УДК 378.147.88
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-150-157
педагогические особенности социокультурного проектирования в работе с будущими юристами
Крившенко ЛЛ.1, Гузеева С.В.2
1 Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
2 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрена проблема опоры на современную технологию социокультурного проектирования в процессе профессиональной подготовки будущих юристов. Даны результаты опросов студентов до и после педагогической работы по вовлечению их в разработку и реализацию различных социокультурных проектов, описанных в статье. Проанализированы результаты педагогических наблюдений за развитием студентов, ставших участниками данных проектов. Представлен вывод об особенностях социокультурного проектирования, основных мотивах будущих юристов, волнующих их темах и проблемах социального характера.
Ключевые слова: высшее образование, будущие юристы, социокультурное проектирование, мотивация, разработка проекта, реализация.
PEDAGOGICAL PECuLIARITIEs OF sOCIO-CuLTuRAL DEsIGNING
while working with future lawyers
L. Krivshenko1, S. Guzeeva2
1 Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow105005,Russian Federation
2 Kutafin Moscow State Law University
9, Sadovo-Kudrinskaya ul., Moscow 125993, Russian Federation
Abstract. The article considers the problem of reliance on the modern technology of socio-cultural designing in the process of professional training of future lawyers. The author presents the results of opinion polls of students before and after the pedagogical work on involving students into the development and implementation of various socio-cultural projects, described in the article. The analysis of pedagogical observations of students- project participants' development is made. The conclusion is given about the specific features of socio-cultural designing, the main motives for future lawyers, the actual topics and problems of social nature.
Key words: higher education, future lawyers, socio-cultural designing, motivation, project development, implementation.
© Крившенко Л.П., Гузеева С.В., 2018.
Обращение к теме социокультурного проектирования в контексте образовательного процесса в юридическом вузе связано с возрастающим значением и повышением статуса социокультурной работы в современной России, что определяется изменениями в структуре социального пространства, в которой центром становится качество жизни каждого гражданина, включая и юридическую информированность, защищённость и уровень юридической грамотности, позволяющий преодолевать правовой нигилизм. Социокультурное проектирование видится динамичным процессом, развёрнутым во времени, вовлекающим различные элементы и создающим условия для взаимодействия различных направлений социально направленной деятельности.
Проектирование способствует достижению одной из главных целей системы высшего образования - подготовки специалистов, которые способны органично и успешно пройти процесс профессиональной самореализации в условиях постиндустриального общества. Одной из наиболее востребованных технологий, отвечающих на такой общественный запрос, является «проект». Этот термин в образовании трактуется как уникальная деятельность, которая ведётся в определенный временной период, опирается на чёткое целеполагание и направляет участников (или участника, если мы имеем в виду индивидуальный, а не групповой проект) на достижение некоего заранее запланированного результата, который может быть воплощён в виде продукта, услуги, информационного ресурса и проч.
Говоря о проекте, необходимо отметить и наличие такой его характе-
ристики, как оценка качества, которая осуществляется по определенной системе критериев, включая оценку уникальности достигнутого в проекте результата, соблюдение заявленных временных рамок, соответствие поставленным целям и задачам и т. д. [5].
Приведем также определение, данное деятельности по реализации проектов - т. е. проектированию: «Проектирование - форма деятельности, обладающая признаками опережающего отражения действительности, в ходе которой создается прообраз (прототип) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идёт о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту» [6, с. 448].
Следовательно, большинство компонентов и составляющих деятельности по проектированию вполне способно отразить те цели и задачи, которые ставятся перед социокультурной деятельностью в целом.
Во-первых, социокультурная деятельность, как и проектирование, направлена на преобразование действительности.
Во-вторых, социокультурная деятельность по своей сути - творчество, предполагающее как опережение окружающей реальности, так и необходимость созидания её планируемого в проекте образа.
