ность, мотивированность);
- готовность к преодолению трудностей, устойчивость и воля (преодоление);
- оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа решения задач (рефлексивность, адаптивность) [5].
Представленный механизм связывает формы сознания с деятельной личностью, обеспечивая развитие активности, возвышение сознания и самой личности в ходе деятельности. Видение своей активности инструментом рефлексии порождает мотив, преодолевающий старую и создающий новую адаптированность [2].
Волевая часть активности сознания имеет своим содержанием мотивационный процесс. Содержание мотивации — это выбор ценностей механизмами рефлексии. Рефлексия же сама и есть опыт сознания в выборе внутренних и внешних планов действия
Рефлексия как отражение мира и отношения к нему — когнитивный элемент детерминации активности, лежащей в основе выбора планов действия. Опыт как совокупность ценностей — базовый детерминант и источник установок. Ведущий детерминант — мотив. Сам мотив имеет динамическую структуру и только благодаря этому он ведет другие детерминанты активности: реакции, рефлексы, инстинкты, установки, навыки, привычки, динамические стереотипы.
Развитие сознания является результатом развития личности и характеризуется единством трех форм психического: познавательной, эмоциональной и волевой, а также рефлексивностью, обращенностью к деятельности и личностной характеристикой — индивидуальностью.
Пространством для осуществления подобного единства служит сознание личности, в котором рефлексия
выполняет инструментальную функцию проектирования, мотивация — функцию конструирования, а адаптация — результирующую функцию через единство психических образований в ходе деятельности.
Следовательно, методологическим принципом самостоятельной деятельности в психологии выступает принцип единства рефлексии, мотивации и адаптации — обусловливание динамичных отношений и устойчивых связей в системе познания, действия и результата. Это принцип детерминирования активности и ведущее условие развития личности.
Из вышесказанного следует, что смыслы обучения имеют социализирующее основание. Овладение культурой в процессе обучения перестраивает психические процессы. Культура включает опыт активности и ценности личности, проявляющиеся в ее качествах. Только интериоризация опыта активности позволяет в ходе самостоятельного преодоления развиваться личности, а самостоятельность в сознании личности проявляясь как воля и рефлексия.
Педагогические основания самостоятельной работы студентов составляет характер самого педагогического процесса, функционирование которого обусловлено определенными законами и закономерностями. Самостоятельная работа студентов в вузе как ведущая форма активного субъект-субъектного взаимодействия находит свое выражение в общих дидактических принципах и особых принципах ее управления.
Таким образом, методическую основу управленческого обеспечения и организации самостоятельной активности студентов в вузе составляют социокультурные, педагогические и психологические основания, детерминированные единством рефлексии, мотивации и адаптации в сознании субъектов учебной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
2. Кетько, С.М. Единство рефлексии мотивации и адаптации в сознании личности / С.М. Кетько, С.А. Пакулина, А.В. Поминов. —
Челябинск: Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2005.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.
4. Пакулина, С.А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе / С.А. Пакулина. — Челябинск:
Филиал Моск. пед. гос. ун-та, 2007.
5. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика,1980.
6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: Академия, 2001. Статья поступила в редакцию 11.09.08.
УДК 377.104
B.C. Ступина, соискатель УралГУФК, г.Челябинск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена описанию педагогической технологии актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся учреждения начального профессионального образования. Данная педагогическая технология основана на проектировании учащимися образовательных продуктов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Понятие образовательного продукта рассматривается в контексте личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: актуализация, профессионально-личностный потенциал, педагогическая технология, учреждение начального профессионального образования, интерактивное проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии, образовательный продукт.
