УДК 378.147:371.124:78
ББК 4448.985 ГСНТИ 14. 35. 01 Код ВАК 13.00.08
Плеханова Ольга Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагог-музыкант; социально-культурная реабилитация; волонтерская деятельность; пожилой человек.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается роль волонтерской деятельности в социально-культурной реабилитации пожилых людей. Подчеркивается, что подготовка студентов направления «Педагогическое образование» профиля «Музыкальное образование» к волонтерской деятельности с людьми старшего поколения в области социокультурной реабилитации может стать одним из направлений профессионализации будущих педагогов-музыкантов.
Plekhanova Olga Evgenievna,
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, Head of the Chair of Theory, History of Music and Musical Instruments, Institute of Music and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE ROLE OF VOLUNTEER ACTIVITY IN TRAINING A TEACHER-MUSICIAN FOR SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF OLD PEOPLE
KEY WORDS: teacher-musician; socio-cultural rehabilitation; volunteer activity; old person.
ABSTRACT. The article is devoted to the role of volunteer activity in socio-cultural rehabilitation of old people. It is emphasized that the preparation of students in the specialty «Pedagogical education» of the profile «Musical education» for volunteer activity with old people in the sphere of socio-cultural rehabilitation maybe one of the directions of professionalization of the future teachers-musicians.
Социальные перемены, происходящие в российском обществе, потребность в пересмотре государственных стандартов высшего образования определяют новые требования к профессиональным компетенциям будущего педагога-музыканта, обусловленные тем, что областью его профессиональной деятельности могут выступать образование, культура, а также социальная сфера. Обращаясь к социальной сфере, подчеркнем, что в России существует потребность в педагогах-музыкантах для работы с различными категориями социально незащищенных граждан: детьми и взрослыми с ограничениями в здоровье, детьми-сиротами, подростками с девиантным поведением, а также пожилыми людьми и др. На государственном уровне работа с социально незащищенными группами населения активно развивается в системе социальной защиты населения, кроме того, большой вклад вносят добровольные помощники - волонтеры.
Анализируя сущность термина «волонтер», следует указать, что это слово происходит от французского volontaire, восходящего к латинскому voluntarius, и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». Первоначально пришедший из военной практики, сегодня термин волонтёр обозначает человека, добровольно занимающегося безвозмездной общественной деятельностью [2]. Волонтерство - это ши-
рокий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное или иное вознаграждение. Интерес к развитию волонтерского движения в России определяет изучение данного феномена с точки зрения различных наук:
• философии — рассмотрение онтологических и гносеологических оснований деятельности волонтеров, поиск закономерности их бытия и осознания целепола-гания, связанного со свободной и нравственной деятельностью, личностным совершенствованием волонтеров;
• истории — изучение исторических взаимосвязей, анализ аспектов проявления сущностных характеристик волонтерства в различные исторические периоды, оценка особенностей его институционального оформления в прошлом и закрепления в настоящем времени, объяснение генезиса волонтерства в рамках культурно-исторического развития отдельных стран;
• экономики — рассмотрение и выявление связей между волонтерской деятельностью, экономическими затратами на нее, социально-экономическими выгодами для индивида, общности и общества в целом, стоимость волонтерства как экономического феномена;
© Плеханова О. Е., 2014
218
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• права - нормативно-правовые аспекты регулирования волонтерства;
• психологии - рассмотрение и анализ мотивов, целей и задач деятельности волонтеров, способов достижения цели, предметного содержания деятельности и оценки волонтера как ее субъекта с акцентом на его личностные позиции и внутри-личностные механизмы, рассмотрение структурно-содержательных характеристик добровольческой деятельности через оценку ее структурных элементов, анализ их функциональной нагрузки посредством исследования субъекта этой деятельности и его активности;
• педагогики - рассмотрение волонтерства как одного из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения; механизма социализации; технологии профессиональной подготовки или обучения; неотъемлемой составляющей сферы воспитания и образования, где формируются основные качества личности [5].
Согласно возрасту, социальной роли и социальному статусу можно выделить несколько групп добровольных помощников: члены организаций, дети и подростки, волонтеры-специалисты (юристы, врачи, психологи, педагоги, социальные педагоги и социальные работники, педагоги-музыканты и др.), а также студенты.
