В.С. Ступина, ст. преп. Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), Челябинская область, г. Миасс, Е-mail: [email protected]; П.И. Костенок, проф. Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, Е-mail:[email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена проблеме актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся с применением средств информационно-коммуникационных технологий. Представлена модель исследуемого процесса и алгоритм проектирования методики реализации модели в педагогической практической деятельности.
Ключевые слова: профессионально-личностный потенциал обучающихся, актуализация профессионально-личностного потенциала, информационно-комму-никационные технологии, методико-технологические аспекты актуализации профессионально-личностного потенциала.
На современном этапе развития экономики образованность становится подлинным капиталом и экономическим ресурсом, при этом передовое научное сообщество все в большей степени рассматривает экономику не как техническое средство для выживания человечества, а как особый образ жизни, ориентированный на саморазвитие и самосовершенствование отдельного человека [1]. Особенность данной тенденции заключается в том, что она объективно накладывается на процессы информатизации, которые охватывают все стороны общественной жизни, в том числе и сферу профессионального образования. Исходя из этого, становятся актуальными вопросы развития и самореализации личности в аспекте ее профессионально-образовательной деятельности, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Обращение к профессионально-потенциальной сфере личности в профессиональном образовании предполагает постановку целей актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся и специальную ориентацию образовательного процесса на их достижение.
Профессионально-личностный потенциал (ПЛП) субъекта деятельности описывается в научных источниках с позиции изучения ресурсов личности: задатков, способностей, потребностей, профессиональной направленности, ценностных ориентаций, профессионально важных качеств, профессиональных компетенций и др.; с позиции рассмотрения реализации данного потенциала в деятельности в связи с процессами его актуализации, развития, развертывания, раскрытия, самоутверждения и самореализации личности и т. д.; с позиции оценки результата деятельности: результативности, продуктивности, успешности, эффективности (Б.Г Ананьев, А.А. Деркач, С.А. Дружилов, Б.Г. Зазыкин, В.Н. Марков и др.). В качестве основного следствия реализации про-фессионально-личностного потенциала рассматривается личностное и профессиональное развитие субъекта.
Принимая во внимание то, что основным видом деятельности обучающихся в образовательном процессе является профессионально-образовательная деятельность, мы понимаем профессионально-личностный потенциал обучающегося как динамическое интегративное образование, определяющее ресурсные возможности профессионально-личностного развития, представляющее собой совокупность профессионально-личностных свойств, соответствующих возрастным особенностям и способствующих освоению и продуктивному осуществлению профессионально-образовательной деятельности.
Опираясь на выделенные в научной литературе разновидности проявления потенциала личности (В.С. Безрукова, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.М. Новиков, Л.Д. Столяренко, Н.И. Шеванд-рин), а также на логико-смысловую модель профессионально-ориентированной личности (Э.Ф. Зеер), в структуре профессио-нально-личност-ного потенциала обучающегося мы выделили основные его компоненты: мотивационно-ценностный, профессионально-познавательный, организационно-деятельностный, коммуникативный, профессионально-творческий, профессионально-эстетический, рефлексивный. Компоненты профессионально-личностного потенциала обучающегося в актуальном состоянии реализуются в виде профессиональной направленности и профессионально-личностных компетенций, которые понимаются как способность применять личностные качества сначала в процессе профессионально-образовательной, а затем и в процессе профессиональной деятельности. В составе профессионально-личностных компетенций обучающегося мы рассматри-
ваем: профессионально-инфор-мационную, организационно-де-ятельностную, коммуникативную, профессионально-творческую, профессионально-эстетическую и рефлексивно-оценочную компетенции.
