$
Константин АЛЕКСЕЕВ
деятельность государственных органов россии по подготовке офицерских кадров в военных и юнкерских училищах (1863-1917 гг.)
Реформирование современной российской армии, и в том числе системы военного образования, неоднозначно принимается в обществе и научных кругах. На сегодняшний день очень важен вопрос, на каких принципах и в каких условиях будет формироваться элита армии - ее офицерский состав. В статье проводится исторический анализ системы подготовки военных кадров и основы ее функционирования в Российской империи.
The society and academic circles have a different attitude towards the reforming of modern Russian army and military education system. Nowadays questions about principles and conditions of formation of the officers - elite of the army are of main significance. The article contains the historical analysis of the system of training military personnel and the basis of its functioning in Russian Empire.
Ключевые слова:
военное училище, кадетский корпус, курс обучения, комплектация, офицерские кадры, методика обучения, сословия; military school, cadet corps, course, recruitment, officer material, teaching methodology, estate.
Л А мая 1863 г. по рекомендации особой комиссии под предсе-I ^^дательством великого князя Михаила Николаевича было _L. I решено специальные классы кадетских корпусов, кроме Финляндского, Оренбургского и Сибирского, к началу 1863/64 учебного года соединить в три отдельные заведения с батальонным составом и принятой в войсках организацией, с присвоением им названия военных училищ1. Однако общее положение о военных училищах удостоилось высочайшего утверждения лишь 20 июня 1867 г. Кроме того, в сентябре 1864 г.2 были высочайше утверждены и изданы основные правила для устройства при военно-окружных штабах 10 пехотных и 2 кавалерийских юнкерских училищ.
В Российской империи в зависимости от потребности войск постоянно изменялось количество юнкерских и военных училищ. Так, по состоянию на 1868 г. в России было 4 пехотных военных училища, 1 кавалерийское военное училище, 11 юнкерских училищ; на 1881 г. — 3 военных пехотных училища, Николаевское кавалерийское училище с подготовительным пансионом, 16 юнкерских училищ; на 1890 г. — Николаевское кавалерийское училище, 4 военных училища, 8 юнкерских училищ; на 1914 г. — 19 военных училищ3.
0 целях учреждения юнкерских и военных училищ очень четко высказался генерал-майор П.О. Бобровский, заявивший, что «русская армия нуждается в офицерских кадрах, способных для полезной деятельности, знающих практически свое дело и умеющих применять на службе необширные специальные сведения. Образованием таких именно офицеров, а не живых энциклопедий, неспособных разумно относиться к самым обыкновенным вопросам, должны заниматься юнкерские и военные училища»4.
1 2-е ПСЗ, т. XXXVIII, № 40010.
2 Приказ по военному ведомству № 285, 1864 г.
3 Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность. — Воронеж, 2004, с. 55.
4 Бобровский П.О. Юнкерские училища. Историческое обозрение, их развитие и деятельность. — СПб., 1872, т. 1, с. 177.
АЛЕКСЕЕВ
Константин
Эдуардович —
главный специалист
муниципалитета
внутригородского
муниципального
образования
«Савелки» в городе
Москве
В соответствии с основными положениями намеченной реорганизации системы военно-учебных заведений, утвержденными в конце 1862 г., было решено, наряду с организацией военных училищ, приступить также к созданию и юнкерских. Однако только осенью 1864 г. на основе утвержденного Временного положения были созданы первые четыре училища, а в последующие два года были открыты еще восемь училищ1. В 1868 г. было утверждено Положение об юнкерских училищах, заменившее действовавшие до этого времени Краткие правила 1864 г.2
Курс обучения в юнкерских училищах, так же как и военных, предполагалось продолжать два года с подразделением на два класса. В первом изучались общеобразовательные предметы, во втором — специальные, в каждом из них на классные и практические занятия, экзамены отводилось по 10 мес.3 Для того чтобы теоретический курс был тесно увязан с практическим изучением строевой службы в войсковых условиях, лагерный сбор юнкера проводили в своих частях.
Вместе с тем только в 1871 г. была издана утвержденная военным министром инструкция, в которой были подробно определены правила внутреннего порядка и поддержания дисциплины, производства строевых занятий и ведения юнкерской артели, а также указаны все общие меры по организации учебной части в юнкерских училищах4.
