Алексеев К.Э.
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ В ВОЕННЫХ И ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩАХ (1863-1917 гг.)
В конце 1862 г. в военном ведомстве России были разработаны основные положения о реорганизации системы военно-учебных заведений. Почти незамедлительно они стали претворяться в жизнь. Так, 14 мая 1863 г. по рекомендации особой комиссии под председательством великого князя Михаила Николаевича было решено к началу нового учебного года специальные классы кадетских корпусов (кроме Финляндского, Оренбургского и Сибирского) соединить в три отдельные учебные заведения с батальонным составом и принятой в войсках организацией, с присвоением им названия военных училищ [1]. Позже, 20 июня 1867 г., общее положение о военных училищах было утверждено императором [2].
Наряду с организацией военных училищ было решено приступить к созданию и юнкерских. В сентябре 1864 г. были высочайше утверждены и изданы основные правила для устройства при военно-окружных штабах 10 пехотных и 2 кавалерийских юнкерских училищ [3, л. 62].
О целях учреждения юнкерских и военных училищ очень четко высказался генерал-майор П.О. Бобровский, заявивший, что «русская армия нуждается в офицерских кадрах, способных для полезной деятельности, знающих практически свое дело и умеющих применять на службе необширные специальные сведения. Образованием таких именно офицеров, а не живых энциклопедий, неспособных разумно относиться к самым обыкновенным вопросам, должны заниматься юнкерские и военные училища» [4, с. 177.].
В 1868 г. было утверждено «Положение об юнкерских училищах», заменившее действовавшие до этого времени краткие правила 1864 г., отличавшиеся лишь небольшими изменениями [5, с. 82].
Первоначально курс обучения в юнкерских и военных училищах предполагалось продолжать два года с подразделением на два класса. В первом планировалось изучать общеобразовательные предметы, во втором - специальные, в каждом из них на классные и практические занятия, экзамены отводилось по 9 ме-
сяцев [5, ст. 528,531]. Для того чтобы теоретический курс был тесно увязан с практическим изучением строевой службы в войсковых условиях, летний лагерный сбор юнкера должны были проводить в своих частях, а осенью возвращаться снова в училище.
В 1871 г. Военный министр утвердил инструкцию, в которой были подробно определены правила внутреннего порядка и поддержания дисциплины, производства строевых занятий и ведения юнкерской артели, а также указаны все общие меры по организации учебной части в юнкерских училищах [6].
При поступлении в юнкерские училища никаких сословных ограничений не устанавливалось. В них принимались лица, имеющие определенное образование (окончившие гимназии, прогимназии, кадетские корпуса), вольноопределяющиеся I разряда, не окончившие полностью среднего учебного заведения (то есть получившие образование в объеме 6 классов) или вольноопределяющиеся II разряда, окончившие 4 класса либо гимназии, либо другого среднего учебного заведения или высшего начального училища.
В одной из последних инструкций по учебной части времен правления Николая II было отмечено: «Комплектуясь молодыми людьми, имеющими крайне разнообразную подготовку и преимущественно не окончившими курса средних общеобразовательных заведений, юнкерские училища должны продолжать общее образование этих людей и восполнить его настолько, чтобы они могли без особых затруднений изучать специальные предметы в объеме военноучилищного курса» [7, с. 1].
Обучение в юнкерском училище продолжалось 3 года и распределялось на 3 класса: общий (младший), 1-й и 2-й специальные. Классные занятия проводились в период с 1 сентября по 15 мая и завершались каждый раз летним периодом, включавшим в себя строевые и практические занятия в поле, подвижные сборы (для пехотных училищ) и полевые поездки (для кавалерийских и казачьих училищ).
Относительно содержания учебного материала в Инструкции по учебной части говорилось, что он должен удовлетворять трем основным условиям:
«1) представлять сущность предмета без мелочных, фактических и особенно цифровых данных, часто меняющихся и имеющих лишь значение справочных сведений;
2) быть посильным для усвоения юнкерами, в смысле понимания ими научных положений и обобщений, рассчитанных по возможности более на сообра-
жение, чем на запоминание, т.е. направленных более к расширению развития ума в той или другой области, чем на накопление запаса данных, быстро исчезающих из памяти;
3) выбранный материал должен обладать возможною связанностью и цельностью, при которых учебный предмет отличался бы необходимою законченностью» [7, с. 4-5].
