать в ребенке умение находить красоту в той жизни, которая повседневно окружает его, умение создавать красоту из самого заурядного («Присмотритесь; есть много, очень много незаметной, тихой красоты»). Актуален совет учителям: «Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о действительности, а саму действительность; не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! Любите жизнь и как можно больше живите живой жизнью».

В контексте излагаемого нельзя не остановиться на педагогическом наследии Л.С. Выгодского (1896-1934 гг.), выдающегося философа и психолога. Главная его идея заключается в том, что объяснение внутренним психическим процессам следует искать не внутри человеческого организма, а в его общественных отношениях с окружающей средой. Ученый рассматривал лич-

ность, как целое, несуществующее вне связей с окружением, в том числе и природным. Л.С. Выгодский пишет, что каждая психическая функция проявляется дважды: в начале как коллективная социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Поэтому и процесс обучения должен представлять собой коллективную деятельность, где учитель сотрудничает с детьми, направляет и регулирует их деятельность. Л.С. Выгодский сравнивает ребенка как целое со звездным миром и нашей планетой, которые, как и ребенок являются предметом теоретического знания. В окружающей среде Л.С. Выгодский видел важнейший фактор развития ребенка, призывал изучать его со всех сторон («. если мы хотим изучить растение, то мы должны взять это растение вместе с корнями, которыми оно прикреплено к почве. Ботаники советуют взять корни вместе с землей, в которой росло это растение. Так и всякое явление в развитии ребенка надо брать вместе с корнями, на которых оно росло, а эти корни надо брать вместе с землей, в которой они были вкоренены. Это значит, что каждое явление в развитии ребенка может быть понято не иначе, как на основании первичных процессов, вызвавших его к жизни, и не иначе, как во взаимодействии с окружающей его средой.».). Без сомнения, Л.С. Выгодский включал в окружающую среду и природную составляющую. Ее облагораживание благоприятно влияет на развитие ребенка, выполнение им различных функций, а непосредственное участие ребенка в улучшении, охране, восстановлении и возобновлении этой среды позволит эффективно решать задачи становления его как культурной личности.

Точку зрения Л.С. Выгодского в вопросе учета индивидуальной окружающей среды детей разделял и другой выдающийся педагог, психолог и врач В.П. Кащенко (1870-1943 гг.). По его мнению, школа должна, где это возможно, принимать во внимание индивидуальность ребенка, его особенные качества. Примечательно, что В.П. Кащенко видел в определенных условиях различного плана один из существенных факторов развития личности ребенка. Определяя понятие «норма», он подчеркивал невозможность строгого его толкования, в силу того, что принимается некоторая средняя величина, которая в свою очередь «не будет постоянным явлени-

ем, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи.». Определенную диагностическую помощь, по мнению ученого, оказывает наблюдение за детьми. В случае если ребенок мучает животных, ломает деревья, рвет беспричинно цветы, издевается над окружающими людьми, можно предположить у такого ребенка наличие определенной психопатии. А это значит, что появляется возможность вовремя вмешаться в процесс развития ребенка, оказать ему необходимую помощь. «... Очень знаменательным дефектом характера является мучительство животных. Если, несмотря на увещевания и запрещения, ребенок упорно продолжает с явным удовольствием и наслаждением прокалывать иголкой муху, а большой ребенок - мучить птиц, кошек и собак - эти поступки служат явным доказательством ненормальности его эмоций (чувств). Болезненное стремление к мучительству далее распространяется на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем на бабушку, как более беззащитную, потом на мать, отца и, наконец, на посторонних взрослых...». Таким образом, различные способы взаимодействия с элементами среды непосредственно указывают на характер отношений с ней, позволяют сделать дальнейший прогноз, целенаправленно влиять на ребенка и процесс его становления.

