ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ - ШКОЛЕ
ББК 74.262.86 YAK 372.1.02:372.8
Р.П. СОФРОНОВ
R.P. SOFRONOV
ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ВИДОВ И ФОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
APPROACHES TO STRUCTURING KINDS AND FORMS OF ADDITIONAL ECOLOGICAL SCHOOL STUDENTS EDUCATION
В данной статье рассматриваются некоторые подходы к структурированию видов и форм дополнительного экологического образования школьников.
In this article there are some branches of some sorts and forms which are to be structured. These sorts and forms are of extra ecological education of students.
Ключевые слова: дополнительное экологическое образование детей, летний экологический лагерь, виды и формы дополнительного экологического образования.
Key words: extra ecological education of children, summer ecological camp, sorts and forms extra ecological education.
Современный этап развития системы дополнительного экологического образования детей характеризуется становлением её как самостоятельной образовательной сферы, ориентированной на взаимодействие с различными областями жизнедеятельности ребёнка - семьёй, школой, социумом, окружающей природной средой. Это определяет направленность этого вида образования на воспитание детей, способных быстро адаптироваться к жизненным условиям, самостоятельно и взвешенно выбирать виды и формы экологической деятельности, принимать ответственные решения, основанные на гуманистических ценностях экологической культуры.
Проблема развития видов и форм дополнительного образования детей является весьма актуальной для российской педагогической науки и практики. Исследования в области дополнительного образования активизировались только в последнее десятилетие. Сам термин «Дополнительное образование» впервые появился в 1992 г. в Законе Российской Федерации «Об образовании» [12]. В п. 1 ст. 9 Закона, в частности, сказано: «В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные)». В п. 4 ст. 12 Закона сказано, что к образовательным, наряду с прочими, относятся учреждения дополнительного образования детей. В п. 9. ст. 12 отмечается, что права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
В настоящее время идёт активный процесс развития педагогики дополнительного образования детей [23; 13; 14; 15; 16; 18; 19; 17; 20; 22; 27; 25; 29], формируются новые концепции и подходы в данной области. И одно из важнейших направлений научного поиска - не только развитие, но и систематизация видов и форм дополнительного образования.
Современных общепринятых классификаций видов и форм дополнительного экологического образования не существует. Скорее всего, эту задачу ещё предстоит решить исследователям. Вместе с тем, при разработке таких классификаций можно использовать исторический опыт эволюции видов и форм дополнительного образования, и уже существующие подходы к структурированию уровней, видов и форм дополнительного образования.
Приступая к решению этой сложной задачи, для начала предпримем небольшой экскурс в историю развития дополнительного образования, где исследователи выделяют три периода [19, с. 17]:
- дореволюционный, когда внешкольная работа приобрела педагогический статус, являясь частью социокультурной среды; внешкольные объединения своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребёнка, так и общества;
- советский период, который считается периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, когда определились главные направления в содержании деятельности и формы воспитательной работы; внешкольные учреждения превращаются в основные воспитательные институты социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства;
- постсоветский период, когда сложилась система дополнительного образования, построенная на лучших традициях внешкольного образования, опирающаяся на законодательную базу, новые образовательные программы, обеспечивающие возможность настоящего сотрудничества ребёнка и взрослого.
В дореволюционный период наиболее значимый вклад в развитие различных видов и форм дополнительного образования внесли В.Н. Татищев (1686 - 1750), М.В. Ломоносов (1711 - 1779), Г.Н. Теплов (1711 - 1779), Н.Н. Новиков (1744 - 1818), А.А. Прокопович-Антонский (1763 - 1848), Н.И. Лобачевский (1792 - 1856), И.Ф. Богданович (1758 - 1831), И.М. Ястреб-цов (1797 - 1870), К.Д. Ушинский (1824 - 1870), П.Ф. Каптерев (1849 - 1922), К.П. Яновский (1822 - 1902), В.П. Вахтерев (1853 - 1924), Л.Н. Толстой (1828 -1910) и другие ученые, общественные деятели, писатели, педагоги-новаторы и просветили.
В педагогическом наследии Л.Н. Толстого, например, присутствует описание идеальной школы как «свободного содружества», где одни сообщают знания, а другие их свободно принимают, и все происходит в единении с природой и гармонией человеческой личности. Л.Н. Толстым выдвинут принцип учёта особенностей ребёнка и его интересов [1].
