ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В 20-30-е гг. ХХ в.
В.В. Смирнов
В статье проводится анализ становления и развития системы педагогической профилактики вредных привычек в среднем профессиональном образовании (СПО) в начале ХХ века. Описывается опыт проведения педагогами профилактических мероприятий направленных на здоровый образ жизни среди студентов в системе СПО.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, система СПО, профессиональные школы (техникумы), форпост, волонтерские комиссии, алкоголизм, наркомания, беспризорность, здоровый образ жизни, педагог, студент.
Развитие образования в начале XX в. характеризовалось значительными изменениями, происходившими в отечественной школе. После революции 1917 г. стало очевидно, что система образования царской России направлена, прежде всего, на образование дворян и интеллигенции, поэтому в конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся системы образования и созданием новой. В 1917-1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декретов, на основании которых упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений, а так же создавалась государственная система профессионального образования и профессиональные школы (техникумы).
Молодая советская республика столкнулась с проблемой кадрового голода специалистов рабочих специальностей и управленцев среднего звена. В связи с этим в 1920 г. Наркоматом просвещения была принята «Декларация по профессиональному образованию». А.В. Луначарский, объясняя необходимость перестройки профессионального образования, писал: «весь социалистический переворот теряет смысл, если не будет социалистического перевоспитания человека, ведущего трезвый и здоровый образ жизни. Создание новой профессиональной школы
представляет собой огромной важности задачу в революционном строительстве» [1].
Несмотря на положительные тенденции формирования системы среднего профессионального образования (СПО), происходящие в начале ХХ в., происходит ослабление России на международном и военно-политическом уровнях, с Запада и, в особенности, с Востока с нелегальной миграций хлынул огромный поток наркотиков и алкоголя, которые ввозились в страну под видом других товаров контрабандным путем. В основном наркотические вещества были нехимического производства - это, прежде всего, опий, гашиш, марихуана и конопля, которая уже была распространена в России, но не была так популярна среди учащихся профессиональных школ (техникумов). Большое количество обучающихся в техникумах и вузах -это молодые люди, оставшиеся без родителей, предоставленные сами себе, которые, как правило, до поступления в школу, техникум, вуз шли на всякого рода преступления, в т. ч. и в алкогольном, и наркотическом опьянении. Беспризорность и безнадзорность закономерно усиливали подростковую преступность, проституцию и наркоманию.
В первые годы советской власти вопрос о детях и подростках-наркоманах встал особенно остро в системе образования. Об этом говорят материалы четвертой сессии ВЦИК VIII созыва, которая состоялась в 1921 г. В
ней говорилось: «Число беспризорных, больных наркоманией и алкоголизмом детей и подростков, которым срочно требуется помощь, составляет 7,5 млн» [2].
Руководители всесоюзных профессиональных школ С. А. Золотарев, В.Р. Чарнолу-ский придавали огромное значение педагогу в становлении советской профессиональной школы и в воспитании молодого поколения.
В 1923 г. состоялся Всесоюзный съезд по профессиональному образованию в Петербурге, на нем присутствовало 6000 педагогов, работало 5 секций: «Организация профессиональной школы (техникумы)», «Вопросы воспитания и обучения специалистов СПО», «Подготовка педагогов для системы СПО», «Врачебно-педагогические вопросы», «Методы обучения в профессиональной школе» [3].
Помимо выше перечисленных секций на съезде рассматривались вопросы, связанные с такими медико-педагогическими проблемами, как: «Предметные лекции по здоровому образу жизни», «Звуковой метод обучения студентов при изучении специальных дисциплин», «Гигиена здоровья студентов» и др.
По итогам Всесоюзного съезда по профессиональному образованию делегатами было принято постановление о создании форпостов в техникумах, которые должны были заниматься не только антирелигиозной агитацией, но и пропагандой здорового образа жизни среди студентов.