Значительную помощь в решении задач социально-экологического образования школьников окажут идеи А.С. Макаренко (1888-1939 гг.), выдающегося педагога России. Особое значение в нашем изложении имеют вопросы приобщения воспитанников к труду - основной деятельности, складывающейся между обществом и природой, главному фактору научно-технического прогресса, важнейшему условию воспитания личности в соответствии с социальными нормами. Именно в трудовой деятельности осуществляется ознакомление с видами и способами природопользования, возникающими в связи с этим экологическими проблемами, которые, в свою очередь, отражаются на состоянии здоровья каждого человека. Поэтому насколько эффективно с точки зрения сохранения природных условий и ресурсов будет осуществляться трудовая деятельность, настолько оптимистичными

будут прогнозы социально-экологических отношений, устойчивее развитие человеческого общества. С другой стороны, на что особенно обращал внимание А.С. Макаренко, в коллективе рабочих создаются все условия для воспитания отдельной личности, успешной ее социализации в дальнейшем. В процессе освоения природной среды, ее ресурсного потенциала, одной из основных форм является коллектив. Он же, по мнению педагога, становится и главным средством воздействия на отдельную личность («Коллектив объединяет людей не только в общей цели и общем труде, но и в общей организации этого труда»). А.С. Макаренко доказаны огромные воспитательные возможности коллективной жизни, которая не теряет своего значения с течением времени и особенностями форм существования общества. Говоря о средствах воспитания, А.С. Макаренко отмечал главное из них - окружающую действительность, саму жизнь. Он писал, что наша жизнь производит самое мощное впечатление на человека и действительность воспитывает его. При этом не исключалась особая забота о человеке, «педагогическая забота».

Не потеряла своего значения и сегодня задача, поставленная А.С. Макаренко, о необходимости формирования правильной привычки («... Наша задача не воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки. И воспитание этих привычек - гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.»). Современные социально-экологические отношения требуют уже с ранних лет воспитания привычки поведения в природе, привычки бережного использования ее богатств, сохранения и восстановления ее ресурсов. Такая привычка проявляется и в экономном расходовании водных, минеральных, растительных и животных ресурсов; очистке воздуха, почвенного покрова от различных загрязнителей; создании природных заповедников, парков, заказников, уголков природы и т.д. Актуальными остаются и советы А.С. Макаренко в вопросе организации взаимодействия воспитателей и воспитанников по формулированию практических целей, например, «. сделать из этого мальчика или девочки настоящего культурного . человека, работника,

такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, политически образованного и воспитанного, здорового физически и психически. Эту цель своей работы воспитатель никогда не должен забывать, буквально не забывать ни на одну минуту. И только в практическом движении к этой цели воспитатель должен иметь соприкосновение со своим воспитанником.».

Свой вклад в решение вопроса о влиянии внешней среды на развитие ребенка внес Л.В. Занков (1901-1977 гг.), известный психолог и педагог России. Он справедливо утверждал, что каждый ребенок имеет все возможности для своего развития. Учитель в этом процессе должен быть проводником этой идеи («Знание детей, их склонностей, способностей, их духовного мира, радостей и огорчений вряд ли можно переоценить.»). Л.В. Занков призывал учителя стремиться открыть в ребенке его потенциал, независимо от внешних проявлений поведения. Для пояснения этой мысли ученый проводил аналогии с живой природой, выделяя тем самым главное, подчеркивая, что некоторые дети - это «. земля, плохая, каменистая. Она не радует глаз и не обещает даже хотя бы сносного урожая. Но вот пришли геологи, разведали недра, и в них оказались огромные богатства.». Отмечая роль внешней среды в процессе развития ребенка, Л.В. Занков указывал на необходимость в связи с этим формирования у детей картины мира, целостных представлений об окружающей действительности. Основное средство для этого - цикл учебных дисциплин, отражающих основы науки, литературы и искусства.

В связи с излагаемым нельзя не назвать и педагога-исследователя В.А. Сухомлинского (1918-1970 гг.). Он во многом разделял позицию педагогов, утверждающих влияния внешней среды на развитие ребенка, формирование его нравственных качеств. В.А. Сухомлинский в связи с этим писал, что воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается, подчас, как бы случайно, мимоходом. Он проводил идею целостного воспитания; считал, что необходимо в единстве решать задачи умственного, трудового, нрав-