Формирование профессионально важных личност- профессиональной деятельности (УПД). Актуализация
ных качеств выпускника становится функцией всех про- как механизм развития личности учащегося означает
фессиональных учебных заведений исходя из целей мо- процесс перехода его потенциальных возможностей в
дернизации системы образования России. Основой для актуальные и проявляется в двух компонентах: 1) содер-
этого может стать актуализация профессионально-лич- жательный компонент определяет конкретные особенно-
ностного потенциала обучающихся в процессе учебно- сти личности, являющиеся потенциальными; 2) процес-
суальный компонент указывает на те действия, которые актуализируют, выявляют данные особенности [1]. Однако реализация данного механизма в практике начального профессионального образования носит сегодня в целом случайный, несистемный характер, а потому процесс актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся учреждения начального профессионального образования (УНПО) нуждается в специально организованной педагогической поддержке. При этом содержательный компонент может быть основан на поэтапном изменении типа отношений между субъектами образовательного процесса: от субъект-объектных отношений через субъектно-деятельностные к субъект-субъектным отношениям. Процессуальный компонент может быть основан на реализации интерактивного проектного обучения с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Понятие личностный потенциал рассматривается в современных исследованиях в большей степени как социально-психологический феномен. При этом авторы, говоря о потенциале личности, как правило, имеют в виду свой предмет исследования, и потому феномен личностного потенциала на современном этапе описывается весьма неоднозначно [2]. То же можно сказать и о производном от него понятии «профессионально-личностный потенциал учащегося». Сложность в анализе проблемы актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся заключается также в том, что она лежит на границе «психологического» и «педагогического». Стремясь к выявлению педагогического контекста рассматриваемого вопроса, мы опираемся на определение Э.Ф. Зеера и А.М. Павловой, которые под профессионально-личностным потенциалом понимают «динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионального развития человека и его способность к освоению и продуктивному осуществлению профессиональных видов деятельности» [3, с. 86]. Мы рассматриваем профессионально-личностный потенциал учащегося УНПО как динамическое интегративное образование, представляющее собой совокупность его профессионально-личностных свойств, соответствующих возрастным особенностям и способствующих продуктивному осуществлению учебно-профессиональной деятельности. Профессионально-личностный потенциал определяет ту часть личностного, которая, с одной стороны, детерминирована требованиями конкретной профессии, а с другой — потребностью личности в профессиональной самореализации. Актуализация профессионально-личностного потенциала учащегося УНПО — это педагогическая деятельность, направленная на зону его ближайшего профессионально-личностного развития, способствующая формированию потребности в саморазвитии как его учебно-профессиональной деятельности, так и личности.
Процедура моделирования актуализации профессионально-личностного потенциала учащегося УНПО средствами ИКТ осуществлена нами на основе структурно-функционального инварианта педагогической системы (автор Л.М. Кустов), что предполагает рассмотрение данного явления на нескольких уровнях: концептуальном, нормативно-управленческом, методико-технологическом, эмпирическом (практическом) [4]. В содержательной части модели на каждом уровне определены: основания, принципы, подходы для разработки данного уровня, содержание, функции [5]. На основании структурно-функционального инварианта педагогической системы выделен педагогический объект, подлежащий преобразованию — это тип образовательного взаимодействия педагогов и учащихся [там же]. В качестве обоснования данной позиции полагаем уместным привести высказывание Э.Ф. Зеера: «Современная инфраструктура рынка
труда обусловила потребность в специалистах, способных к самореализации в профессиональной деятельности. А для этого неминуемо придется субъект-объектные отношения, на которых построен образовательный процесс, заменить субъектно-деятельностными и субъект-субъектными отношениями педагога и учащихся» [6, с. 98]. Такая поэтапная смена типов образовательных отношений будет способствовать раскрытию, актуализации профессионально значимых личностных качеств учащихся как конкретных проявлений их профессионально-личностного потенциала.
