УДК 373:613 ББК 74.200.545 С 38
Ю.Н. Синицын
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: hentonen@list. ru
Н.М. Сажина
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: sazhinanm@mail. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОТИВИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлена технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья, алгоритм которой раскрывается в поэтапной деятельности учителя. Диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный этапы наполнены новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации) и представляют собой целостную ориентировочную структуру.
Ключевые слова: обеспечение здоровья учащихся, педагогическая технология, мотивирование, педагогическая поддержка, самоорганизация.
Yu.N. Sinitsyn
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Technology and Business Department of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistic, the Kuban State University; E-mail: hentonen@list. ru
N.M. Sazhina
Doctor ofPedagogy, Professor, Deputy Dean for Scientific Work of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistic, the Kuban State University; E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR MOTIVATING PUPILS TO PRESERVE HEALTH
Abstract. The paper presents the technology for motivating pupils to preserve health. Its algorithm is disclosed in stage-by-stage activity of the teacher. The diagnostic, search, contractual, action and reflective stages are filled by the new content (these stages are transformed into methods by pedagogical conditions of formation of self-organizing bases) and represent a complete rough structure.
Keywords: preservation of health of pupils, pedagogical technology, motivation, pedagogical support, self-organizing.
В современной стратегии образования ценность здоровья является одним из приоритетных направлений его гуманизации, основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. Обеспечение здоровья учащихся в образовательном процессе современной школы является важной задачей педагогики.
Первым шагом в решении обозначенной задачи является развитие мотивов у учащихся по обеспечению собственного здоровья, которое становится эффективным, если создается при помощи специальной технологии. Особенность такой технологии состоит в том, что она «работает» не с учеником, а с образовательной средой, окружающей ученика. Изменяя
находящиеся в этой среде объекты (предметы, ситуации, ценности, отношения и т.д.), учитель получает удивительную педагогическую возможность: развивать сознание ученика (и соответственно его личность), не прибегая к какому-либо давлению. В связи с этим акцент делается на «педагогическую поддержку».
Особую роль в педагогической поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач. Не менее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость, недисциплинированность и т.д.
Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации. Поддержка означает оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самодеятельно решать собственные проблемы и справляться с трудностями. Поэтому основное внимание уделяется поддержке деятельности личностных структур сознания.
Одной из наиболее сложных структур сознания является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа и личности, и ее деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые, педагоги и психологи. В современной педагогической синергетике формирование мотивов рассматривается как основа самоорганизации личности.
Обычно педагогическая технология понимается как жестко установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленных на достижение заданного результата - необходимых качеств обученности и воспитанности. Такая технология применяется для формирования определенных познавательных умений и навыков. Ее сфера деятельности - мышление.
В личностно-ориентированном образовании технология является гибким алгоритмом реализации определенной концепции. Она обеспечивает «выход на личность» посредством создания культуросообразной среды личностного развития, организации условий для смыслопоисковой деятельности и оказания педагогической поддержки самоорганизации личности. Здесь технологичность возможна на уровне общего подхода, плана действий, а не жесткого распределения шагов учителя. Эта технология проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития. Она помогает увидеть личность в себе и ученике и поэтому направлена на развитие ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии саморегуляции, автономности, самостоятельности, ответственности и др.
Алгоритм реализации педагогической концепции должен представлять конкретные этапы конкретных действий учителя. Поэтому педагогическую технологию можно представить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. В рамках каждого этапа существует своя технология, имеющая общие звенья и свои особенности.
На диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей. Результаты многих исследований доказывают, что учителя воспринимают учеников «оценочно», почти не различают их индивидуальные и личностные особенности. Простые, элементарные схемы, тесты эффективно способствуют такому постижению-различению. Идентификация школьников по доминантности-недоминантности, модальности-ригидности, экстравертности-интровертности, являющиеся наиболее стабильными и общими свойствами личностей, - все это следует выявить на начальном диагностическом этапе.
На этапе организации общения создаются ситуации необходимости принятия собственных решений учениками по поводу каких-либо организационно-воспитательных мероприятий. Организация общения предполагает наличие стратегического плана учителя по созданию такого ученического сообщества, которое помогало бы развитию личности,
обладало бы характеристиками (прежде всего, эмоциональной идентификации), способствующими как самореализации, так и защищенности ребенка.
Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван «этапом отстранения», предоставления ученикам максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и способностей к педагогическому мастерству.
Представляемая далее технология объединила проблематику, постановку целей, выбор принципов, средства моделирования содержания и создания условий гуманистического воспитания. Главным фактором становления основ обеспечения здоровья учащихся здесь выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду (для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания учащихся). В качестве основной выступает личностная структура мотивирования, определяющая эффективность смысловой основы самоорганизации физической культуры сознания.
Самоорганизация - наиболее гуманное средство становления культуры здорового образа жизни, но используемые в практике технологии физического воспитания направлены на ценности внешне привносимых способов формирования, необходимых детскому организму качеств устойчивости, выносливости, способности к сопротивлению различным физическим нагрузкам, волевых усилий, двигательных качеств и т.д. без соотнесения внешнего педагогического воздействия с внутренними, ценностными основами сознания учащегося. Такое противоречие снимает возможность смысловой самоорганизации личности в процессах физического воспитания как одну из наиболее значимых гуманистических характеристик.
Физическая культура сознания - это первичная и неотъемлемая часть общей культуры сознания. Ее первичность определяется изначальным присутствием в человеческом сознании потребностей использовать физическую силу как для сохранения жизни, так и для защиты менее сильных. Именно она определяет наличие воспитанных культурой нравственных и цивилизованных отношений между людьми. Основным показателем физической культуры сознания является цивилизованность. Важнейшая функция цивилизации - приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным. Физическая культура сознания как одно из проявлений цивилизованности самоорганизует гуманные, т.е. сообразные понятию «человек» отношения к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.
