Научная статья на тему 'Педагогическая технология актуализации профессиональноличностного потенциала учащихся средствами информационно-коммуни кационных технологий'

Педагогическая технология актуализации профессиональноличностного потенциала учащихся средствами информационно-коммуни кационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / ACTUALIZATION / PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / INTERACTIVE PROJECT TEACHING / COMPUTER TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступина В. С.

Статья посвящена описанию педагогической технологии актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся учреждения начального профессионального образования. Данная педагогическая технология основана на проектировании учащимися образовательных продуктов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Понятие образовательного продукта рассматривается в контексте личностно ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ступина В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS BY MEANS OF THE COMPUTER TECHNOLOGIES

The article is devoted to the description of the integrated pedagogical technology of actualization of professional and personal potential of students in primary professional educational institution. This pedagogical technology is based on the designing of educational products by means of the computer technologies. The term "educational product" is viewed in context of personal directed education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология актуализации профессиональноличностного потенциала учащихся средствами информационно-коммуни кационных технологий»

ность, мотивированность);

- готовность к преодолению трудностей, устойчивость и воля (преодоление);

- оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа решения задач (рефлексивность, адаптивность) [5].

Представленный механизм связывает формы сознания с деятельной личностью, обеспечивая развитие активности, возвышение сознания и самой личности в ходе деятельности. Видение своей активности инструментом рефлексии порождает мотив, преодолевающий старую и создающий новую адаптированность [2].

Волевая часть активности сознания имеет своим содержанием мотивационный процесс. Содержание мотивации — это выбор ценностей механизмами рефлексии. Рефлексия же сама и есть опыт сознания в выборе внутренних и внешних планов действия

Рефлексия как отражение мира и отношения к нему — когнитивный элемент детерминации активности, лежащей в основе выбора планов действия. Опыт как совокупность ценностей — базовый детерминант и источник установок. Ведущий детерминант — мотив. Сам мотив имеет динамическую структуру и только благодаря этому он ведет другие детерминанты активности: реакции, рефлексы, инстинкты, установки, навыки, привычки, динамические стереотипы.

Развитие сознания является результатом развития личности и характеризуется единством трех форм психического: познавательной, эмоциональной и волевой, а также рефлексивностью, обращенностью к деятельности и личностной характеристикой — индивидуальностью.

Пространством для осуществления подобного единства служит сознание личности, в котором рефлексия

выполняет инструментальную функцию проектирования, мотивация — функцию конструирования, а адаптация — результирующую функцию через единство психических образований в ходе деятельности.

Следовательно, методологическим принципом самостоятельной деятельности в психологии выступает принцип единства рефлексии, мотивации и адаптации — обусловливание динамичных отношений и устойчивых связей в системе познания, действия и результата. Это принцип детерминирования активности и ведущее условие развития личности.

Из вышесказанного следует, что смыслы обучения имеют социализирующее основание. Овладение культурой в процессе обучения перестраивает психические процессы. Культура включает опыт активности и ценности личности, проявляющиеся в ее качествах. Только интериоризация опыта активности позволяет в ходе самостоятельного преодоления развиваться личности, а самостоятельность в сознании личности проявляясь как воля и рефлексия.

Педагогические основания самостоятельной работы студентов составляет характер самого педагогического процесса, функционирование которого обусловлено определенными законами и закономерностями. Самостоятельная работа студентов в вузе как ведущая форма активного субъект-субъектного взаимодействия находит свое выражение в общих дидактических принципах и особых принципах ее управления.

Таким образом, методическую основу управленческого обеспечения и организации самостоятельной активности студентов в вузе составляют социокультурные, педагогические и психологические основания, детерминированные единством рефлексии, мотивации и адаптации в сознании субъектов учебной деятельности.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Кетько, С.М. Единство рефлексии мотивации и адаптации в сознании личности / С.М. Кетько, С.А. Пакулина, А.В. Поминов. —

Челябинск: Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2005.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.

4. Пакулина, С.А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С.А. Пакулина. — Челябинск:

Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2007.

