Научная статья на тему 'Технологизация обучения как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов'

Технологизация обучения как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ / ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Ирина Владимировна

Формирование профессиональной компетентности обучающихся как цели и результата образования возможно через обновление педагогических основ процесса обучения-развития. Технологизация обучения является одним из основных факторов, обуславливающих решение целевых, содержательно-процессуальных и контрольно-оценочных педагогических проблем, и не противоречит творческому, личностно-ориентированному обучению. Рассмотрены понятия «технологизация обучения» и «педагогическая технология», а также выделены наиболее существенные признаки педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологизация обучения как фактор формирования профессиональной компетентности будущих специалистов»

с проявлением субъектной позиции в образовательном пространстве, в социуме, умение проектировать стратегию профессионально-личностного роста [3].

В современных учреждениях высшего профессионального образования туризма и сервиса совершенствуется, корректируется содержание образования на основе развития акмеологичес-кой компетентности личности как обучающихся, так и обучающих. Такой двухсторонний процесс обеспечивает субъектное взаимодействие, взаиморазвитие участников образовательного процесса, что становится значимым фактором, обеспечивающим качество современного воспитания в высшей школе.

Библиографический список

1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Гладченкова Н.Н. Педагогическая акмеоло-гия: Программно-методические материалы для магистратуры. - Ростов-на-Дону: «Амарант», 2006.

3. Заболотни, Г.И., ТихомироваЕ.И. Профессионально-личностный подход к развитию студентов в образовательном пространстве университета туризма и сервиса. [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. -Июнь 2009, ART 1335.

4. Заболотни Г.И. Тенденции развития акмео-логической компетентности личности в учреждениях высшего профессионального образования. // Акмеологические основы инновационного развития человеческого ресурса: Материалы Российской научной конференции «Акмеологи-ческие основы инновационного развития человеческого ресурса» 12 марта 2009 г., г. Самара. -Самара: СРОБФ «Культурное наследие», 2009. -С. 41-46.

5. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Ми-тин, О.А. Анисимова; под общ. ред. Л.М. Мити-ной. - М.: «Академия», 2005.

УДК 378

И.В. Прохорова

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Формирование профессиональной компетентности обучающихся как цели и результата образования возможно через обновление педагогических основ процесса обучения-развития. Технологизация обучения является одним из основных факторов, обуславливающих решение целевых, содержательно-процессуальных и контрольно-оценочных педагогических проблем, и не противоречит творческому, личностно-ориентированному обучению. Рассмотрены понятия «технологизация обучения» и «педагогическая технология», а также выделены наиболее существенные признаки педагогической технологии.

Ключевые слова: технологизация обучения, педагогическая технология, признаки педагогической технологии, факторы, профессиональная компетентность.

Технологизация обучения по самой своей сути обусловлена тем, что сегодня в процесс образования оказываются вовлеченными огромные массы людей, которые в ограниченные сроки должны получить достаточно большой объем теоретических и практических знаний, разного рода информации. С другой стороны, педагоги объективно оказываются перед необходимостью многократно взаимодействовать с обучающимися в рамках типологических ситуаций с использованием повторяющихся операций, действий и процедур в определенной их последовательности (алгоритме).

Б.С. Гершунский пишет: «Педагогический процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств образования - учебных и методических текстов, наглядных пособий, компьютеров с соответствующим техническим и программно-педагогическим обеспечением, технических аудио- и видео- средств, аппаратуры дистанционного (телекоммуникационного) обучения и т.п. Кроме того, образовательный процесс специфичен своей целенаправленностью. И в своем содержательном, и в организационном аспекте он

© И.В. Прохорова, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

61

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности. В этом смысле можно говорить о достаточно жесткой технологизации данного процесса, поскольку деятельность педагога в своей основе детерминирована, предопределена изначальной необходимостью достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития учащихся в органическом триединстве этих взаимодополняющих педагогических акций, в их целостности» [2, с. 55-56].

В 1968 г. ЮНЕСКО сформулировал определение педагогической технологии, согласно которому она представляет собой «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Использование «производственного» слова «технология» в педагогическом обороте для характеристики собственно педагогического процесса, было неоднозначно воспринято как альтернатива традиционной методике. Однако по мере осмысления этого явления стало очевидно, что технологизация не противоречит традиционному методическому подходу, а существенно дополняет его.