Обучение в юнкерских училищах строилось следующим образом. В одной из последних инструкций по учебной части времен правления Николая II указываются следующие положения: «Комплектуясь молодыми людьми, имеющими крайне разнообразную подготовку и преимущественно не окончившими курса средних общеобразовательных заведений, юнкерские училища должны продолжать общее образование этих людей и восполнить его настолько, чтобы они могли без особых затруднений изучать специальные пред-
1 РГВИА, ф. канцелярии Военного министерства, № 1 (Л), оп. 2, св. 1, д. 4, л. 62.
2 Свод военных постановлений издания 1869 г., кн. XV. - СПб., 1870, с. 82.
3 Свод военных постановлений 1869 г. — изд. 2-е. - Т. XV, ст. 528, 531.
4 Циркуляр по ВУЗ № 10, 1872 г.; Свод военных
постановлений 1869 г. — изд. 2-е. — Т. XV, ст. 506,
543, 573, 598; Приказ по военному ведомству
№ 101, 1874 г.
меты в объеме военно-училищного курса»5.
Обучение в юнкерском училище продолжалось 3 года и распределялось на 3 класса: общий (младший), 1-й и 2-й специальные. Классные занятия проводились в период с 1 сентября по 15 мая и завершались каждый раз летним периодом, включавшим в себя строевые и практические занятия в поле, подвижные сборы (для пехотных училищ) и полевые поездки (для кавалерийских и казачьих училищ).
Относительно содержания учебного материала в Инструкции по учебной части говорилось, что он «должен удовлетворять трем основным условиям:
1) представлять сущность предмета без мелочных, фактических и особенно цифровых данных, часто меняющихся и имеющих лишь значение справочных сведений;
2) быть посильным для усвоения юнкерами, в смысле понимания ими научных положений и обобщений, рассчитанных по возможности более на соображение, чем на запоминание, т.е. направленных более к расширению развития ума в той или другой области, чем на накопление запаса данных, быстро исчезающих из памяти;
3) выбранный материал должен обладать возможною связанностью и цельностью, при которых учебный предмет отличался бы необходимою законченностью»6.
Изучение предметов в юнкерском училище регламентировалось различными правилами и программами. Так, например, определялась цель изучения юнкерами истории: «Преподавание Отечественной истории должно быть всецело направлено к пробуждению и укреплению в учащихся социальной любви к Отечеству в его прошедшем и настоящем и к пониманию задач будущего»7. Или по курсу законоведения: «Курс законоведения преследует двоякую цель: с одной стороны, он имеет в виду сообщить те сведения, которые необходимы каждому образованному человеку, вследствие чего курс законоведения знакомит с основами права, с другой сторо-
5 Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. - СПб., 1901, с. 1.
6 Там же, с. 4-5.
7 Бреслер Н.Э. Подробные правила и программы для поступления во все 3 класса преобразованных юнкерских училищ. — 3-е изд. — Одесса, 1904, с. 98.
ны, вступающий в ряды армии в качестве офицера должен почерпнуть из упомянутого курса сведения о тех законоположениях, какими определяются: правоотношения между военнослужащими, средства для поддержания воинской дисциплины, военное судоустройство, причем сведения эти должны быть усвоены настолько, чтобы окончивший курс военного училища сознательно мог провести дознание или исполнять обязанности делопроизводителя полкового суда»1.
Особого внимания заслуживает дисциплина «Методика обучения нижних чинов». Здесь речь идет, прежде всего, об обучении нижних чинов грамотности. Так, в 1896 г. из 275 324 призванных в армию были неграмотны 169 069 чел., в 1901 г. из 303 722 призванных — 122 570 чел.2 В «Положении об обучении нижних чинов пехоты» говорилось: «Обучение солдат грамотности обязательно. На него следует смотреть как на средство к развитию молодых солдат, необходимое им для сознательного отношения к будущим их обязанностям...» 3.
По существу изучение методов обучения составляло особую специальность, необходимую для учителей, но учителем обязан быть любой офицер, его прямая обязанность — обучать вверенных его команде солдат всему, начиная от строевой стойки и кончая нравственными принципами, на которых утверждается дисциплина. С другой стороны, армия нуждалась в развитии грамотности, и от качества преподавания дисциплины «Методика обучения нижних чинов» в юнкерских училищах зависело решение этой задачи. Несомненный же успех преподавания этой дисциплины был связан с двумя условиями: «1) она должна была иметь педагогическое обоснование, заимствуя необходимые элементы из психологии и логики (а этого в программах обучения офицеров не было); 2) не давать ничего такого, чего бы будущий офицер, представленный самому себе, не мог бы или не сумел бы приложить к делу...»4.
