Научная статья на тему 'Духовность и душевность как базовые «Экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст'

Духовность и душевность как базовые «Экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1754
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ДУШЕВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / МОРАЛЬ / MORALS / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / SINCERITY / EXISTENTIALS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Юрий Николаевич, Хентонен Анна Геннадьевна

В статье представлен философско-педагогический и психологический анализ категорий «дух», «душа» и «тело», различные взгляды на понятия «духовность», «душевность» и «телесность». «Дух» и «духовность» рассматриваются с позиции единства трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), выделяя три сферы духовной деятельности познание, искусство, нравственность. «Душа» и «душевность» связаны с внутренним, психическим миром человека, его сознанием, с началом, обусловливающим жизнь организма и способности ощущения, сознания, чувства и воли. «Тело» и «телесность» с организмом человека и проявлениями его во внешних, физических формах. Духовность обусловливает содержание жизни человека. Она далеко не исчерпывается удовлетворением одних только потребностей тела и души. Идея приоритета духовности в развитии человека представлена в античной, немецкой классической и русской религиозной философии. Рассмотрен процесс формирования духовной составляющей здоровья и воспитанности человека. Представлены формы духовности и направления духовных знаний. Понимание духовности рассматривается в объединении духовно-нравственной деятельности и духовно-нравственной личности как цель воспитания. Исторически и гносеологически понятие духовности приобретает два основных смысла: религиозный и светский. Оба толкования имеют место в жизни современного общества, оба несут на себе печать истории и традиции, вбирая и библейскую мудрость, и высокий житейский смысл бытия. Духовность есть фундаментальное свойство личности, объединяющее в себе духовные потребности и способности человека реализовать себя в творчестве, а также в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения, отражаясь во всей будущей жизнедеятельности воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AND SINCERITY AS BASIC "EXISTENTIALS" OF HUMAN EXISTENCE: THE PEDAGOGICAL CONTEXT

The article presents the philosophical-pedagogical and psychological analysis of the categories of "spirit," "soul" and "body", different views on the concepts of "spirituality", "sincerity" and "physicality." The "spirit" and "spirituality" is considered from the perspective of the unity of the three fundamental values of human existence (Truth, Goodness, Beauty), highlighting three areas of spiritual activity knowledge, art, morality. "Soul" and "sincerity" are associated with the internal, mental world of people, their consciousness, basic principles determining the life of the body and the feelings, consciousness, sensations and will. "Body" and "physicality" are associated with the human body and its manifestations in the external, physical forms. Spirituality determines the content of a person's life. It goes far beyond just satisfaction of needs of the body and soul. The idea of ​​the priority of spirituality in human development is presented in the ancient, classical German and Russian religious philosophy. The article highlights the formation process of the spiritual component of health and education of a person, presents the forms of spirituality and direction of spiritual knowledge. The concept of spirituality is considered in the context of spiritual moral activity and spiritual moral personality as the goal of education. Historically and epistemologically the notion of spirituality has two basic meanings: the religious and the secular. Both interpretations exist in modern society; both bear the traces of history and tradition reflecting the biblical wisdom, and the high sense of human existence and everyday life. Spirituality is a fundamental virtue of the person that combines spiritual needs and abilities of the person to realize himself in creative work as well as in striving for goodness, freedom and justice. Spirituality along with morals and ethics are fundamental concepts in the process of educating students, which enhance the formation of students’ holistic outlook and influence their future life.

Текст научной работы на тему «Духовность и душевность как базовые «Экзистенциалы» человеческого бытия: педагогический контекст»

УДК 37.012.1

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.278-283

СИНИЦЫН Юрий Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры

технологии и предпринимательства

ХЕНТОНЕН Анна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства

ДУХОВНОСТЬ И ДУШЕВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

В статье представлен философско-педагогический и психологический анализ категорий «дух», «душа» и «тело», различные взгляды на понятия «духовность», «душевность» и «телесность». «Дух» и «духовность» рассматриваются с позиции единства трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), выделяя три сферы духовной деятельности - познание, искусство, нравственность. «Душа» и «душевность» связаны с внутренним, психическим миром человека, его сознанием, с началом, обусловливающим жизнь организма и способности ощущения, сознания, чувства и воли. «Тело» и «телесность» - с организмом человека и проявлениями его во внешних, физических формах.

