Научная статья на тему 'Педагогическая технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев'

Педагогическая технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КООРДИНАЦИЯ И ТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ОФИЦЕРЫ-СПЕЦНАЗОВЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кислый Александр Николаевич, Гуков Николай Евгеньевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической технологии деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. Данная технология раскрывает поэтапное содержание деятельности преподавателей при развитии координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. В этой технологии решаются задачи по выявлению уровня развития способностей офицеров к освоению упражнений на координацию и точность движений; развитию навыков пространственной ориентировки и точности движений в ходе выполнения упражнений; определению наиболее труднодоступных упражнений на развитие координации и точности движений; выявлению качества процесса развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кислый Александр Николаевич, Гуков Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technology of activity of teachers covering the development of coordination and accuracy of movements among the Special Forces officers

The results of researches of authors on justification and development of the pedagogical technology of activity of teachers covering the development of the coordination and accuracy of movements at Special Forces officers at classes in gymnastics have been presented in the article. This technology opens the stage-by-stage content of the activity of teachers contributing to the development of the coordination and accuracy of movements among the Special Forces officers at classes in gymnastics. This technology solves the problems on identification of the level of development of abilities of officers to mastering of the exercises on coordination and accuracy of movements; development of the skills of spatial orientation and accuracy of movements during performance of the exercises; definition of the most remote exercises on development of the coordination and accuracy of movements; detection of quality of development of the coordination and accuracy of movements at officers-members of Special Forces.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев»

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИИ И ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У ОФИЦЕРОВ-

СПЕЦНАЗОВЦЕВ

Александр Николаевич Кислый, кандидат педагогических наук, профессор, Николай Евгеньевич Гуков, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической технологии деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. Данная технология раскрывает поэтапное содержание деятельности преподавателей при развитии координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. В этой технологии решаются задачи по выявлению уровня развития способностей офицеров к освоению упражнений на координацию и точность движений; развитию навыков пространственной ориентировки и точности движений в ходе выполнения упражнений; определению наиболее труднодоступных упражнений на развитие координации и точности движений; выявлению качества процесса развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев.

Ключевые слова: педагогическая технология; координация и точность движений; физические упражнения; офицеры-спецназовцы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p94-97

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF ACTIVITY OF TEACHERS COVERING THE DEVELOPMENT OF COORDINATION AND ACCURACY OF MOVEMENTS AMONG THE SPECIAL FORCES OFFICERS

Alexander Nikolaevich Kisly, the candidate of pedagogical sciences, professor, Nikolay Evgenyevich Gukov, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

The results of researches of authors on justification and development of the pedagogical technology of activity of teachers covering the development of the coordination and accuracy of movements at Special Forces officers at classes in gymnastics have been presented in the article. This technology opens the stage-by-stage content of the activity of teachers contributing to the development of the coordination and accuracy of movements among the Special Forces officers at classes in gymnastics. This technology solves the problems on identification of the level of development of abilities of officers to mastering of the exercises on coordination and accuracy of movements; development of the skills of spatial orientation and accuracy of movements during performance of the exercises; definition of the most remote exercises on development of the coordination and accuracy of movements; detection of quality of development of the coordination and accuracy of movements at officers-members of Special Forces.

Keywords: pedagogical technology, coordination and accuracy of movements, physical exercises, Special Forces officers.

Обострение военно-политической обстановки на юго-востоке Украины и возникновение новых угроз безопасности России, потребовали новых подходов к физической подготовке офицеров подразделений специального назначения. На офицеров подразделений специального назначения возлагаются серьезные задачи по борьбе с терроризмом и другими проявлениями экстремизма. Для решения этих задач проводятся специальные операции. Такие операции проводятся с целью уничтожения незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп. Успех в ходе проведения специальных

операций определяется уровнем военно-профессиональной подготовленности и физической готовности офицеров-спецназовцев [1-4].

Уровень физической готовности офицеров подразделений специального назначения должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий при проведении специальных операций. В ходе проведения таких операций очень важны быстрота, своевременность, точность и надежность действий. Это требует высокого уровня развития координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения.

Все вышесказанное требует особой физической подготовки, направленной на совершенствование координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения. Учитывая данные обстоятельства, изменяется цель обучения. Она приобретает особенные установки, связанные с развитием координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения в ходе занятий по гимнастике. Вместе с тем, изучение войсковой практики, выявило недостаточный уровень готовности офицеров подразделений специального назначения к выполнению боевых задач в условиях проведения специальных операций. Характерными ошибками в подготовке офицеров, подразделений специального назначения являются недостаточная слаженность и точность действий, требующих проявления координации движений при решении боевых задач, неспособность быстро и эффективно действовать в боевой обстановке [3].

Всё вышесказанное свидетельствует, что необходим поиск новых, более качественных подходов к повышению уровня развития координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения. Это позволит более эффективно решать боевые задачи в условиях проведения специальных операций.

В настоящее время следует отметить отсутствие единого понимания процесса развития координации и точности движений для выполнения боевых задач в условиях проведения специальных операций. Отсутствуют научные данные о роли координации и точности движений для боевой деятельности офицеров подразделений специального назначения, не определены цели, средства и методы развития этого качества на занятиях по гимнастике. Не нашли своего научного решения вопросы, связанные с обоснованием педагогической технологии деятельности преподавательского состава по развитию координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения на занятиях по гимнастике.

