УДК 371.72 ББК 74.200.545 С 14
Н.М. Сажина
Доктор педагогических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: sazhinanm@mail. ru
Ю.Н. Синицын
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: hentonen@list. ru
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются компоненты педагогического обеспечения здоровья школьников, осуществляется их структурно-содержательный анализ. Инвариантность структур процессов формирования исследуемых сторон, их обобщение позволяет обозначить общую структуру процесса формирования компонентов здоровьеобеспечения.
Ключевые слова: здоровье, педагогическое обеспечение здоровья школьников, структурные компоненты, действия субъектов образовательного процесса, структура процесса формирования компонентов здоровьеобеспечения.
N.M. Sazhina
Doctor ofPedagogy, Professor, Deputy Dean for Scientific Work of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, the Kuban State University; E-mail: [email protected]
Yu.N. Sinitsyn
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Technology and Business Department of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, the Kuban State University; E-mail: hentonen@list. ru
THE STRUCTURALLY-SUBSTANTIAL ANALYSIS OF COMPONENTS OF PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF PUPILS’ HEALTH
Abstract. The paper examines components of pedagogical maintenance of pupils’ health. The authors make their structurally-substantial analysis. Invariancy of structures of formation of the investigated sides and their generalization allow the authors to designate the general structure of formation of components of health maintenance.
Keywords: health, pedagogical maintenance of pupils’ health, structural components, actions of subjects of educational process, structure of formation of components of health maintenance.
В современном научном знании существует множество определений понятия «здоровье», каждое из них раскрывает наиболее значимые, с точки зрения их автора, стороны этого явления. Как отмечает Б.Г. Юдин, «...понятие «здоровье» в обыденном сознании, как правило, представлено синкретично, и в обиходном употреблении мы не всегда различаем те сложные множественные смыслы, которые составляют его содержание» [1, с 54-68].
Проводимое нами исследование показало, что сущность полного здоровья человека заключается в совокупности его способностей полноценного выполнения всех своих жизнедеятельностных функций. Человека считают благополучным, если он выполняет все
свои функции. Понимание же сущности здоровья, на наш взгляд, должно исходить из понимания сущности человека. Анализ педагогических, философских и психологических работ показал, что человека характеризуют три основных признака: телесность, духовность и душевность. Они представляют три стороны человеческой сущности, каждая из которых имеет свои функции.
Телесные функции подразделяются на две группы - внутренние и внешние. К внутренним относятся физиологические, а к внешним - физические движения. Духовные -это движения разума, или интеллекта, выполнение мыслительных действий. Душевные заключаются в факте проявления активности, воли, изменений, движений телесной или духовной сущности. Эти три феномена существуют в единстве. Они представляют собой стороны человеческой сущности.
Расстройство любой из сторон ущемляет всю систему - человека. Обогащение сторон выступает обогащением, развитием человека. В основе его развития лежат действия, направленные на внутреннюю и внешнюю жизнедеятельность. Внешняя жизнедеятельность подразделяется на рутинную и развивающую. Рутинная дает заранее известный, обычный продукт и направлена на производство его количества. Развивающая представляет собой творческую деятельность и приводит к новому результату.
Для учителя весьма существенным является понимание термина «педагогическое обеспечение здоровья школьников», которое заключается в состоянии способностей учащимся выполнения образовательно-оздоровительных действий. Они подразделяются на способности выполнения ведущих (педагогом) и решающих (учащимся) действий.
В образовательно-оздоровительные действия субъектов рассматриваемого процесса входит и поддержание, сохранение существующего состояния здоровья, и поднятие существующего состояния на более высокий уровень, и создание новых способностей выполнения жизнедеятельности, а также обеспечение (формирование, сохранение и развитие) всех сущностных и разных содержательных (профессиональных, спортивных, культурных и т.д.) сторон.
Педагогическое обеспечение здоровья школьников заключается в подготовке их к свободному проявлению жизнедеятельности, что означает развитие, совершенствование их внутренних условий, возможностей их организма и основывается на состоянии: а) телесной конституции, содержательно-образовательной духовности, проявляющейся в эмоционально-ценностно-волевой подвижности; б) практических условиях для выполнения действий по использованию и развитию телесной конституции, духовных функций и энергетических проявлений; в) научно-методической обеспеченности этих действий.
Образовательное развитие телесной конституции заключается в направлении личности на действия, обеспечивающие благоприятные проявления жизненных функций, в том числе психических действий, а также энергетической активности.