Духовность обусловливает содержание жизни человека. Она далеко не исчерпывается удовлетворением одних только потребностей тела и души. Идея приоритета духовности в развитии человека представлена в античной, немецкой классической и русской религиозной философии. Рассмотрен процесс формирования духовной составляющей здоровья и воспитанности человека. Представлены формы духовности и направления духовных знаний. Понимание духовности рассматривается в объединении духовно-нравственной деятельности и духовно-нравственной личности как цель воспитания. Исторически и гносеологически понятие духовности приобретает два основных смысла: религиозный и светский. Оба толкования имеют место в жизни современного общества, оба несут на себе печать истории и традиции, вбирая и библейскую мудрость, и высокий житейский смысл бытия. Духовность есть фундаментальное свойство личности, объединяющее в себе духовные потребности и способности человека реализовать себя в творчестве, а также в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения, отражаясь во всей будущей жизнедеятельности воспитанника.

SINITSYN Yury Nikolaevich, Doctor of Pedagogy, Senior Lecturer, Professor, Chair of Technology and Business

HENTONEN Anna Gennadievna, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Chair of Technology and Business

SPIRITUALITY AND SINCERITY AS BASIC "EXISTENTIALS" OF HUMAN EXISTENCE: THE PEDAGOGICAL CONTEXT

The article presents the philosophical-pedagogical and psychological analysis of the categories of "spirit," "soul" and "body", different views on the concepts of "spirituality", "sincerity" and "physicality." The "spirit" and "spirituality" is considered from the perspective of the unity of the three fundamental values of human existence (Truth, Goodness, Beauty), highlighting three areas of spiritual activity - knowledge, art, morality. "Soul" and "sincerity" are associated with the internal, mental world of people, their consciousness, basic principles determining the life of the body and the feelings, consciousness, sensations and will. "Body" and "physicality" are associated with the human body and its manifestations in the external, physical forms. Spirituality determines the content of a person's life. It goes far beyond just satisfaction of needs of the body and soul. The idea of the priority of spirituality in human development is presented in the ancient, classical German and Russian religious philosophy. The article highlights the formation process of the spiritual component of health and education of a person, presents the forms of spirituality and direction of spiritual knowledge. The concept of spirituality is considered in the context of spiritual - moral activity and spiritual -moral personality as the goal of education. Historically and epistemologically the notion of spirituality has two basic meanings: the religious and the secular. Both interpretations exist in modern society; both bear the traces of history and tradition reflecting the biblical wisdom, and the high sense of human existence and everyday life. Spirituality is a fundamental virtue of the person that combines spiritual needs and abilities of the person to realize himself in creative work as well as in striving for goodness, freedom and justice. Spirituality along with morals and ethics are fundamental concepts in the process of educating students, which enhance the formation of students' holistic outlook and influence their future life.

Ключевые слова: духовность; душевность; нравствен- Key words: spirituality; sincerity; morality; morals; ность; мораль; экзистенциалы; человек; развитие; само- existentials; people; development; self-development; развитие; воспитание; образование. upbringing; education.

В современной педагогической науке еще нет полного осмысления понятий «дух», «душа» и «тело», их интеграционного единства и приоритетности в их взаимодействии. Отдельно данные категории рассматриваются, развиваются, опираясь на многочисленные фило-софско-педагогические, психологические исследования и теологические учения, на мысли и суждения классиков педагогики, которые не противоречат существующим определениям, толкованиям, подходам, традиционно связывающим, например, дух, духовность с единством трех основополагающих ценностей человеческого бытия (Истины, Добра, Красоты), соответственно выделяя три сферы духовной деятельности - познание, искусство, нравственность [1, с. 19]; душу - с внутренним, психическим миром человека, его сознанием [18, с.179], с началом, обусловливающим жизнь организма и способности ощущения, сознания, чув-

ства и воли; тело - с организмом человека и проявлениями его во внешних, физических формах [18, с.781].