Изучение предметов в юнкерском училище регламентировалось различными правилами и программами. Так, например, определялась цель изучения юнкерами истории: «Преподавание Отечественной истории должно быть всецело направлено к пробуждению и укреплению в учащихся социальной любви к Отечеству в его прошедшем и настоящем и к пониманию задач будущего» [8, с. 98]. Или по курсу законоведения: «Курс законоведения преследует двоякую цель: с одной стороны, он имеет в виду сообщить те сведения, которые необходимы каждому образованному человеку, вследствие чего курс законоведения знакомит с основами права, с другой стороны, вступающий в ряды армии в качестве офицера должен почерпнуть из упомянутого курса сведения о тех законоположениях, какими определяются: правоотношения между военнослужащими, средства для поддержания воинской дисциплины, военное судоустройство, причем сведения эти должны быть усвоены настолько, чтобы окончивший курс военного училища сознательно мог провести дознание или исполнять обязанности делопроизводителя полкового суда» [8, с. 89].
Особого внимания заслуживает дисциплина «Методика обучения нижних чинов». Здесь речь идет, прежде всего, об обучении нижних чинов грамотности. Так, в 1896 г. из 275 324 призванных в армию были неграмотны 169 069 чел., в 1901 г. из 303 722 призванных - 122 570 чел. [9]. В «Положении об обучении нижних чинов пехоты» говорилось: «Обучение солдат грамотности обязательно. На него следует смотреть как на средство к развитию молодых солдат, необходимое им для сознательного отношения к будущим их обязанностям...» [10, с. 278-279].
По существу изучение методов обучения составляло особую специальность, необходимую для учителей, но учителем обязан был быть любой офицер, его прямая обязанность - обучать вверенных его команде солдат всему начиная от строевой стойки и кончая нравственными принципами, на которых утверждается дисциплина. С другой стороны, армия нуждалась в развитии грамотности, и от качества преподавания дисциплины «Методика обучения нижних чинов» в
юнкерских училищах зависело решение этой задачи. Несомненный же успех преподавания этой дисциплины был связан с двумя условиями: «1) она должна была иметь педагогическое обоснование, заимствуя необходимые элементы из психологии и логики (а этого в программах обучения офицеров не было); 2) не давать ничего такого, чего бы будущий офицер, предоставленный самому себе, не мог бы или не сумел бы приложить к делу...» [4, с. 159].
Применительно к учебным пособиям, используемым в юнкерских училищах, говорилось, что они должны были выполнять следующие задачи: «а) содержать весь указанный программой материал; б) излагать этот материал в возможно научной последовательности; в) развивать каждый вопрос в достаточной мере, не переходя, однако, рамок в отношении времени, необходимого для прохождения курса, и не впадая в конструктивную форму изложения; г) обязательные для изучения по программе тексты выражать более крупным шрифтом; д) использовать лишь доступные для подготовки юнкеров приемы объяснения и доказательства; е) по возможности распределять материал отдельными, определенно озаглавленными, не особенно длинными, но вместе с тем закономерными параграфами; ж) изобиловать, где надо, пояснительными примерами и обращениями, оживляющими предмет сравнениями; з) выделять подстрочные примечания или в тексте мелким шрифтом, или, наконец, в виде особого в конце книги приложения, содержащего цифровые данные и вообще сведения справочного характера; и) изобиловать, где надо, пояснительными чертежами в тексте; к) отличаться простотою сжатого, но живого слова; л) отличаться удовлетворительной внешностью» [7, с. 5-6].
Юнкерские училища первоначально офицеров в войска не выпускали. При этом выпущенные по 1-му разряду производились в офицерский чин после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии.
К 80-м гг. XIX в. юнкерские училища в основном удовлетворяли потребности армии в офицерских кадрах, что позволило повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. ГУВУЗ была поставлена задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. В 1886-1888 гг. при юнкерских училищах были открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений).
К концу столетия стало очевидно, что положение выпускников юнкерских училищ - прапорщиков до производства в офицеры оказывалось весьма тяжелым как в материальном, так и в моральном отношении (это слагалось из постоянных противоречий то ставящих их в положение офицера, то низводящих до положения нижнего чина) и нуждалось в изменении. Это обстоятельство (как и необходимость прослужить для поступления в училище год в строю вольноопределяющимся) затрудняло комплектование юнкерских училищ подготовленной молодежью.