5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика,1980.

6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: Академия, 2001. Статья поступила в редакцию 11.09.08.

УДК 377.104

B.C. Ступина, соискатель УралГУФК, г.Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена описанию педагогической технологии актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся учреждения начального профессионального образования. Данная педагогическая технология основана на проектировании учащимися образовательных продуктов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Понятие образовательного продукта рассматривается в контексте личностно ориентированного образования.

Ключевые слова: актуализация, профессионально-личностный потенциал, педагогическая технология, учреждение начального профессионального образования, интерактивное проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии, образовательный продукт.

Формирование профессионально важных личност- профессиональной деятельности (УПД). Актуализация

ных качеств выпускника становится функцией всех про- как механизм развития личности учащегося означает

фессиональных учебных заведений исходя из целей мо- процесс перехода его потенциальных возможностей в

дернизации системы образования России. Основой для актуальные и проявляется в двух компонентах: 1) содер-

этого может стать актуализация профессионально-лич- жательный компонент определяет конкретные особенно-

ностного потенциала обучающихся в процессе учебно- сти личности, являющиеся потенциальными; 2) процес-

суальный компонент указывает на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности [1]. Однако реализация данного механизма в практике начального профессионального образования носит сегодня в целом случайный, несистемный характер, а потому процесс актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся учреждения начального профессионального образования (УНПО) нуждается в специально организованной педагогической поддержке. При этом содержательный компонент может быть основан на поэтапном изменении типа отношений между субъектами образовательного процесса: от субъект-объектных отношений через субъектно-деятельностные к субъект-субъектным отношениям. Процессуальный компонент может быть основан на реализации интерактивного проектного обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Понятие личностный потенциал рассматривается в современных исследованиях в большей степени как социально-психологический феномен. При этом авторы, говоря о потенциале личности, как правило, имеют в виду свой предмет исследования, и потому феномен личностного потенциала на современном этапе описывается весьма неоднозначно [2]. То же можно сказать и о производном от него понятии «профессионально-личностный потенциал учащегося». Сложность в анализе проблемы актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся заключается также в том, что она лежит на границе «психологического» и «педагогического». Стремясь к выявлению педагогического контекста рассматриваемого вопроса, мы опираемся на определение Э.Ф. Зеера и А.М. Павловой, которые под профессионально-личностным потенциалом понимают «динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному осуществлению профессиональных видов деятельности» [3, с. 86]. Мы рассматриваем профессионально-личностный потенциал учащегося УНПО как динамическое интегративное образование, представляющее собой совокупность его профессионально-личностных свойств, соответствующих возрастным особенностям и способствующих продуктивному осуществлению учебно-профессиональной деятельности. Профессионально-личностный потенциал определяет ту часть личностного, которая, с одной стороны, детерминирована требованиями конкретной профессии, а с другой — потребностью личности в профессиональной самореализации. Актуализация профессионально-личностного потенциала учащегося УНПО — это педагогическая деятельность, направленная на зону его ближайшего профессионально-личностного развития, способствующая формированию потребности в саморазвитии как его учебно-профессиональной деятельности, так и личности.

Процедура моделирования актуализации профессионально-личностного потенциала учащегося УНПО средствами ИКТ осуществлена нами на основе структурно-функционального инварианта педагогической системы (автор Л.М. Кустов), что предполагает рассмотрение данного явления на нескольких уровнях: концептуальном, нормативно-управленческом, методико-технологическом, эмпирическом (практическом) [4]. В содержательной части модели на каждом уровне определены: основания, принципы, подходы для разработки данного уровня, содержание, функции [5]. На основании структурно-функционального инварианта педагогической системы выделен педагогический объект, подлежащий преобразованию — это тип образовательного взаимодействия педагогов и учащихся [там же]. В качестве обоснования данной позиции полагаем уместным привести высказывание Э.Ф. Зеера: «Современная инфраструктура рынка

труда обусловила потребность в специалистах, способных к самореализации в профессиональной деятельности. А для этого неминуемо придется субъект-объектные отношения, на которых построен образовательный процесс, заменить субъектно-деятельностными и субъект-субъектными отношениями педагога и учащихся» [6, с. 98]. Такая поэтапная смена типов образовательных отношений будет способствовать раскрытию, актуализации профессионально значимых личностных качеств учащихся как конкретных проявлений их профессионально-личностного потенциала.