Для решения вышеуказанных задач была обоснована технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения на занятиях по гимнастике. Эта технология состоит из четырех этапов (рисунок).

На первом этап выявляется уровень развития способностей у офицеров подразделений специального назначения к освоению упражнений на координацию и точность движений.

На втором этапе происходит развитие навыков пространственной ориентировки и точности движений у офицеров подразделений специального назначения в ходе выполнения специальных акробатических и гимнастических упражнений.

На третьем этапе выявляются наиболее труднодоступные для освоения упражнения на развитие координации и точности движений, а также проводится коррекция «отстающих» навыков у офицеров подразделений специального назначения.

На четвертом этапе определяется качество процесса развития координации и точности движений у офицеров, подразделений специального назначения и вносятся коррективы в этот процесс.

Данная технология прошла экспериментальную проверку. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии развития координации и точности движений у офицеров подразделе-

нии специального назначения на занятиях по гимнастике.

По окончании педагогического эксперимента показатели развития координации и точности движений у испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.

Этапы Задачи Содержание деятельности Методические приемы

1 1 1 1

1 этап. Оценка уровня развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев Выявление уровня развития способностей к освоению упражнений на координацию и точность движений Принятие решения по применению физических упражнений на развитие координации и точности движений Объяснение смысла и значения отдельных физических упражнений на развитие координации и точности движений

1

2 этап. Формирование необходимых навыков, основанных на координации и точности движений Развитие навыков пространственной ориентировки и точности движений в ходе выполнения упражнений Планирование деятельности по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназов-цев Определение главного недостатка в развитии координации и точности движений

1

3 этап. Корригирование слабо развитых навыков при развитии координации и точности движений Определение наиболее труднодоступных упражнений на развитие координации и точности движений Организация процесса развития координации и точности движений с использованием индивидуального подхода Использование методических приемов с учетом индивидуальных возможностей по освоению упражнений

I

4 этап. Оценка эффективности развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев Определение качества процесса развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев Разработка и использование объективной оценки уровня развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев Оценка двигательного потенциала и уровня развития координации и точности движений у офицеров

I

Результат - обеспечение готовности к боевой деятельности

Рис. Педагогическая технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев

Выполнение военно-профессиональных действий, характеризующих готовность офицеров подразделений специального назначения к проведению специальных операций, также были достоверно выше у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Особенно значительная разница отмечена в результатах стрельбы из пистолета Макарова и в преодолении препятствий. Так, результаты в стрельбе из пистолета Макарова по грудной мишени (5 одиночных выстрелов) в конце педагогического эксперимента составили в экспериментальной группе - 48,87±1,18 очков, а в контрольной группе - 44,21±2,87 очков.

ВЫВОД. Разработанная технология деятельности преподавателей по развитию координации и точности движений у офицеров подразделений специального назначения показала высокую эффективность и может быть рекомендована для подготовки специальных подразделений к проведению специальных операций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.

2. Болотин, А.Э. Показатели физической готовности офицеров-спецназовцев к проведению специальных операций / А.Э. Болотин, Н.Е. Гуков // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2015. - № 2. - С. 80-86.

3. Гуков, Н.Е. Педагогическая модель организации и проведения тренировки на развитие координации и точности движений у офицеров-спецназовцев / Н.Е. Гуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 37-41.

4. Зюкин, А.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.

2. Bolotin, A.E. and Gukov, N. E. (2015), " Indicators of physical readiness of the Special Forces officers for carrying out special operations", Medico-biological and social and psychological problems of safety in emergency situations, No. 2, pp. 80-86.

3. Gukov, N. E. (2015), "Pedagogical model of the organization and carrying out training on development of coordination and accuracy of movements in the Special Forces officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 37-41.

4. Zyukin, A.V. and Bolotin, A.E., Napalkov Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.05.2015.

УДК 796.88

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МЫШЦ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ И ТУЛОВИЩА ПРИ ЖИМЕ ШТАНГИ ЛЕЖА АТЛЕТАМИ РАЗНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Нина Борисовна Кичайкина, кандидат биологических наук, доцент, Глеб Александрович Самсонов, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Сравнивалась работа мышц верхних конечностей и туловища при выполнении жима штанги лежа атлетами разного уровня технической подготовленности. Синхронно с видеосъемкой регистрировалась электрическая активность мышц (ЭАМ): широчайшей, большой грудной, дельтовидной, длинной головки двуглавой плеча, латеральной головки трехглавой плеча. РЕЗУЛЬТАТЫ. При жиме штанги лежа наблюдается одновременная активность большинства исследуемых мышц, как при опускании, так и при подъеме штанги, что следует рассматривать как систему мышечных синергий, обеспечивающих организацию внутреннего силового поля для противодействия внешней нагрузке, а также необходимую жесткость кинематических биоцепей. ВЫВОДЫ. Различия в кинематике и динамике жима штанги у атлетов разной технической подготовки формируются в основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.