К 80-м гг. XIX в. юнкерские училища в
1 Там же, с. 89.
2 Советская военная энциклопедия. — М., 1976, т. 2.
3 Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700—1910. — СПб., 1910, с. 278—279.
4 Бобровский П.О. Юнкерские училища.
Историческое обозрение, их развитие и деятельность. — СПб., 1872, т. 1., с. 159.
основном удовлетворяли потребности армии в офицерских кадрах, что позволило повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ.
В 1886—1888 гг. при юнкерских училищах были открыты отделения с военноучилищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений).
К концу XIX в. стало очевидно, что положение выпускников юнкерских училищ (прапорщиков) до производства в офицеры оказывалось весьма тяжелым как в материальном, так и в моральном отношении (это слагалось из постоянных противоречий, то ставящих их в положение офицера, то низводящих до положения нижнего чина), и нуждалось в изменении.
Это обстоятельство (как и необходимость прослужить для поступления в училище год в строю вольноопределяющимся) затрудняло комплектование юнкерских училищ подготовленной молодежью.
Поэтому в 1901 г., во-первых, было разрешено принимать в эти училища лиц с высшим и средним образованием прямо после учебы, без службы в войсках, а во-вторых, производить выпускников юнкерских училищ в офицеры сразу по выпуске, как в военных училищах: по первому разряду (не менее 10 баллов в среднем) — с одним годом старшинства; по второму разряду — со старшинством со дня выпуска (не менее 7 баллов); по третьему разряду — производились офицерами без экзаменов5.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство самым тщательным образом подходило к отбору тех, кто завтра станет офицером и будет защищать его интересы. В то же время закон не создавал никаких ограничений по сословному признаку в праве каждого, по суду не опороченного человека стать офицером. Единственным ограничением был утвержденный законом статут Пажеского ЕИВ корпуса, куда могли поступать лишь дети или внуки членов царской свиты и генералов (не ниже звания генерал-лейтенанта). Кроме того, традиция гвардии требовала, чтобы ее полки комплектова-
5 Петров А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798—1898. — СПб., 1898, с. 579.
лись офицерами из потомственного дворянства, поэтому в Павловское пехотное и в Николаевское кавалерийское училища (служившие главным образом для укомплектования гвардии) принимались преимущественно дворяне1.
Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины2. Это резко отличало вновь созданные военные училища не только от специальных классов дореформенных кадетских корпусов, но и от прежних военных училищ3. Учебный курс в них был рассчитан на два года и состоял из специальных военных предметов, а также частично из общеобразовательных, причем последние непрерывно подвергались сокращению. Была предпринята попытка тесно увязать теоретический курс с практическими занятиями.
Объем курсов обучения в каждом из училищ был строго согласован с той служебной деятельностью, которая предстояла их воспитанникам в соответствующем роде оружия, что достигалось тщательным структурированием и конструированием учебной информации.
Например, Павловское военное училище «согласно цели своего учреждения обязано давать юнкерам такое военнонаучное образование, которое служило бы не только надежною подготовкой для предстоящей им строевой офицерской службы, но и прочным основанием для дальнейшего самообразования и успешного прохождения военно-академических курсов»4.
Все предметы, изучаемые в военном училище, делились на общеобразовательные, имеющие целью пополнить и расширить общее образование юнкеров, и специально-военные.
В целом, военные училища успешно решали задачи по подготовке офицерских кадров, поставленные перед ними в начале их создания. Подтверждением тому могут послужить следующие данные: за период с 1863 по 1901 г. в Александровское военное
1 Российские офицеры // Военно-исторический журнал, 1994, № 1—4.
2 Кривенко В.С. Юнкерские годы. 25 лет назад. — СПб., 1898, с. 10.
3 РГВИА, ф. 2-го Константиновского военного училища, 320, оп. 2, т. I, св. 312, д. 460, 1867, п. 13.
4 Петров А.Н. Указ. соч., с. 583.