На основе модели актуализации профессиональноличностного потенциала учащихся разработана педагогическая технология актуализации, которая основана на поэтапном изменении:

• типа отношений между субъектами образовательного процесса (субъект-объектные — субъектно-деятельностные — субъект-субъектные);

• профессионально-социальных ролей учащихся в учебно-профессиональной деятельности:

- исполнитель (как носитель квалификации — «рабочая сила»);

- работник (как обладатель профессиональной компетентности);

- личность (как субъект труда, обладающий готовностью обеспечивать положительные социально значимые результаты, имеющий опыт проявления креативных способностей);

• характера ведущей деятельности субъектов образовательного процесса: воспроизводящая, продуктивная, творческая;

• уровней освоения учебно-практической деятельности учащимися: уровень преимущественно информационно-знаковой, уровень отражательно-преобра-зующей и уровень творческой деятельности [7].

Разрабатывая педагогическую технологию актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся УНПО с использованием средств ИКТ, мы основывались на концепциях личностно ориентированного образования и деятельностного подхода в обучении. Е.В. Бондаревская определяет следующие требования к технологии личностно ориентированного образования: диалогичность, деятельностно - творческий характер, поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения [8]. Обосновывая способы реализации концепции личностно-ориентированного обучения, А.В. Хуторской рассматривает в качестве источника личностного содержания образования продуктивную образовательную деятельность обучающегося, направленную на его индивидуальную творческую самореализацию и предусматривающую создание образовательных продуктов (версий, идей, текстов, моделей, правил, закономерностей и т.д.) [9]. При этом образовательная продукция предстает внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования, а его внутренней формой — освоенные в ходе создания этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования [там же]. Проецируя вышесказанное на образовательную деятельность учащихся УНПО, мы рассматриваем образовательный продукт (ОП) как материально представленный и нормативно оформленный результат образовательной деятельности учащихся, отражающий приращение знаний, умений и внутренних личностных образований в процессе их деятельности по освоению профессиональной реальности. В этом случае ИКТ могут стать универсальным инструментарием производства образовательных

продуктов учащихся. Процесс разработки образовательного продукта на основе ИКТ может быть эффективно реализован в рамках проектного обучения, как одного из методов, наиболее соответствующих концепции личнос-тно ориентированного образования. При этом образовательный продукт учащихся мы рассматриваем как результат реализации учебного проекта с той разницей, что идея разработки такого проекта лишь инициируется педагогом, но исходит от учащегося.

Однако метод проектов в его «чистом» виде может только предполагать возможность реализации личностно-развивающего подхода в профессиональном обучении, для осуществления такого подхода на практике необходима востребованность субъектного опыта обучающегося. Такой субъектный опыт может быть актуализирован в процессе диалогического взаимодействия учащегося с педагогом и другими участниками проекта. Таким образом, методу проектов в его классическом варианте необходимо дополнение в виде интерактивных (диалогических) взаимодействий субъектов образовательного процесса. С другой стороны, процесс обучения может быть выстроен на интерактивных взаимодействиях разного типа: человек-человек, человек-машина, человек-машина-человек (И.А. Юрасов,

О.Н. Юрасова) [10]. Следовательно, в процессе проектной деятельности может возникнуть необходимость восполнить недостаток когнитивного компонента средствами информационно-коммуникационных технологий, используя их как в качестве источника информации, так и в качестве средства обучения. Соглашаясь с В.В. Гузеевым и М.Б. Романовской, что в профессиональном образовании нужно не проектное обучение в его «чистом» виде, а комбинированная образовательная технология [11] и основываясь на позиции продуктивности, как необходимой составляющей профессионально-образовательной личностно-развивающей деятельности учащегося УНПО, мы предлагаем личностно-ориентированную педагогическую технологию интерактивного проектного обучения на основе использования ИКТ, которая направлена на подготовку учащихся УНПО к проектированию образовательных продуктов как результатов их личностно-развивающей профессионально-образовательной деятельности.