Формирование и развитие духовных функций (умение анализировать, синтезировать, рассуждать; усвоение знаний, умений и навыков) состоит в создании внутренних свойств психики - способностей выполнения разнообразных (всех необходимых видов) интеллектуальных действий и присвоении информации (усвоении знаний) о закономерностях функционирования и развития своей телесной конституции и энергетической сферы -способности проявления активности.
Образовательное развитие способности проявления активности заключается в развитии мотивации и ценностных ориентаций, а также опоре на знания о закономерностях и состоянии функционирования человека в обществе и использовании информации о результатах выполняемых им действий и поддержании в благоприятном состоянии его телесной конституции.
Для обеспечения развития телесных функций в школах создаются спортивные залы, площадки, оснащаемые спортивным оборудованием. Вводятся, кроме учителей физкультуры, штатные должности медицинских работников, психологов, социальных работников. Используются также некоторые объекты социального окружения. В состав образовательного пространства обеспечения телесности входят также умения,
подготовленность учащихся к выполнению необходимых телеснообеспечивающих действий и др.
Самый богатый опыт накоплен в области духовного обеспечения учащихся. В соответствующий компонент образовательного пространства включаются: содержание и уровень способностей и умений читать, слушать, понимать, выполнять операции анализа и синтеза, группировать и объяснять факты, решать задачи, выполнять опыты, делать выводы, участвовать в общении, проявлять общительность, творчество, самодостаточность, предприимчивость, активность, деловитость, партнерство. Сюда относится обеспеченность самих учащихся и школьной библиотеки учебниками, а педагогов - методической литературой, обеспеченность учебных кабинетов и мастерских средствами наглядности и выполнения практических действий, уровень оснащенности компьютерной техникой и ее информационное обеспечение, наличие доступа к информационным телекоммуникациям и уровень их обслуживания.
Сущность и значимость душевности, проявляющейся в активности, свойствах и качествах личности, понятна значительно меньше остальных сторон человеческой сущности, поэтому ей уделялось меньше внимания, и опыт ее обеспечения накоплен недостаточно. По нашему мнению, в образовательное пространство душевного обеспечения необходимо вводить такие компоненты, как разнообразные способы мотивации выполнения образовательного действия, побуждения к проявлению волевых усилий, повышение уровня осознанности поставленной задачи, информирование о правильности выполнения текущего действия, развитие ценностных ориентаций; кроме того, необходимо создавать условия для проявления адекватных эмоциональных переживаний, применять оперативное распространение информации о правильности действий учащегося в окружающем коллективе, организовывать соревнования на достижение высоких результатов выполняемых действий.
Процесс обеспечения здоровья (здоровьеобеспечения) существует не отдельно от процесса образования и даже не параллельно с ним. Здоровьеобеспечение в подавляющем числе случаев встроено в образовательный процесс. Эта особенность обусловлена спецификой природы его (здоровьеобеспечения) содержания и формы. Например, при изучении теорем в курсе геометрии учащийся понимает их логическую структуру. Действия по пониманию теорем выполняются много раз в неодинаковых ситуациях. Это приводит к усвоению на общем уровне умения понимать формулировки теорем. В учебных действиях учащийся приобретает свойство, способность замечать, понимать и объяснять закономерность в явлениях, попадающих в сферу его внимания в процессе его жизнедеятельности. Это пример образования и использования способности, входящей в структуру духовного здоровья. Следует, однако, отметить, что встречаются и такие случаи, когда все внимание сосредоточивается на непосредственном усвоении способности, имеющей общее значение, входящей в структуру здоровья (что не исключает возможности вхождения ее и в другие структуры). Например, обучение чтению и письму.
Многократное выполнение, повторение физических движений на уроках физкультуры приводит к развитию мышц. Те движения, которые при этом выполняются, в жизнедеятельности обычно не имеют места, но развитость мышц используется для выполнения учащимся в процессе выполнения его жизнедеятельностных функций. Кроме того, их развитие в совокупности с улучшением использования положительно влияет на функционирование внутренних органов. Это является улучшением здоровья, которое облегчает выполнение и умственных действий. Это еще один пример встраивания здоровьеобеспечивающих действий в другие, предназначенные для достижения иных целей.
