Научная статья на тему 'Девиантное поведение обучающихся НПО и СПО как педагогическая и социально-культурологическая проблема'

Девиантное поведение обучающихся НПО и СПО как педагогическая и социально-культурологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
341
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / SOCIALIZATION / DEVIANT BEHAVIOR / CORRECTIONAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакирова Л. Н.

В статье рассматривается проблема педагогической коррекции девиантного поведения подрастающего поколения в контексте социальной политики государства. Автор на основе обобщения личного педагогического опыта раскрывает эффективность психолого-педагогических методик, способствующих социализации учащихся в системе НПО-СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бакирова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIANT BEHAVIOR OF PVE AND SVE LEARNERS AS PEDAGOGICAL AND SOCIAL-CULTURAL PROBLEM

The problem of educational correction of deviant behavior of the younger generation in the context of social policy is considered in the article. Upon the aggregation of personal teaching experience, the author reveals the effectiveness of psychological and pedagogical techniques that promote the socialization of students in PVE-SVE system.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение обучающихся НПО и СПО как педагогическая и социально-культурологическая проблема»

Воспитание и социализация личности

УДК 376 Л. Н. Бакирова, зам. директора по УВР ГБОУ

СПО (ССУЗ) ««Индустриально-технологический техникум» (в наст. вр. входит в состав ГБОУ СПО (ССУЗ) ««Юрюзанский технологический техникум»), Челябинская обл., г. Трехгорный, e-mail: [email protected]

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НПО И СПО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматривается проблема педагогической коррекции девиантного поведения подрастающего поколения в контексте социальной политики государства. Автор на основе обобщения личного педагогического опыта раскрывает эффективность психолого-педагогических методик, способствующих социализации учащихся в системе НПО-СПО.

Ключевые слова: воспитание, социализация, девиантное поведение, коррекционная педагогика.

Экономические изменения в России в постсоветский период привели к резкой имущественной и социальной дифференциации и стратификации российского общества. С целью адаптации в новых жестких экономических реалиях, предполагающей материальное обеспечение семей, многие родители вынуждены увеличивать время занятости на производстве в ущерб общению со своими детьми. В итоге разрушаются семейные ценности, растет количество неполных семей (на данный момент в России пять миллионов семей, в которых ребенка воспитывает одна мать). В социально неблагополучной семье нарушены детско-родительские отношения, остро ощущается недостаток внимания, любви и уважения к личности ребенка со стороны взрослого.

Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим потомкам. Модернизация — не самоцель, а инструмент решения существующих проблем и создания условий для раскрытия потенциала детей и молодежи.

Д. Медведев

Один из тревожных симптомов недуга нашего общества — рост количества правонарушений. Ежегодно подростковая преступность увеличивается на 3,7 % [1]; в органы внутренних дел за правонарушения доставляются более миллиона несовершеннолетних, к административной ответственности привлекаются почти 500 тысяч, из них 350 тысяч поставлены на учет в комиссиях по делам несовершеннолетних ОВД. В 2010 г. в России удельный вес преступности несовершеннолетних составил 9,1 %, повторно совершили преступления 12,3 % подростков. Все больше правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Среди подростков 75 тысяч — хронические алкоголики [2]. Исследованиями более чем десятилетней давности установлено,

что среди студентов число употребляющих наркотические и психотропные вещества составляло от 3 до 40 %, а в некоторых регионах цифры были еще выше [3], и ситуация с годами усугубляется. Из-за жестокого обращения каждый год заканчивают жизнь самоубийством порядка двух тысяч детей и подростков, около 30 тысяч детей уходят из семей [1, с. 30]. Главными причинами такого девиантного поведения несовершеннолетних является утрата связи между детьми и родителями.

Снизить рост правонарушений среди несовершеннолетних призваны государственные программы: «Основные направления государственной семейной политики», президентская программа «Дети России», федеральные программы «Социальное обслуживание семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Приступая к изучению названной проблемы, мы определили объектом исследования де-виантное поведение подростков, предметом — формы и методы педагогической и социальной коррекции девиантного поведения обучающихся в системе НПО-СПО. Целью исследования стало выявление наиболее действенных педагогических, психологических, общественных методов, способствующих корректированию девиантного поведения обучающихся в системе НПО-СПО. Задачи исследования — выявление групп обучающихся в системе НПО и СПО с девиантным поведением; разработка программ педагогического, психологического, социального воздействия на обучающихся с отклонениями в поведении; внедрение методик коррекции де-виантного поведения у обучающихся; обобщение опыта и выявление наиболее действенных методов коррекции девиантного поведения среди обучающихся системы НПО и СПО.