Анализ научной литературы [2-6] позволил нам сформулировать основные теоретические положения, касающиеся профессионально-личностного потенциала обучающегося, а именно:
- с позиции синергетического подхода профессионально-личностный потенциал рассматривается как динамическая открытая неравновесная саморазвивающаяся система (С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер), что позволяет применять к нему законы синергетики;
- в процессе развития личности взаимодействие потенциального и актуального диалектично: при осуществлении деятельности реализуются уже имеющиеся способности и качества, но при этом происходит развитие способностей, их синтез с другими личностными образованиями и, соответственно, формирование новых способностей и качеств, которые, в свою очередь, переходят в сферу потенциального (Т.И. Артемьева);
- основные свойства потенциала - это системность и целостность, системообразующей в структуре профессионально-личностного потенциала обучающегося является профессиональная направленность; целостность как свойство потенциала означает, что профессионально-личностный потенциал выступает в совокупности и структурном единстве его компонентов, находящихся во взаимодействии и взаимопроникновении, это влечет за собой понимание того, что степень эффективности труда зависит не столько от какого-либо компонента, сколько от способа их интеграции (А.М. Павлова);
- профессионально-личностный потенциал обучающегося, с одной стороны, выступает как имеющийся ресурс, который используется в ходе его деятельности, с другой - как резерв, который заключает в себе нераскрытые и нереализованные возможности личности и тем самым неявно содержит возможные направления будущего развития, при этом неактуализированные элементы профессионально-личностного потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования;
- профессионально-личностный потенциал как разновидность потенциала личности реализуется в различных формах ее активности, причем для регуляции этого про-цесса используется обратная связь в виде социальной и индивидуальной его оценки (В.Н. Марков);
- активность личности реализуется в деятельности, а эффективная актуализация профессионально-личностного потенциала может осуществляться только в личностно-развивающей деятельности, которая определяется прежде всего ее смыслом, поскольку смыслообразование - это одна из главных личностных функций человека (В.В. Сери-ков).
Данные положения позволяют представить в обобщенном виде механизм актуализации профессионально-личностного потенциала обучающегося в профессионально-образовательной деятельности (ПОД). Цикл актуализации профессионально-лич-ност-ного потенциала предполагает наличие четырех фаз данного процесса: фазы смыслообразования, фазы активизации, фазы реализации и рефлексивно-оценочной фазы.
Фаза смыслообразования обеспечивает придание профессионально-образовательной деятельности личностного значения, которое основывается, с одной стороны, на имеющихся взглядах, убеждениях, идеалах, ценностях, с другой - на их переосмыслении и ревизии в процессе наращивания личностного опыта (В.В. Сериков). Наличие или отсутствие смысла в деятельнос-
ти определяет то, что она может выступать либо как личностно развивающая, либо как стабилизирующая, а иногда и как стаг-нирующая (Э.Ф. Зеер). Личностный смысл в деятельности обусловливает мотивацию к проявлению активности обучающегося в образовательном процессе. Фаза реализации непосредственно ориентирована на проявление профессионально-личностных качеств обучающихся в процессе деятельности. При этом не всякая деятельность автоматически становится личностно развивающей; личностно образующим началом служит комплекс многообразных взаимосвязанных и взаимозависимых деятельностей (А.В. Петровский). Из этого следует, что необходимо, с одной стороны, инициировать деятельностную активность обучающихся, с другой - обеспечить многообразие видов их деятельности. Рефлексивно-оценочная фаза характеризуется переосмыслением имеющегося профессионально-личностного опыта обучающегося, при этом адекватная оценка и самооценка деятельности, ее результатов и профессионально-личностных качеств способствуют поиску нового образца деятельности (О.С. Анисимов), а значит, и нового способа применения профессионально-личностного потенциала.
Таким образом, актуализацию профессионально-личностного потенциала обучающегося мы рассматриваем как целенаправленный процесс перевода данного потенциала из латентного (скрытого) состояния в явное (действующее), проявляющееся в конкретных актах образовательной активности, которые ведут к самоактуализации как к более полному выявлению профессионально-личностных качеств, реализуемых в виде профессиональной направленности и профессионально-личностных компетенций.
Изучение образовательных возможностей ИКТ позволило нам выделить их функции, ориентированные на актуализацию соответствующих компонентов потенциала: познавательную, творческую, организующую, коммуникативную, эстетическую. При этом ценностно-мотивационная и рефлексивно-оценочная деятельности, на наш взгляд, в меньшей степени могут быть реализованы с применением ИКТ, поскольку представляют собой сугубо «человеческий» аспект актуализации.
Задачам личностного развития обучающихся более всего соответствует технология проектного обучения, ориентированная на построение личностного содержания образовательного процесса. Его источником выступает обнаруженный способ решения проблемы или творческий проект, оформленный в виде про-фессионально-образова-тельного продукта, который предстает внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования, при том что его внутренней формой являются ос-военные в ходе его создания способы деятельности и личностные новообразования (В.В. Сериков, А.В. Хуторской). ИКТ становятся универсальным инструментом разработки таких продуктов, а сама проектная деятельность направлена на поиск решений профессионально-образовательных проблем обучающихся.
Предметом проектной деятельности являются элементы информационного поля профессии - знаний и информационных потоков, необходимых для ее функционирования (Н.Г. Гончарик, Э.М. Калиц-кий). В составе данного поля рассматриваются его предметная и субъектная составляющие, а взаимодействие с ним может осуществляться через информационные источники и системы.