Данную педагогическую технологию мы рассматриваем как политехнологию (совокупность элементов целостного образовательного процесса), выделяя в ней соответствующие педагогические монотехнологии (соответствующие задачам отдельных компонентов и видов образовательной деятельности) [12]. Основываясь на определении уровней освоения учебно-практической деятельности учащимися (преимущественно информационно-знаковой, отражательно-преобразующей и творческой деятельности) [7] и подходах к поэтапной реализации моделей профессионального образования (когнитивно-ориентированной, деятельностно-ориентированной и личностно-ориентированной) [6], мы определяем основные этапы функционирования вышеназванной технологии: подготовительный этап, технологический этап, этап реализации творческой деятельности. На каждом из этапов используется соответствующая монотехнология. Для описания составляющих каждой из монотехнологий мы применяем определение педагогической технологии Л.М. Кустова: «педагогическая технология — это внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования» [4, с. 179], при этом выделяются семь структурных компонентов педагогической технологии: предмет

деятельности педагога, средства, методы, процесс, продукт, нормы оценки продукта, условия. В соответствии с концепцией личностно ориентированного образования мы вводим в состав педагогической технологии такую компоненту как «уровень субъектности» (А.Я. Найн) [13]. Содержательное описание каждой из монотехнологий представлено в таблице.

В качестве предмета педагогической технологии рассматривается то, что подлежит преобразованию, в нашем случае — это тип образовательных взаимодействий субъектов образовательной деятельности — педагогов и учащихся и, как следствие, внутренние профессионально-личностные новообразования учащихся, которые рассматриваются как составляющие их профессиональноличностного потенциала.

Продукт рассматривается как конечное фактическое состояние предмета, комплексный результат образовательной деятельности, проявляющийся на каждом этапе педагогической технологии как в его «внешнем» (характере деятельности и образовательном продукте, выполненном на основе ИКТ), так и внутреннем (проявление профессионально-личностных качеств и уровень субъек-тности) аспектах.

На каждом этапе также определены средства, методы и условия реализации соответствующей монотехнологии. Нормы оценки продукта включают эталонные признаки продукта на соответствующем этапе, которые могут выступать также в качестве диагностических инструментов.

Подготовительный этап направлен на формирование готовности учащихся к проектировочной деятельности с использованием средств ИКТ, технологический этап и этап реализации творческой деятельности — на непосредственное осуществление процесса интерактивного проектирования. Подготовительный этап направлен на формирование готовности учащихся к проектировочной деятельности с использованием средств ИКТ, технологический этап и этап реализации творческой деятельности — на непосредственное осуществление процесса интерактивного проектирования.

Оптимальная модель для реализации 1-го этапа — когнитивно-ориентированная, и потому данный этап может быть естественным способом встроен в существующий образовательный процесс УНПО (в рамках занятий, на которых используются ИКТ или в виде домашних заданий). Технологический (проектировочный) этап и этап непосредственно творческой деятельности могут быть реализованы как в рамках деятельностно-ориентированной, так и в рамках личностно-ориентированной образовательной концепции. Они предполагают реализацию полного цикла выполнения учебно-профессионального проекта с использованием средств ИКТ. Все большую значимость здесь приобретает самостоятельная учебно-профессиональная деятельность учащихся, для которой характерен постепенный переход от состояния ее осуществления преимущественно по указаниям педагога к состоянию все большей самостоятельности на основе саморегуляции. Поэтому временные и организационные рамки здесь могут быть обозначены для определения стратегии проектной деятельности, консультаций с преподавателями и специалистами конкретной предметной области, для использования машинного времени в компьютерном классе и т.д. К сожалению, такая учебно-профессиональная деятельность не востребована ныне существующими стандартами начального профессионального образования. В связи с этим участие в разработке учебнопрофессиональных проектов может носить для учащихся добровольный характер и либо инициироваться администрацией и педагогами в пределах экспериментальной работы конкретного образовательного учреждения.

