Научная статья на тему 'Педагогическая подготовка будущих офицеров российской армии после военной реформы 1863 – 1874 гг'

Педагогическая подготовка будущих офицеров российской армии после военной реформы 1863 – 1874 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮНКЕРА / ОФИЦЕРЫ / PEDAGOGICAL TRAINING / MILITARY EDUCATION / JUNKERS / OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Походяев Сергей Васильевич

В статье рассматриваются основные подходы к педагогической подготовке юнкеров, заложенные военной реформой 1863 – 1874 гг. Отражены взгляды военных аналитиков дореволюционной армии России на педагогические аспекты военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Russian Army Officers’ Pedagogical Training After the Military Reform of 1863 – 1874

The article considers the main approaches to junkerspedagogical training according to the military reform of 1863 1874. Views of military analysts of pre-revolutionary army of Russia on pedagogical aspects of military education are reflected.

Текст научной работы на тему «Педагогическая подготовка будущих офицеров российской армии после военной реформы 1863 – 1874 гг»

УДК 37:355.23

ББК 67.051

Походяев Сергей Васильевич

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск

Pokhodyaev Sergey Vasilievich Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk [email protected] Педагогическая подготовка будущих офицеров российской армии после военной реформы 1863 - 1874 гг.

Future Russian Army Officers’ Pedagogical Training After the Military

Reform of 1863 - 1874

В статье рассматриваются основные подходы к педагогической подготовке юнкеров, заложенные военной реформой 1863 - 1874 гг. Отражены взгляды военных аналитиков дореволюционной армии России на педагогические аспекты военного образования.

The article considers the main approaches to junkers’ pedagogical training according to the military reform of 1863 - 1874. Views of military analysts of prerevolutionary army of Russia on pedagogical aspects of military education are reflected.

Ключевые слова: педагогическая подготовка, военное образование, юнкера, офицеры.

Key words: pedagogical training, military education, junkers, officers.

Победы русского оружия практически всегда являлись победами передовых военно-педагогических систем. Рассматривая наследие выдающихся полководцев и флотоводцев России: А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова и др. мы, прежде всего, упоминаем их военно-педагогические теории. Очевидные пробелы в обучении и воспитании личного состава, которые практически всегда были связаны со способностью и готовностью офицера к педагогической деятельности, заканчивались плачевно.

Крымская война (1853-1856 гг.) продемонстрировала отставание российской армии от армий противников не только в плане технического прогресса, но и в обучении и воспитании личного состава. Это была грандиозная де-

110

монстрация мужества и героизма, но, одновременно, необученности российского солдата и матроса. Русская армия, долгие годы считавшаяся одной из самых сильных в мире потерпела постыдное поражение, а сама Крымская война показала ее не готовность к войне, как технически, так и организационно. Кризис военного строительства перед Крымской войной - это и кризис педагогической подготовки офицерского корпуса.

Военная реформа 1863-1874 гг. ввела педагогическую подготовку в структуру квалификационных требований к офицеру. В первую очередь это отразилось на образовательных процессах военных и юнкерских училищ, которые с началом реформы (1863 год) становятся основным способом подготовки офицерских кадров. Переход армии к всесословной воинской повинности, сокращение сроков службы и усложнение военного дела ужесточило требования к обучению и воспитанию солдат. М.Д. Бонч-Бруевич писал: «Совершенное дело, что задача ГУВУЗ (Г лавного управления военных учебных заведений) вообще и каждого военного и юнкерского училища в частности, во-первых, подготовка офицера к боевому делу в соответствии с природой современного боя, дабы офицер на войне оказался толковым и полезным начальником и, во-вторых, подготовить офицера в военно-педагогическом отношении, дабы он мог выработаться в умелого воспитателя и учителя солдата» [2, с. 66].