Опираясь на теоретические положения нашего исследования, мы разработали модель процесса актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ.
В модели представлены цель, результат и основные блоки, отражающие компоненты актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся в образовательном процессе учреждения начального профессионального образования.
В основу разработки модели положены акмеологический, синергетический, деятельностный и компетентностный подходы. На основе концепций актуализации-само-актуализации личности, личностно ориентированного образования и личностно-раз-вивающего профессионального образования при построении модели выдвинуты принципы развития, аксиологичности, субъект-ности, продуктивности, интерактивности, рефлексивности. Исходя из целей актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ как фактора профессионально-личностного развития, мы добавили принцип целесообразности использования средств ИКТ в профессионально-образовательной деятельности.
Значимым элементом методико-технологического блока модели являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса: ориентация образовательного процесса на формирование ценностного отношения обучающихся к профессиональному образованию и профессионально-личностному
развитию; вовлечение обучающихся в личностно-значимую проектную деятельность в информационной проектной образовательной среде учреждения начального профессионального образования; использование в процессе проектной деятельности интерактивно-рефлексивного тренинга, направленного на развитие обучающихся как субъектов профессионально-личностного развития.
Осуществив теоретическую разработку модели актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся, далее мы следовали логике, предполагающей, что в учебно-воспитательном процессе связь между теорией и практикой осуществляется по це-почке: педагогическая теория (педагогическое моделирование) - педагогическое проектирование - педагогическая практика [7-8]. Проектируя методику реализации модели применительно к образовательному процессу учреждения начального профессионального образования, мы взяли за основу подход, предложенный А.М. Новиковым, который понимает процесс детализации модели как процесс конструирования и включает в него этапы декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы [9]. Декомпозицию автор определяет как процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи в соответствии с выбранной моделью. Агрегирование - это процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой, обеспечивающий эмерджентность системы, т. е. наличие свойств, которые не присущи отдельным ее элементам, но возникают при их системном объединении. В качестве эмерджентного свойства системы актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ как подсистемы целостного образовательного процесса мы рассматриваем ее способность влиять на профессионально-личностное развитие обучающихся. Применительно к процедуре исследования условий заметим, что педагогические условия эффективной реализации модели сформулированы нами выше. На завершающем этапе проектирования необходимо разработать программу реализации модели на практике, которая оформляется в виде программно-методических материалов, составляющих методическое обеспечение процесса актуализации.
Процедура декомпозиции и уточнение содержания методи-ко-технологического блока модели позволили нам сформулировать функционально-педагогические задачи, связанные с ее внедрением в образовательный процесс:
1) определить этапы и организационные формы реализации модели в образовательном процессе;
2) уточнить содержание и характер деятельности педагогов и обучающихся на каждом из этапов;
3) определить средства, формы и методы реализации педагогических условий, способы реализации функций информационно-коммуникационных технологий, а также функций модели в целом;
4) сформировать информационную проектную образовательную среду;
5) разработать методическое обеспечение процесса актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ;
6) внедрить методику актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ в образовательный процесс.
Данные функционально-педагогические задачи ориентированы на решение собственно-педагогических задач, которые отражены в процессуальном блоке модели: развитие профессионально-образовательной деятельности обучающихся на основе применения средств ИКТ на каждом из этапов исследуемого процесса; поэтапное изменение отношений педагогов и обучающихся, а также обучающихся друг с другом; поэтапное изменение характера управления деятельностью обучающихся со стороны педагога; изменение социально-профессиональной роли обучающихся в профессионально-образовательной деятельности.
Заметим, что последняя задача тесно связана с проблемой развития способности обучающегося к самостоятельному целе-полаганию. Поскольку «если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, продуктивный и творческий характер. Если цель задается человеку извне кем-то другим: учащемуся - учителем, студенту - преподавателем, учителю - руководителем образовательного учреждения и т. д., то такая деятельность пассивная, исполнительская» [9, с. 203]. Исходя из этого, мы можем утверждать, что процесс актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся будет осуществляться тем более эффективно, чем больше их целей и идей будет реализовано в профессионально-образовательной деятельности.