Некоторые уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты благодаря использованию новых средств физического воспитания. К ним отнесены педагогические условия, способствующие переводу ценностного потенциала сознания учащихся на более высокий, цивилизованный уровень. Процесс этого перевода и определяется как процесс самоорганизации физической культуры сознания, осуществляемой при педагогической поддержке со стороны учителя.
В основе технологии - управление педагогическим влиянием на положительную мотивацию посредством создания условий, востребующих ее деятельность как личностной структуры, опосредованно влияющей на физическую культуру сознания.
Это становится возможным при определении воспитательного потенциала урока физкультуры. Гуманистическая парадигма образования выдвигает новое требование к современному учителю физической культуры: он должен сформировать субъектно-
личностные, ценностные отношения к здоровому образу жизни у своих учеников. Ему необходим достаточно большой набор личностных качеств, дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством формирования уверенности в необходимости здорового образа жизни. В связи с этим проблема физического воспитания переходит в плоскость развития и становления качественно новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и учеником.
С организационной стороны технология представлена этапами деятельности учителя
в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный. Данные этапы, наполненные новым содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями формирования основ самоорганизации), представляют собой целостную ориентировочную структуру, напоминающую алгоритм.
Диагностический этап - выявление и фиксация факта, сигнала проблемности: отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа - создание условий для осознания учеником сути проблемы («прояснение сущности», вынесение за скобки несущественного), проявление ценностных противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая функция сознания). Одним из средств оказания поддержки является вербализация (проговаривание) проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится, и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы? Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения ее значимости для школьника.
Задача учителя на этом этапе: помочь школьнику сформулировать самому проблему, т.е. проговорить ее. Самостоятельная вербализация (словесное оформление) постановки проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника формулирует его проблему. Важно получить согласие ученика на помощь и поддержку в данной ситуации.
Для диагностики физических идеалов используется прием смыслопорождающего включенного примера: одновременно с объяснением порядка выполнения новых упражнений вводятся словесные иллюстрации, увязывающие то или другое движение с известным ученикам фильмом. При этом вводится только название боевика или триллера, обращение к ученикам с просьбой развернуть описываемый эпизод. Основное внимание при проговаривании ими содержания эпизода обращается на исключение жаргонизмов и особенно резких, грубых выражений. В дальнейшем этот прием усиливается в зависимости от сложности последующих этапов.
Поисковый этап - организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны «глазами ребенка». Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умения предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период - после школы, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора, поскольку по ходу выявления фактов и причин появляются предварительные «рабочие» выводы и способы достижения цели как выхода из проблемы.
В качестве педагогических средств поддержки используются проявление внимания к любым способам, которые называет сам ученик; отказ от высказывания оценочных и критических суждений; обсуждение преимуществ того или иного способа достижения цели как поддержка выбора. Задача педагога - поддержать ученика в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный этап - проектирование действий педагога и ученика (разделение функций и ответственности по решению проблемы, например, прием уточнения сущности и смысла привлекательных образцов физической развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки этот прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия
для решения своей проблемы нравственного самоопределения является важным результатом педагогической работы.
Деятельностный этап - для обеспечения успеха педагог должен поддерживать ученика и также морально-психологически и прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы нравственного выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух качествах: поддержки или
«расшатывания» избранной позиции. Прием «расшатывания» определяется внесением в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую негативных характеристик, присутствующих в поведении «героев». Ученикам предлагалось построить модель дальнейшего развития ситуации, где сказались бы последствия их действий, будь они на месте того или иного персонажа. Это необходимо для формирования позиции устойчивости или отказа от избранного образца.
Рефлексивный этап - совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация фактов разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения. Обсуждая с учеником продвижение к разрешению проблемы, учителя выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством выражения собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, сам оценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может и пронизывать всю деятельность поддержки.
Приведенная структура приближает учителя к пониманию и преобразованию своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию ценностно-смысловой сферы сознания учащихся средствами урока физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как средства, способствующего становлению духовно-нравственного и психического здоровья учащихся.
Примечания:
1. Синицын Ю.Н. Теория и технологии педагогического обеспечения здоровья школьников. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2010.
2. Синицын Ю.Н. Формирование здоровой личности учащегося в условиях образовательного пространства: монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2002.
3. Малиночка Э.Г., Синицын Ю.Н. Образовательная система здоровьеобеспечения учащихся: монография. Краснодар: Кубанское региональное отделение АПСН, 2007.
4. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2009.
5. Бегидова, С.Н., Сельмидис, Л.Ф. Проектирование урока физической культуры с учетом гендерных особенностей школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2. С. 283-287.
References:
1. Sinitsyn Yu.N. Theory and technology of pedagogical support of schoolchildren’s health. Krasnodar: KubSU Publishing house, 2010.
2. Sinitsyn Yu.N. The formation of a schoolchild’s healthy personality in educational environment: monograph. Krasnodar: KubSU Publishing house, 2002.
3. Malinochka E.G., Sinitsyn Yu.N. Educational system of schoolchildren’s health support: monograph. Krasnodar: Kuban regional department of APSN, 2007.
4. Sinitsyn Yu.N., Khentonen A.G. Theory of spiritual and moral education: manual. Krasnodar: KubSU Publishing house, 2009.
5. Begidova S.N., Selmidis L.F. Planning a lesson of physical training with a glance at schoolchildren’s gender characteristics // Bulletin of the Adyghe State University. 2009. № 2. P. 283-287.