Активности без участия тела или духа не бывает. Но упражнения, предназначенные для ее развития, существуют. К ним относится тренировка в проявлении волевых усилий. Действия, развивающие активность, встраиваются в разнообразные действия тела и духа. Они предназначаются для формирования и развития телесных и (или) духовных способностей, а также развития активности личности.
В образовательное пространство включаются средства выполнения возможных действий, т.е. таких, которые могут пригодиться для осуществления разных действий или их компонентов. На рис. 1 представлена схема использования объектов образовательного пространства для формирования действия здоровьеобеспечения.
На нем выделены области, содержащие используемые объекты: мотивация, текущий всесторонний потенциал, производственные и другие жизнедеятельностные условия, организационно-педагогические условия и конкретная направленность действия.
Мотивация на выполнение действия складывается из соответствующих предпосылок внутреннего состояния личности по профилю формируемой или развиваемой способности, текущего всестороннего потенциала выполнения действия (содержащегося в связях с другими сторонами человеческой сущности конкретной личности) и конкретной направленности личности на выполняемое действие.
Рис. 1. Общая схема формирования действия компонентов здоровьеобеспечения
Предпосылки по профилю здоровьеобеспечения состоят из врожденных предпосылок и приобретенных в процессе жизнедеятельности. К врожденным относятся природное состояние конкретного человека, его природные потребности и задатки по профилю формируемой способности. Предпосылки, приобретенные в процессе жизнедеятельности, -это предшествующие по логике своей природы формируемой или развиваемой способности, владение способами выполнения действий соответствующего профиля и способность проявления усилий того вида, который необходим для выполнения намеченного действия. Врожденные предпосылки, используемые для выполнения намеченного действия, выступают природным стремлением к компоненту жизнедеятельности, адекватному выполняемому действию, а отобранные приобретенные предпосылки - соответствующий имеющийся у конкретного индивида опыт формирования и развития избранной способности. Природное стремление и опыт формирования сливаются в интегральную готовность личностных предпосылок к действию здоровьеобеспечения, являющуюся одним из условий формирования мотивации на выполнение этого действия.
Текущий всесторонний потенциал выполнения действия заключается в состоянии и уровне сформированности способностей выполнения того действия, которое инициируется образовавшимся мотивом. Кроме понимания необходимости предстоящего действия, желания его выполнить и понимания своих способностей, личных возможностей его выполнения, на мотивацию влияет еще и конкретная внешняя направленность на действие, выступающая в виде объявленной цели. Текущий потенциал и конкретная направленность влияют на действие прямо и через мотивацию.
Производственные и жизнедеятельностные условия выступают в роли среды, в которой выполняется действие, а организационно-педагогические представляют собой средства и способы его выполнения.
Сопоставление содержательных наполнений деятельности по формированию телесного, душевного и духовного компонентов здоровья показывает и различие их природы, и их взаимосвязи. Различие заключается в том, что преобразовываются в одном случае физические свойства биологического объекта, в другом - состояние накопленных при жизни знаний, умений и навыков, в третьем - природное свойство тех и других (биологических и духовных), состоящее в изменении их во времени (изменяется механизм изменения).
Выполненное выше рассмотрение содержания телесного, духовного и душевного компонентов здоровья показало, что ни один из них не может существовать без двух других, что их существование возможно только в единстве.
Каждое действие здоровьеобеспечения (и малое, и большое) исходит из общих природных основ, которые подразделяются на врожденные и приобретенные при жизни предпосылки. Врожденные складываются из природного состояния человеческой сущности,
природных потребностей в чем-то, являющимися условиями ее существования, и задатков, представляющих собой возможности развития, образования новых жизненных качеств. Совокупность врожденных предпосылок выражается в природном стремлении к жизнедеятельности.
Приобретенные в жизнедеятельности предпосылки состояния образованности (знания, умения, навыки, качества личности, уровень их усвоенности), способы выполнения действий (способность выполнять возможные действия, направления и виды усилий (готовность к выполнению предстоящих действий) выступают в виде накопленного опыта формирования здоровьеобеспеченности (компонентов здоровья; существование их у него может быть осознано субъектом в разной мере).
Природное стремление и накопленный опыт выступают в единстве как интегральная готовность предпосылок к действию формирования здоровьеобеспеченности. Это состояние готовности используется для формирования мотивации на выполнение действия здоровьеобеспечения. Ее формирование соответствует также содержанию формируемого компонента здоровья и конкретной сущностной (телесной, душевной, духовной) направленности действия. Само образовательное действие складывается под влиянием мотивации, содержания формирующего компонента (влияет на действие прямо и через мотивацию); конкретной направленности действия (влияет также прямо и через мотивацию); производственной и других жизнедеятельностных условий (социальных, бытовых и др.); организационно-педагогических условий (содержание, формы, методы, принципы обучения и воспитания, образовательные технологии и др.).