На основе модели актуализации профессиональноличностного потенциала учащихся разработана педагогическая технология актуализации, которая основана на поэтапном изменении:
• типа отношений между субъектами образовательного процесса (субъект-объектные — субъектно-деятельностные — субъект-субъектные);
• профессионально-социальных ролей учащихся в учебно-профессиональной деятельности:
- исполнитель (как носитель квалификации — «рабочая сила»);
- работник (как обладатель профессиональной компетентности);
- личность (как субъект труда, обладающий готовностью обеспечивать положительные социально значимые результаты, имеющий опыт проявления креативных способностей);
• характера ведущей деятельности субъектов образовательного процесса: воспроизводящая, продуктивная, творческая;
• уровней освоения учебно-практической деятельности учащимися: уровень преимущественно информационно-знаковой, уровень отражательно-преобра-зующей и уровень творческой деятельности [7].
Разрабатывая педагогическую технологию актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся УНПО с использованием средств ИКТ, мы основывались на концепциях личностно ориентированного образования и деятельностного подхода в обучении. Е.В. Бондаревская определяет следующие требования к технологии личностно ориентированного образования: диалогичность, деятельностно - творческий характер, поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения [8]. Обосновывая способы реализации концепции личностно-ориентированного обучения, А.В. Хуторской рассматривает в качестве источника личностного содержания образования продуктивную образовательную деятельность обучающегося, направленную на его индивидуальную творческую самореализацию и предусматривающую создание образовательных продуктов (версий, идей, текстов, моделей, правил, закономерностей и т.д.) [9]. При этом образовательная продукция предстает внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования, а его внутренней формой — освоенные в ходе создания этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования [там же]. Проецируя вышесказанное на образовательную деятельность учащихся УНПО, мы рассматриваем образовательный продукт (ОП) как материально представленный и нормативно оформленный результат образовательной деятельности учащихся, отражающий приращение знаний, умений и внутренних личностных образований в процессе их деятельности по освоению профессиональной реальности. В этом случае ИКТ могут стать универсальным инструментарием производства образовательных
продуктов учащихся. Процесс разработки образовательного продукта на основе ИКТ может быть эффективно реализован в рамках проектного обучения, как одного из методов, наиболее соответствующих концепции личнос-тно ориентированного образования. При этом образовательный продукт учащихся мы рассматриваем как результат реализации учебного проекта с той разницей, что идея разработки такого проекта лишь инициируется педагогом, но исходит от учащегося.
Однако метод проектов в его «чистом» виде может только предполагать возможность реализации личностно-развивающего подхода в профессиональном обучении, для осуществления такого подхода на практике необходима востребованность субъектного опыта обучающегося. Такой субъектный опыт может быть актуализирован в процессе диалогического взаимодействия учащегося с педагогом и другими участниками проекта. Таким образом, методу проектов в его классическом варианте необходимо дополнение в виде интерактивных (диалогических) взаимодействий субъектов образовательного процесса. С другой стороны, процесс обучения может быть выстроен на интерактивных взаимодействиях разного типа: человек-человек, человек-машина, человек-машина-человек (И.А. Юрасов,
О.Н. Юрасова) [10]. Следовательно, в процессе проектной деятельности может возникнуть необходимость восполнить недостаток когнитивного компонента средствами информационно-коммуникационных технологий, используя их как в качестве источника информации, так и в качестве средства обучения. Соглашаясь с В.В. Гузеевым и М.Б. Романовской, что в профессиональном образовании нужно не проектное обучение в его «чистом» виде, а комбинированная образовательная технология [11] и основываясь на позиции продуктивности, как необходимой составляющей профессионально-образовательной личностно-развивающей деятельности учащегося УНПО, мы предлагаем личностно-ориентированную педагогическую технологию интерактивного проектного обучения на основе использования ИКТ, которая направлена на подготовку учащихся УНПО к проектированию образовательных продуктов как результатов их личностно-развивающей профессионально-образовательной деятельности.