Современная гуманитаристика, включающая педагогику, психологию, культурологию, специальную психологию, коррекционную педагогику, специально изучает феномен девиантного поведения членов социума. С точки зрения психолога Ю. В. Попова, содержанием деструктивного поведения являются мысли, намерения, высказывания, угрозы, алкоголизм, наркомания, токсикомания [4]. Поведение называется деструктивным, если нарушены нормы поведения и налицо губительные последствия для личности.

Типичные проявления деструктивного поведения подростков — курение, употребление алкоголя, наркомания, вандализм, бегство из дома, бродяжничество и попрошайничество, воровство и хулиганство (драки), попытки самоубийства. Психолог А. В. Ипатов видит причину этого

в семье [4]. Влияние семейной среды на формирование деструктивного поведения происходит через подражание и закрепление негативизма. Оно появляется не случайно, а калькируется с семейных условий. При невыполнении семьей своей воспитательной функции в условиях социальной и педагогической запущенности семья для подростка становится не дружелюбной, а враждебной средой, источником психологических проблем, переживание которых порождает у подростка состояние тревоги и неуверенности. В школе такие дети стараются разными способами привлечь к себе внимание, как правило, их отвергают сверстники. Итогом подобных ситуаций, считает А. В. Ипатов, становится социальная дезоптация подростков, проявляющаяся в пропусках учебных занятий в школе, общении с асоциальными компаниями сверстников.

Изучая факторы деструктивного поведения, А. В. Ипатов выяснил, что на их проявление наряду с другими факторами влияют особенности воли, самоотношение и некоторые черты характера. Он выделил шесть характеров подростков, присущих дезоптантам: гипертивный, циклоидный, эмотивный, экзальтированный, возбудимый, демонстративный.

Имеются исследования подростков группы риска (Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов и др.) [4], в которых факторы внешних условий определяются как детерминанты психологического неблагополучия и поведенческого нарушения. Социальные факторы (внешние условия) неблагополучия авторы называют социальной экологией, внутренние (психофизиологические) — психопатическими.

Согласно опроснику Ахенбаха, если для подростка характерны внезапные перемены настроения, если он ведет себя безответственно, непредсказуемо, болезненно реагирует на критику, ворует, если он упрям, угрюм, раздражен, дуется, обидчив, ругается матом, употребляет неприличные слова, вспыльчив, легко выходит из себя, слишком много думает о сексе, дразнится, угрожает людям, прогуливает школу, говорит слишком много и громко, употребляет спиртное и наркотики, то его поведение деструктивно и ему необходима психологическая помощь.

Среди социологических теорий возникновения девиантного поведения особое место занимает концепция аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона, считающаяся классической [5]. Будучи приверженцем структурного функционализма, Мертон утверждал, что любая социальная и культурная структура состоит из двух основополагающих элементов. Первый — это цели, намерения и ин-

тересы, которые определяются данной культурой. Второй — социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения, или индивидуального приспособления, определяются спецификой соотношения между целями и средствами. Возможны пять типов подобного приспособления. Первый из них, конформистский, отличается согласованностью целей и средств. Типологизация остальных типов связана с рассогласованием между ними. Такое состояние и обозначается Мертоном как «аномия». Она порождается обстоятельствами, при которых нарушение социальных норм является ответом на существующую ситуацию.

Другой распространенной теорией деви-антного поведения является концепция «наклеивания ярлыков», стигматизации (от греч. stigma — клеймо, пятно) или «социетальной реакции». Основоположниками этого подхода считаются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. Данное направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них, большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы. Они не считают свое поведение девиантным, их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму положению этой теории, девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. На человека как бы ставится клеймо (сигма) девианта. В данной теории девиация определяется не поведением, а групповой оценкой. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального взаимодействия. В конечном итоге социальная изоляция усиливает ощущение принадлежности к де-виантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности. Лица, совершившие девиант-ные действия, стремятся оказать сопротивление социальному контролю, еще более усугубляя отклонение. В социологии появилось понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход из одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида «социализации». Категория «девиантная карьера» хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений.