Студенты - одна из многочисленных групп и серьезных волонтерских сил в любом регионе страны. Учащаяся молодежь может участвовать в общественной деятельности с пользой для слабозащищенных граждан. Мотивами данного вида деятельности может выступать возможность участия в различных поездках, мероприятиях, общение с интересными людьми, а также получение практических навыков для будущей профессии. Важнейшим условием эффективной организации волонтерской деятельности является готовность студента-волонтера к взаимодействию с любой категорией «особых людей», в том числе (несмотря на разницу в возрасте) и с людьми старшего поколения.
В силу ряда объективных причин в последние годы актуализируются вопросы социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста. Многие представители старшего поколения, несмотря на возрастные изменения, ухудшение показателей здоровья, прекращение трудовой деятельности, некоторую отчужденность от общества, выражают желание продолжать активную жизнь, что, в свою очередь, требует концептуализации основ социальной политики государства в отношении продления активного долголетия людей данной возрастной категории. Отметим, что за послед-
ние несколько лет произошли положительные изменения в данной области. Среди них - принятие во многих субъектах РФ финансируемых программ «Старшее поколение», в содержании которых есть важные указания на необходимость осуществления социально-культурной деятельности с людьми старшего поколения; увеличение количества комплексных центров социального обслуживания населения с действующими клубами по интересам для людей данной возрастной категории; проведение занятий по различным направлениям социально-культурной реабилитации; предусмотрены различные формы реализации данных мероприятий - индивидуальная, групповая и массовая (фестивали, конкурсы, слеты) и др. Однако в области социокультурной реабилитации пожилых людей нет пока единой системы, сочетающей все компоненты для успешного осуществления социокультурной реабилитации людей старшего поколения, в связи с чем остается много вопросов и задач, которые предстоит решать современным исследователям, в том числе специалистам в области педагогики.
В педагогике в общем виде социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса человека. Ю. С. Моздокова и А. В. Лебедев рассматривают данный термин применительно к людям с ограниченными возможностями в здоровье, определяя социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс, а во-вторых, как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии, направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество [4, с. 3]. И. А. Барабошина характеризует «социокультурную реабилитацию» как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом и позволяют функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [1, с. 7].
Исходя из этого под социально-культурной реабилитацией пожилого человека, с одной стороны, понимается система организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении (компенсации) на-
рушенных или утраченных способностей к деятельности у граждан пожилого возраста средствами культуры, через осуществление социокультурной деятельности, в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями, а с другой - успешный результат этой деятельности, выражающийся в ресо-циализации личности [3; 6, с. 109].
Отметим, что социально-культурная реабилитация пожилых людей имеет как общие черты с другими возрастными группами, так и особенности, которые обусловлены прежде всего возрастными, функциональными изменениями организма, а также наличием большего (по сравнению с другими возрастными группами) объема свободного времени. Многообразие интересов пожилых людей определяет их потребности в отношении различных направлений социально-культурной реабилитации.
Безусловно, одним из доминирующих и развивающихся направлений социокультурной реабилитации пожилых людей является область деятельности, основанная на различных видах искусств, в особенности музыки. Социокультурная реабилитация с помощью музыки может включать в себя все процессы, протекающие «вокруг» музыкального искусства: создание, хранение, воспроизведение, восприятие. Музыкальное направление предполагает осуществление реабилитации через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение (сольное, ансамблевое, хоровое), игра на музыкальных инструментах, сочинение и аранжировка музыки. Реабилитационное воздействие музыки состоит в поддержании или изменении эмоционального состояния пожилого человека, возможности реализовывать свои способности, объединении людей общим делом и восстановлении коммуникативных навыков, поддержании двигательной активности и др.
