технологий (информационных, интерактивных, проектных, эмпатического общения, саморегуляции и релаксации и др.).
13. Проведение мастер-классов по реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе педагогического колледжа.
14. Проведение открытых уроков преподавателями по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
15. Проведение занятий для студентов в рамках программы «Школа здоровья».
16. Проведение анализа пробных уроков студентов с точки зрения реализации здоровьсбе-регающих технологий.
17. Проведение мониторинга:
- психоэмоционального состояния преподавателей;
- компетенции преподавателей в реализации здоровьесберегающих технологий;
- готовности студентов-выпускников к осуществлению педагогической деятельности на основе принципа здоровьесбережения.
18. Разработка и издание учебных и учебно-методических пособий, методических рекомендаций по реализации здоровьесберегающей деятельности преподавателей и студентов в образовательных учреждениях Кемеровской области
19. Проведение педагогического совета по итогам реализации проекта «Здоровый педагог — здоровое поколение»
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта будет:
- разработано научно-методическое сопровождение реализации здоровьсберегающей деятельности преподавателей и студентов в образовательных учреждениях Кемеровской области, включающее:
• учебные и учебно-методические пособия, методические рекомендации;
• программу «Школа здоровья», программы тренингов;
- выявлено повышение:
• уровня психоэмоционального состояния преподавателей и студентов;
• компетентности преподавателей и студентов, будущих учителей, в осуществлении здоро-вьесберегающего обучения;
• уровня мотивационной готовности преподавателей и выпускников педагогического колледжа к реализации здоровьесберегающего обучения;
• учебной успеваемости студентов;
• уровня удовлетворенности субъектов педагогического процесса профессиональной деятельностью и психологическим климатом;
- выявлено снижение:
• количества больничных листов среди преподавателей и числа пропусков учебных занятий студентами по причине заболевания;
• числа отчисленных студентов по причине неуспеваемости и низкой мотивации профессиональной подготовки.
КВЕСТ-ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Н. Н. Карпова, педагог-психолог ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»
К сожалению, Россия на сегодняшний день столкнулась с такими явлениями, как юношеский алкоголизм, табакокурение, наркомания, компьютерная зависимость. Актуальность формирования культуры здоровья молодежи несомненна.
Заинтересовать студентов, мотивировать их на здоровый образ жизни помогут необычные формы проведения внеклассных мероприятий
и принцип «Равный обучает равного». Одной из таких форм является квест-игра. Ее эффективность значительно усилится, если к подготовке и проведению привлечь волонтеров.
Квест (англ. quest — поиск) — интеллектуально-поисковая игра по станциям, в которой соревнуются группы, сопровождаемые классными руководителями. Цель игры — изменить существующее отношение к своему здоровью и сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.
Данная игра проводилась под руководством педагога-психолога в Киселевском горном техникуме для групп первого курса силами волонтерского отряда в рамках социального проек-
та по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. В организации и проведении игры задействованы студенты второго и третьего курсов.
В ходе прохождения станций первокурсники закрепляют знания о здоровом образе жизни из курсов ОБЖ, биологии, профилактических занятий с психологом; актуализируют имеющиеся знания, приобретают коммуникативные навыки (умение продуктивно работать в команде, находить компромиссы, достигать общей цели).
В состав команды входит вся группа.
Цель игры — популяризация здорового образа жизни, сплочение студенческих коллективов.
Задачи:
1. Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
3. Стимулирование развития волонтерского движения, осуществляющего добровольческую деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.
В квест-игре приняли участие пять групп. За каждой станцией заранее закрепляются бригады, количество которых прописано в маршрутных листах, при недостаточном количестве участников членам группы разрешается участвовать в нескольких испытаниях. Задача команды: пройти все этапы строго по маршрутному листу — получить коды-подсказки, которые будут использованы в заключительном конкурсе капитанов.
