ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. - М., 2011. - C. 83-92.
2. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общ. ред Н. В. Лалетина. - Красноярск, 2013. - С. 71-95.
3. Гусева С.В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации / С. В. Гусева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/088/28008.php -Противоречия, ограничения, риски инклюзивного обучения детей с ОВЗ (дата обращения: 30.04.2017 г.).
4. Михальченко К. А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. - С. 77-79.
5. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Д. А. Медведев - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/6683 - Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа» (дата обращения 30.05.2017 г.).
Есенова Анна Юрьевна
ст. преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики ГОУ ВПО ДНР «Донбасская юридическая академия»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 37.032
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
ACADEMIC MOTIVATION AS A FACTOR OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE LAWYERS
Статья посвящена изучению роли учебной мотивации в профессионально-личностном становлении будущих юристов в период вузовского обучения. Обсуждаются аспекты модернизации психолого-педагогических процедур формирования и развития учебной мотивации у студентов юридического профиля.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление; учебная мотивация;
юрист
The article is devoted to the study of the role of academic motivation in the professional and personal formation of future lawyers in the period of University education. Aspects of the modernization of psychological-pedagogical procedures for the formation and development of educational motivation of students of the law profile are discussed.
Key words: personal and professional development; learning motivation; lawyer
Одной из актуальных проблем психолого-педагогических исследований является изучение мотивации будущих юристов в пространстве профессионально-личностного становления в период вузовского обучения. По мнению Аманжоловой А.Е., одна из главных проблем в области профессионального образования связана с демотивированностью большинства студентов, с изменением ценностей современной молодёжи, когда самоцелью становится не сам процесс познания, овладения специальностью, а получение диплома, что в свою очередь, приводит к снижению показателей обучения [8].
С другой стороны, соглашаясь с Андреевой Н.В., очевидно, что образовательная среда высших учебных заведений, построенная по традиционному типу и являющаяся информационной по существу, не способна обеспечить психологическое образование будущего юриста, соответствующее современным требованиям, поскольку она ориентирована не на формирование психологического мышления, а на волевое запоминание психологических знаний; актуализирует потребность «избегания неудачи», а не потребность «достижения успеха», когда цель усвоения дисциплины подменяется целью успешной сдачи экзаменов; противоречит задаче формирования социально-психологической компетентности будущих юристов и т.д. [1]. В сложившихся условиях, учитывая сдвиги в ценностно-потребностной сфере и сложности в формировании социальной компетентности студентов традиционными педагогическими технологиями, назрела необходимость пересмотра и модернизации педагогических форм, методов обучения в подготовке успешного внутренне-мотивированного юриста.
Наличие противоречий между значимостью качественных юридических кадров для становления и развития нового государства и неудовлетворённостью многих работодателей уровнем подготовки нынешних выпускников еще больше подчеркивает актуальность темы. Подобные тенденции требуют более пристального обращения к проблемам мотивации учебной деятельности в контексте профессионально-личностного становления будущих юристов на протяжении всех этапов вузовского обучения.
Современными исследователями отмечается (А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Н.В. Гулидова, Е.В Землянская и др.), что в условиях социально-экономической нестабильности юридическая деятельность существенно усложняется и в значительно большей мере затрагивает внутренние ресурсы личности, обуславливающие понимание происходящих изменений, отношение к ним, оценку своих возможностей влияния на них и осознание необходимости адаптации деятельности и поведения адекватно этим изменениям. После окончания учебы многое в личности начинающего юриста дестабилизируется, приходит в динамику, приспосабливаясь к изменяющимся условиям деятельности. Не всегда этот процесс протекает
безболезненно и дает положительные результаты [6]. Как подчеркивает Койчуева Ф.Х, необходимость изменений в психологической подготовке рефлексируется и самими студентами юридических вузов. Студенты юридических факультетов испытывают трудности психологического характера при овладении профессией и имеют низкие показатели при решении профессиональных ситуаций, содержащих психологический фактор. Будущие юристы осознают недостаточный уровень собственной психологической компетентности и дифференцируют виды и формы необходимой психологической помощи [5].
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов-юристов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере юриспруденции, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности юридической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. Одним из важнейших компонентов юридической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся в юридическом вузе. Качественное выявление
профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионально-личностного становления будущего юриста.