Крупный педагог и психолог П.Ф. Каптерев (1849 - 1922) в работе «О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов» говорит о необходимости дифференциации обучения в старших классах, рассматривает вопрос о ценности факультативных курсов [16].
Интересен опыт развития в России воскресных школ. Православные воскресные школы существовали с первой половины XVIII в. К началу 60-х гг. XIX в. в более чем 170 городах России действовали свыше 330 воскресных школ, в том числе в Петербурге, Москве, Твери, Серпухове, Могилёве, Одессе, Казани, Нежине, Архангельске, Елизаветграде, Рязани, Полтаве, Чернигове, Харькове, Смоленске и др.
Учебный процесс строился в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. В 1860 воскресные школы получили официальный статус и были приравнены к начальным школам.
В 1874 году в России было обнародовано «Положение о начальных народных училищах», где в ст. 2 п. 4 говорилось о порядке открытия и функционирования воскресных школ. После этого в Москве по решению городской Думы стали открываться воскресные школы для тех, кто уже занимался в школе (параллельное, дополнительное образование), и для тех, кто в силу разных обстоятельств начал забывать грамоту (повторительное образование).
Необходимо отметить работу В.П. Вахтерева «Внешкольное образование народа» [6, с. 6], положившую начало теоретическим разработкам проблем внешкольного образования.
А.У. Зеленко (1871 - 1953), С.Т. Шацкий (1878 - 1934), Л.К. Шлегер (1863 - 1943) инициировали в 1905 г. в Москве открытие клуба для детей, в котором работала библиотека, ботаническая оранжерея, астрономическая обсерватория и мастерские (слесарная, столярная, швейная), что позволяло создавать условия для развития личности в соответствии с интересами и склонностями ребёнка [21].
С.Т. Шацкий и его единомышленники из общества «Детский труд и отдых» в 1911 году открыли под Калугой детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой каждое лето жили 60 - 80 мальчиков и девочек. Основой их жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением [37, с. 43].
О значимости внешкольного образования для Советской России говорит хотя бы тот факт, что уже в ноябре 1917 г. в Народном Комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования для развёртывания культурно-просветительской работы среди неграмотного взрослого населения. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России [20, с. 130].
В 1939 г. состоялось открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которое способствовало активизации опытнической и юннатской работы. В конце 30-х годов наблюдалась активизация технического творчества, регулярное проведение выставок, смотров технического и художественного творчества. Напряжённая международная обстановка предвоенного периода повлияла на создание оборонно-спортивных кружков, деятельность которых развивалась как во внешкольных учреждениях, так и в массовых школах.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, основу учения которого составляет воспитание посредством общения с природой, предложил следующие формы общения детей с природой:
1. Осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребёнок улучшает окружающую среду своим трудом.
2. Использовать природу как незаменимый источник эмоционального развития, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий.
3. В процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека.
4. Проводить путешествия, экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия.
5. Учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребёнок может подумать, помечтать, составлять стихотворения и так далее [33].
Особо следует сказать о юннатском движении, которое берет своё начало 15 июня 1918 г. В этот день в Москве в Сокольниках (купеческая дача на Ростокинском проезде (Голубая дача)) было открыто первое внешкольное учреждение для юных любителей природы, получившее название Централь-
ной станции юных натуралистов. Через несколько лет подобные станции начали работу в Омской, Ленинградской, Ивановской и других областях России. В 20 - 30-е годы юннатское движение приобрело массовый характер. В 1924 г. в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд юных натуралистов. Движение издавало свои газеты и журналы, активно участвовало в проведении Дней леса и Дней птиц и насчитывало сотни кружков. Одним из самых ярких лидеров юннатского движения стал П.П. Смолин (1897-1975). На развитие юннатского движения в первый его период заметное положительное влияние оказали также Н.К. Крупская, И.В. Мичурин, В.В. Маяковский [29].