Данную педагогическую технологию мы рассматриваем как политехнологию (совокупность элементов целостного образовательного процесса), выделяя в ней соответствующие педагогические монотехнологии (соответствующие задачам отдельных компонентов и видов образовательной деятельности) [12]. Основываясь на определении уровней освоения учебно-практической деятельности учащимися (преимущественно информационно-знаковой, отражательно-преобразующей и творческой деятельности) [7] и подходах к поэтапной реализации моделей профессионального образования (когнитивно-ориентированной, деятельностно-ориентированной и личностно-ориентированной) [6], мы определяем основные этапы функционирования вышеназванной технологии: подготовительный этап, технологический этап, этап реализации творческой деятельности. На каждом из этапов используется соответствующая монотехнология. Для описания составляющих каждой из монотехнологий мы применяем определение педагогической технологии Л.М. Кустова: «педагогическая технология — это внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования» [4, с. 179], при этом выделяются семь структурных компонентов педагогической технологии: предмет
деятельности педагога, средства, методы, процесс, продукт, нормы оценки продукта, условия. В соответствии с концепцией личностно ориентированного образования мы вводим в состав педагогической технологии такую компоненту как «уровень субъектности» (А.Я. Найн) [13]. Содержательное описание каждой из монотехнологий представлено в таблице.
В качестве предмета педагогической технологии рассматривается то, что подлежит преобразованию, в нашем случае — это тип образовательных взаимодействий субъектов образовательной деятельности — педагогов и учащихся и, как следствие, внутренние профессионально-личностные новообразования учащихся, которые рассматриваются как составляющие их профессиональноличностного потенциала.
Продукт рассматривается как конечное фактическое состояние предмета, комплексный результат образовательной деятельности, проявляющийся на каждом этапе педагогической технологии как в его «внешнем» (характере деятельности и образовательном продукте, выполненном на основе ИКТ), так и внутреннем (проявление профессионально-личностных качеств и уровень субъек-тности) аспектах.
На каждом этапе также определены средства, методы и условия реализации соответствующей монотехнологии. Нормы оценки продукта включают эталонные признаки продукта на соответствующем этапе, которые могут выступать также в качестве диагностических инструментов.
Подготовительный этап направлен на формирование готовности учащихся к проектировочной деятельности с использованием средств ИКТ, технологический этап и этап реализации творческой деятельности — на непосредственное осуществление процесса интерактивного проектирования. Подготовительный этап направлен на формирование готовности учащихся к проектировочной деятельности с использованием средств ИКТ, технологический этап и этап реализации творческой деятельности — на непосредственное осуществление процесса интерактивного проектирования.
Оптимальная модель для реализации 1-го этапа — когнитивно-ориентированная, и потому данный этап может быть естественным способом встроен в существующий образовательный процесс УНПО (в рамках занятий, на которых используются ИКТ или в виде домашних заданий). Технологический (проектировочный) этап и этап непосредственно творческой деятельности могут быть реализованы как в рамках деятельностно-ориентированной, так и в рамках личностно-ориентированной образовательной концепции. Они предполагают реализацию полного цикла выполнения учебно-профессионального проекта с использованием средств ИКТ. Все большую значимость здесь приобретает самостоятельная учебно-профессиональная деятельность учащихся, для которой характерен постепенный переход от состояния ее осуществления преимущественно по указаниям педагога к состоянию все большей самостоятельности на основе саморегуляции. Поэтому временные и организационные рамки здесь могут быть обозначены для определения стратегии проектной деятельности, консультаций с преподавателями и специалистами конкретной предметной области, для использования машинного времени в компьютерном классе и т.д. К сожалению, такая учебно-профессиональная деятельность не востребована ныне существующими стандартами начального профессионального образования. В связи с этим участие в разработке учебнопрофессиональных проектов может носить для учащихся добровольный характер и либо инициироваться администрацией и педагогами в пределах экспериментальной работы конкретного образовательного учреждения.
