УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ У
ОФИЦЕРОВ-СПЕЦНАЗОВЦЕВ
Николай Евгеньевич Гуков, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию и разработке педагогической модели развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. Данная модель раскрывает содержание технологии деятельности преподавателей при развитии координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. Кроме того, в этой модели раскрыта организация физической подготовки офицеров-спецназовцев, цель, задачи, а также средства, формы и методы обучения на занятиях по гимнастике.
Ключевые слова: педагогическая модель; координация и точность движений; физические упражнения; офицеры-спецназовцы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p37-42
PEDAGOGICAL MODEL OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT THE TRAINING ON DEVELOPMENT OF COORDINATION AND ACCURACY OF MOVEMENTS FOR THE SPECIAL FORCES OFFICERS
Nikolay Evgenyevich Gukov, the competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg
Annotation
Results of researches of the author on justification and development of the pedagogical model for development of the coordination and accuracy of movements among the Special Forces officers in gymnastics classes have been presented in the article. This model reveals the content of technology for activity of the teachers in developing of the coordination and accuracy of movements among the Special Forces officers during the gymnastics classes. Besides, this model reveals the organization of physical training of the Special Forces officers, the purpose, tasks, and also the means, forms and methods of training during the gymnastics classes.
Keywords: pedagogical model, coordination and accuracy of movements, physical exercises, Special Forces officers.
В настоящее время с особой остротой ставится вопрос о необходимости совершенствования физической подготовки офицеров-спецназовцев. Подразделения специального назначения принимают участие в проведении операций по уничтожению групп противника, а это требует высокого уровня физической готовности офицеров-спецназовцев к проведению специальных операций. Практика борьбы с терроризмом свидетельствует, что высокие требования предъявляются к уровню развития физических качеств офицеров-спецназовцев, координации и точности движений, готовности решать сложнейшие задачи в нестандартных условиях боевой деятельности. [1-9]
Готовность офицеров-спецназовцев к проведению специальных операций можно трактовать как особое состояние всех систем организма военнослужащих. Это состояние мобилизации всех психологических, физиологических систем организма офицеров-спецназовцев, обеспечивающих эффективное выполнение боевых задач во время проведения специальных операций. [1-9].
Важным компонентом индивидуальной готовности личного состава подразделений специального назначения, к проведению специальных операций является физическая
готовность, обеспечивающая выполнение боевых действий. Таким образом, физическая готовность к проведению специальных операций является необходимой составляющей эффективной военно-профессиональной деятельности офицеров-спецназовцев.
Основной формой применения подразделений специального назначения является проведение специальных операций. Анализ опыта ликвидации групп противника позволил выявить ряд проблемных вопросов. К основным из них, можно отнести следующие:
- недостаточно эффективное регулирование совместных действий при блокировании, прикрытии, захвате и ликвидации групп противника;
- недостаточный уровень развития координации и точности движений.
Исходя из вышеизложенного, были намечены пути и способы повышения эффективности физической подготовки офицеров-спецназовцев. Ими являются:
- создание эффективной модели физической подготовки для офицеров-спецназовцев, с использованием упражнений на развитие координации и точности движений;
- выбор наиболее эффективных вариантов, способов и средств физической подготовки на занятиях по гимнастике;
- использование психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев.
Разработка оптимальной модели проведения занятий по гимнастике с офицерами-спецназовцами по развитию координации и точности движений предполагает использование нового содержания. Поэтому в ходе работы использовались теоретические положения, направленные на повышение уровня развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев.
В ходе исследования нами были сформулированы основные требования к разрабатываемой модели. Таким требованием для данной модели подготовки офицеров-спецназовцев явилось эффективное повышение уровня развития координации и точности движений, обеспечивающего выполнение боевых задач. Большое внимание уделялось доступности в организации и методике проведения занятий по гимнастике. Учитывалась возможность постепенного увеличения интенсивности и объема физических нагрузок, а также организация специальных тренировок на развитие координации и точности движений у офицеров-спецназовцев.
Учебная программа по гимнастике была разделена на этапы в соответствии с решаемыми боевыми задачами. Главным критерием для каждого этапа физической подготовки офицеров-спецназовцев, был требуемый, для выполнения соответствующей боевой задачи, уровень развития координации и точности движений. Содержание и объем двигательной деятельности по развитию координации и точности движений мы стремились максимально приблизить к действиям схожим с выполнением боевых задач.
Для разработки модели, направленной на развитие координации и точности движений, мы исходили, прежде всего, от тех положений теории физической подготовки офицеров-спецназовцев, где тезис «максимального соответствия физических упражнений содержанию боевой деятельности» является главным.
В то же время проведенный нами анализ программы занятий по гимнастике для офицеров-спецназовцев показывает, что ее содержание не в полной мере способствует эффективному повышению готовности к решению боевых задач. Это связано с низкой эффективностью развития координации и точности движений. Изучение практики проведения специальных операций свидетельствует, что низкое качество занятий по гимнастике не способствует повышению уровня готовности офицеров-спецназовцев к боевой деятельности. Это приводит к снижению эффективности их боевой деятельности при проведении специальных операций.
В целях преодоления указанных противоречий, была разработана педагогическая модель развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на заняти-
ях по гимнастике. Данная модель представлена на рисунке 1.