Можно сказать, что социокультурное проектирование направлено на
Visy
преодоление косности, рутины, формализма в социокультурных сферах нашей жизни, сферах, которые связывают воедино социум и культуру, иначе говоря, сферах, в которых воспроизводится социально ответственная и гражданская позиция личности. Таким образом, социокультурное проектирование - это пространство инициатив, развития, модернизации, деятельности, которую справедливо можно назвать «производящей», а не «воспроизводящей» [1; 2].
Во многом социокультурное проектирование можно отнести к разряду педагогических технологий, направленных на инновации и преобразование реальности [4, с. 9]. Это связано с тем, что социокультурное проектирование должно обладать такими качествами, которые можно (как и в технологии) унифицировать, освоить, усовершенствовать после определённого периода апробации и внесения необходимых корректив.
Кроме того, социокультурное проектирование в высшем образовании -это ещё и технология, развивающая различные компетенции специалиста: коммуникативные, информационные, организационные, общепрофессиональные [3]. В частности, работа над реализацией социокультурного проекта, как показывает многолетняя практика преподавания, стимулирует будущих специалистов на освоение таких значимых для профессии качеств, как:
- выделение ядра проблемы, с одной стороны, а с другой - понимания проблемы в целостном состоянии;
- разработка стратегии целепола-гания, что позволяет решить проблему не частным образом, а системно;
- создание команды, в которой каждый отвечает за свой сегмент и при
этом способен к конструктивному взаимодействию;
- наконец, в процессе социокультурного проектирования будущие юристы более глубоко осознают социальную миссию избранной специальности, что влияет на общую мотивацию к постоянному профессиональному росту и преодолевает негативные коннотации эгоистического карьеризма, бездуховности и равнодушия к качеству профессиональных результатов.
Следует также отметить, что совместная работа над проектом, проведение круглых столов, «мозговых штурмов», различных тренингов по стимуляции воображения и порождения идей - всё это оказывает значительное влияния на рост креативных способностей студентов и раскрывает их творческий потенциал.
Обобщая приведённые характеристики этой технологии, можно дать следующее определение: социокультурное проектирование - это педагогическая технология, направленная на развитие у будущих специалистов (в частности, будущих юристов) таких профессиональных качеств, как готовность глубоко и конструктивно анализировать различные социокультурные проблемы, выявляя причины их возникновения, затем определять цели и задачи проекта и разрабатывать пути и механизмы достижения поставленных целей.
В чём состоят главные особенности социокультурного проектирования в образовательном процессе юридического вуза?
Для ответа на этот вопрос были проанализированы пути вовлечения студентов, будущих юристов, в раз-
v15v
личные социокультурные проекты, уровень реализации этих проектов и готовность к дальнейшей работе на основе технологии социокультурного проектирования. Работа велась в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) в 2014-2017 гг.
После ряда опросов (опрошено более 250 студентов 1-2 курсов) было определено, что сами студенты не ясно представляют себе, что такое социокультурное проектирование и то, как они, будущие юристы, могут быть вовлечены в такие проекты. Более 75% опрошенных отрицательно ответили на вопрос об участии в тех или иных социокультурных проектах. 18% привели примеры участия в волонтерском движении во время обучения в школе, но не были уверены, что это можно отнести к социокультурному проектированию, и лишь 7% опрошенных точно назвали проекты и организации, которые являлись основными инициаторами этих проектов - главным образом были названы некоммерческие общественные организации, в том числе Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Благотворительный фонд «Старость в радость», а также различные организации, которые проводили донорские акции, благотворительные ярмарки и фестивали для детей с особенностями развития.
После проведения нескольких круглых столов студенты в повторном опросе показали большую информированность о том, как их будущая профессия может стать частью социокультурного проектирования и связать две подсистемы, социум и культуру, которые и лежат в основе данной технологии преобразования реальности.
Кроме того, студенты более ясно стали представлять, что проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов включает в себя прежде всего решение проблем, связанных с качеством жизни людей, поскольку в любом социальном явлении всегда в центре находится человек, являющийся носителем социальных ролей и культурных ценностей [4, с. 20].
Таким образом, включение будущих юристов в социокультурное проектирование представляет собой процесс, проходящий имманентно профессиональной подготовке и личностному становлению и при этом способный соединять воедино эти векторы развития личности.