Поэтому в 1901 г., во-первых, было разрешено принимать в училища лиц с высшим и средним образованием прямо после учебы, без службы в войсках, а во-вторых, производить выпускников юнкерских училищ в офицеры сразу по выпуску, как в военных училищах: по первому разряду (не менее 10 баллов в среднем) - с одним годом старшинства; по второму разряду - со старшинством со дня выпуска (не менее 7 баллов); по третьему разряду - производились офицерами без экзаменов [11, с. 579].
Закон не создавал никаких ограничений по сословному признаку для каждого по суду неопороченного человека, кто хотел стать офицером, реализовать это право. Единственным ограничением был утвержденный законом статут Пажеского корпуса, куда могли поступать лишь дети или внуки членов царской свиты и генералов (не ниже звания генерал-лейтенанта). Кроме того, традиция гвардии требовала, чтобы ее полки комплектовались офицерами из потомственного дворянства, поэтому в Павловское пехотное и Николаевское кавалерийское училища (служившие главным образом для укомплектования гвардии) принимались преимущественно дворяне [12].
Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию, причем внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины [13, с. 10]. Это резко отличало вновь созданные военные училища не только от специальных классов дореформенных кадетских корпусов, но и от прежних военных училищ. Учебный курс в них был рассчитан на два года и состоял из специальных военных предметов, а также частично из общеобразовательных, причем последние подвергались непрерывно сокращению. Была предпринята попытка тесно увязать теоретический курс с практическими занятиями.
Объем курсов обучения в каждом из училищ был строго согласован с той служебной деятельностью, которая предстояла их воспитанникам в соответст-
вующем роде оружия, что достигалось тщательным структурированием и конструированием учебной информации.
Например, Павловское военное училище согласно цели своего учреждения обязано было давать юнкерам такое военно-научное образование, которое «служило бы не только надежною подготовкой для предстоящей им строевой офицерской службы, но и прочным основанием для дальнейшего самообразования и успешного прохождения военно-академических курсов» [11, с. 583].
Двухгодичный курс в училище распределялся на два класса — младший и старший. Классные занятия начинались 1 сентября и заканчивались в первой половине мая, причем последние 20-30 дней назначались для производства годичных экзаменов - переводных и выпускных. Летом, в лагерное время, юнкера занимались топографическими, фортификационными и тактическими практическими работами [14, с. 88].
Все предметы, изучаемые в военном училище, делились на общеобразовательные, имеющие целью пополнить и расширить общее образование юнкеров, и специально-военные, необходимые для подготовки будущего военного специалиста.
Система учебных занятий в военном училище состояла первоначально из совокупности лекций, читаемых в общих аудиториях, практических занятий, проводимых при участии преподавателей, и репетиций по разделам каждого учебного предмета, имевших целью не только проверку усвоения юнкерами определенных знаний, но и пополнение их запаса с помощью необходимых разъяснений со стороны репетирующего. Таким образом, подготовка юнкеров предусматривала различные формы организации учебной деятельности — как групповые, так и индивидуальные.
Данные, характеризующие качество обучения и воспитания в военных училищах, представлены не случайно. Без этой статистики трудно дать оценку сложившейся системе подготовки офицерских кадров в Российской империи. И если в 1881 г. из военных училищ и спецклассов кадетских корпусов было выпущено 710 человек, а из юнкерских - 1175 [15, л. 17], то к концу XIX — началу XX века это соотношение было другим. В 1898-1902 годах в войсках доля офицеров, окончивших военные училища, повысилась с 50 до 60%, а окончивших юнкерские училища упала соответственно с 50 до 40 %.
Аналогично изменялось количество юнкерских и военных училищ в зависимости от потребности войск в офицерских кадрах. Так, по состоянию на: 1868
год насчитывалось 4 пехотных военных училища, 1 кавалерийское военное училище, 11 юнкерских училищ; 1881 год - 3 военных пехотных училища, Николаевское кавалерийское училище и его приготовительный пансион, 16 юнкерских училищ; на 1890 год - Николаевское кавалерийское училище, 4 военных училища, 8 юнкерских училищ [16, с. 55]. Накануне Первой мировой войны в русской армии все юнкерские училища были преобразованы в военные. В тот период офицеров для различных родов войск готовило 21 военное училище [17, с. 9899], а в военный период открылись еще 4 училища [18, с. 87-88].