Игнорирование духа, души как объектов научно-педагогического рассмотрения привело к пробелу в научно-педагогическом знании, внесло в его развитие односторонность. Сфера души до недавнего времени считалась прерогативой религии и рассматривалась как некая идеальная субстанция, в которой аккумулируются жизненные силы человека. Действительно, душа (греч. psyche, лат. anima) в разных религиях трактуется как активное жизненное начало, индивидуальное проявление единой духовной субстанции. Пути развития человеческой личности, по Гегелю, проходят «через пробуждение души». Он пишет: «Мы рассматриваем пробуждение лишь как процесс, состоящий в том, что дух вообще находит и самого себя, и противостоящий ему мир». Дух находится в постоянном развитии, он должен пройти до осознания объективного, необходимого в окружающем мире, ибо человек должен принять этот мир и найти в нем свое место. На этой стадии человек приобретает способность осознавать свое духовное единство с другими людьми, поэтому «смысл воспитания, по Гегелю, - преобразование души» [3]. На это же обращает внимание и Н.А. Бердяев: «Дух... на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве, в интуитивном познании, не в объективности, а в экзистенциальной субъективности» [4, с. 456].

Работы Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, посвященные рассмотрению духа, противопоставляют его природе и материи, демонстрируя вполне определенное его понимание. Такое понимание было едва ли не самым распространенным в России в XIX столетии, да и в философии русского зарубежья первой половины XX в. Этому подтверждение мы находим в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля [8, с. 503-504], где дается следующее определение этому понятию: «Дух - бестелесное существо; обитатель не вещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе ум и волю, или же стремление к небесному. Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий».

Идея приоритета духовности в развитии человека характерна для русской философской традиции, но уже в эпоху Древней Греции идеальное соединялось с реальным, смысловое - с бытийным. Аристотель, развивая учение Платона об «идеях вещей», создал собственную систему представлений об умственной материи. «Аристотель стал мыслить идеи не просто сами по себе, но и в их обращенности к миру, как бы их заряженности миром, в той их роли, когда они являются заданностью всяких материальных оформлений, а эти последние - их осуществлением, или реализацией» (А.Ф. Лосев). По утверждению Лосева, из представлений Аристотеля образовалось новое учение о потенции и энергийности. Оно позволяет и в наше время весьма продуктивно дифференцировать действительное («как есть») и возможное («как должно быть») и становление второго из первого, опосредованное духовностью.

При рассмотрении в философских исследованиях античности понятие «духовность» определялось как ценностное и нравственное начало личности человека (Аристотель, Платон, Сократ); немецкая классическая философия определила ее как самостоятельную субстанцию, способную на активное действие и развитие, определяя в ее понимании творческую природу субъекта (Ф. Гегель, И. Кант, Ф.В. Шеллинг и др.); русская религиозная философия трактовала ее как творческое начало (Н.А. Бердяев и др.), как триединство - истину, добро и красоту (В.С. Соловьев и др.), как совершенствование человека (И.А. Ильин, Н.О. Лосский); экзистенциальная философия характеризовала как способ существования (М. Бубер, К. Ясперс); представители реалистичной философии определяли ее как внутреннюю энергетическую силу (С.Л. Франк).

Определяя духовность человека, К.Г. Юнг [6] относит ее к глубинным силам коллективного бессознательного, которые отражаются в сознании в форме ценностей. Для сообществ и групп на производстве, в образовании, спорте актуальной является совместная духовно-практическая деятельность, в которой совершенствуются духовные качества отдельных людей и возможно возникновение феноменов социального совершенства (индивидуальность коллектива, сознание и др.).

Духовность наряду с нравственностью и моралью является фундаментальным понятием в процессе воспитания учащихся, которое способствует формированию их целостного мировоззрения [7, с. 280]. В связи с этим необходимо отметить, что духовно-нравственный аспект здоровья подрастающего поколения дает возможность обрести способность к достижению своей субъектности, к личностному самоопределению. По данным нашего исследования выявлено, что большинству учащихся школ было сложно дать определение таким основным понятиям, как духовность и нравственность. 53% опрошенных школьников считают, что школа должна заниматься духовно-нравственным развитием обучающихся. Необходимо отметить, что именно ду-

ховность является объединяющей силой общества, которая имеет ценности и традиции, культурные источники. Совесть - проекция духовности в сознание человека. Формирование духовной составляющей здоровья, воспитанности личности должно осуществляться в образовательном процессе [8, с. 52].