Работа форпостов выражалась в следующем:
1) организация работы профессиональных школ для создания форпостов, и освещение вопросов о их значении среди студентов и педагогов;
2) налаживание работы самоуправления в техникумах;
3) организация кружков, в т. ч. и кружков здоровья;
4) развитие различных обществ, а так же «обществ здоровья»;
5) налаживание клубной работы (высмеивание тунеядства и пьянства);
6) антирелигиозная пропаганда;
7) проведение бесед со студентами и родителями о профориентации и здоровом отношение к себе;
8) выпуск стенгазеты на злободневные темы советской жизни;
9) подготовка памяток «О поведение студента», «Труд студента», «Здоровье студента» и т. д.;
10) налаживание агитации общественнополезных ячеек;
11) проведение агитации в обществе «Здоровье - друг студента»;
12) усиление комсомольского влияния в техникумах на трудных подростков;
13) организация красных уголков и уголков здоровья;
14) организация волонтерской работы студентов в детских домах.
За каждым форпостом в техникумах райком комсомола закреплял своего ответственного инструктора, который не только контролировал работу форпоста, но и сам проводил беседы и занятия со студентами о вреде употребления алкоголя и курения, участвовал в создании кружков, в рисовании стенгазет на разные темы, причем инструктор занимался вышеперечисленными мероприятиями после работы. Как правило, инструктор являлся членом РКСМ или ВКПБ.
Задача данного специалиста заключалась в более эффективном использовании кружковой, общественной и внеклассной работы со студентами; привлечение наибольшего числа студентов в разнообразные кружки, такие как художественный, политический и спортивный; создание самодеятельных театров и привлечение студентов, комсомольцев и педагогов для постановки театрализованных сценок на темы «Вечер отдыха и алкогольное опьянение», «Как спасти народ от спиртного и табака» и т. д. [4].
Активная работа по формированию антиалкогольного воспитания проводилась педагогами в Москве и Петрограде. В этой работе принимали участие и преподаватели вновь созданной системы СПО, а так же общественно-педагогических организаций из других городов страны.
Анализируя архивные документы по исследуемой проблеме, мы пришли к выводу, что антиалкогольное и антинаркотическое воспитание включало два основных аспекта. Первый аспект был связан с семейным воспитанием, т. к. считалось, что у запущенных подростков наиболее часто развивались девиантные формы поведения, как правило, приводящие к нарушению в развитии личности, предрасполагающие к пьянству и нарко-
мании, а так же в последствии и табакокурению. Советские педагоги того времени делали акцент в воспитании на ряд основных требований, которые должны были предъявляться к подростку: 1) учеба и помощь родителям по дому для формирования у молодого человека нравственных и поведенческих установок; 2) четкая постановка задач перед подростком, предлагающая обязательное их выполнение, но без подавления личности;
3) доброе отношение к подростку, несмотря на его промахи и ошибки.
Второй аспект антиалкогольного и анти-наркотического воспитания - это психологопедагогическое воздействие на молодого человека, ведущее к формированию у него отрицательного отношения к алкоголю, наркотикам и табакокурению.
Поэтому формирование здорового образа жизни студентов техникумов в начале XX в. основывалось не только на выпуске газет и журналов профилактического характера, организации обществ трезвости при техникумах, работой педагогов, но и на установку здорового образа жизни, воспитания интереса к искусству, литературе, физической культуре, а так же на автобиографических рассказах из жизни деятелей искусства, писателей и поэтов.
Следующим шагом органов советской власти и педагогов профессиональных школ (техникумов) стало создание волонтерских комиссий по работе среди беспризорников. Из доклада В.В. Масловой «Об создании волонтерских комиссий по работе среди беспризорных» следует что, «Первый Съезд комсомола отметил, одной из важнейших работ студентов вузов и техникумов является помощь младшим, несознательным товарищам опустившихся за время гражданской войны до уровня беспризорников и тунеядцев.
У нас до сего времени работа чисто случайная, для постоянной работы необходимо создать волонтерские комиссии, которые брали бы на заметки места скопления беспризорных и вели с ними постоянную работу.
Для этого необходимо:
1. Углубить воспитательную работу в учебных группах, проводя беседы в красочной форме, в том числе и о вреде курения и распития самогона.
2. Налаживать клубную работу, имея точное расписание работы волонтерских отрядов.
3. Организовать работу по шефству над выявленными беспризорниками совместно с партией и комсомолом.
4. Интернациональное воспитание вести путем освещения жизни.
5. Для оживления жизни беспризорников волонтерским комиссиям применять экскурсии на производство.
6. Усилить проведение физвоспитания, часть перенести на воздух, устраивать прогулки и игры, вести разъяснительные беседы о сохранении здоровья» [5].