Среди теорий девиации видное место занимает культурологическая концепция отклоняющегося поведения, согласно которой девиация является результатом интернализации норм субкультуры, радикально отличающихся

от общепринятых. Индивид, воспринявший подобные нормы, негативно относится к социально одобряемым, считая их выгодными лишь для чуждых ему групп. Кроме того, нарушение социальных норм он может рассматривать как норму усвоенной им субкультуры. Американский социолог Эдвин Сатерленд поэтому считал девиацию следствием социального взаимодействия с представителями преступного мира. Исследуя делинквентные группы, социологи установили, что их существование связано с дезорганизацией общин низшего класса, которая пробуждает чувства негативной идентичности и азарта. Маргинальное положение способствует возникновению трех субкультур: криминальной, конфликтной и ретритистской. Первая из них преимущественно связана с общностями типа воровских шаек, занимающихся незаконными способами добывания денег. Вторая — с бандитскими группировками, применяющими насилие. Третья — с антисоциальными группировками, употребляющим наркотики, алкоголь [6]. Как мы видим, социология и педагогика давно занимаются причинами и формами девиации, в исследованиях предложены многие формы и методы коррекции девиантного поведения. Опишем, как решалась и решается проблема де-виантного поведения обучающихся НПО и СПО в городе Трехгорном Челябинской области.

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Индустриально-технологический техникум» города Трехгорного организован в 1984 г. В истории своего становления образовательное учреждение прошло путь от училища до лицея, от лицея к техникуму. Основной контингент обучающихся учреждения — дети с отклонениями в поведении преимущественно из малообеспеченных, неполных семей Трехгорного, Катав-Ивановского района, Башкортостана.

С каждым годом в учреждении наблюдался рост количества обучающихся, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, уголовно-исполнительной полиции, из семей «группы риска», социальных сирот, подростков, употребляющих алкоголь. В 2008/09 уч. г. в учреждении увеличилось количество суицидов среди юношей.

В 2007 г. в учреждении была разработана программа по коррекции девиантного поведения обучающихся НПО продолжительностью три года [7]. Основными принципами реализации программы являлись:

1) включенность подростка в жизнь и деятельность разнополой и разновозрастной группы (аналог семьи);

2) постоянная творческая занятость обучающихся;

3) создание ситуации успеха для каждого подростка;

4) позитивная групповая рефлексия;

5) принцип совместной деятельности обучающихся НПО и педагогов.

Результаты работы по программе коррекции девиантного поведения обучающихся отражены в табл. 1.

Таблица 1

Из данных таблицы видно, что во втором полугодии 2009/10 уч. г. зафиксировано незначительное снижение количества девиаций среди обучающихся учреждения, поэтому встал вопрос о решении проблемы коррекции деви-антного поведения обучающихся привлечением к содействию также социальных партнеров.

В соответствии с пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 августа 2005 г. «Об активизации работы в повышении эффективности деятельности всех субъектов системы профилактики» социальное партнерство становится одним из важных направлений воспитательной работы. Задачей социальных партнеров является установление единого воспитательного воздействия на подростков. В качестве социальных партнеров Индустриально-технологического техникума были

определены ВЧ 34-42, комплексный центр социально-психологической помощи г. Трехгорного.

Программа социального партнерства с группой обучающихся с девиантным поведением расчитана на три учебных года: 2011/12, 2012/13, 2013/14.

Основные направления программы:

1) коррекция асоциального поведения группы обучающихся (работа психологов по обучению навыкам общения, саморегуляции посредством тренингов и индивидуально);

2) знакомство с правовой базой РФ (работа преподавателя права по формированию уровня общей культуры, соблюдению норм морали и законов, правовое и правомерное поведение личности посредством лекций, бесед, круглых столов);

3) военно-патриотическое воспитание (работа кадрового состава ВЧ 34-42 по: воспитанию чувства патриотизма, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите, предполагающая беседы о великих полководцах России, посещение музеев боевой славы; формированию практических навыков начальной военной подготовки, включающая строевую, физическую, огневую подготовку, основы военной топографии, гражданскую оборону и т. д.);

4) физическое воспитание (работа руководителя кружка, преподавателя физвоспитания по формированию навыков ведения ЗОЖ, физического закаливания и совершенствования).