Для подготовки солдата к предстоящим боевым действиям необходимо выработать у него такие качества как, смелость, мужество, решительность, стойкость, инициативность. Офицеру, решающему такие сложные воспитательные задачи, не только самому необходимо обладать этими качествами, но и умело внедрять их в сознания подчинённых. Для достижения этих целей знание педагогики и психологии руководителю занятия просто необходимы. Генерал М.И. Драгомиров в своём «Учебнике тактики» писал: «При современных коротких сроках службы солдата, сформировать его мог только офицер, конечно, при участии младшего командного состава, который он сам же формирует. Для того, чтобы сделать это, офицер, прежде всего, должен сам удовлетворять всем

требованиям, представленным к солдату, т. е. «быть первым солдатом». Подготовленный таким образом офицер «будет близок солдату, и солдат будет верить такому офицеру безгранично» [6, с. 89].

Одно из направлений в реформировании педагогической подготовки юнкеров связано с введением в учебные программы военных училищ специальных предметов обучения, направленных на решение вышеизложенных проблем первого направления. На низкий уровень педагогической подготовки юнкеров у будущих офицеров неоднократно указывали в своих мемуарах многие выпускники военных училищ тех лет. Так генерал А. И. Деникин в мемуарах писал: «Недостаточно было обращено внимания и на трещину между офицером и солдатом, которую, как это выяснилось с особой силой на всенародном экзамене, таил замкнутый в себе военный быт. Начиналась она с первых шагов службы. Военная школа в этом отношении не помогала офицеру. Давая профессиональные знания и воспитывая юношей в сознании долга и дисциплины, она не знакомила их нимало с тем живым материалом, с которым предстояло тесное общение их, которым они должны были управлять; не давала хотя бы самых элементарных начал педагогики и военной психологии выпускным офицерам - будущим учителям и воспитателям солдатской массы. И военная и общая печать поднимала неоднократно вопрос о необходимости для молодых людей, перед выпуском в офицеры, практического прохождения службы в войсках, но тщетно. И молодые офицеры на первых порах производили иной раз комическое впечатление своей неопытностью, подрывая в глазах солдат престиж начальника» [5, с. 127].

В 1863 году по распоряжению Главного управления военных учебных заведений вносятся изменения в учебные программы военных училищ с введением новой дисциплины «Педагогика и психология». Однако из-за отсутствия необходимой учебной литературы, а самое главное в связи с недостаточностью профессиональных преподавателей в этой области предмет был исключён из учебных программ. Но, несмотря на то, что первая попытка в этом направлении

завершилась неудачно, сама педагогическая подготовка оставалась составной частью учебно-воспитательного процесса в военных училищах. Она имела целью дать юнкерам определённый багаж умений и навыков по организации и проведению занятий с нижними чинами по обучению их грамотности, выполнению строевых приёмов, обращению с оружием и проведении всех видов занятий по гимнастике.

В Педагогическом сборнике №1 за январь 1867 года опубликован приказ Начальника военно-учебных заведений №53 от 20 октября 1866 года «О создании особой Педагогической комиссии для обсуждения общих педагогических вопросов, касающихся различных военно-учебных заведений». В протоколе заседания от 30 ноября комиссия определила:

«1. Из каких элементов должна состоять подготовка, даваемая юнкерам училищ, и какое соотношение между собой должны иметь эти элементы;

2. в число элементов составляющих подготовку, даваемую военными училищами юнкерам, необходимо, и прежде других должно входить: а) знание и разумное понимание рекрутской школы; б) знание гимнастики, фехтования, правил обучения стрельбы в цель; д) знание уставов: ротного и батальонного, и умение произносить командные слова; с) знание уставов гарнизонной и полевой службы войск...

Без исчисленных сведений, составляющих основу войсковых требований, не может быть получен офицерский чин.

Так сообщение юнкерам знаний рекрутской школы, гимнастики, правил обучения стрельбы в цель, можно ожидать от ротных офицеров., что же касается до остальных выше исчисленных требований, то они могут быть приобретены юнкерами при взаимном содействии ротных офицеров и преподавателей училищ, причём необходимым средством является правильное распределение и ведение военных практических занятий, при которых имелось бы в виду приготовление юнкеров, не только как исполнителей, но и как учителей нижних чи-

нов, а также и соответственное указанной потребности классное изучение теории» [10, с. 12-13].