Значительный вклад в разработку фундаментальных работ по психологии мотивации личности внесли отечественные авторы В.Г. Асеев, И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, B.C. Мерлин, а также зарубежные - Х.Хекхаузен, Д. Аткинсон, А. Маслоу и др. Однако, учитывая реалии современного общества, малоизученной оказалась структура профессионально-юридической мотивации у студентов, диапазон методов и форм обучения, способствующих ее формированию, динамики в процессе вузовского обучения.
Профессионально-личностное становление будущего юриста - это многокомпонентный процесс становления профессионально-важных качеств личности будущего специалиста, это всегда активное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к творческой самореализации в юридической профессии. Иначе говоря, в процессе личностного становления будущий специалист рассматривается как субъект деятельности, который активно заинтересован, мотивирован на достижение качественных сдвигов в своем психологическом облике, направленных на профессиональное самоопределение. Как отмечает Канаева Н.А., на профессиональное становление и самоопределение будущих специалистов решающее влияние оказывает процесс и результат учебно-профессиональной мотивации. В
своих работах она подчеркивает влияние мотивационных закономерностей личности (законы Йеркса-Додсона, Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда и др.) на учебно-профессиональную деятельность будущего специалиста [4].
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задает границы и формы деятельности и придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Как указывает И.А. Зимняя, рассматривая учебную мотивацию как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребность учащегося в получении знаний, важно учесть, что на ее формирование влияют такие факторы, как особенности построения образовательной системы; функционирование конкретного образовательного учреждения, педагогического коллектива; психологическая атмосфера для преподавателей, студентов; организация образовательного процесса; субъектные особенности учащегося и педагога, специфика учебных предметов.
Учебная мотивация, как и любая другая, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная, побуждается рядом мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, связанные с потребностью студента занять определенное место в системе общественных отношений (успешно окончить учебное заведение, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду) [2, с.134].
По мнению О.И. Павлюка, мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностный свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий [7].
Е.П.Ильин различает две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.
Среди познавательных мотивов можно выделить широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями, и учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда. Все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.
Среди социальных мотивов можно выделить широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным
Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности; узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет; мотивы социального сотрудничества, состоящие в том, что студент не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами, администрацией постоянно совершенствовать эти формы [3].
Проведенный краткий теоретический анализ проблематики позволил предположить, что мотивационные процессы, обуславливающие поведение и поступки студентов оказывают решающее значение на формирование успешности учебной и учебно-профессиональной деятельности. Данные о преобладании тех или иных учебных мотивов позволят выявить актуальные потребности первокурсников, скорректировать применяемые формы и методы обучения, обозначить виды психологического сопровождения. Исходя из этого, была поставлена задача - эмпирически изучить учебные мотивационные тенденции студентов начальных курсов юридического профиля. Для этого была сформирована выборка студентов начальных курсов в составе 119 человек, средний возраст которых составил 17-18 лет. В качестве инструментария были использованы две психодиагностические методики, направленные на изучение уровней познавательной активности (А.А. Реан, В.А.Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой); мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина).
По результатам диагностики мотивации обучения были выявлены следующие результаты. В структуре уровней познавательной активности на первом месте оказались профессиональные мотивы (М= 4,43; а =4,60), на втором месте преобладает коммуникативная мотивация (М= 4,12; а =4,25), на третьем - учебно-познавательная (М= 4,11; а =4,14), на четвертом -широкие социальные мотивы. Менее значимы для студентов мотивация творческой самореализации, престижа, избегания (М= 3,96; а= 4,00; М= 3,96; а= 4,00; М= 3,06; а= 3,00 соответственно).
Преобладание профессиональных мотивов на ведущих местах может быть обусловлено желанием первокурсников обеспечить успешность своей будущей профессиональной деятельности. Другими словами, уже на старте своего обучения студент мотивирован на то, чтобы стать хорошим специалистом в будущем. Однако реализовать данную мотивацию - это значит реализовать множество усилий, внутренних, вполне осознанных личностных ресурсов. Из проведенных бесед со студентами видно, что лишь некоторые из них осознают реальный образ будущей профессии, осведомлены о системе профессионально-важных качеств. В этом ракурсе следует обратить внимание на привлечение студентов к работе с психологической службой вуза, участию в практико-ориентированных
проектах профессиональной направленности, внедрению учебных курсов по введению в специфику будущей специальности, профессии.
