раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.01:004
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© В. С. Ступина
Уральский государственный университет физической культуры Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.
Тел.: + 7 (351) 23748 44.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена описанию интегрированной педагогической технологии подготовки субъекта учебно-профессиональной деятельности к проектированию образовательного продукта средствами информационно-коммуникационных технологий. Понятие образовательного продукта рассматривается в контексте личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: педагогическая технология, личностно ориентированное образование, интерактивное проектное обучение на основе использования информационно-коммуникационных технологий, образовательный продукт, метод проектов, монотехнология, политехнология.
Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что образование, в том числе и профессиональное, должно развивать самостоятельность и критичность ума обучающегося, умение видеть и творчески решать возникающие проблемы, формировать готовность специалистов к использованию знаний в реальных жизненных ситуациях. Способствовать этому может введение в учебный процесс педагогических технологий, основанных на концепции личностно ориентированного образования, позиции продуктивной профессионально-образовательной деятельности и использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако анализ литературы по данной проблеме показывает, что на сегодняшний день нет однозначной интерпретации понятия «личностно ориентированная педагогическая технология профессионального образования». Мы используем это понятие в трактовке Э. Ф. Зеера, который рассматривает такого рода технологию как «упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности» [1]. Е. В. Бондаревская определяет следующие требования к технологии личностно ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития обучающегося, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений и творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения [2]. Под личностно ориентированным обучением А. В. Хуторской понимает такое обучение, которое направлено на индивидуальную творческую самореализацию учащегося через его про-
дуктивную образовательную деятельность, т. е. деятельность, предусматривающую создание образовательных продуктов (версий, идей, текстов, моделей, правил, закономерностей и т.д.) [3]. При этом образовательная продукция обучающихся выступает источником личностного содержания образования, она предстает внешней, материализованной формой деятельностного содержания образования, а внутренней формой деятельностного содержания - освоенные в ходе создания этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования. Проецируя сказанное на образовательную деятельность учащихся учреждения начального профессионального образования (УНПО), мы рассматриваем образовательный продукт (ОП) как материально представленный и нормативно оформленный результат образовательной деятельности учащихся, отражающий приращение знаний, умений и внутренних личностных образований в процессе их деятельности по освоению профессиональной реальности. Универсальным инструментарием производства и оформления таких образовательных продуктов естественным образом становятся современные информационно-коммуникационные технологии, при этом процесс разработки образовательного продукта на основе ИКТ может быть эффективно реализован в рамках метода проектного обучения, как одного из методов, наиболее соответствующих концепции личностно ориентированного образования. В силу специфики контингента учащихся УНПО и практикоориентированной направленности их учебно-профессиональной деятельности (УПД), может произойти так, что проектное обучение в его классическом виде «не позволит выстроить в сознании обучаемых целостной системы предметных знаний, обслуживая исключительно прагматические, утилитарные цели образования» [4]. С другой стороны, для осуществления лич-
ностно ориентированного подхода в профессиональном обучении необходима востребованность субъектного опыта учащегося, а это возможно лишь на основе интерактивных (диалогических) взаимодействий субъектов образовательного процесса. Понятие интерактивности так же рассматривается в контексте взаимодействия «человек-машина» в случае использования ИКТ в качестве источника информации или в качестве средств обучения. Таким образом, соглашаясь с тем, что «в профессиональном образовании нужно не проектное обучение в его «чистом» виде, а комбинированная образовательная технология» [4] и основываясь на позиции продуктивности, как необходимой составляющей профессионально-образо-вательной личностно-развивающей деятельности учащегося УНПО, мы предлагаем педагогическую технологию, именуемую нами технологией интерактивного проектного обучения на основе использования ИКТ, направленную на подготовку учащихся УНПО к проектированию образовательных продуктов как результатов их личностно ориентированной профессионально-образовательной деятельности. Интерактивное проектное обучением на основе ИКТ — это субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом и с информационной системой для реализации их целесообразной деятельности, с целью решения проблемы, взятой из реальной жизни, с получением продукта данной деятельности, выполненного на основе информационно-коммуникационных технологий. Предлагаемую педагогическую технологию мы рассматриваем как политехнологию (совокупность элементов целостного образовательного процесса), выделяя в ней соответствующие педагогические