Советским государством и партийными органами уделялось особое внимание при работе с беспризорниками и неграмотностью в начале 20-х гг. И как видно из приведенного отрывка доклада В.В. Масловой, следствием неграмотности становится злоупотребление спиртными напитками, отравления некачественным самогоном и табаком. К сожалению, такое положение было характерно для всей страны, и создание волонтерских комиссий, состоящих из студентов техникумов и вузов по работе среди беспризорников, значительно усилило образовательно-воспитательную работу в среде трудных подростков и сократило их количество.
По нашему мнению, система педагогической профилактики, разработанная советскими педагогами в СПО и органами государственной власти, была чрезвычайно эффективна в начале ХХ в., уже тогда государство, в лице комсомольских и партийных органов, понимало опасность алкоголизма, наркомании и табакокурения для молодого поколения. Пропаганда трезвости среди студентов, усиление работы кружков здоровья, разнообразных спортивных обществ давали значительные результаты в формировании положительной направленности личности школьников и студентов на здоровый образ жизни. Создание форпостов и волонтерских комиссий по работе с беспризорниками настраивали педагогов и студентов на проведение работы по вовлечению беспризорных подростков в сферу деятельности образовательных и общественных интересов школы, таким образом отвлекая их от пристрастия к алкоголю и табаку. Большое значение приносили и общественные объединения трезво-
сти, создаваемые при школах, техникумах и вузах.
1. Тамбовский областной архив. Ф. 1205. Оп. 1. Ед. хр. 123. С. 263.
2. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. С. 125.
3. Шелгунов Н. Пьянство как общественное явление в России // Русское слово. 1865. № 11.
4. Циркуляры и указания ЦК РКСМ по политпросвет работе. 1921.
5. ЦГИА СПб. Ф. 411. Оп. 2. Ед. хр. 93. Л. 9. С. 346.
Поступила в редакцию 10.06.2008 г.
Smimov V.V. Pedagogical system of bad habits prophylaxis in secondary vocational training in 20-30-ies of XX century. This article analyzes formation and development of the pedagogical system of bad habits prophylaxis in the secondary vocational training (SVT) at the beginning of XX century. The experiment of preventive measures carried out by pedagogues and aimed at the healthy mode of life among students of SVT is described here.
Key words: pedagogical prophylaxis, SVT system, vocational colleges (technical colleges), outpost, volunteer commissions, alcoholism, drug addiction, homelessness, healthy way of life, teacher, student.
МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ
А.Н. Худин
В статье раскрыты механизмы инновационного управления устойчивым развитием образовательного процесса в университете, которые служат обеспечению сбалансированности (гармонизации) внедрения инноваций в профессиональную подготовку конкурентоспособных кадров.
Ключевые слова: механизмы инновационного управления, устойчивое развитие образовательного процесса в университете.
Термин «механизм» применительно к исследованию феномена инновационного управления устойчивым развитием образовательного процесса (УРОП) употребляется в переносном смысле слова для обозначения системы основных, ведущих элементов инновационного процесса управления, обеспечивающих динамику, функционирование, развитие других элементов управленческой системы. За счет механизмов инновационно -го управления приводится в действие вся его технологическая цепочка. Направления и функции деятельности механизмов управления находятся в прямой зависимости от уровня развития мировоззренческой, духовно-нравственной, интеллектуальной, творческой и других сфер личности создателей управленческих систем.
Таковыми в нашем случае выступают субъекты образовательного процесса, а также персональные и коллегиальные субъекты корпоративного управления (Ректорат, Ученый совет университета, Совет корпоративного управления, Ученые советы факульте-
тов, стратегические партнеры университета -представители местной власти, органов управления образованием, профессиональные сообщества, работодатели, родители). Для каждой управленческой системы необходим свой комплекс ведущих механизмов, который за счет выполнения определенных функций приводит в действие другие элементы системы.
Роль механизмов инновационного
управления УРОП заключается в том, чтобы обеспечить сбалансированность (гармонизацию) внедрения инноваций в образовательный процесс. Существуют ведущие и ведомые механизмы. Однако и те, и другие важны для создания новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам, а также для функционирования и развития всей целостной системы. Система активно воздействует на все свои компоненты, в т. ч. и на механизмы. В результате они претерпевают заметные изменения - теряют некоторые свойства, которыми обладали до вхождения в
4З