Гуманистические идеи воспитания духовности (В.Г. Александрова, Ш.А. Амонашви-ли) опираются на то, что человек начинает путь становления и развития, когда пробуждается его душа, ибо воспитание есть доверие души, ее открытость доброму и светлому образу окружающего мира. Духовные же способности раскрываются и обретают силу в процессе творческого отношения к окружающей действительности, добросердечного отношения к близким людям, к открытию радости познания, созидания, творчества. Высота духовного поиска, вдохновения делают отношения ученика и учителя особыми, доверительными, а знание - живым, действенным, согревающим ум и сердце, ибо путь к душе человека лежит через любовь. Именно любовь помогает человеку раскрыть свои жизненные силы и делает его подлинно человеком с полноценным здоровьем, охватывающим духовный, душевный и телесный компоненты здоровья. В данном контексте главной педагогической позицией учителя по отношению к ученику должен стать принцип, отраженный в «Великой дидактике» Я.А. Коменского: «Сначала - любить, а затем учить». В основе формирования и развития духовных и психических (душевных) функций школьника должно находиться понятие «любовь», которое является базой в проявлении способности к внутренней и внешней духовной гармонии.

Духовностью определяются кардинальное переосмысление представления о самом человеке, духовной культуре и традициях, их роли в развитии общества, а также теоретико-методологические основы психологии и педагогики, философии и культурологии, этики и эстетики. Современное представление духовности определяется способностью человека формировать свой внутренний мир через внешние основы бытия и этические представления личности. При этом духовно-нравственное развитие предусматривает формирование личности как субъекта культуры, творческих, познавательных, индивидуальных способностей, проявляющееся в образе жизни людей, мировоззрении, обычаях и традициях общества, искусстве, государственной политике и идеологии. Фундаментальными критериями развития общества являются культ знаний, добра, сердечности, любви, справедливости, гуманизма, равенства и красоты. Педагогика различает сущность духовности и ее проявления в разных видах духовной деятельности, отделяя внешние ее проявления от внутренних, раскрывая духовность в процессе свободной творческой деятельности, направляющей эту деятельность к осознанной потребности в восхождении к гармонии и совершенству [10, с. 218].

В светском понимании духовность характеризуется через следующие понятия: совесть, честь, правда, ответственность, милосердность, отзывчивость, тактичность, добропорядочность, сострадание, сочувствие. Основные проявления духовности были выявлены в исследованиях А.И. Кочетова [11], которые отражаются в глубине ума, возвышенности чувств, доброте намерений, полезности желаний, устойчивости положительных настроений, деликатности в отношении к людям и благородстве души человека. В соответствии с этим духовность рассматривается с позиции сознания, мышления и интеллектуального развития. Так, духовность человека характеризуется богатством мыслей, силой чувств и убеждений.

Духовность человека рассматривается как в науке, так и культуре чувств. Творческая активность воспитывает нравственный и духовный поиск личности, который закладывается с раннего детства в семье. На психологическом уровне духовность рассматривается как высший уровень человеческой саморегуляции, который присущ зрелой личности. На основании этого Д.А. Леонтьев [12] создает мультирегулятивную модель личности, которая определяет «высокую - низкую» духовность человека.

Н.А. Пархоменко [13] трактует «духовность» как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию и самоопределению себя к лучшему, к культуре. При этом духовное совершенствование связано с основными видами деятельности «самости» человека (самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие и др.). А уже понятие «нравственность» рассматривается как одно из качеств духовности. Г.А. Трибушная [14] понимает духовность как интегральное качество, синтезирующее в себе нравственное, эстетическое, интеллектуальное, эмоциональное, ценностное, поведенческое содержание личности, направленное на утверждение подлинно человеческого в людях, основанного на устремленности к высшим человеческим ценностям, на

творческое созидание своей жизни, совершенствование себя и окружающего мира в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

Методологическая основа понятия «духовность» понимается А.П. Колпаковой [9] как глубинное основание культуры, проявление «человеческого в человеке», как состояние социальной активности человека, способствующее его общественной самореализации, как комплекс социально обусловленных процессов (познание, общение, практическая деятельность). Духовность противоречит утилитарности, прагматизму, корысти, любому эгоистическому намерению, а духовно-нравственное воспитание складывается из практического и теоретического воздействия на личность через ее способность к переживанию.

