УДК 379.85:373
Синицын Юрий Николаевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета
Тажидинова Валерия Сергеевна
аспирант кафедры технологии
и предпринимательства
Кубанского государственного университета
ЭТНОТУРИЗМ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Sinitsyn Yuri Nikolayevich
D.Phil. in Education Science, Professor, Technology and Business Department, Kuban State University
Tazhidinova Valeria Sergeyevna
PhD student,
Technology and Business Department, Kuban State University
ETHNO-TOURISM IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO CARRY OUT SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников средствами этно-туризма. Раскрыты направления профессиональной подготовки педагогов в вузе к этому виду деятельности и содержание методического обеспечения. Представлен алгоритм реализации педагогической технологии, включающий этапы и ста-дии профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова:
этнотуризм, духовно-нравственное воспитание, профессиональная подготовка педагогов.
Summary:
The article deals with training of future teachers to carry out spiritual and moral education of school students by means of ethno-tourism. The authors consider the areas of professional training of higher school students to carry out this type of activity and the content of methodological support. The paper presents an algorithm of educational technology implementation, including the steps and stages of teachers' professional activities.
Keywords:
ethno-tourism, spiritual and moral education, profes sional training of teachers.
Социально-экономические преобразования, глобализация и модернизация, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили духовно-нравственную культуру личности, что отразилось на ценностных ориентирах подрастающего поколения и привело к предпочтению ими материальных ценностей духовным. Нарушена преемственность ценностей поколений, моральных норм и нравственных установок, что повлияло на духовно-нравственное воспитание школьников. В связи с этим возрастает роль профессиональной подготовки педагогов к духовно-нравственному воспитанию учащихся [1].
Профессиональная подготовка будущих педагогов должна быть направлена на реализацию идеи духовно-нравственного возрождения России, ориентирована на современный национальный воспитательный идеал - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своего Отечества. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2] показано значение этнотуризма как педагогического средства в структуре профессиональной подготовки педагога.
Этнографический туризм - это путешествие «в народ», при котором происходит знакомство с обычаями, традициями, обрядами, архитектурой, народными костюмами и праздниками, культурой и языком той или иной этнографической группы населения. Этнотуризм тесно связан с образовательным, религиозным и экологическим видами путешествий. Знакомство с этническими культурами помогает воссоздать целостную картину мира и осознать свою собственную индивидуальность в единстве общества [3; 4].
В связи с этим проблема подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников посредством этнотуризма является весьма актуальной. Подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это сложный, длительный процесс, на который оказывает активное воздействие значительное число социальных и педагогических факторов, таких как знание географического пространства и преобладание в нем определенной этнической общности, знание и владение педагогической системой, религиозное воспитание (общность и различие) в той или иной этнической группе.
Поскольку духовно-нравственное воспитание ученика зависит от профессиональной компетентности педагога, которая более всего проявляется в деятельности, то представляется целесообразным в профессиональной подготовке педагога выделить четыре элемента деятельности: цель, средство, процесс и результат.
Целевая ориентация духовно-нравственного воспитания школьников посредством этноту-ризма должна быть направлена на:
а) формирование особого типа личности россиянина как субъекта деятельности своего сознания и бытия, осуществляющего свою субъектность посредством духовной энергии и активности;
б) включение учащихся в этнокультурные традиции России с позиции образованности, гражданственности и цивилизационности;
в) создание системы школьного образования, ориентированного на формирование духовно-нравственной культуры россиянина в современных условиях.
Основными положениями педагогической деятельности в этом направлении являются:
1) соотнесение культурных архетипов и образовательных стереотипов;
2) интеграционное единство духа, души и тела;
3) становление духовно-нравственной культуры учащегося на основе формирования его жизнедеятельностных функций (совокупности способностей, качеств и свойств, обеспечивающих жизнь и здоровье индивида) на трех уровнях человеческой природы - социальных (культурно-адаптивных), духовных (ценностно-смысловых), психических (эмоционально-волевых) [5].
Особенности содержания педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников посредством этнотуризма определяются:
а) специально организованной средой для востребования ценностного смыслового потенциала сознания учащихся [6];
б) предоставлением ученику возможности самостоятельного выбора из предлагаемых вариантов оснований для размышления [7].
В качестве предпосылок, обеспечивающих организацию «помогающего» поведения педагога, используются следующие положения:
1. Эффективность духовно-нравственного воспитания школьника, соответствующего новым условиям и ценностям образовательного процесса, зависит от содержания базовых ценностей.
2. Изменение содержания базовых ценностей педагога и ученика и гуманистических смыслов достигается посредством изменения речевых стратегий [8].
3. Признание необходимости в оказании помощи. Обращение к источникам оказания помощи в самоформировании духовно-нравственного идеала предполагает тонкое направление ученика и мягкую корректировку его отношения к идеалу. Необходимы дополнительные сведения об авторе информации и его нравственная характеристика [9], условия постановки и решения проблемы самоидентификации с духовно-нравственным идеалом.