Исследование проводится на базе профессионального лицея №89 г. Миасса Челябинской области и кафедры
педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Научное руководство экспериментом осуществляется специалистами Челябинского института развития профессионального образования. Опытно-экспериментальная работа осуществляется в режиме естественного эксперимента в группах обучающихся по профессии «Оператор ЭВМ». На основе изученных теоретических источников и анализа эмпирических
данных получен перечень основных профессиональноважных личностных качеств для данной профессии, отслежена динамика изменения этих качеств в процессе реализации вышеназванной педагогической технологии. Проектирование образовательных продуктов выполняется учащимися с использованием системы разработки Windows-приложений Delphi, языка гипертекстовой разметки HTML, программных продуктов MS Office и др.
Таблица
Основные структурные компоненты педагогической технологии интерактивного проектного обучения, направленной на актуализацию профессионально-личностного потенциала учащихся
Компонент Подготовительный этап Технологический этап Этап реализации творческой деятельности
Педагогическая технология 1 Педагогическая технология 2 Педагогическая технология 3
Предмет, как тип образовательных взаимодействий Субъект— объектные Субъектно— деятельностные Субъект—субъектные
Предмет как потенциальный личностный ресурс учащегося Задатки, способности, учебный и деятельностно-личностный опыт. Задатки, способности, учебно-профессио-нальный и личностный опыт, готовность к проектировочной деятельности. Задатки, способности, профессионально-личностный опыт, проектировочные знания и умения, готовность к творческой деятельности.
Средства Средства информационно-коммуникационных технологий
Методы Ситуационный метод, диалогический метод, рефлексия. Ситуационный метод, метод проектов, диалогический метод, рефлексия. Метод проектов, методы решения задач на ЭВМ, диа-логический метод, рефлексия.
Процесс Выполнение «пробных» мини-проектов, решение задач занимательного характера с использованием ИКТ. Роль учащегося — исполнитель, действующий по заданному алгоритму. Проектирование компьютерных продуктов на основе поставленных задач. Роль учащегося - «работник», способный выполнить поставленную задачу. Интерактивное проектирование индивидуальных и групповых компьютерных продуктов творческого характера. Роль учащегося - субъект труда, направленный на положительные социально значимые результаты.
Условия ИКТ-насыщенное проектное образовательное пространство
Продукт как результат УПД учащегося «Пробные» компьютерные работы. Проект, соответствующий поставленной задаче. Проект творческого характера.
Норма оценки образовательного продукта учащегося Требования к образовательному продукту, выполненному учащимся на основе ИКТ и критерии его оценивания.
Продукт как характер УПД Решение учебных задач с использованием ИКТ. Воспроизводящая деятельность. Проектирование ОП с использованием ИКТ. Продуктивная деятельность. Разработка творческих проектов. Преимущественно творческая деятельность.
Норма как уровень освоения УПД учащимся Уровень преимущественно информационно-знаковой деятельности. Уровень преимущественно отража-тельно-преобра-зующей деятельности. Уровень преимущественно творческой (духовно-практической) деятельности.
« Внутренний » продукт Профессионально значимые личностные качества, определенные требованиями конкретной профессии и проявляющиеся в процессе проектировочной и творческой учебно-профессиональной деятельности учащихся
Норма оценки выраженности профессиналь- но-личностного качества Эпизодичность и ситуативность в проявлении профессионально-личностного качества. Тенденция к закономерному и устойчивому проявлению профессионально-личностного качества. Устойчивое и системное проявление профессионально-личностного качества.
Норма как уровень проявления субъект-ности учащегося в УПД УПД учащегося преимущественно на основе указаний педагога. УПД учащегося на основе саморегуляции при помощи педагога. Самостоятельная учебно-профессиональная деятельность учащегося на основе саморегуляции.
Библиографический список
1. Гришин, А.В. Проблема актуализации социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы: Монография / А.В. Гришин, Л.М. Кустов. — Челябинск: Акме-Проф, 1999.
2. Павлова, А.М. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования / А.М. Павлова, Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2002. — №1(13).
3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. — 2003. — №5(23).
4. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: Монография / Л.М. Кустов. — Челябинск: Изд-во Чел. ин-та развития проф. образования, 1998.