В.П. Зинченко в своем анализе работ А.А. Ухтомского отмечает, что духовностью является именно практическая деятельность, направленная на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма. Таким образом, духовность понимается как функциональный (энергетическое образование) орган индивида, как временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение; «пути к духу и его развитию могут быть разными» [19]. Психологические исследования рассматривают духовность в личных аспектах и надличных как культурное социальное явление. При этом личностный аспект духовности есть целостное внутреннее качество личности, определяющее высшую ценность жизни человека. Духовность рассматривается через призму человеческого развития (Б.С. Братусь, В.П. Зинчен-ко).

Понятие «духовность» тесно связано с понятием «нравственность», которую необходимо определить совокупностью норм и принципов поведения человека в социуме. В связи с этим нравственность необходимо рассматривать как социальный аспект духовности, так же как и мораль. Как отмечает С.И. Гессен [16, с. 83], нравственный уровень личности зависит от степени его волевого напряжения (центростремительной силы личности) и от объема окружающих личность культурных содержаний (центробежных сил внешней культуры), которые предстоит личности усвоить и заставить вращаться вокруг себя. Этические нормы не должны навязываться человеку, нравственные правила не требуют точного предписания. В соответствии с этим человек самостоятельно принимает решение, как поступать в той или иной ситуации, чтобы это было нравственно. Причем нравственная ценность поступка зависит от степени самостоятельности решения человека.

При анализе различных философских концепций Ю.Р. Егорова [15] дает следующие три формы, в которых пребывает духовность:

1) идеально-носимое, которое может представлять собой законченные, закрытые культурные формы, могущие открываться в процессе приобщения человека к культурному опыту;

2) идеальный носитель (мир идеального носителя-человека характеризуется постоянным взаимодействием с идеальным и воспроизводством его новых форм);

3) отношения, которые складываются в процессе взаимодействия идеального носителя и идеально носимого.

При этом Ю.Р. Егорова дает четыре направления духовных знаний: познание мира, ценностное осмысление, реализация идеального в реальности, общение людей как сфера возможного разрешения практических задач. Таким образом, духовность представляется ценностной характеристикой сознания, которая проявляется в когнитивной и интуитивной способности наиболее адекватно оценивать и создавать факты бытия.

Таким образом, исторически и гносеологически понятие духовности приобрело два основных смысла: религиозный и светский. Оба толкования имеют место в жизни современного общества, оба несут на себе печать истории и традиции, вбирая и библейскую мудрость, и высокий житейский смысл бытия.

Духовность есть фундаментальное свойство личности, объединяющее в себе духовные потребности и способности человека реализовать себя в творчестве, а также в стремлении к добру, свободе и справедливости. В.И. Андреев пишет: «Духовность человека - явление многогранное. Душа человека познает мир и реализует себя согласно канонам Русской православной церкви в Святой Троице: Вере, Надежде и Любви» [17, с. 362].

По определению С.И. Ожегова [18, с. 179], духовность является свойством души, состоящим в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Понимание духовности вбирает в себя все лучшее, что объединяет духовно-нравственная деятельность и духовно-нравственная личность. Духовно-нравственная личность - цель воспитания. «Понятие духовности предполагает философско-творческую рефлексию в процессе активного становления "самости" растущего человека, саморазвития его личности, которое осуществляется в непрерывном самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосозидании и самореализации» [17, с. 363].

Таким образом, анализ философских, психолого -педагогических и других источников показал, что духовность - основополагающее понятие для душевности и телесности. Она существует как опыт человечества, содержит культуру и традиции общества (С.Ф. Анисимов, И.Ф. Харламов и др.); она определяет ценностные установки личности, ее сознание, основываясь при этом на чувственных и интуитивных ориентирах.