ственного, экологического, эстетического и других направлений; изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей; устанавливать сотрудничество педагогов и воспитанников. Не потеряла своего значения и идея В.А. Сухомлинского о формировании у ребенка личного отношения к окружающей действительности, в том числе и природной. Осознавая масштабы влияния окружающей среды на развитие детей, он отмечал, что будущее сегодняшнего малыша зависит от того, что именно вошло в его разум и сердце из окружающего мира; это в большей степени определяет, каким человеком станет ребенок. Огромную роль в этом процессе В.А. Сухомлинский отводил учителю, называя его «живой водой», без которой задатки ребенка засыхают и хиреют. Знаменательно отношение самого В.А. Сухомлинского к окружающей его природе, которое прослеживается в различных его высказываниях, мыслях, пропитанных экологическими мотивами. Например, он писал, что «. путь к сердцу ребенка пролегает не через чистую, ровную тропинку, на которой заботливая рука педагога только то и делает, что искореняет сорняки - пороки, а через тучное поле, на котором развиваются ростки моральных достоинств. Пороки искореняются сами по себе, если их вытесняет буйная поросль достоинств». Или: «. желание незрелого человека можно сравнить с побегами на маленьком плодовом дереве: распускается на нем множество ростков, и часть из них -«дикие», так называемые «волчки»; садовод их срезает, оставляя на дереве только плодоносные побеги.». Нет сомнений в определенной пользе для нравственного воспитания детей, отношения их к природе походов, которые В.А. Сухомлинский считал необходимым средством воспитания. Наблюдая восход и закат Солнца, растения и животных, слушая шорох травы и пение птиц, «. музыку леса, реки, полей, воздуха», дети проникаются любовью к природе, в них пробуждаются самые лучшие стороны души, «драгоценный дар общения».

Идеи гармоничных взаимоотношений природы и общества, человека с природным окружением, высказанные различными педагогами в разное время, получили свое развитие в трудах ученых последней четверти XX века и в настоя-

щее время. В связи с этим необходимо назвать имя И.С. Матрусова, педагога-географа, внесшего свой вклад в природоохранное воспитание. Накопленный теоретический и практический материал позволил ему и другим авторам в начале 70-х годов XX столетия определить сущность природоохранительного воспитания, под которым понимается целенаправленное формирование у учащихся научных взглядов на развитие и функционирование природы и ее ресурсов как необходимое условие жизни общества во всех аспектах: экономических, нравственных, эстетических, биологических. Школа должна не только давать подрастающему поколению научные знания, но и формировать умения правильно вести себя в природе, рационально относиться к ее ресурсам в будущей практической деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Речь идет о том, чтобы не только хотеть, но и уметь разумно пользоваться природой. И.С. Матрусов пишет, что школа призвана разъяснять учащимся значение природы как непременного условия создания материальных и духовных ценностей, всей жизни общества, как необходимого средства для нормального биологического функционирования человеческого организма как важной основы формирования нравственных, гуманных качеств личности; вырабатывать у учащихся навыки разумного и бережного отношения к природе во время труда и отдыха.

С 80-х годов термин «природоохранительное воспитание» стал преобразовываться в «природоохранное образование и воспитание» и «образование в области охраны природы», «образование в области окружающей среды», «экологическое образование», где все они выступают как синонимы. Этот вопрос был поставлен и решен Тбилисской конференцией в 1977 году. В свете ее материалов, основной целью природоохранного образования является выработка у каждого жителя Земли убеждения в важности активной природоохранной деятельности, вооружения его необходимыми для этого знаниями и умениями. В нашей стране в последние годы широкое распространение получило словосочетание «экологическое образование». В начале 80-х годов И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравегиной, Л.М. Симоновой, Н.М. Мамедовым и другими учеными

была определена сущность экологического образования, его содержание и принципы. Исследователи рассматривают его как целенаправленный процесс формирования ответственного отношения школьников к окружающей природной среде во всех видах общественной трудовой деятельности и общения с природой. Экологическое образование выступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества с природой в различных учебных предметах. Авторы пишут, что экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального природопользования и охраны природной среды. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального разностороннего, научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.