Анализ научной и методической литературы на предмет выявления видов и форм дополнительного образования в различные исторические периоды [1; 2; 6; 16; 20; 21] показывает, что такие формы активно развивались и в России, и за рубежом, отличались большим разнообразием, хотя системный подход в исследованиях тех лет отсутствовал. В период с XII по 90-е гг. XX вв. к основным формам дополнительного образования можно отнести следующие: артель; академия; общество; кружок; факультативные курсы; выставка; музей; клуб; библиотека; университет; детский клуб; воскресная школа; публичные чтения; театрализации; спектакли; трудовая колония (благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе); станции юных натуралистов; станции юных техников; лагеря труда и отдыха; игры-путешествия; игры-загадки; викторины; конкурсы; спортивные игры; экскурсии; походы; экспедиции; прогулки на природу; уроки природы; лектории; «живые уголки» или «уголки природы»; издание природоохранных стенгазет, листков; просмотр учебно-методических фильмов; авторские школы и др.
Вместе с тем обнаруживается немного организационных форм дополнительного экологического образования. К ним, пожалуй, можно отнести: общество, трудовые колонии, станции юных натуралистов, лагеря труда и отдыха, игры-путешествия; экскурсии; походы; экспедиции; прогулки на природу; уроки природы; лектории; конкурсы; музеи; «живые уголки» или «уголки природы»; некоторые авторские школы.
С начала 90-х гг. ХХ века в арсенале дополнительного экологического образования появляются инновационные организационные и творческие подходы дополнительного экологического образования. Действуют такие, например, формы, как общественные просветительские и природоохранные организации; научные общества учащихся; экологические школы; центры экологического дополнительного образования; «экологические тропы»; олимпиады; «экологические площадки»; «экологические гостиные»; исследовательские экологические проекты; экологические практикумы; экологические лаборатории; экологические конференции, «круглые столы», семинары; тренинги; беседы; доклады; слёты; экологические КВН; летние экологические лагеря и отряды; акции; экологические пикеты; создаются сайты в Интернете экологической направленности и т.д.
На территории некоторых учебных учреждений создаются альпийские горки, огороды, теплицы, ландшафтные уголки, водоёмы, сады, метеоцентры, уголки леса, лекарственных трав, летние театры, фонтаны, мини-водопады.
На современном этапе развивающаяся система школьного экологического образования больше опирается не на предметное обучение, а на разнообразную внеклассную работу, проектно-исследовательскую и практическую природоохранную деятельность. В ней наряду со школьниками активно участвуют родители, педагоги, ученые, представители общественности.
Вместе с тем, некоторые исследователи справедливо обращают внимание на необходимость открытия учебных центров дистанционного экологического образования, что продиктовано всеобщей потребностью по этому актуальному для общества направлению. Они считают, что в Федеральной образовательной экологической программе дистантным формам обучения не отведено место, в то время как за рубежом они приобрели большую популярность [35, с. 10].
В Приложении 1 приведено Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 марта 1997 г. № 12 [1], где перечислены десять основных видов учреждений дополнительного образования, среди которых: центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, Детский оздоровительно-образовательный лагерь, которые можно отнести к формам организации системы дополнительного экологического образования.
В Методических рекомендациях по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях [24] предложена четырёхуровневая система структурно-организационных форм реализации дополнительного образования детей.
Первый уровень характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.
Второй уровень - более сложный и более развитый. Он отличается определённой внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удаётся построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень - развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвёртый уровень предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.
Однако эти подходы не отражают весь комплекс проводимых в настоящее время мероприятий в рамках дополнительного экологического образования, не учитывают его направления, виды и формы. В ходе изучения проблем, существующих в современной методической и педагогической литературе по поводу содержания и систематизации видов и форм дополнительного экологического образования, мы сделали вывод о том, что на современном этапе развития дополнительного экологического образования можно предложить несколько подходов.
Во-первых, в осуществлении дополнительного экологического образования можно выделить следующие направления.
1. Познавательное направление, предполагающее расширение (углубление, закрепление) экологических знаний, приобретаемых на уроках; получение детьми новых знаний экологического характера.
2. Социальное направление, цель которого - экологическое просвещение детей. В рамках этого направления издаются брошюры, газеты экологического характера, создаются экологические сайты, организуются радиоклубы, организуются просмотр учебно-методических фильмов, лектории, экологические уроки и т.п.