Осуществление социокультурной реабилитации возможно как родственниками или друзьями пожилых людей, так и с помощью специалистов - социальных педагогов и социальных работников. Однако на современном этапе наблюдается противоречие, заключающееся в том, что квалифицированно организовать и провести некоторые виды музыкальной деятельности может только педагог-музыкант, обладающий профессионально-педагогическими компетенциями, способный раскрыть музыкальные задатки и спроектировать индивидуальную траекторию развития музыкальных способностей пожилого человека, причем потребность в подобных специалистах, сочетающих в себе музыкально-педагогическую и социально-педагогическую подготовку, по-
ка только начинает осознаваться в обществе. Правда, на практике в комплексных центрах социального обслуживания, в учреждениях культуры чаще всего работают именно специалисты с музыкально-педагогическим образованием, которые постепенно осознают специфику работы с людьми данной возрастной категории и на деле осваивают тонкости социальной педагогики и социальной работы. В связи с этим одним из путей разрешения данного противоречия видится подготовка педагогов-музыкантов к осуществлению социокультурной реабилитации пожилых людей в педагогических вузах.
В Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета (далее ИМХО УрГПУ) разработаны и внедряются курсы по выбору «Социально-культурная деятельность с разновозрастными группами», «Организация и проведение социокультурных мероприятий». Во время занятия данными дисциплинами бакалавры изучают теоретические и технологические основы социально-культурной деятельности с разновозрастными группами, методику организации и проведения социально-культурной реабилитации пожилых людей, особенности организации и проведения социокультурных мероприятий различных уровней. В ходе курсов предусмотрены лекции и семинары, а также деловые игры, творческие задания по моделированию занятий (для людей данной возрастной категории), разрабатываются сценарии проведения творческих мероприятий различного уровня, которые затем реализуются как в университете, так и за его пределами. Например, традиционно студенты ИМХО участвуют в мероприятиях вуза «День пожилого человека» и «День Победы». Кроме того, в настоящее время разрабатывается концепция выездных бригад для посещения ветеранов УрГПУ (не выходящих из дома) и проведения для них интерактивных концертов на дому, приуроченных к праздничным датам. Второй год кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов проводятся бесплатные концерты камерной музыки, в которых участвуют преподаватели и студенты и на которые по направлению комплексных центров социального обслуживания населения г. Екатеринбурга приглашаются люди старшего поколения.
Активное участие принимают будущие педагоги-музыканты в мероприятиях, организуемых Министерством социальной политики Свердловской области: Фестиваль клубного движения граждан пожилого возраста Свердловской области, Туристический слет-семинар для граждан пожилого воз-
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
220
раста, День матери для матерей погибших военнослужащих, День инвалида и др. По возможности студенты и преподаватели ИМХО выезжают с концертами в различные учреждения социальной защиты населения, например, Дом-интернат для престарелых и инвалидов Орджоникидзевского района.
Данные виды деятельности студентов, преподавателей носят в большинстве своем добровольный и безвозмездный характер и являются волонтерской деятельностью. Подчеркнем, что волонтерская деятельность будущего педагога-музыканта может рассматриваться не только как общественное движение, но как воспитательная и образовательная технология, благодаря которой студенты принимают активное участие в решении проблем общества, получают необходимые знания, умения и навыки в области социально-культурной реабилитации пожилых людей, а также опыт само-
стоятельных действий в конкретной социальной ситуации, что ведет к формированию у студентов собственного проекта профессиональной деятельности уже непосредственно в процессе обучения в педагогическом вузе.
В этой связи неоценимой оказывается роль волонтерской деятельности в подготовке студентов профиля «Музыкальное образование» к организации и проведению социокультурной реабилитации пожилых людей, ведь именно через нее данный вид деятельности может стать инновационным направлением профессионализации молодых специалистов, являясь одним из видов практики с людьми старшего поколения, актуализируя ресурсы личностного совершенствования будущих педагогов-музыкантов, способствуя формированию их профессиональных компетенций, а также повышению конкурентоспособности и мобильности будущего педагога-музыканта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабошина И. А. Технологии социокультурной реабилитации. 2006. URL: http://www.allbest.ru/ 0-2c0b65635b3ac68a4d43a8942i3i6c27.html.
2. Волонтер // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiM/96C296EE96EB96EE96ED96F296B896Fo.
3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности : учеб. М.: МГУКИ, 2004.
4. Моздокова Ю. С., Лебедев А. В. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов. 2012. URL: http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya.
5. Певная М. В. Дисциплинарные и методологические подходы к исследованию волонтерства // Изв. Урал, федерального ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 2 (113). С. 174-180.
6. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. М. : Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.