Исследование проводится на базе профессионального лицея №89 г. Миасса Челябинской области и кафедры

педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Научное руководство экспериментом осуществляется специалистами Челябинского института развития профессионального образования. Опытно-экспериментальная работа осуществляется в режиме естественного эксперимента в группах обучающихся по профессии «Оператор ЭВМ». На основе изученных теоретических источников и анализа эмпирических

данных получен перечень основных профессиональноважных личностных качеств для данной профессии, отслежена динамика изменения этих качеств в процессе реализации вышеназванной педагогической технологии. Проектирование образовательных продуктов выполняется учащимися с использованием системы разработки Windows-приложений Delphi, языка гипертекстовой разметки HTML, программных продуктов MS Office и др.

Таблица

Основные структурные компоненты педагогической технологии интерактивного проектного обучения, направленной на актуализацию профессионально-личностного потенциала учащихся

Компонент Подготовительный этап Технологический этап Этап реализации творческой деятельности

Педагогическая технология 1 Педагогическая технология 2 Педагогическая технология 3

Предмет, как тип образовательных взаимодействий Субъект— объектные Субъектно— деятельностные Субъект—субъектные

Предмет как потенциальный личностный ресурс учащегося Задатки, способности, учебный и деятельностно-личностный опыт. Задатки, способности, учебно-профессио-нальный и личностный опыт, готовность к проектировочной деятельности. Задатки, способности, профессионально-личностный опыт, проектировочные знания и умения, готовность к творческой деятельности.

Средства Средства информационно-коммуникационных технологий

Методы Ситуационный метод, диалогический метод, рефлексия. Ситуационный метод, метод проектов, диалогический метод, рефлексия. Метод проектов, методы решения задач на ЭВМ, диа-логический метод, рефлексия.

Процесс Выполнение «пробных» мини-проектов, решение задач занимательного характера с использованием ИКТ. Роль учащегося — исполнитель, действующий по заданному алгоритму. Проектирование компьютерных продуктов на основе поставленных задач. Роль учащегося - «работник», способный выполнить поставленную задачу. Интерактивное проектирование индивидуальных и групповых компьютерных продуктов творческого характера. Роль учащегося - субъект труда, направленный на положительные социально значимые результаты.

Условия ИКТ-насыщенное проектное образовательное пространство

Продукт как результат УПД учащегося «Пробные» компьютерные работы. Проект, соответствующий поставленной задаче. Проект творческого характера.

Норма оценки образовательного продукта учащегося Требования к образовательному продукту, выполненному учащимся на основе ИКТ и критерии его оценивания.

Продукт как характер УПД Решение учебных задач с использованием ИКТ. Воспроизводящая деятельность. Проектирование ОП с использованием ИКТ. Продуктивная деятельность. Разработка творческих проектов. Преимущественно творческая деятельность.

Норма как уровень освоения УПД учащимся Уровень преимущественно информационно-знаковой деятельности. Уровень преимущественно отража-тельно-преобра-зующей деятельности. Уровень преимущественно творческой (духовно-практической) деятельности.

« Внутренний » продукт Профессионально значимые личностные качества, определенные требованиями конкретной профессии и проявляющиеся в процессе проектировочной и творческой учебно-профессиональной деятельности учащихся

Норма оценки выраженности профессиналь- но-личностного качества Эпизодичность и ситуативность в проявлении профессионально-личностного качества. Тенденция к закономерному и устойчивому проявлению профессионально-личностного качества. Устойчивое и системное проявление профессионально-личностного качества.

Норма как уровень проявления субъект-ности учащегося в УПД УПД учащегося преимущественно на основе указаний педагога. УПД учащегося на основе саморегуляции при помощи педагога. Самостоятельная учебно-профессиональная деятельность учащегося на основе саморегуляции.