Коммуникативная же мотивация связана с различным взаимодействием студентов в социальной среде с другими людьми: стремление быть полезным обществу, проявлять при этом коммуникативную осведомленность, умение общаться, выстраивать межличностные контакты. Вероятно, следует обратить внимание на обеспечение учебно-профессиональной направленности этого общения, а также обучение основам конструктивного общения со студентами, преподавателями.
Один из важных компонентов учебной мотивации, а именно ее познавательная направленность занимает лишь третье место. Это собственно ориентация на содержание учебной деятельности, внутренний интерес к самому учебному процессу и его результату, стремление развивать профессионально-важные способности. Следует обратить внимание, что данная мотивация определяется глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям. Кроме того, это и способы рациональной организации своего учебного труда. В этом смысле, ранее проведенные психодиагностические обследования указывают на недостаточный уровень развития процессов самоорганизации, целеполагания, что может негативно повлиять на развитие профессиональных мотивов. В ракурсе профессионально-личностного развития следует обратить внимание на систему самостоятельной работы студентов, которая будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, обеспечит процесс развития методической зрелости, навыков самоконтроля образовательной деятельности. Также следует обратить внимание на психолого-педагогическую работу по самопознанию и формированию навыков эффективной саморегуляции.
Обращает на себя внимание тот факт, что широкие социальные мотивы в распределении среднего отодвинуты на четвертое место. Являясь важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности, данная мотивация может реализоваться при наличии чувства ответственности, глубоком понимании важности выбранной профессии.
В целом, первокурсники не склонны избегать неудач в учебной деятельности, привлекать творческий аспект в процесс обучения. В то же время, лишь некоторые студенты проявляют тенденцию быть в числе лучших, на хорошем счету у преподавателей.
Анализируя полученные данные в ходе обработки методики Т.И. Ильиной, можно проследить противоречивые тенденции (возможно связанные с социальной желательностью ответов испытуемых), проявляющиеся в выборке студентов: мотив «Приобретение знаний» занимает первое место (М= 9,07; а =9,00), мотив «Получения диплома»
расположен на втором месте (М= 7,33; g =7,50), а мотив «Овладение профессией» доминирует только на третьем месте (М= 6,62; g =7,00).
Из полученных результатов видно, что основными направлениями формирования мотивации учения студентов-юристов являются развитие целеполагания, навыков самоорганизации, планирования собственных действий, поступков, познавательной активности и инициативы; формирование положительного отношения к учению; привлечение в качестве методов обучения практико-ориентированных, активных технологий, способствующих коммуникативному мотивированию, развитию творческих способностей студентов; модернизация системы психологического сопровождения при овладении профессией на разных курсах обучения. Реализация поставленных задач на начальных этапах вузовского обучения будет способствовать принятию собственно социальной позиции студента как субъекта деятельности, а также пониманию и принятию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, формирование и поддержание положительной мотивации учения на старте вузовского обучения является значимым элементом профессионально-личностного становления будущего юриста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Н.В. Формирование профессионального самосознания юриста: дисс... к. психол. н. / Н.В. Андреева.- СПб., 2001.- 215 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512с.
4. Канаева Н. А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов / Н.А. Канаева // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 271-273.
5. Койчуева Ф.Х. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов юридического факультета: дисс. . канд. психол. наук / Ф.Х. Койчуева. - Ставрополь, 2005. - 195 с.
6. Маркарова К.Э. Психолого-педагогические условия развития профессионально-значимых качеств будущих юристов / К.Э. Маркарова // Известия Южного федерального университета. - 2006. - №14. - Т.69. - С. 338-343.
7. Павлюк О. И. Эмоциональные компоненты мотивации / О.И. Павлюк. - М., 1987. - 184 с.
8. Амаджолова А.Е. Проблемы и пути повышения учебной мотивации студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/problemi-i-puti-povisheniya-uchebnoy-motivacii-studentov- 1461930.html.