В практике две экспериментальные группы студентов, обучающихся в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина, реализовали несколько социокультурных проектов, в которых опирались на свои профессиональные навыки и интересы. Это, в частности, проект «Юридическая консультация», реализованный совместно с Ресурсным центром Благотворительного собрания «Все вместе». Суть проекта состоит в оказании безвозмездных юридических консультаций по вопросам социального характера (семейное устройство детей-сирот, имущественные вопросы, социальная поддержка одиноких пожилых людей, адресная помощь и др.). Другой проект нацелен на поддержку такого направления юридической деятельности, как общественный контроль. В данном случае студенты занимались прежде всего сбором контента для сайта по общественному контролю и его продвижением по социальным сетям.
Перспективным представляется также проект по разработке основ правовой защиты животных, так как эта сфера в нашей стране в настоящее время остаётся одной из самых неопределенных и требующих чётких законодательных документов.
Педагогическое наблюдение за студентами, будущими юристами, которые разрабатывали и реализовывали данные социокультурные проекты, позволило выделить следующие специфические черты проектной деятельности:
- мотивация будущих юристов к социокультурному проектированию связана прежде всего с их стремлением к освоению профессионально значимых знаний и навыков, а также получению определённого опыта профессиональной деятельности (85% опрошенных назвали этот мотив наиболее важным для них);
- социокультурное проектирование будущих юристов требует вдумчивого и деликатного психолого-педагогического сопровождения. Так, в работе над реализацией проекта по безвозмездным консультациям возникли случаи профессионального выгорания, негативизма и даже социофо-бии. Это направляет усилия педагогов на привлечение ресурсов психологической поддержки в виде индивидуальной работы, тренинговых занятий и переключения внимания участников проекта с эгоистических прагматических мотивов на мотивы социально значимой деятельности, альтруизма и проч.;
- наиболее сложной задачей для будущих юристов является организация их социокультурных проектов. Во многом интересные идеи оказыва-
лись нереализованными именно из-за слабой организации, неумения выстроить командную работу, из-за отсутствия слаженности и неготовности вести конструктивное взаимодействие с коллегами и даже благополучателя-ми. Очевидно, в образовательном процессе юридических вузов необходимо усилить дисциплины, содержание которых связано с развитие организаторских способностей будущих юристов, а также с их коммуникативной компетенцией, либо ввести такие дисциплины в программу обучения в случае их отсутствия. Приходится констатировать, что многие будущие юристы проявляют в реальных ситуациях инфантилизм, отсутствие такта, неумение решать возникающие конфликты.
Безусловно, представленные выше особенности не характеризуют весь спектр педагогической работы по вовлечению будущих юристов в социокультурное проектирование. Так, необходимо подчеркнуть, что в педагогическом сопровождении реализации проектов очень важно опираться на личностно ориентированный подход, выявлять потребности и мотивы каждого конкретного студента, прорабатывать с ним его собственные сложные вопросы и сомнения.
Необходимо также отметить, что, помимо юридически направленных социокультурных проектов, будущие юристы проявляют значительный интерес и к другим актуальным социальным проблемам - например, к работе с представителями современной молодёжи, испытывающими зависимость от психоактивных веществ. Среди других значимых для будущих юристов проблем социального плана можно отметить и пропаганду здорового образа
v15v
жизни, и повышение качества жизни инвалидов, преимущественно детей с особенностями развития.