монотехнологии (соответствующие задачам отдельных компонентов и видов образовательной деятельности) [5]. Основываясь на определении уровней освоения учебнопрактической деятельности учащимися (преимущественно информационно-знаковой, отражательно-пре-образующей и творческой деятельности) [6] и подходах к поэтапной реализации моделей профессионального образования (когнитивно-ориентированной, деятельностно-ориентированной и личностно-ориентированной) [7], мы выделяем основные этапы функционирования названной технологии: подготовительный этап, технологический этап, этап реализации творческой деятельности. На каждом из этапов используется соответствующая монотехнология. Для описания основных составляющих каждой из монотехнологий мы применяем определение педагогической технологии Л. М. Кустова: «Педагогическая технология - это внешний, предметный, непсихический компонент структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, представляющий способ получения воспроизводимого педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих или управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования» [8], при этом выделяются семь структурных компонентов педагогиче-
ской технологии: предмет деятельности педагога, средства, методы, процесс, продукт, нормы оценки продукта, условия. В соответствии с концепцией лич-ностно ориентированного образования мы вводим в состав педагогической технологии такую компоненту, как «уровень субъектности» (А. Я. Найн) [9]. Содержательное описание каждой из монотехнологий представлено в таблице. В качестве предмета педагогической технологии рассматривается то, что подлежит преобразованию. В нашем случае - это внутренние личностные конструкты учащихся, являющиеся основой для их результативной учебно-профессиональной деятельности. Компонент «процесс» отражает особенности реализации педагогического процесса, направленного на данное преобразование. Продукт рассматривается как конечное фактическое состояние предмета, комплексный результат образовательной деятельности, проявляющийся на каждом этапе педагогической технологии как в его «внешнем» (характере деятельности и образовательном продукте, выполненном на основе ИКТ), так и «внутреннем» (проявление профессионально-личностных качеств и уровень субъектности) аспектах. На каждом этапе также определены средства, методы и условия реализации соответствующей монотехнологии. Нормы оценки продукта включают его эталонные признаки, которые могут выступать в качестве диагностических инструментов. В данном случае нормами оценки результатов реализации каждого из этапов выступают: 1) нормы оценки образовательных продуктов (ОП), выполненных учащимися, которые могут быть отражены в соответствующей учебно-программной документации конкретного образовательного учреждения и критериях оценивания учебно-профессиональных проектов на профессиональных конкурсах, нучных конференциях и т.д.; 2) нормы оценки готовности учащихся к проектированию ОП на каждом этапе реализации педагогической технологии. Уровни готовности учащихся к проектированию ОП определены в соответствии с уровнями деятельности: низкий (для уровня, преимущественно, информационно-знаковой деятельности), средний (для уровня, преимущественно, отражательно-преобразующей деятельности), высокий (для уровня, преимущественно, творческой деятельности).
Подготовительный этап направлен на формирование готовности учащихся к проектировочной деятельности с использованием средств ИКТ, технологический этап и этап реализации творческой деятельности, направленный на непосредственное осуществление процесса интерактивного проектирования. Оптимальная модель для реализации 1-го этапа - когнитивно-ориентированная, и потому данный этап может быть естественным способом встроен в существующий образовательный процесс УНПО (в рамках занятий, на которых используются ИКТ). Этот этап предполагает решение занимательных задач и выполнения пробных компьютерных продуктов в виде домашних поисковых заданий (мини-проектов), реферативно-
Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №1
175
поисковых или реферативно-практических работ, проектной деятельности, организованной на уроке. Этапы проектировочной деятельности могут быть реализованы как в рамках деятельностно-ориентированной, так и в рамках личностно-ориентированной образовательной концепции. Они предполагают реализацию полного цикла выполнения учебно-профессионального проекта с использованием средств ИКТ. Все большую значимость здесь приобретает самостоятельная учебно-профессиональная проектировочная деятельность учащихся, для которой характерен постепенный переход от ее осуществления, преимущественно по указаниям педагога, к состоянию все большей самостоятельности на основе саморегуляции. Поэтому временные и организационные рамки здесь могут быть обозначены, в основном, для решения организационных вопросов, консультаций с пре-
подавателями и специалистами конкретной предметной области, для определения стратегии проектной деятельности, для использования машинного времени в компьютерном классе. К сожалению, такая образовательная деятельность не востребована в рамках существующих стандартов начального профессионального образования. В связи с этим участие в проектной деятельности для учащихся может носить добровольный характер и лишь инициироваться педагогами или администрацией. На 2-м этапе учащимися может выполняться курсовое предметное проектирование, работы в рамках спецкурса «Компьютерное проектирование», на 3-м - работы на основе результатов, полученных в рамках спецкурса «Компьютерное творчество», проекты, выполняемые членами научного общества учащихся.