Во исполнение данного приказа ГУВУЗ вновь вносит изменения в учебные планы, введя в них новый «инструкторский» отдел. Введение нового отдела подразумевало использовать учебный процесс по отдельным предметам в форме инструкторских занятий. все занятия подобного типа подразделялись на показные и практические. На занятиях первой группы юнкерам разъяснялась сама методика обучения нижних чинов, с разъяснением различных педагогических приёмов, направленных на более доходчивое доведение излагаемого материала до обучаемых. В роли преподавателей выступали, как правило, офицеры младшего звена, а в роли обучаемых сами юнкера. На второй группе инструкторских занятий все теоретические методики закреплялись на практике, при этом в роли обучающих выступали юнкера старших классов, а в роли обучаемых - младшие воспитанники [8].

Таким образом, в военных и юнкерских училищах складывается система педагогической подготовки в форме инструкторских занятий. Недостатки этой системы были следующими:

Во-первых, отсутствовала теоретическая подготовка в области военной психологии, в результате чего молодой офицер понятия не имел о какой либо духовной связи с подчинёнными солдатами;

Во-вторых, несмотря на огромную пользу от занятий по методической подготовки, количество часов на данные занятия было катастрофически мало, всего от 2,1 до 3,7% учебного времени [12, с. 78]. Так в пехотных военных училищах время на методическую подготовку составляло 7 часов в год, а в кавалерийских - 12 часов в год.

В-третьих, несмотря на введение нового «инструкторского» отдела в учебные планы, общего контроля со стороны ГУВУЗ по его реализации не было.

К предметам изучение которых обязательно включало инструкторские занятия относились:

- методика обучения нижних чинов;

- воинские уставы;

- стрелковое дело;

- строевая подготовка;

- гимнастика;

- фехтование;

- плавание.

Именно по этим предметам, в первую очередь, молодым офицерам предстояло обучать своих подчинённых в войсках. Все перечисленные предметы составляли особый курс военно-служебной подготовки, направленный на достижение трёх основных целей: «. во-первых, дать юнкерам основательные знания уставов воинской службы; во-вторых, приготовить юнкеров быть инструкторами по всем отделам обучения нижних чинов; в-третьих, утвердить дух воинской дисциплины, укоренить сознания чувства долга и необходимые военнослужащему качества: выносливость, точную исполнительность и безусловное повиновение, почему в училищах строевому обучению следует придавать значение и военно-воспитательного средства» [7, с. 84].

В перечне предметов военно-служебной подготовки - методика обучения нижних чинов занимает особое место, так как подразумевает обучение солдата грамоте. Развитие военно-технического прогресса поднимало образовательный уровень солдата достаточно высоко. Обучить безграмотного новобранца обращению с современными видами вооружения и военной техники было просто невозможно, а процент грамотных в Российской империи в рассматриваемый период был очень низкий. «В 1896 году из 275324 призванных в армию 169069 человек были неграмотными, в 1901 году из 303722 призванных

- 122570 человек [9, с. 628]. «Обучение солдат грамотности обязательно. - считал современник военной реформы Ф.В. Греков, - На него следует смотреть

как на средство к развитию молодых солдат, необходимое им для сознательного отношения к будущим обязанностям» [4, с. 57].

Следующим шагом в реформировании педагогической подготовки становится изменение в содержании предметов военной подготовки. Во все основные предметы военного образования включается методическая подготовка.