Ожидающие своей очереди участники встречаются на «базах» (по две-три группы в каждой). Там они зарабатывают дополнительные баллы команде, активно работая с волонтерами, выполняя одновременно три задания. Движение по станциям выполняются последовательно, выход следующей бригады разрешается только после возвращения предыдущей. Капитаны команд контролируют соблюдение правил и последовательности движения по маршрутному листу.
За всеми станциями и «базами» закреплены один преподаватель и два волонтера. Активная функция отведена ребятам, преподаватели контролируют исполнительскую активность команд и поддерживают дисциплину в случае необходимости. Счетная комиссия из числа обучающихся проверяет и оценивает выполненные конкурсные задания на «базах». На станциях предусмотрен лимит времени: не более 7 минут. Вся игра занимает 1 ч. 30 мин.
Структура игры:
14:00 Парад участников квест-игры (актовый зал). Перекличка команд. Приветственное слово организаторов, вручение маршрутных листов.
14:10 Старт игры (станции находятся в разных аудиториях).
15:15 - 15:30. Подведение итогов, награждение (актовый зал).
Содержание заданий бригадам
по станциям
1-я станция «Знатоки здоровья» (5 человек):
• викторина о здоровом образе жизни (15 вопросов из курса ОБЖ, биологии, психологии);
2-я станция «Вместе мы сила!» (вся команда):
• психологическая игра на сплочение групп.
3-я станция «Жизнь — высшая ценность» (3 участника):
• оказание первой медицинской помощи.
4-я станция «Нужно смекалку проявить, где разум не берет» (3 участника):
• разработка памятки по профилактике вредных привычек (на компьютере, используя подготовленные материалы: рисунки, советы, статистику, интересные факты и т. д.);
5-я станция «Кто спортом занимается, тот силы набирается» (команда: 10 участников):
• спортивная эстафета (по типу веревочного курса).
6-я станция «Смекалка во всяком деле выручит» (1 участник):
• разгадывание шифровки, используя коды-подсказки, заработанные на всех этапах (выполняют капитаны команд).
Содержание заданий работы
с командами (на базах)
1. Викторина об итогах олимпиады в Сочи - 2014.
2. Изготовление коллажа по пропаганде здорового образа жизни (используя слоганы, рисунки, фотографии, вырезки из журналов и т. д.). Примечание: плакаты не должны носить негативную атрибутику: шприцы, сигареты, бутылки.
3. Разгадывание кроссворда о здоровом образе жизни.
За правильные ответы, активность и творческий подход команды награждаются жетонами, которые будут добавлены к общему результату команды.
Победители игры определяются путем суммирования баллов с учетом снятия штрафных за нарушения дисциплины. Оцениваются скорость, активность, массовость, новизна, ори-
гинальность, социальная и практическая значимость продуктов творческой деятельности. Участники, занявшие первые три места, награждаются дипломами победителей; остальные команды и волонтеры — грамотами за участие в игре. Преподавателям, задействованным в игре, выдаются сертификаты участников открытого мероприятия на уровне учреждения.
Подготовительную работу по методическому наполнению игры целесообразно распределить между активом волонтерского отряда. Совместная деятельность по подготовке и проведению игры, наряду с другими мероприятиями, способствует воспитанию у студентов-волонтеров активной жизненной позиции, сплочению коллектива, развитию их творческого потенциала, формированию устойчивой установки на здоровый образ жизни и развитию навыков конструктивного общения. Все это позволит повысить эффективность и конкурентоспособность будущих выпускников как специалистов и потенциальных руководителей среднего звена.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Н. Г. Ковалева, заведующая методическим кабинетом И. Ю. Вершинин, директор ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
Состояние здоровья подростка является одним из ключевых факторов при решении вопросов его профессионального обучения и будущего рационального трудоустройства. В Кемеровской области разработана структура сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса и уровни ее реализации (Э. М. Казин, О. Г. Красношлыкова, Н. Т. Рылова и др.). Данные исследования подтверждают значение здоровьесберегающего подхода в образовании в целом, но не до конца раскрывают проблему готовности студентов системы среднего профессионального образова-
Н. Г. Ковалева
I
И. Ю. Вершинин