училище поступило 7 639 чел., в т.ч. из кадетских корпусов — 6 387 (83%), военных училищ — 234 (3%), со стороны по экзамену и аттестатам — 1 018 (14%); был произведен в офицеры 5 751 юнкер (94,62%), причем из этого числа: по 1-му разряду — 4 698 (81,69%), по 2-му разряду — 1 053 (18,31%); выпущено по 3-му разряду юнкерами и унтер-офицерами с правом производства через 6 месяцев 28 чел. (0,46%); переименовано в гражданские чины 9 чел. (0,15%); переведено на 3-й курс специальных училищ 290 чел. (4,77%). Из 1 272 юнкеров, не окончивших курса, убыль распространялась следующим образом:
1) переведено на младший курс спецучи-лищ — 217 чел.;
2) переведено в военные училища — 253;
3) переведено в войска юнкерами и вольноопределяющимися — 492:
а) за проступки — 147;
б) по неуспеху в науках — 285;
в) по домашним обстоятельствам — 46;
г) по собственному желанию — 14;
4) уволено со службы — 209 человек:
а) за проступки — 13;
б) по неуспеху — 67;
в) по болезни — 21;
г) по домашним обстоятельствам — 99;
д) по неспособности к службе — 59;
5) умерло — 515.
Данные, характеризующие качество обучения и воспитания в военных училищах, представлены не случайно. Без этой статистики трудно дать оценку сложившейся системы подготовки офицерских кадров в Российской империи. И если в 1881 г. из военных училищ и спецклассов кадетских корпусов было выпущено 710 чел., а из юнкерских — 1 1756, то к концу XIX — началу XX в. это соотношение было другим, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 1.
В 1898—1902 гг. в войсках доля офицеров, окончивших военные училища, повысилась с 50 до 60%, а окончивших юнкерские училища упала соответственно с 50 до 40%.
Юнкера кавалерийских и пехотных училищ по результатам выпускных экзаменов разделялись на 3 разряда: первый разряд — из пехотных училищ выпускались в армейскую пехоту подпоручиками с од-
5 Кедрин В. Александровское военное училище. 1863-1901. - М., 1901, с. 38-39.
6 РГВИА, ф. канцелярии Военного министерства, оп. 2, д. 513, л. 17.
Таблица 1
Количество офицеров, выпущенного из военных и юнкерских училищ
Общее количество выпускников Годы
1898 1899 1900 1901 1902
Военных училищ 1 118 1 106 1 159 1 307 1460
Юнкерских училищ 1 086 960 936 859 1 173
Итого 2 204 2 066 2 095 2 166 2 633
ним годом старшинства; из кавалерии -корнетами в гвардейскую кавалерию или корнетами в армейскую кавалерию с одним годом старшинства; второй разряд -подпоручиками или корнетами в армию; третий разряд соответствовал четвертому разряду Пажеского Его Императорского Величества корпуса.
К первому разряду причислялись «...получившие на экзамене в среднем по всем учебным предметам 9 баллов, такой же средний балл в науках математических и военных, в остальных предметах - не менее 6 баллов, в знании строевой службы - 10 баллов и при поведении первого разряда. Ко второму разряду - имеющие в среднем 7 баллов, столько же в науках математических и военных, в остальных предметах - не менее 6 баллов, по строевой службе - 9 баллов и при поведении второго разряда. К третьему разряду - все юнкера, не удовлетворяющие условиям второго разряда»1.
Таким образом, к положительной сто-
1 Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность. — Воронеж, 2004, с. 125.
роне деятельности военных училищ можно отнести: фундаментальный характер общеобразовательной подготовки юнкеров; малопредметность в обучении; нравственное влияние религии, активное формирование среди юнкеров понятия офицерской чести, презрение к моральной нечистоплотности; выдвижение на первый план изучения военных теоретических и практических предметов и предоставление для этого количества времени, необходимого для достижения прочных и серьезных знаний; присоединение к курсу военных предметов, во избежание его сухости и односторонности, таких общеобразовательных предметов, которые способствовали бы формированию и развитию профессиональной компетенции и социально значимых качеств личности будущих офицеров Российской армии2.
2 Столетие Военного министерства. 1802—1892. ГУВУЗ. Исторический очерк. - СПб., 1914, ч. 3., с. 126-129.