Процедура агрегирования в процессе разработки методики актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся средствами ИКТ позволила нам рассмотреть поставленные педагогические задачи в их взаимосвязи и взаимозависимости, основываясь на том понимании, что комплексное их решение должно обеспечивать сохранение эмерджентного свойства системы, отраженной в модели, гарантировать достижимость результата в виде качественных изменений в профессионально-личностном развитии обучающихся. Это повлекло за собой наше обращение к понятию «педагогическая технология», которая рассматривается как внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования [10; 11]. Анализ основных структурных компонентов педагогической технологии (Л.М. Кустов) позволил нам уточнить отдельные технологические аспекты разраба-
Библиографический список
тываемой методики, такие как предмет и содержание деятельности педагога, особенности целеполагания на каждом этапе, содержание и атрибуты деятельности обучающихся, нормы оценки продукта как педагогической, так и профессионально-образовательной деятельности.
Методическое обеспечение процесса актуализации профессионально-личностного потенциала обучающихся составили программы занятий факультативов, ориентированных на реализацию личностно развивающей проектной деятельности с использованием ИКТ, методические материалы для обучающихся, учебно-методическое пособие для педагогов «Проектное обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования» и программа одноименного научно-практического семинара для педагогов, учебно-методический комплекс дисциплины по выбору «Методика проектного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий» для студентов педагогических специальностей.
1. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2003.
2. Артемьева, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
3. Дружилов, С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. - 2004. - № 3.
4. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. - Екатеринбург, 2002.
5. Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления : Психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: дис. ... д-ра психол. Наук. - М., 2004.
6. Павлова, А.М. Психологические особенности профессионально-личностного потенциала субъекта трудовой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2004.
7. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник для инж.-пед. спец. - Екатеринбург, 1994.
8. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1999.
9. Новиков, А.М. Методология образования. - М., 2006.
10. Кустов, Л.М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога: монография. - Челябинск, 1998.
11. Найн, А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования. - Челябинск, 1994.
12. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999.
Bibliography
1. Mitina, L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoyj lichnosti. - M., 2003.
2. Artemjeva, T.I. Vzaimosvyazj potencialjnogo i aktualjnogo v razvitii lichnosti // Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. - M., 1981.
3. Druzhilov, S.A. Professionalizm kak realizaciya resursa individualjnogo razvitiya cheloveka // Polzunovskiyj vestnik. - 2004. - № 3.
4. Zeer, Eh.F. Professionaljno-obrazovateljnoe prostranstvo lichnosti. - Ekaterinburg, 2002.
5. Markov, V.N. Lichnostno-professionaljnihyj potencial kadrov upravleniya : Psikhologo-akmeologicheskaya ocenka i optimizaciya: dis. ... d-ra psikhol. Nauk. - M., 2004.
6. Pavlova, A.M. Psikhologicheskie osobennosti professionaljno-lichnostnogo potenciala subjhekta trudovoyj deyateljnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazanj, 2004.
7. Bezrukova, V.S. Pedagogika: uchebnik dlya inzh.-ped. spec. - Ekaterinburg, 1994.
8. Professionaljnaya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuthikhsya po pedagogicheskim specialjnostyam i napravleniyam / pod red. S.Ya. Batihsheva. - M., 1999.
9. Novikov, A.M. Metodologiya obrazovaniya. - M., 2006.
10. Kustov, L.M. Problema sistemogeneza issledovateljskoyj deyateljnosti inzhenera-pedagoga: monografiya. - Chelyabinsk, 1998.
11. Nayjn, A.Ya. Innovacii v pedagogike professionaljnogo obrazovaniya. - Chelyabinsk, 1994.
12. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 07.12.11
УДК 378.79
Viktorov D.V., Kostenok P.I. THE MODELING OF STUDENTS' HEALTH SAVING PROCESS AS A FACTOR OF THEIR
LIFE SAFETY In this article the model of health saving of Institute students is represented, the model was built according to the conception of health saving as one of the factors, which are predetermine the safety of their life. The components of the model, stages and pedagogical conditions of health saving skills formation are represented.
Key words: health saving, life safety, modeling of a process of students' health saving in high school, stages and pedagogical conditions of health saving skills formation.
Д.В. Викторов, доц. Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]; П.И. Костенок, проф. Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского (ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье представлена модель процесса здоровьесбережения студентов вуза, построенная с учетом понимания здоровьесбережения как одного из факторов, предопределяющих безопасность их жизнедеятельности. Представлены компоненты модели, этапы и педагогические условия формирования умений здоровьесбережения.
Ключевые слова: здоровьесбережение, безопасность жизнедеятельности, моделирование процесса здоровьесбережения студентов в вузе, этапы и педагогические условия формирования умений здоровьесбе-режения.