Как отмечает А.С. Белкин, если методику можно представить как совокупность способов организации педагогического процесса, то технологию - как способы ее реализации [1].

В работах отечественных ученых (П.Р Атутов, В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, В.В. Гузеев, М.В. Кла-рин, М.П. Чошанов и др.) раскрываются различные аспекты проблемы технологизации образования. В них показано, что на технологическом, фактически - алгоритмическом, уровне могут и должны решаться самые различные целевые, содержательно-процессуальные и контрольно-оценочные (результативные) педагогические проблемы:

- структурирование и конкретизация целей педагогического процесса в целом и отдельных его составляющих;

- преобразование системы научных и практических знаний в содержание образования (фиксируемое в учебно-программной документации) и учебный материал (отраженный в учебных текстах);

- установление преемственности в образовании, межпредметных и внутрипредметных связей;

- выбор методов, средств и организационных форм образовательной деятельности, адекватных

целям и содержанию образования и способствующих дифференциации образования, его гуманизации, гуманитаризации и т.д. [4, с. 16].

При этом в педагогических технологиях должны фиксироваться целесообразные шаги, ступени, этапы достижения локальных и общих целей образования в их иерархии и преемственности, оставляя в то же время место для педагогического творчества, индивидуализации обучения и с позиции педагога, и с позиции обучающегося.

Сущность педагогической технологии заключается в особом конструировании учебного процесса, гарантирующего достижение поставленных целей. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.) по проблемам педагогической технологии позволяет выделить ее наиболее существенные признаки: диагностичное целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, про-ектируемость, целостность, управляемость, кор-ректируемость, визуализация.

Диагностическое целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

Следующая группа признаков (алгоритмиру-емость, проектируемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудио-, мультимедиа-, компьютерной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов, оригинальных наглядных пособий (электронных учебников и др.).

Педагогическая технология является составной частью дидактической или методической системы. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения.

П.И. Самойленко рассматривает «обобщенные педагогические технологии» исходя из позиций системно-деятельностного подхода. К ним отно-

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

сит: проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, концентрированное обучение, модульное обучение, дидактическая игра, активное (контекстное) обучение.

Разработка систем (технологий) обучения, которые обеспечивают условия полноценного развития личности на разных ступенях системы непрерывного образования, возможна только через обновление педагогических основ образовательного процесса, всех его элементов, обусловливающее, в конечном итоге, формирование личностно-профессиональной компетентности обучающихся как цели и результата образования.

Обеспечить формирование профессиональной компетентности будущих специалистов можно в результате интеграции трех основных факторов:

- модульности, обеспечивающей целесообразную организацию содержания обучения, в основу которой положена дидактически адаптированная концепция знаний, структурированных в соответствии с ключевыми компетенциями, отражающими специфику профессиональной деятельности специалиста данного профиля;

- деятельностной организации обучения, определяющей выбор адекватных целям методов обучения;

- технологизации обучения, призванной обеспечить целостность развития человека путем организации непрерывного процесса обучения -развития [4, с. 224-225].

Непрерывность развития профессиональной компетентности достигается путем целостного овладения богатствами профессиональной культуры в соответствии с возможностями каждого человека, его интересами и склонностями, обеспечивается условиями, которые создают основу для формирования внутренних потребностей и возможностей, не позволяющих прерывать этот процесс. Внутренние потребности, мотивация к деятельности и владение механизмами (технологиями) ее реализации определяют оптимальный результат образования.

Как отмечает Э.Ф. Зеер, важное место в реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании принадлежит технологиям саморегулируемого и развивающего обучения, к которым относятся:

- когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.;

- деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-дсятель-ностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;

- личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др. [3, с. 52-53].

Адаптированные с целями содержание и методы обучения обусловливают выбор средств обучения, обеспечивающих, в свою очередь, условия для эффективного применения системы технологий.

Однако сама по себе технологизация обучения как фактор не обеспечит реализацию целей ком-петентностно-ориентированного образования, если она будет применяться автономно как отдельно взятый элемент учебного процесса. Поэтому необходимым и во многом решающим условием обучения становится создание целостной образовательной среды для формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Библиографический список

1. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-урал. кн. изд-во», 2004. - 176 с.

2. Гершунский С.Б. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентирован-ных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука: Известия Урал. отделения РАО. - 2004. - №>3. - С. 42-53.

4. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. - 407 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.