Требования, предъявляемые к уровню развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев
^ у --
К
Цель тренировки
Содержание тренировки
Организация и проведение тренировки на развитие координации и точности движений
Технология организации и проведения тренировки
Методы тренировки
Психолого-педагогические условия, необходимые для координации и точности движений
Преподаватель
мониторинг развития координации и точности движений;
- развитие координации и точности с учётом особенностей профессиональной деятельности
- Консультационная коррекция тренировочного процесса
Средства тренировки
- акробатические упражнения;
- прыжки через коня;
- кувырки вперёд-назад в сочетании с упражнениями на быстроту;
- упражнения на внимание;
- комплексы упражнений из гимнастики на координацию и точность движений
Формы тренировки
Офицеры-спецназовцы
- приобретение новых знаний о значимости координации и точности движений для профессиональной деятельности;
- Повышение уровня физической готовности, а также развития координации и точности движений;
- формирование навыков необходимых в профессиональной деятельности
Результат тренировки:
повышение уровня развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев
Рис. 1. Педагогическая модель организации и проведения тренировки на развитие координации и точности движений у офицеров-спецназовцев
Эта модель раскрывает содержание технологии деятельности педагогов по развитию координации и точности движений, а также средства, формы и методы обучения офицеров-спецназовцев.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев к проведению специальных операций служили показатели боевой деятельности во время учений.
Моделируя процесс физической подготовки офицеров-спецназовцев, мы стремились воздействовать на все элементы её организации с задачей обеспечить наиболее эффективное развитие координации и точности движений. При этом стремились к совершенствованию механизмов согласования мышечной деятельности при выполнении
упражнений направленных на развитие координации и точности движений. Кроме этого, учитывалось, что тренирующий эффект от физических упражнений на развитие координации и точности движений носит комплексный характер. Мы исходили из того, что прогресс также возможен только при их положительном взаимодействии с элементами боевой деятельности. [1-9].
Главная задача состояла в том, чтобы полнее загрузить доминантную функцию по освоению новых акробатических упражнений и этим стимулировать дальнейшее развертывание механизмов по развитию координации и точности движений у офицеров-спецназовцев. Поэтому на отдельных тренировочных занятиях по гимнастике включались новые упражнения по развитию координации и точности движений повышающейся сложности. Для развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев использовались также упражнения на батуте. Выполнялись сальто вперед или назад на батуте. Во время выполнения прыжков на батуте использовались различные комплексы их выполнения.
Объективными показателями высокой эффективности тренировочного процесса являлись данные тестирования по выполнению разработанных нами комплексов на развитие координации и точности движений у офицеров-спецназовцев. Для этого использовались специальные акробатические упражнения, в процессе которых выполнялись кувырки, полеты-кувырки и сальто в комплексе с бегом на короткие дистанции. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели развития координации и точности движений у офицеров-спецназовцев на занятиях по гимнастике. (Рис. 2).
По окончании педагогического эксперимента показатели развития координации и точности движений у испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.
ВЫВОД. Разработанная модель проведения занятий по гимнастике с офицерами-спецназовцами направленная на развитие у них координации и точности движений показала высокую эффективность и может быть рекомендована для подготовки специальных подразделений к боевой деятельности.
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Этапы тренировки офицеров-спецназовцев
Рис. 2. Изменения в выполнении комплексного упражнения на координацию и точность движений испытуемыми контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России для эффективного выполнения служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.
6. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
7. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.
8. Зюкин, А.В. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 75-79.
9. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Layshev R. A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), "Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Erastov A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
6. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2013), "The typological signs of the educational environment necessary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
7. Bolotin, A.E. and Skripachev, S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of a training load during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
8. Zyukin, A.V. and Bolotin, A.E., Napalkov Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
9. Zyukin, A.V. and Bolotin, A.E., Napalkov Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of VV Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.
Контактная информация: Gukov-spetsnaz@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.04.2015.
УДК 37.034
ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБОРОНЫ
Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрыта педагогическая сущность нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны. Изложена методика оценки его эффективности в условиях учебно-воспитательного процесса конкретного общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности учащихся, показатели нравственной воспитанности учащихся, экспериментальная программа совершенствования нравственного воспитания учащихся.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p42-45
ON ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE MORAL EDUCATION OF PUPILS OF
THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE
Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the pedagogical essence of moral education of the students of the educational institutions of the Ministry of Defense. The article sets out the methodology for the effectiveness assessment in the conditions of the educational process at the particular educational institution.
Keywords: moral education, criteria for moral education of pupils, indicators of moral education of pupils, pilot program to improve moral education of pupils.
ВВЕДЕНИЕ
Среди общеобразовательных учебных заведений России особая роль принадлежит общеобразовательным учреждениям Министерства обороны - кадетским корпусам, кадетским президентским училищам, суворовским военным и нахимовским военно-морским училищам. Целью их функционирования является удовлетворение насущной потребности государства и общества в высокопрофессиональных, обладающих высокими нравственными качествами государственных служащих (военнослужащих), способных принимать ответственные управленческие решения с учетом моральных критериев, проявлять заботу и внимание к окружающим, с достоинством и честью служить Отечеству. Изучение современной практики и исторического опыта нравственного воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев, научно-педагогических исследований по вопросам их нравственного воспитания позволило прийти к выводу о необходимости разработки концепции (системы) нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений МО РФ [1; 2; 3; 4]. Методологическим средством для разработки такой концепции (системы) явился системно-антропологический подход, представляющий собой совокупность философских, психологических, собственно педагогических идей и понятий, раскрывающих обусловленность содержания всех структурных, процессуальных и функциональных характеристик нравственного воспитания представлением об учащемся как о нравственно-антропологической целостности. Понятие «нравственно-антропологическая целостность» является ключевым, базовым для системно-антропологического подхода. В