УДК 377+376.5 А. В. Савченков, доц. Челябинского
государственного педагогического университета (ЧГПУ), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО СДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Данная статья посвящена основным итогам инновационной деятельности, проводимой на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум». В статье описаны основные результаты инновационной работы, а также дальнейшие перспективы исследования.
Ключевые слова: девиантное поведение, девиация, профессиональные компетенции, профессиональное образование, обучающиеся.
Девиантные проявления в поведении подростков не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В данное время введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения, предполагающие развитие компетенций, на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста.
В то же время никто не рассматривал проблему формирования профессиональных компетенций у подростков с девиантным поведением, поэтому актуальность нашей инновационной деятельности не подвергается сомнению.
На данный момент нами проведена достаточно большая работа, включающая следующие мероприятия как организационного, так и учебно-методического и воспитательного направлений.
1. Проведен цикл учебных занятий с преподавателями и мастерами производственного обучения на тему «Компетентностный подход в развитии профессионально важных качеств личности обучающегося».
2. Проведен цикл занятий с педагогическими кадрами по теме «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с девиантным поведением».
3. Проводился обучающий семинар «Особенности организации учебно-воспитательного процесса для подростков с девиантным поведением», на котором не только присутствовали педагоги техникума, но и приглашались представители школ города и специалисты комплексного центра и детского дома.
4. Проведено совместное совещание с администрацией и руководителями ведомств и организаций Усть-Катавского городского округа, на котором была затронута проблема девиантного поведения подростков.
5. Проведено анкетирование обучающихся с целью выявления уровня их адаптированно-сти к условиям среднего профессионального образования, издан информационно-аналитический отчет.
6. Разработаны критерии и уровни девиант-ного поведения обучающихся, выделена экспериментальная группа, проведен констатирующий эксперимент.
Апробированы методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП), опросник «Подростки о родителях» (ADOR), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (ПДО) А. Е. Личко и др.
7. Проведен теоретический анализ проблемы, коллективом издано больше 20 статей в научных журналах, в том числе одна статья в сборнике, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией России (ВАК).
Образовательные технологии: наука и практика
8. Проведен семинар «Профилактика и методы борьбы с алкоголизмом и наркоманией в подростковой среде».
9. На данный момент ведется работа по выбору профессиональных компетенций, которые мы будет формировать в ходе инновационной деятельности, по выбору дисциплин, на которых они будут формироваться; нами ведется разработка контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности каждой профессиональной компетентности в отдельности, результаты данной работы в дальнейшем, как мы надеемся, позволят полностью перейти к компетентностному подходу.
10. Нами планируется внедрение системы компетентностно ориентированных задач, направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций. Основой нашего подхода к проектированию содержания системы задач стало единство всех компонентов профессиональной компетенции (общих и специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности), отлаженное в компетентностно ориентированных ситуациях.
Система включает предметно ориентированные, практико-ориентированные и профессиональные задачи, используемые в зависимости от их функционального назначения на разных этапах изучения учебных дисциплин профессиональных циклов.
Предметно ориентированные задачи выступают средством формирования у учащихся СПО совокупности знаний по учебным дисциплинам профессиональных циклов, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, а также развития профессионально значимых качеств личности. Такие задачи строятся на основе ситуаций, соответствующих темам (разделам) учебной дисциплины. Они предлагаются учащимся СПО в виде устного или тестового задания, практической или лабораторной работы, обычно содержащих научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы и способствующее приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта [1].
11. Нами планируется внедрение системы практико-ориентированных задач, которые выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональной компетенции специалиста, развития у студен-
тов профессионально значимых качеств личности. Они строятся путем отбора таких прак-тико-ориентированных ситуаций, в которых отрабатываются умения и навыки студентов, являющиеся базовыми для решения профессиональных задач, входящих в состав компетенции специалиста.
Нами разработан комплекс тренинговых занятий, в том числе тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т. д.
Тренинг ассертивности, или аффективно-ценностного обучения, основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы учащихся СПО обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации [2].
12. Нами ведется разработка методических рекомендаций по организации образовательного процесса, направленных на формирование профессиональных компетенций обучающихся с девиантным поведением на базе СПО.
С обучающимися ведется постоянная воспитательная работа, направленная на профилактику девиантного поведения, они активно учув-ствуют не только в городских, но и в областных конкурсах. За счет этого происходит компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той
области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.).
Библиографический список
В заключение хочется сказать о том, что результаты инновационной деятельности видны уже сейчас и несомненным достоинством, на наш взгляд, является ее практико-ориентированность.
1. Лозовой, В. В. Профилактика наркомании : школа, семья [Текст] : учеб. пособие / В. В. Лозовой. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. — 168 с.
2. Матги, Л. Криминология и социология отклоняющегося поведения [Текст] / Л. Матги. — Хельсинки, 2004. — 259 с.
УДК 334/377 Е. А. Серебренникова, зам. директора по НМР
Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), соискатель ГБОУДПО ЧИРПО, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО
В статье приведены ссылки на нормативные источники и выдержки из них, убедительно доказывающие актуальность внедрения и реализации программ предпринимательской направленности в образовательных организациях. Приведены и обоснованы организационно-педагогические условия, в которых реализуется учебный процесс; отражена практическая составляющая процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, организационно-педагогические условия, учебный план, дисциплина, профессиональный модуль.
В апреле 2012 г. нашей образовательной организации был присвоен статус областной экспериментальной (инновационной) площадки по теме «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов учреждения СПО, обучающихся по специальностям технического профиля».
При вхождении в эксперимент мы разработали опросник, опросили студентов четвертого курса технических специальностей и обработали результаты.
При разработке опросника за основу был взят термин «образованность», введенный С. И. Гессеном и развитый Г. Н. Сериковым в модели образованности человека, в рамках которой образованность понимается как результат образования и воспитания, т. е. набор свойств и качеств, возникающих у человека в процессе обучения и воспитания на основе его природных данных.
В нашем исследовании осведомленность проявляется в информированности студентов
об известных им сведениях, о предпринимательской деятельности в процессе усвоения социального опыта. Выражается осведомленность полнотой, точностью представлений.
Сознательность проявляется в собственном отношении к деятельности, внутренней направленности на активные действия. Выражается целеустремленностью, логичностью.
Действенность проявляется в отношении к усвоенным знаниям и умениям. Выражается активностью личности. Степень активности является критерием сформированности готовности к деятельности, намерения действовать в соответствии с усвоенными знаниями и умениями.
Умелость проявляется в способности человека пользоваться усвоенными знаниями и умениями, регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали и принципы взаимоотношений с окружающими. Выражается в результативности деятельности и приобретается в процессе жизни и профессиональной деятельности.