Строевая подготовка являлась одной из основных дисциплин воинского обучения. В первую очередь это обусловлено исторически сложившейся традицией тактики линейного ведения боя, где строевое слаживание подразделений напрямую зависело от успеха в бою. И хотя современная стратегия того времени начала постепенно отходить от линейной тактики в связи с развитием огнестрельного, а особенно автоматического оружия, тем не менее строевое обучение продолжало оставаться основой боевой деятельности войск. В связи с этим в учебных программах военных училищ по дисциплине строевая подготовка особое внимание уделялось не только личной строевой выучке юнкеров, но и выработке у них твёрдых методических навыков в обучении всем строевым приёмам нижних чинов. С этой целью ГУВУЗ были разработаны конкретные методы обучения: «1. Показ - рассказ. 2. Не трогать руками. 3. Настойчивость и терпение. 4. Спокойствие. 5. Сначала показать, что надо сделать; потом объяснить зачем, потом показать как, т.е. расчленить, если это возможно. 7. Почаще повторять пройденное» [1, с. 5-6].

В отличие от строевой подготовки, занятия по стрелковому делу не имели чёткой программы по методической подготовке. Методические рекомендации по обучению солдат действиям с оружием сводились опять же к строевым приёмам. Что касается обучения стрелковому делу, то вся методика сводилась к элементарному подражанию руководителю занятия. Пытаясь хоть как-то ликвидировать этот пробел, по рекомендации ГУВУЗ издаётся ряд наставлений и методик по обучению нижних чинов стрелковому делу. Однако они были предназначены, в основном, для самостоятельного изучения и самообразования

офицеров. Вместе с тем для правильного и качественного обучения стрелковому делу солдат одной теоретической подготовки было мало.

Военная служба напрямую связана с физической выносливостью солдата. К сожалению, вопрос физического развития и совершенствования нижних чинов в войсках не был поставлен на должном уровне. Этот факт со всей очевидностью проявился в Русско-Японскую войну (1904 - 1905 гг.). Для решения этой проблемы в военных училищах значительно повышаются требования не только к личному физическому развитию юнкеров, но и к их методической подготовленности для качественного проведения занятий с солдатами. Необходимые знания в этой области юнкера получали на методических, показных и инструкторских занятия в военных училищах, опираясь на специальную литературу.

Для более качественного обучения солдата офицер, в первую очередь, должен был сам служить образцовым примером в выполнении того или иного упражнения. Методика преподавания обязывала обучать солдат путём личного показа. Для этого каждый офицер перед занятием должен продумать методику показа изучаемого упражнения. В военных училищах рассматриваемого периода занятия по физической подготовке проводили ротные и батальонные командиры. Впоследствии, для улучшения качества преподавания, в штат военных училищ стали вводить офицеров преподавателей с физкультурным образованием. В расписания занятий, в обязательном порядке, включались уроки по методической подготовке. Руководящие документы того времени определяли следующие упражнения используемые на занятия по физической подготовке: «1. Приведение организма в движение ходьбой, выполнение упражнений, требование точных положений и стоек с напряжением конечностей и туловища; 2. Упражнения для мышц рук и ног и приведение в движение всех суставов тела; 3. Выжимание и подъём грузов; 4. Метание и толкание (ядра, камня, мяча, гранаты); 5. Защита и нападение; 6. Вис и упоры; 7. Лазание на снарядах; 8. Подпры-

гивание и бег; 9. Специальные упражнения для мышц спины и живота; 10. Прыжки; 11. Плавание; 12. Дыхательные упражнения или ходьба» [13].

На занятиях по методической подготовке юнкеров учили правильно составлять учебный план урока с учётом возрастной категории солдат, степени сложности упражнения, климатических и погодных условий и прочих обстоятельств. При этом рекомендовалось не перегружать солдатские организмы чрезмерными нагрузками, а стараться на каждом занятии совершенствовать уже достигнутые результаты систематическими тренировками. Структурная схема каждого занятия состояла из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. На методических занятия каждая часть изучалась с юнкерами отдельно.

Военная реформа 1864 - 1973 гг., несмотря на то, что она обеспечила формирование самой системы педагогической подготовки юнкеров, тем не менее, не решила проблему полностью. С одной стороны, в педагогической подготовке юнкеров наблюдается явный крен в сторону методики, а, с другой стороны, в ней заметен дефицит педагогической теории. Профессиональное военной образование не смогло до конца впитать передовые педагогические идеи конца XIX начала XX вв., а педагогическая подготовка юнкеров не строилась на глубоком знании человека. Актуальность исследованиям в данном направлении обеспечивает современное отношение к реформированию военного образования. Снижение его гуманитарной и, в частности, педагогической составляющей исторически не оправдано, зато исторический опыт подтверждает необходимость внимания к педагогической подготовке будущих офицеров.