Библиографический список

1. Гришин, А.В. Проблема актуализации социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы: Монография / А.В. Гришин, Л.М. Кустов. — Челябинск: Акме-Проф, 1999.

2. Павлова, А.М. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования / А.М. Павлова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2002. — №1(13).

3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2003. — №5(23).

4. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография / Л.М. Кустов. — Челябинск: Изд-во Чел. ин-та развития проф. образования, 1998.

5. Ступина, В.С. Актуализация профессионально-личностного потенциала учащихся / В.С. Ступина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: Материалы XVIII региональной научно-методической конференции, Челябинск, 16 мая 2008 г. /УралГУФК. — Челябинск, 2008.

6. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности./ Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. — Екатеринбург, 2002.

7. Серкова, Г.Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс: Монография / Г.Г. Серкова. — ГУ ОиН Челяб. обл., Чел ИрПО. — Челябинск, 2002.

8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.— 1997.— №4.

9. Хуторской, A. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация // Школьные технологии. — 2006.— №1.

10. Юрасов, И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий / И.А. Юрасов, О.Н. Юрасова // Школьные технологии. — 2006.— № 3.

11. Гузеев, В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская // Приложение «Образовательные технологии в профшколе» №6 к журналу «Профессиональное образование». Ч. 1. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.

12. Михайлова, Н.Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования / Н.Н. Михайлова. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.

13. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998.

Статья поступила в редакцию 11.07.08.

УДК 74.200.513

Я.В. Макарчук, аспирант ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия. В статье раскрыты цель и система патриотического воспитания младших школьников, краткая история развития музейной педагогики в Хакасии. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников определены основные направления деятельности, в частности организация экскурсий и системы занятий в рамках краеведческого кружка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, система патриотического воспитания, нравственные ориентиры, младший школьник, музейная педагогика.

Патриотическое воспитание является педагогической проблемой во все времена и занимает важное место в духовной жизни общества и во всех сферах его деятельности. Долгое время понятие Отечества признавалось высшим предметом поклонения и связывалось с враждой к другим народам, но в настоящее время в условиях полинациональных обществ такое понимание патриотизма нуждается в уточнении. В новых условиях главным является научить школьника видеть интерес и достоинство своего Отечества «в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [1, с. 185]. В полинациональных условиях Республики Хакасия на первый план выступает национально — патриотическое воспитание, которое формирует в школьниках чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре своего народа, воспитание чувства гордости за свой народ.

Задача патриотического воспитания младших школьников выступает на одно из первых мест в образовательном процессе. «Выполняя эту задачу, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей правильных представлений о нашей Родине, дают им необходимые и доступные знания о ней. Тем более, что в семь лет у детей эти представления и знания часто сводятся лишь к тому месту, где живет ребенок» [2, с. 24]. Действительно, чувство любви к Родине у ребенка рождается из любви к семье, школе, селу, городу, родному языку. От непосредственного выражения этих чувств школьник постепенно переходит к восприятию более глубоких связей, к осмысленному восприятию понятия «Родина» и окружающего мира [3]. По мнению ученых,

в деле воспитания патриотизма очень важен опыт чувств ребенка, так как, если он испытывал гордость за своих родителей, свою школу, страну, то он приобретает определенный эмоциональный опыт, который имеет большое значение в его дальнейшем развитии.

Чувство патриотизма не может возникнуть путем естественного созревания, оно зависит от правильной педагогической позиции, от постановки цели и задач, а также выбора воспитательных технологий.

Системообразующим фактором патриотического воспитания является целеполагание. Исходя из задач патриотического воспитания, указанных в подпрограммах Министерства образования Российской Федерации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», считаем ведущей целью патриотического воспитания школьников — воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [4, 5]. Отметим, что российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их, укрепляет их связи с народами других стран, помогает человеку осознать себя представителем всего человечества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Патриотическое воспитание будет являться эффективным, если оно будет организовано в определенной системе. На основе анализа современных источников можно сделать вывод, что система патриотического воспитания представляет собой совокупность содержания, форм и методов организации познавательной деятельно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.