Идея экологического воспитания начинает активно разрабатываться в трудах педагогов-теоретиков М.Н. Скаткина (1960-1991), Ю.К. Ба-банского, Б.Т. Лихачева. Они подчеркивали глубокий гуманистический смысл этого направления, перерастающего в нравственное отношение к самому человеку. Такое отношение, по их мнению, обусловлено неразрывной связью человека и природы, без которой он не может дышать, питаться, получать свет, тепло, разнообразные продукты. В связи с этим необходимо уже с ранних лет формировать идейно-нравственную убежденность и готовность людей конкретно и правильно решать экологические проблемы. Разрабатывались и рекомендации по подготовке детей к охране природы. При этом особое внимание уделялось возрастным качествам ребенка, опоры на них в процессе взаимодействия с элементами окружающей среды. Если на начальном этапе осуществляется первичное ознакомление с экологическими проблемами, формирование элементарных знаний и умений, то на средней ступени формируются более глубокие убеждения и специальные практические умения и навыки

ухода за животными и растениями; старшая ступень предполагает непосредственное участие школьников в изучении, охране, восстановлении и возобновлении природной среды. Фундаментальное значение для общего экологического и социально-экологического образования имеют исследования М.Н. Скаткина и И.Я. Лер-нера по проблеме содержания образования. Оно представлено четырьмя основными элементами: системой знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой различных видов деятельности и обеспечивающих возможность сохранения накопленной культуры; опытом творческой деятельности, накопленного в процессе развития человеческого общества, развития общественной производственной деятельности, дальнейшим развитием материальной и духовной культуры; опытом эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющимся условием нравственной убежденности и идеалов, формирования у личности нравственной системы ценностей.

Новый аспект в экологических исследованиях выделяет в 90-х годах Б.Т. Лихачев, исследуя «экологически чистую ауру души» и ее антиподы. По его мнению, душа сегодня понимается как «. целокупность всех физических, энергетических, сознательно-бессознательных психофизиологических и духовных сил индивида. Она существует и функционирует за счет бесконечных прямых и обратных биотоков, циркулирующих между личностно-внутренней и внешней средой. Именно эта идеально-материальная целокупность составляет и определяет в человеке его природно-социальную сущность, его уникальность, неповторимость и абсолютную ценность личности.». Конец 90-х годов XX - начала XXI веков ознаменовался ясным осознанием со стороны всего человечества, отдельных социальных структур личностей необходимости формирования экологической культуры каждого человека, в том числе педагогов и воспитанников (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, С.Н. Глазачев). Сущность этой культуры составляет экологическая воспитанность, бережное отношение ко всему живому и неживому, рациональное природопользование,

позитивная деятельность в окружающей среде на благо настоящих и будущих поколений. Экологическая культура личности школьника выступает необходимой частью ее общей базовой культуры, достигается при условии целенаправленной систематической работы образовательных учреждений в обозначенном векторе.

Проведенный краткий анализ историко-педагогических воззрений в области социально-экологического образования школьников показал тот неоценимый вклад, который внесли российские педагоги в дело формирования ответственного отношения детей к окружающей их природе; в решение вопросов, касающихся ваяния природы на их развитие; в определение путей формирования экологической культуры каждого школьника; в прогноз будущих социально-экологических отношений. Накопленный историко-педагогический теоретический и практический опыт России становится прочным фундаментом развития и реализации идей социально-экологического образования подрастающего поколения, приобщения каждого школьника к богатейшему наследию взаимодействия с окружающей средой, рационального использования природных условий и ресурсов, человеческого потенциала, дальнейшего прогрессивного движения общества.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия. В 8 Т. - 1976.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культураучителя /С.Н. Глазачев /- М., 1998.

3. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина

- М., 1982.

4. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. /Б.Т. Лихачев /

- М., 1995.

5. Мамедов, Н.М. Экология, культура, образование/ Н.М. Мамедов/- М., 1996.

6. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Шиянов, Г.Н. Педаго-гика./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Г.Н. Шиянов/ - М., 2002.

7. Современный педагогический словарь. - М., 2001.

8. Шилова, В.С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика /В.С. Шилова /- М.- Белгород, 1999.

9. Экологическое образование /Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М., 1993.

10. Экологическая культура и образование: опыт России и Казахстана /Под ред. С.Н. Глазачева и С.Т. Шал-гымбаева.- М. - Алматы, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.