Мотивация, содержание, направленность, социум, производство, наличие педагогического опыта - это условия, которые влияют на существование процесса. Обобщим сам механизм его действия, его структуру.
Рассмотрение структур процессов формирования исследуемых сторон здоровьеобеспечения показало их инвариантность. Обобщение их позволяет обозначить общую структуру процесса формирования компонента здоровьеобеспечения (рис 2).
Рис. 2. Общая структура процесса формирования компонентов педагогического обеспечения
здоровья школьников
Рассмотрение образования сущностных компонентов здоровья показало, что процесс формирования и развития любого его компонента начинается с выдвижения цели и задач здоровьеобеспечения. Они должны соответствовать требованиям Государственных
образовательных стандартов, потребностям производства и запросам социума. На них всегда влияет жизненная позиция участников процесса, их ценностные ориентации. Для уточнения, конкретизации целей и задач, обеспечения их надежности, продуктивности предстоящих действий. Проводится предварительная диагностика состояния здоровья учащихся. Это первое звено процесса.
Приняв наставления педагога, учащийся продумывает план своих действий. При этом отбираются для использования знакомые и имеющиеся в наличии средства образовательных действий, учитываются существующие условия образования, образовательно-материальная база и состояние компонентов здоровья учащихся. Используются общеизвестные, привычные способы и специальные, обусловленные конкретными особенностями образовательной ситуации, отобранные из литературных источников, передового педагогического опыта или придуманные, разработанные самостоятельно. В этом заключается второе звено процесса формирования и развития компонента здоровья.
Третье звено этого процесса является решающим. В нем выполняются здоровьеобразующие действия, в которых складываются компоненты здоровья учащихся. Эти действия разнообразны. Учащиеся воспроизводят в них уже имеющийся свой опыт или выполняют действия, разъясненные учителем, перенесенные им из опыта физического, умственного, трудового воспитания или обучения. Широко используются также средства, разрабатываемые педагогами при подготовке к занятиям и перенимаемые у передовых учителей, педагогов-новаторов.
В четвертом звене выполняется завершение и подведение итогов действия. Если обнаруживается несоответствие результата ожидаемому состоянию, какая-либо ошибка, то выполняются коррекционные действия, продолжается выполнение задание. Если результат ожидаемый, то действие прекращается.
Действия здоровьеобеспечения имеют особенность, заключающуюся в том, что они в большинстве случаев имеют встроенный характер: способности выполнения действия какого-либо назначения складываются в результате совершения некоторого количества действий, имеющих отношение к этому назначению. Количество необходимых для выполнения действий зависит от меры представленности в них соответствующих развивающих компонентов [2].
Здоровым считается человек, у которого все его сущностные компоненты находятся в удовлетворяющем его состоянии. Любой выход из такого состояния вносит несоответствия в функционирование других компонентов. Это воспринимается как заболевание. Несоответствия могут вызываться как нарушением действия какого-либо компонента, например, в результате повреждения, так и отставанием от других в его развитии. Отсюда вытекает, что здоровье (то есть улучшение состояние здоровья) человека заключается в гармонизации развития его сущностных сторон.
Примечания:
1. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1.
2. Синицын Ю.Н. Теория и технологии педагогического обеспечения здоровья школьников. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2010.
3. Борисенков В.П. Вызов современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. № 1.
4. Заславская О.В. Учебный процесс и воспитательная система школы // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996.
5. Кокаева И.Ю. Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 4. С. 31-38.
References:
1. Yudin B.G. Health: a fact, a norm and value // The Psychology World. 2000. № 1.
2. Sinitsyn Yu.N. Theory and technologies of pedagogical support of schoolchildren’s health. Krasnodar: KubGu Publishing house, 2010.
3. Borisenkov V.P. The challenge of a modern epoch and priority problems of pedagogical science // Pedagogy. 2004. № 1.
4. Zaslavskaya O.V. Educational process and educational school system // Methodology, theory and practice of educational systems: searching proceeds. M., 1996.
5. Kokaeva I.Yu. The formation of schoolchildren’s health resource in the conditions of regional educational space // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010. № 4. P. 31-38.