Для работы была определена учебная группа № 11 по профессии «Мастер общестроительных работ». Социальный портрет группы на сентябрь 2011 г. представлен в табл. 2. Работа военно-патриотического клуба с данной группой началась в октябре 2011 г. На данный момент рано говорить о больших изменениях в поведении обучающихся, однако промежуточные результаты на февраль 2012 г. (табл. 3) свидетельствуют о положительной динамике в социализации обучающихся с девиантным поведением: 45 % обучающихся данной группы НПО перестали курить, 19 % — принимать алкоголь, 14,7 % исправили неудовлетворительные оценки и перестали избегать занятия в техникуме, что подтверждено методами математической статистики и качественного анализа.

Таблица 2

Кол-во обучающихся по списку Неполная семья Малообеспеченная семья Сироты Состоят на учете в ИДН Наркотики Табакокурение Алкоголь Неуспевающие (причины неуважительные)

30 чел. 12 чел. 10 чел. 3 чел. 2 чел. 1 чел. 27 чел. (89 %) 14 чел. (46 %) 8 чел. (27 %)

2007/08 2009/10

Девиации уч. г. (I полугодие) уч. г. (II полугодие)

Состоят на учете в ИДН 13 % 11 %

Условно осужденные 1 % 1 %

Дети из неблагополуч- 2 % 3 %

ных семей

Дети из неполных семей 64 % 67 %

Неуспевающие 54 % 47 %

Допускающие большое 65 % 59 %

количество пропусков по

неуважительной причине

Злоупотребляющие ал- 20 % 19%

коголем

Суицид — 0,6 %

Таблица 3

Кол-во обучающихся по списку Неполная семья Малообеспеченная семья Сироты Состоят на учете в ИДН Наркотики Табакокурение Алкоголь Неуспевающие (причины неуважительные)

30 чел. 12 чел. 10 чел. 3 чел. 2 чел. — 10 чел. (33,3 %) 8 чел. (27 %) 4 чел. (13, 3%)

Таким образом, привлечение социальных партнеров — ВЧ 34-42, комплексного центра социально-психологической помощи г. Трех-горного — дало положительный результат в процессе социализации обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Увеличение количества знаний подростка о себе, о славных страницах истории и великих личностях России, формирование у него навыков контроля собственного поведения, умения видеть перспективу поступков, осознавать эмоциональное принятие другими

Библиографический список

людьми, знакомство с военным делом, повышение гражданской ответственности приводят к снижению девиантных поступков среди обучающихся системы НПО и СПО.

В результате реализации программы установлено, что последовательная работа педагогов и общественности по коррекции девиантно-го поведения учащихся с опорой на культурные традиции позволит преодолеть этот недуг и воспитать в стенах учреждений НПО-СПО не только профессионалов, но и граждан своей страны, полноценных членов социума.

1. Эриашвили, Н. Д. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних [Текст] / Н. Д. Эриашвили // Защити меня. — 2010. — № 4.

2. Цветков, В. Л. Психологическое обеспечение профилактики и преодоления асоциального поведения подростков — одна из составляющих успеха в борьбе с преступностью несовершеннолетних [Текст] / В. Л. Цветков // Защити меня. — 2010. — № 2.

3. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст] / З. В. Коробкина. — М. : Академия, 2004.

4. Казанская, В. Г. Подросток : Социальная адаптация [Текст] / В. Г. Казанская. — СПб., 2011.

5. Дюркгейм, Э. Норма и патология : Социология преступности [Текст] / Э. Дюркгейм. — М., 1966.

6. Казаранова, Н. В. Социология [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Казаранова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов ; под общ. ред. д-ра философ. наук, проф. Г. С. Батыгина. — М. : Notabene, 1999.

7. Программа развития ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 125 города Трехгорного» на период с 2007 по 2010 годы.

УДК 37.0 Н. Л. Гарифуллина, преп. Златоустовского

промышленно-гуманитарного техникума (ЗлатПГТ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются проблемы формирования у молодых людей гуманистических взглядов и представлений в контексте исторического образования; вопросы, связанные с разработкой общей программы гуманистического просвещения в современной России, а также применение педагогических технологий на уроках как рациональное условие для решения задачи формирования жизненной позиции современного поколения на основе гуманистических взглядов и идей.

Ключевые слова: педагогические технологии, гуманизация образовательных программ, содержание исторического образования, гуманизм современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.