В философских, психологических и педагогических исследованиях понятия «духовность» и «душевность» либо противопоставляют, либо отождествляют. В.И. Андреев определяет, что «явления "духовность" и "душевность" имеют единое ядро - "самость" человека, но разный вектор направленности развития и саморазвития. Так, "духовность" имеет вектор субъект-субъектной ориентации.» [17, с. 366]. Душевность рассматривается как вектор развития и саморазвития, имеющий социокультурную субъект-объектную направленность, поскольку определяется взаимодействием человека с человеком. В соответствии с этим духовность есть вертикальное самосозидание человека, а душевность - горизонтальное самосозидание и саморе-ализция личности в социокультурном поле взаимодействия. Именно идеи самодетерминации, саморазвития и самоактуализации, которые отражены в работах В.П. Зинченко [19, 20], В.С. Мухиной [2], А.В. Петровского [21], разрешают внутренние и внешние противоречия развития личности.

Духовность обусловливает содержание жизни человека. Она далеко не исчерпывается удовлетворением одних только потребностей тела и души. Тело и душа - это еще не весь человек. Над ними стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения.

Сегодня духовность и душевность как понятия овладевают практически всем идеологическим пространством, приобретая, таким образом, не только гносеологическую, нравственную, но и педагогическую направленность. В современных условиях воспитание духовно здоровой личности все больше приобретает характер парадигмального основания, с позиций которого ставятся и решаются вопросы общественного бытия и развития, в том числе образования и воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Александрова В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики. Монография. - М.: МГПУ, 2002.

2. Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1985.

3. Гегель Г. Соч. Философия религии: В 2 т. - М.: Мысль, 1977. - Т.1-2.

4. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994.

5. Гладченкова Н.Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/д, 2001.

6. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб.: МЦНКиТ «Кентавр», Институт личности: ИЧП «Палантир», 1994.

7. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 12-2.

8. Синицын Ю.Н. Педагогическое обеспечение здоровья как детерминанта формирования и развития жизнедея-тельностных функций школьника // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 4.

9. Колпакова А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск: Якутский гос.ун-т, 2004.

10. Хентонен А.Г. Понятие и сущность формирования готовности учителя технологии и предпринимательства к развитию нравственного сознания у школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2010. - № 11.

11. Кочетов А.И. Теория формирования личности: в 2 ч. - Минск: НИО, 1997.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003.

13. Пархоменко Н.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2002.

14. Трибушная Г.А. Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Майкоп, 2007.

15. Егорова Ю.Р. Духовность как социально-философская проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Уфа: Башк.гос.ун-т, 2001.

16. Гэссен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995.

17. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

19. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения) // Вопросы психологии. - 2000. - № 4.

20. Зинченко В.П., Горбов С.Ф., Гордеева Н.Д. Психологические основы педагогики: учеб. пособие. - М.: Гардари-ки, 2002.

21. Петровский А.В. Популярные беседы по психологии. - М.: Педагогика, 1977.

REFERENCES

1. Alexandrova V.G. Spiritual customs of humanistic pedagogics [Dukhovnaya traditsiya gumannoy pedagogiki] Monograph. Moscow, MCTTU, 2002 (in Russ.).

2. Mukhina V.S. Children's psychology [Detskaya psikhologiya] Textbook Moscow, Prosvescheniye, 1985 (in Russ.).

3. Hegel G. Op. Religion philosophy [Filosofiya religii] In 2 T. Moscow, Smysl, 1977 (in Russ.).

4. Berdyaev N.A. Spirit and reality, philosophy of the free spirit [Dukh i real'nost']. Moskva, Respublika, 1994 (in Russ.).

5. Gladchenkova N.N. Cultural information space of educational institution as environment of formation of moral experience of the personalit [Kul'turno-informatsionnoe prostranstvo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak sreda stanovleni-ya nravstvennogo opyta lichnosti] Thesis... of Candidate of Pedagogics. Rostov-on-Don, 2001 (in Russ.).

6. Jeong K.G. Analytical psychology [Analiticheskaya psikhologiya] Sankt-Peterburg, Centaur, Palantir, 1994 (in Russ.).

7. Sinitsyn Y.N., Hentonen A.G. Methodological regulators of development of pedagogical activity of the modern teacher [Metodologicheskie regulyativy razrabotki pedagogicheskoy deyatel'nosti sovremennogo uchitelya]. Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2013, no. 12-2 (in Russ.).