5. Ступина, В.С. Актуализация профессионально-личностного потенциала учащихся / В.С. Ступина // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: Материалы XVIII региональной научно-методической конференции, Челябинск, 16 мая 2008 г. /УралГУФК. — Челябинск, 2008.
6. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности./ Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. — Екатеринбург, 2002.
7. Серкова, Г.Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс: Монография / Г.Г. Серкова. — ГУ ОиН Челяб. обл., Чел ИрПО. — Челябинск, 2002.
8. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.— 1997.— №4.
9. Хуторской, A. В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация // Школьные технологии. — 2006.— №1.
10. Юрасов, И.А. Социально-коммуникативный аспект педагогических технологий / И.А. Юрасов, О.Н. Юрасова // Школьные технологии. — 2006.— № 3.
11. Гузеев, В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение / В.В. Гузеев, М.Б. Романовская // Приложение «Образовательные технологии в профшколе» №6 к журналу «Профессиональное образование». Ч. 1. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.
12. Михайлова, Н.Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования / Н.Н. Михайлова. — М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006.
13. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998.
Статья поступила в редакцию 11.07.08.
УДК 74.200.513
Я.В. Макарчук, аспирант ГОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан, Республика Хакасия
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Статья посвящена проблеме воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики в Республике Хакасия. В статье раскрыты цель и система патриотического воспитания младших школьников, краткая история развития музейной педагогики в Хакасии. На основе проведенной опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня патриотического воспитания младших школьников определены основные направления деятельности, в частности организация экскурсий и системы занятий в рамках краеведческого кружка.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, система патриотического воспитания, нравственные ориентиры, младший школьник, музейная педагогика.
Патриотическое воспитание является педагогической проблемой во все времена и занимает важное место в духовной жизни общества и во всех сферах его деятельности. Долгое время понятие Отечества признавалось высшим предметом поклонения и связывалось с враждой к другим народам, но в настоящее время в условиях полинациональных обществ такое понимание патриотизма нуждается в уточнении. В новых условиях главным является научить школьника видеть интерес и достоинство своего Отечества «в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [1, с. 185]. В полинациональных условиях Республики Хакасия на первый план выступает национально — патриотическое воспитание, которое формирует в школьниках чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре своего народа, воспитание чувства гордости за свой народ.
Задача патриотического воспитания младших школьников выступает на одно из первых мест в образовательном процессе. «Выполняя эту задачу, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей правильных представлений о нашей Родине, дают им необходимые и доступные знания о ней. Тем более, что в семь лет у детей эти представления и знания часто сводятся лишь к тому месту, где живет ребенок» [2, с. 24]. Действительно, чувство любви к Родине у ребенка рождается из любви к семье, школе, селу, городу, родному языку. От непосредственного выражения этих чувств школьник постепенно переходит к восприятию более глубоких связей, к осмысленному восприятию понятия «Родина» и окружающего мира [3]. По мнению ученых,
в деле воспитания патриотизма очень важен опыт чувств ребенка, так как, если он испытывал гордость за своих родителей, свою школу, страну, то он приобретает определенный эмоциональный опыт, который имеет большое значение в его дальнейшем развитии.
Чувство патриотизма не может возникнуть путем естественного созревания, оно зависит от правильной педагогической позиции, от постановки цели и задач, а также выбора воспитательных технологий.
Системообразующим фактором патриотического воспитания является целеполагание. Исходя из задач патриотического воспитания, указанных в подпрограммах Министерства образования Российской Федерации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», считаем ведущей целью патриотического воспитания школьников — воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [4, 5]. Отметим, что российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их, укрепляет их связи с народами других стран, помогает человеку осознать себя представителем всего человечества.
Патриотическое воспитание будет являться эффективным, если оно будет организовано в определенной системе. На основе анализа современных источников можно сделать вывод, что система патриотического воспитания представляет собой совокупность содержания, форм и методов организации познавательной деятельно-