Во время круглого стола студенты 1-2 курсов предлагали следующие темы для социокультурных проектов:
- «Наш вуз - пространство здорового образа жизни». Данный проект должен включать ряд спортивных мероприятий, благотворительный концерт, дни здоровья в общеобразовательных школах и детских домах, фотовыставку по пропаганде здорового образа жизни, лекции специалистов - медиков, психологов, физиологов о вреде зависимости от табака, алкоголя и других психоактивных веществ и проч.;
- «Время и мы». Данный проект должен включать ряд встреч с выдающимися людьми - учёными, политиками, журналистами, актёрами, спортсменами, известными юристами и т. д., данные встречи планируется проводить в формате ток-шоу и посвящать их обсуждению самых актуальных проблем социального развития;
- «Благотворительный бал юристов». Средства от проведения бала планируется направлять на помощь одному из учреждений социальной защиты в регионе. Возможно, это дом престарелых или интернат для детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Очевидно, что как одну из особенностей социокультурного проектирования в работе с будущим юристами можно отметить широту и разносторонность самой тематики проектов, а также то, что студенты стремятся в своих проектах не только решать отдельные частные вопросы адресной помощи, но и формировать социокультурную среду своего вуза.
Через реализацию таких проектов, в свою очередь, решаются задачи содержательного культурного досуга студентов, формирования их социально ответственной позиции и готовности к самостоятельным социокультурным инициативам.
Таким образом, заканчивая рассмотрение особенностей социокультурного проектирования в процессе подготовки будущих юристов, можно отметить:
1. В современных условиях значительно возрастает роль социокультурного проектирования в образовательном процессе вуза. Данная технология способна вовлекать студентов в общественно полезную деятельность, раскрывать их творческий потенциал, обогащать их знания и совершенствовать профессиональные навыки в юридической сфере.
2. Для расширения влияния социокультурного проектирования на профессиональное и личностное становление будущих юристов необходима организация квалифицированного педагогического сопровождения с учетом личностных потребностей и мотивов каждого студента, участвующего в разработке и реализации проекта.
3. Несмотря на ряд очевидных проблем (недостаток знаний, низкий уровень организационных компетенций, инфантильность, неумение управлять своим временем, отсутствие навыков рационального целеполагания и др.), будущие юристы проявляют при разработке и реализации социокультурных проектов широту интересов и готовность к различным инновационным формам их проведения. Это свидетельствует о востребованности данной технологии и её возможностях в совершенствовании профессиональной подготовки будущих специалистов.
v5v
ЛИТЕРАТУРА
1. Арламов А.А. Проблемы современной педагогической науки и философии (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. 2008. № 1. С. 161-168.
2. Дукельский В.Ю. Культурный проект: от замысла к реализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.future.museum.ru/part01/010301.htm (дата обращения: 28.03.2017).
3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. М., 2017. 240 с.
4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997. 260 с.
5. Руководство к своду знаний по управлению проектами [Электронный ресурс]. URL: http://pmbok.narod.ru (дата обращения: 21.03.2017).
6. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003. 511 с.
REFERENCES
1. Arlamov A.A. [Problems of modern pedagogical science and philosophy (notes of the teach-er-methodologist)]. In: Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 2008, no. 1, pp. 161-168.
2. Dukel'skii V.Yu. Kul'turnyi proekt: ot zamysla k realizatsii [Cultural project: from idea to implementation]. Available at: http://www.future.museum.ru/part01/010301.htm (accessed: 28.03.2017).
3. Krivshenko L.P., Yurkina L.V. Pedagogika: uchebnik i praktikum [Pedagogy: Tutorial and workshop]. Moscow, 2017. 240 p.
4. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Osnovy sotsiokul'turnogo proektirovaniya [Fundamentals of socio-cultural design]. Saint-Petersburg, 1997. 260 p.
5. Rukovodstvo k svodu znanii po upravleniyu proektami [A guide to body of knowledge on project management]. Available at: http://pmbok.narod.ru (accessed: 21.03.2017).
6. Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow, 2003. 511 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Крившенко Лина Поликарповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
Гузеева Светлана Васильевна - старший преподаватель Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Lina P. Krivshenko - Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
Svetlana V. Guzeeva - Senior lecturer, Kutafin Moscow State Law University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Крившенко Л.П., Гузеева С.В. Педагогические особенности социокультурного проектирования в работе с будущими юристами // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 150-157. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-150-157
FOR CITATION
Krivchenko, L., Guzeeva V. Pedagogical Peculiarities of Socio-Cultural Designing While Working With Future Lawyers. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 150-157. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-150-157
Visy