8. Sinitsyn YN. Pedagogical ensuring health as determinant of formation and development of vital activity signs of the school student [Pedagogicheskoe obespechenie zdorov'ya kak determinanta formirovaniya i razvitiya zhizned-eyatel'nostnykh funktsiy shkol'nika]. Physical culture, sport - science and practice, 2011, no. 4 (in Russ.).

9. Kolpakova A.G. Spiritual and moral education of younger school students in the conditions of rural educational space [Dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov v usloviyakh sel'skogo obrazovatel'nogo prostranstva]. Thesis. of Candidate of Pedagogics. Yakutsk, 2004 (in Russ.).

10. Hentonen A.G. Concept and essence of formation of readiness of the teacher of technology and business to development of moral consciousness in school students [Ponyatie i sushchnost' formirovaniya gotovnosti uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva k razvitiyu nravstvennogo soznaniya u shkol'nikov]. Proceedings of South Federal University. Pedagogical sciences, 2010, no.11 (in Russ.).

11. Kochetov A.I. Theory of formation of the personality [Teoriya formirovaniya lichnosti]. In 2 p. Minsk, NIE, 1997 (in Russ.).

12. Leontyev D.A. Psikhologiya of sense: nature, structure and dynamics of semantic reality [Psikhologiya smysla: pri-roda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti]. Moscow, Smysl, 2003 (in Russ.).

13. Parkhomenko N.A. Spiritual and moral education of school students on traditions of national culture [Dukhovno-nravstvennoe vospitanie shkol'nikov na traditsiyakh narodnoy kul'tury]. Thesis. of Candidate of Pedagogics. Kursk, 2002 (in Russ.).

14. Tribushnaya G.A. Spiritual development of future elementary school teacher by means of the Kuban musical folklore [Dukhovnoe razvitie budushchego uchitelya nachal'nykh klassov sredstvami kubanskogo muzykal'nogo fol'klo]. Thesis. of Candidate of Pedagogics. Maykop, 2007 (in Russ.).

15. Egorova Y.R. Dukhovnost as social and philosophical problem [Dukhovnost' kak sotsial'no-filosofskaya problema]. Thesis. of Candidate of Philosophy, Ufa, 2001 (in Russ.).

16. Hessen S.I. Fundamentals of pedagogics. Introduction to applied philosophy [Osnovy pedagogiki. Vvedenie v priklad-nuyu filosofiyu]. Moscow, Schola-Press, 1995 (in Russ.).

17. Andreyev V.I. Pedagogik [Pedagogika]. Textbook. Kazan, Center of innovative technologies, 2000 (in Russ.).

18. Ojegov S.I., Shvedova N.Y. Explanatory dictionary of Russian [Tolkovyy slovar' russkogo yazyka]. Dictionary. Moskva, Azbukovnik, 1999 (in Russ.).

19. Zinchenko V.P. Alexey Alekseevich Ukhtomsky and psychology (to the 125 anniversary since birth) [Aleksey Ale-kseevich Ukhtomskiy i psikhologiya]. Psychology questions, 2000, no.4 (in Russ.).

20. Zinchenko V.P., Gorbov S.F., Gordeeva N.D. Humps. Psychological fundamentals of pedagogics [Psikhologicheskie osnovy pedagogiki]. Education Guidance. Moscow, Gardariki, 2002 (in Russ.).

21. PetrovskyA.V. Popular conversations on psychology [Populyarnye besedy po psikhologii] Textbook. Moscow, Pedagogica, 1977 (in Russ.).

Информация об авторе

Синицын Юрий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия sinicyn yuriy333@mail.ru

Хентонен Анна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия

Получена: 25.05.2015.

Information about the author

Sinitsyn Yury Nikolaevich, Doctor of Pedagogy, Senior Lecturer, Professor, Chair of Technology and Business, Faculty of Pedagogy, Psychology and Information Communications, Kuban State University.

Krasnodar city, Russia. sinicyn yuriy333@mail.ru

Hentonen Anna Gennadievna, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Chair of Technology and Business, Faculty of Pedagogy, Psychology and Information Communications, Kuban State University.

Krasnodar city, Russia. Received: 25.05.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.