3. «Игровое» направление (игры, конкурсы, викторины, народные праздники). Его основой является упор на чувственную, эмоциональную и деятель-ностную сферу ребёнка. Игра, в том числе и экологическая, для детей -прекрасное занятие, способствующее всестороннему развитию.
4. Туристко-рекреационное направление, предполагающее развитие потребности в ведении здорового образа жизни (увеличение уровня знаний, умений и навыков в ведении здорового образа жизни и активное их применение в повседневной жизни), оздоровление детей (при использовании здоровьесберегающих мероприятий), формирование экологической культуры, а также культуры проведения досуга.
5. Туристко-краеведческое направление базируется на изучении детьми родного края, его истории, народных традиций и культуры.
6. Натуралистическое (или естественнонаучное) направление, основано на формировании истинно природоохранного, экологического мировоззрения ребёнка и включает организацию и проведение исследовательских экологических проектов, практикумов, лабораторий, конференций, диспутов, слётов, «экологических площадок» и т.п.
7. Программно-целевое направление. По содержанию, целям и задачам комплексные и специальные программы можно условно разделить на три основные группы - экологической (в основном, биоэкологической), эстетико-экологической и социально-экологической направленности.
Программы первой группы акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).
Программы второй группы направлены на эстетическое и нравственное воспитание детей.
В содержании программ третьей группы преобладает комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеоло-гии и т. п.).
Сегодня активно разрабатываются региональные программы с учётом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, городах Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Екатеринбурге, Иваново, Мичуринске, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре, Тольятти, Тюмени, Ульяновске и др.).
8. Нормативное направление ориентированное на владение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде.
Во-вторых, по длительности виды дополнительного экологического образования можно подразделить на:
- систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (исследовательская работа, работа музея);
- эпизодические (походы, экскурсии, предметная неделя, летние экологические лагеря);
- непрерывные (координация работы учебного учреждения с другими организациями, учреждениями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, развитию которого способствует сотрудничество с органами управления образованием (департаментами)).
Мы солидарны с исследователями [27, с. 30], которые считают, что только систематическая и разнообразная по формам работа формирует в детях чувство любви к родной природе и ответственность за неё. Для эффективного осуществления экологического просвещения и воспитания школьников целесообразно привлекать к сотрудничеству национальные парки, лесничества, с помощью которых организовывать специальные экологические лагеря, где школьники и учатся, и отдыхают.
В заключении хотим отметить, что в последние годы широкое распространение получили массовые формы экологической работы, которые отвечают требованиям времени, потребностям и интересам детей. Одной из наиболее эффективных массовых форм экологической работы с детьми является, на наш взгляд, организация летнего экологического лагеря.
Литература
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. [Текст]. - М. : Педагогика, 1990. - 608 с.
2. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Березина. - М., 1998. - 22 с.
3. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М., 1994. - 111 с.
4. Бруднов, А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст] / А.К. Бруднов // Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования : тезисы и материалы всерос. науч.-практич. конф. - СПб., 1995. - С. 4 - 112.
5. Вайнер (Уинер), Д. Экология в Советской России. Архипелаг свободы: заповедники и охрана природы [Текст] / Д. Вайнер. - М. : Прогресс, 1991. - 400 с.
6. Вахтеров, В.П. Внешкольное образование народа [Текст] / В.П. Вахтеров. -М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1896. - 380 с.
7. Великанова, А.Г. Управление многопрофильным учреждением дополнительного образования детей: Из опыта работы Центра дет. творчества «Шанс» Мотовилихинского района г. Перми [Текст] / А.Г. Великанова // Дополнительное образование. - 2001. - № 1. - С. 27 - 29.
8. Голованов, В.П. Теория и практика управления региональной системой дополнительного образования детей в Москве [Текст] / В.П. Голованов // Классный руководитель. - 2002. - № 6. - С. 140 - 144.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) [Текст] / под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - М. : Новая школа, 1998. - 336 с.
10. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / О.Е. Лебедев [и др.]. - М. : Владос, 2003. - 254 с.
11. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст] : учеб. пособие по специальности 0317 Педагогика доп. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 348 с.
12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Текст] // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1797 (с послед. изм., внесёнными Федеральным законом от 24.04.2008, № 50-ФЗ // Российская газета - 30.04.2008).