Эмоциональность восприятия и осмысления учеником специфических действий педагога по созданию личностно ориентированной ситуации на уроке или во внеурочное время обеспечивают ценностно-эмоциональные условия:
1) принятие решения в процессе обсуждения той или иной проблемы;
2) субъектность решения, принимаемого в сложных ситуациях;
3) «утепление отношений» (педагог должен учесть влияние своего решения не только на действия, но и на настроение своих учеников);
4) побуждение к деятельности, осуществляемое через поощрение и раскрытие «малых талантов» каждого ученика.
Духовно-нравственное воспитание школьника, организуемое в целом как гуманистическое условие жизни ученика, выстраивается с учетом ориентиров, при помощи которых организация любого урока и мероприятия может быть представлена как открытая система. Это означает, что субъективными условиями формирования духовно-нравственной культуры ученика становятся открытость, дополнительность, субъектность, проблемность, диалогичность. К объективным условиям в исследовании отнесены: наличие системы диагностики и объективного контроля за духовно-нравственным развитием школьников; формирование культурологических знаний; обеспечение материально-пространственной среды; обеспечение практической включенности субъектов в деятельность по формированию духовно-нравственной культуры; наличие единых педагогических требований; применение опыта в повседневной жизни.
В образовательном процессе акценты делаются на изучение гуманитарных, культурологических предметов («Религиозная культура и светская этика», «Мировая художественная культура», «Этнология и этнография», «Основы школьного этнотуризма» и др.).
Методическое обеспечение духовно-нравственного воспитания школьников посредством этнотуризма включает в себя:
1) педагогическую поддержку развития сознания ученика и, соответственно, его личности без какого-либо давления. В основе взаимодействия субъектов образовательного процесса лежит конъюнктивный тип отношений - педагогика общей заботы, сотворчества, содружества, сотрудничества;
2) специальную интегративную технологию. Ее особенность состоит в том, что она функционирует в рамках образовательной среды, окружающей ученика. Интегративная технология включает ряд локальных технологий, направленных на формирование физических, духовных, социальных, психических здоровьесберегающих функций школьника [10].
Алгоритм реализации педагогической технологии предполагает конкретные этапы определенных действий педагога. Так, технологию формирования мотивов к развитию социальных (культурно-адаптивных) жизнедеятельностных функций у школьника посредством самоорганизации культуры сознания можно представить как трехэтапный процесс, проектируемый учителем: диагностика, организация общения, организация взаимодействия.
В рамках каждого этапа существует автономная технология, имеющая общие звенья с другими технологиями и свои особенности. С организационной стороны автономная технология представлена этапами деятельности педагога в целях оказания помощи ученикам в решении проблем: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. Данные этапы, наполненные новым содержанием, представляют собой целостную ориентировочную структуру [11].
Апробация основных положений авторской концепции подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников посредством этнотуризма, проведенная на базе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, показала ее высокую эффективность, о чем свидетельствуют диагностические показатели готовности педагогов и высокий интерес к концепции со стороны педагогического сообщества.
Ссылки:
1. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 24-28.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
3. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России. 2009. № 4. С. 11-15.
4. Сундучев Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 2. С. 53-56.
5. Синицын Ю.Н. Концепция формирования жизнедеятельностных функций школьника в системе педагогического обеспечения здоровья // Вестник Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 10. С. 27-35.
6. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
7. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Там же. 2011. № 4. С. 53-58.
8. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Там же. 2015. № 1. С. 82-87.
9. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
10. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
11. Гребенникова В.М., Игнатович С.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 529-534.
References:
1. Grinko, MA & Petkov, VA 2009, 'Preparation of the future teachers to design individual learning paths senior', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3, p. 24-28.
2. Danyluk, AY, Kondakov, AM & Tishkov, VA 2011, The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia, M.
3. Butuzov, AG 2009, 'Status and prospects of development of ethnic and cultural tourism in the Russian Federation', Service in Russia, no. 4, p. 11-15.
4. Sunduchev, CB 2009, 'Ethno-tourism as one of the areas of cultural tourism', Bulletin of the Buryat State University, no. 2, p. 53-56.
5. Sinitsyn, YN 2011, 'Concept formation of students' life functions in the system of pedagogical maintenance of health', Bulletin of the Southern Federal University. Jurisprudence, no. 10, p. 27-35.
6. Andryushchenko, SI & Petkov, VA 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 145.
7. Petkov, VA 2011, 'Formation of a subject position in the senior professional self', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 4, p. 53-58.
8. Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanov, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of high school', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1, p. 82-87.
9. Barannikova, EA & Petkov, VA 2008, 'Pedagogical support of development of preschool children of the person', The cultural life of the South of Russia, no. 2, p. 58-60.
10. Petkov, VA & Kobtseva, ON 2009, 'Health-related services activities of the educational institution', Physical Culture and Health, no. 6, p. 67-70.
11. Grebennikova, VM & Ignatovich, SS 2013, 'Designing an individual educational route as a joint activity of the student and the teacher', Basic Research, no. 11-3, p. 529-534.