Юнкера кавалерийских и пехотных училищ по результатам выпускных экзаменов разделялись на 3 разряда: первый разряд - из пехотных училищ выпускались в армейскую пехоту подпоручиками с одним годом старшинства; из кавалерии - корнетами в гвардейскую кавалерию или корнетами в армейскую кавалерию с одним годом старшинства; второй разряд - подпоручиками или корнетами в армию; третий разряд соответствовал четвертому разряду Пажеского Его Императорского Величества корпуса.
К первому разряду причислялись «...получившие на экзамене в среднем по всем учебным предметам 9 баллов, такой же средний балл в науках математических и военных, в остальных предметах - не менее 6 баллов, в знании строевой службы - 10 баллов и при поведении первого разряда. Ко второму разряду -имеющие в среднем 7 баллов, столько же в науках математических и военных, в остальных предметах - не менее 6 баллов, по строевой службе - 9 баллов и при поведении второго разряда. К третьему разряду - все юнкера, не удовлетворяющие условиям второго разряда» [16, с. 125].
К положительным сторонам деятельности военных училищ можно отнести: фундаментальный характер общеобразовательной подготовки юнкеров; мало-предметность в обучении; нравственное влияние религии, активное формирование среди юнкеров понятия офицерской чести, презрение к моральной нечистоплотности; выдвижение на первый план изучения военных теоретических и практических предметов и предоставление для этого количества времени, необходимого для достижения прочных и серьезных знаний; присоединение к курсу военных предметов, во избежание его сухости и односторонности, таких общеобразовательных предметов, которые способствовали бы формированию и развитию профессиональной компетенции и социально значимых качеств личности будущих офицеров Российской империи; переход к классной системе преподавания [19, с. 126-129].
Естественно, были и негативные стороны в образовании юнкеров. К ним можно отнести: робкое внедрение в процесс обучения основ педагогики и психологии, способствующих подготовке будущих офицеров к работе с личным составом; обилие теоретического учебного материала в отдельных курсах, оторванность его от жизни и проблем армии. Необходимо отметить, что все различия в качестве образования в военно-учебных заведениях сводились к преимуществам, связанным с определением разных сроков старшинства в чине.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство самым тщательным образом подходило к отбору и подготовке юнкеров - будущих офицеров. В исследуемый период юнкерские и военные училища успешно решали задачи по подготовке офицерских кадров, поставленные перед ними при их создании.
* * *
1. ПСЗ (Полное собрание законов). 2-е собр. Т. 38. №40010.
2. ПСЗ. 2-е собр. Т. 42. №44723.
3. Приказ по военному ведомству № 285 // Приказы по военному ведомству за 1864 г. СПб., 1864.
4. Бобровский П. О. Юнкерские училища. Историческое обозрение, их развитие и деятельность. Т.1. СПб., 1872.
5. Свод военных постановлений 1869 г. Кн. XV. СПб., 1870.
6. Приказ по военному ведомству № 101 // Приказы по военному ведомству за 1874 г. СПб., 1874.
7. Инструкция по учебной части для юнкерских училищ. СПб., 1901.
8. БреслерН.Э. Подробные правила и программы для поступления во все 3 класса преобразованных юнкерских училищ. 3-е изд. Одесса, 1904.
9. Советская военная энциклопедия. М., 1976. Т. 2.
10. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. СПб., 1910. С. 278-279.
11. Петров А.Н. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898. СПб., 1898.
12. Российские офицеры // Военно-исторический журнал. 1994. №№ 1-4.
13. Кривенко В.С. Юнкерские годы. 25 лет назад. СПб., 1898.
14. Курбатов С.И. Реформа Д. А. Милютина в области подготовки офицерских кадров: дис ...канд. ист. наук. М., 1948.
15. РГВИА (Российский государственный военно-исторический архив). Ф. канцелярии Военного министерства. Оп. 2. Д. 513.
16. Коровин В.М., Подлужный В.И., Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность. Воронеж, 2004.
17. Курдюк А.А. Военно-учебные заведения в системе подготовки офицерских кадров русской армии накануне Первой мировой войны // Вестник Военного университета. 2006. № 2. С. 97 -104.
18. Курдюк А.А. Структурные изменения в сети военно-учебных заведений русской армии во время Первой мировой войны // Вестник Военного университета. 2007. № 1. С. 85 -92.
19. Столетие Военного министерства. 1802-1892. Исторический очерк. СПб., 1914. Ч.3. ГУ-ВУЗ.