13. Зимняя, И.А. Цель - идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России [Текст] / И.А. Зимняя // Материалы науч.-практ. конф. «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке». - М., 2000. - 102 с.
14. Зубрилова, Н.А. Дополнительное образование и воспитание детей в Санкт-Петербурге на рубеже XX - XXI вв. [Текст] : монография / Н.А. Зубрилова ; Рос. акад. образования, Акад. обществ. связей. - СПб. : Акад. обществ. связей, 2003. - 218 с.
15. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст] / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М., 1980. - 168 с.
16. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования [Текст] // Избр. пед. соч. / П.Ф. Каптерев. - М., 1982. - 606 с.
17. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М., 1994. - 286 с.
18. Краснова, С. Управление многопрофильным учреждением дополнительного образования детей [Текст] / С. Краснова // Народное образование. - 2003. -№ 8. - С. 81 - 84.
19. Круглова, Л.Ю. Интегративно-развивающий подход к модернизации профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л.Ю. Круглова. - Магнитогорск, 2006. - 43 с.
20. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения [Текст] / Н.К. Крупская ; сост., авт. вступ. ст. и примеч. : Ф.С. Озерская, Н.А. Сундуков. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1968. - 695 с.
21. Малинин, Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого [Текст] / Г.А. Мали-нин, Ф.А. Фрадкин. - М. : Прометей, 1993. - 175 с.
22. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст] : учеб. пособие для системы повышения квалификации и переподготовки пед. работников / А.П. Егоршин [и др.]. - Н. Новгород : Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса, 2001. - 618 с.
23. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях [Текст] : Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002, № 30-15-433/16 // Внешкольник. -2002. - № 9. - С. 1 - 8.
24. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Сайт Дополнительного образования детей. - Режим доступа : http://www.vidod. edu.ru/science/system/306.php.
25. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей : сб. норматив. и метод. материалов для доп. образования детей [Текст] / науч. ред. А.К. Бруднов. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 541 с.
26. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 марта 1997 г. № 12 «Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей» [Текст] // Вестник образования. - № 8. -1997.
27. Попова, А. Экологическое воспитание учащихся [Текст] / А. Попова // Воспитание школьников. - 2002. - № 8. - С. 30 - 31.
28. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО [Текст] / В.А. Горский и др. // Дополнительное образование. -2000. - № 1. - С. 6 - 11.
29. Смолин, П.П. Работа советской молодёжи по охране природы [Текст] // Природа и социалистическое хозяйство. - 1931. - Т. 4. - С. 115 - 120 ; труды 1-го всерос. съезда по охране природы. - М., 1930. - 222 с. ; У истоков юннатского движения. - М. : Просвещение, 1972. - 220 с.
30. Совершенствование управления процессом дополнительного образования [Текст] : метод. рекомендации / Л.Н. Ходунова. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2001. - 51 с.
31. Современный центр дополнительного образования: теоретические, социальные, организационно-методические основы концепции развития на 1998 - 2002 гг. [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.М. Черникова [и др.]. - Самара : Изд-во СИПКРО, 1998. - 194 с.
32. Соколова, Н.А. Особенности управления учреждениями дополнительного образования детей [Текст] // Менеджмент в образовании / Центр подгот. резерва рук. кадров. - Челябинск, 2003. - С. 292 - 296. (Вестник Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ : Науч. журн. - № 18. - Сер. 3).
33. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3 т. / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - 558 с.
34. Фомина, А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рос. акад. образования ; Центр соц. педагогики. - М., 1996. - 24 с.
35. Хаустов, А.П. Проблемы и перспективы развития дистантных технологий в экологическом образовании [Текст] / А.П. Хаустов, А.В. Максимов, М.М. Редина // Вестник экологического образования в России. - 2000. -№ 2. - С. 10 - 11.
36. Чеков, М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России [Текст] / М.О. Чеков ; М-во образования Рос. Федерации, Самар. гос. пед. ун-т. - Самара : Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2001. - 286 с.
37. Шацкая, В.Н. День в колонии [Текст] / В.Н. Шацкая // Свободное воспитание. - 1914 - 1915. - № 7. - С. 43 - 58.
38. Щербо, И.Н. Социально-экономические основы дополнительного образования детей [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук / И.Н. Щербо. -С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. - СПб., 1997. - 20 с.