Таблица
Основные структурные компоненты педагогической технологии интерактивного проектного обучения с использованием средств ИКТ
Компонент Подготовительный этап Технологический этап Этап реализации творческой деятельности
Педагогическая технология 1 Педагогическая технология 2 Педагогическая технология 3
Предмет Задатки, способности, учебный и деятельностно-личностный опыт Задатки, способности, учебнопрофессиональный и личностный опыт, готовность к проектировочной деятельности Задатки, способности, профессионально-личностный опыт, проектировочные знания и умения, готовность к творческой деятельности
Процесс Реализация педагогических ситуаций, выполнение «пробных» и ознакомительных работ, решение задач занимательного характера с использованием ИКТ Проектирование компьютерных продуктов на основе поставленных задач Интерактивное проектирование индивидуальных и групповых компьютерных продуктов творческого характера
Продукт как характер деятельности Решение учебных задач с использованием ИКТ Проектировочная деятельность с использованием ИКТ Творческая деятельность с использованием ИКТ
Продукт как результат деятельности «Пробные» компьютерные работы Проект, соответствующий поставленной задаче Проект творческого характера
Продукт как уровень проявления субъект-ности учащегося в УПД Деятельность, осуществляемая преимущественно на основе указаний педагога Деятельность, осуществляемая на основе саморегуляции при помощи педагога Самостоятельная деятельность, осуществляемая на основе саморегуляции
«Внутренний» продукт Мотивация и готовность к проектной деятельности Проектировочные знания и умения, опыт проектировочной деятельности, готовность к творческой деятельности Опыт творческой деятельности
Средства Средства информационно-коммуникационных технологий
Методы Ситуационный метод, метод интерактивного диалога, рефлексия Ситуационный метод, метод проектов, метод интерактивного диалога, рефлексия Методы решения задач на ЭВМ, метод проектов, метод интерактивного диалога, рефлексия
Условия ИКТ-насыщенное проектное образовательное пространство
Нормы оценки образовательного продукта Нормы оценки и требования к образовательному продукту, выполненному на основе ИКТ
Нормы оценки готовности к проектированию ОП Г отовность к проектировочной деятельности с использованием ИКТ Сформированность проектировочных умений Проявление творческого потенциала
Опытно-экспериментальная база нашла применение в работе при подготовке учащихся по профессии «Оператор ЭВМ» профессионального лицея №89 г. Миасса Челябинской области. Научное руководство экспериментом осуществлялось специалистами Челябинского института развития профессионального образования. В качестве ведущего метода работы мы определили естественный эксперимент, что обеспечило возможность реализации данной педагогической технологии в обычных условиях образовательного процесса. Проектирование образовательных продуктов выполнялось учащимися с использованием системы разработки Windows-приложений: Delphi, языка гипертекстовой разметки HTML, программных продуктов MS Office и др. Диагностика готовности учащихся к проектированию ОП средствами ИКТ осуществлялась на основании определения освоения учащимися соответствующих уровней деятельности с использованием порядковой шкалы: 1 - низкий , 2 - средний, 3 - высокий уровень. Эксперимент проводился в группе учащихся из 25 человек. На начало эксперимента уровни готовности распределились следующим образом: низкий уровень - 8 учащихся, средний - 15, высокий - 2; на конец эксперимента: низкий уровень - 1 учащийся; средний - 13, высокий - 11. Достоверность различий определялась с использованием непараметрического метода х2. Критическое значение х2 для числа степеней свободы, равного двум, и принятой точности измерений в 5% (р = 0.05) составляет 5.99. В нашем случае х2 = 1182. Это подтверждает значимость выявленных различий.
Разработанная нами педагогическая технология позволяет поэтапно реализовать процесс обучения субъекта учебно-профессиональной деятельности проектированию образовательного продукта средствами ИКТ. Образовательный продукт, в данном случае, выступает как источник личностного содержания образования. Т ехнология соответствует как личностно ориентированной образовательной парадигме, так и стратегии модернизации образования на основе информационных и коммуникационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002. -126 с.
2. Бондаревская Е. В. // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.
3. Хуторской А. В. // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 3-12.
4. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. Приложение «Образовательные технологии в профшколе» №6 к журналу «Профессиональное образование». Ч. 1. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006. -48 с.
5. Михайлова Н. Н. Проектирование образовательной технологии начального профессионального образования. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2006. -45 с.
6. Серкова Г. Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс. Челябинск: ГУ ОиН Челяб. обл., Чел ИРПО. 2002. -127с.
7. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. М.: Издательский центр АПО, 2002. -45 с.
8. Кустов Л. М. Проблема системогенеза исследовательской деятельности инженера-педагога. Челябинск: изд-во Чел. ин-та развития проф. образования, 1998. -276 с.
9. Найн А. Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998. -264 с.
Поступила в редакцию 17.12.2007 г.