Библиографическй список

1. Бирюков, Н.П. Записки по военной педагогике. - Орел, 1909. - 97 с.

2. Бонч-Бруевич М.Д. Армейские дела и делишки [Текст] / М.Д. Бонч-

Бруевич // Сборник статей 1905-1910 гг. - Киев, 1911. - 374 с.

3. Год на коне (статья без подписи) [Текст] // Военный сборник. -СПб., 1890, №6.

4. Греков, Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений 1700-1910 [Текст] / Ф.В. Греков. - СПб., 1910. - 190 с.

5. Деникин, А.И. Деникин, А.И. Старая армия. Офицеры [Текст] / А.И. Деникин; предисл. А.С. Кручинина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 512 с.

6. Драгомиров, М.И. Учебник тактики. ч.2 [Текст] / М.И. Драгомиров, предисловие - М.Д. Бонч-Бруевич. - СПб., 1906. - 488 с.

7. Инструкция по учебной части для юнкерских училищ [Текст]. -СПб., 1901. - 224 с.

8. Каморников, В.Ф. Учебная и воспитательная работа в военных и

юнкерских училищах России (1863 - 1917 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук.

- М.: 2008. - 31 с.

9. Педагогический сборник [Текст]. - СПб, 1896, №1

10. Педагогический сборник, 1867, Кн. I

11. Приказ по военному ведомству №9 от 1912 [Эл.ресурс] // Сборники

приказов по военному ведомству. - URL: http://ka-z-

ak.ra/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=93&Itemid=208 (дата обращения 29.01.2013)

12. Харламов, В.И. Русская военная школа. в 2-х томах. Т2 - М. 1997. -

278 с.

13. Штангль, Я.В. Физическое воспитание армии и флота [Текст] / Я.В. Штангль. - Пятигорск, 1923 - 124 с.

Bibliography

1. A Year on a Horse (Unsigned Article) [Тех^ // Military Collection. - St. Petersburg. - 1890. - № 6.

2. Biryukov, N. Notes on Military Pedagogics [Text] / N. Biryukov. - Orel, 1909. -97 p.

3. Bonch-Bruevich, M. Army Affairs and Small Affairs [Text] / M. Bonch-Bruevich // Collection of Articles of 1905-1910. - Kiev, 1911. -374 p.

4. Denikin, A. The Old Army. Officers [Тех^ / А. Denikin. — Moscow: Airis-Press, 2005. —512 p.

5. Dragomirov, M. Tactics Textbook. Part 2 [Тех^ / M. Dragomirov. - St. Petersburg, 1906. -488 p.

6. Grekov, F. Short Historical Sketches of Military Schools in 1700-1910 [Text] / F. Grekov. - St. Petersburg, 1910. -190 p.

7. Kamornikov, F. Educational Work in Military and Junker Colleges of Russia (1863 - 1917): Synopsis of Diss. ... Candidate of History [^xt]. - Moscow, 2008. -31 p.

8. Kharlamov, V. The Russian Military School. P.2 - Moscow, 1997. - 278

p.

9. Pedagogical Collection [Теxt]. - St. Petersburg. - 1896. - №1.

10. Pedagogical Collection [Теxt]. - St. Petersburg. - 1897. - № I.

11. Stangl, Ya. Physical Training of Army and Fleet [Теxt] / Ya. Stangl. -

Pyatigorsk, 1923 - 124 p.

12. The Instruction on a Teaching Department for Junker Schools [^xt]. -St. Petersburg, 1901. -224 p.

13. The Order on Military Department No. 9 from 1912 [El. Resource] // Collections of Orders on Military Department. - Access Mode: http://ka-z-ak.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=93&Itemid=208 (Address Date 29.01.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.