О. В. Гречаник
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В РАЗВИТИИ САМОДОСТАТОЧНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Работа представлена кафедрой социологии и социальной работы Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Григорьева
В статье дан анализ современных теоретических работ в области педагогики, психологии, на основе которых рассматриваются вопросы педагогической поддержки в развитии самодостаточности у будущих специалистов. Педагогическая поддержка рассматривается как профессиональная деятельность педагогов, которая направлена на создание условий для формирования гармонично развитой личности, а развитие самодостаточности рассматривается как проблема определения студентом себя в мире профессий, человеческих отношений, социальных изменений и т. д.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, самодостаточность, педагогика, психология, специалист.
The author of the article analyses the modern theoretical works on pedagogy and psychology and views the problems of pedagogical support in future specialists' self-sufficiency development. Pedagogical support is regarded as teachers' professional activity aimed at creation of conditions for forming a harmoniously developed personality. Development of self-sufficiency is considered as a problem of a student's self-definition in the world of professions, human relations, social changes, etc.
Key words: pedagogical support, self-sufficiency, pedagogy, psychology, specialist.
В новых социально-экономических условиях современное общество предъявляет высокие требования к будущему специалисту - способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельность, самодостаточность и конкурентоспособность на рынке труда. В связи с этим особую значимость, с одной стороны, приобретает изучение личности будущего специалиста и внутренних механизмов его профессиональной деятельности, что позволило бы оказывать действенную помощь в направлении развития профессионального потенциала и побуждению к творческому самораскрытию и стремлению к самодостаточности. А с другой стороны, эффективное формирование необходимых качеств будущих специалистов возможно только под руководством педагога с высоким уровнем профессионализма, педагогического мастерства, осуществляющего профессионально-личностное саморазвитие, которое имеет позитивное отношение к профессиональной деятельности.
Специалиста может формировать только профессионал, компетентный и удовлетворенный своей деятельностью. Общетеоретическим аспектам образования и профессиональной деятельности специалистов посвящены работы многих ученых, В. А. Канн-Калика, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной, А. А. Реана, В. А., Сласте-нина, Э. И. Сокольниковой, М. Г. Тайчи-нова, Д. И. Фельдштейна, В. Д. Шадрико-ва и др.
Аналитический подход к структуре профессиональной деятельности, выделение ее структурных компонентов осуществлены в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Асмолова, И. А. Зимней, А. К. Марковой, И. П. Раченко, Е. И. Рогова и др.
С позиции личностно-деятельностного подхода в исследованиях отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.) личность рассматривается как субъект деятельности, которая, развиваясь в деятель-
ности, определяет ее содержание и характер протекания.
Сегодня происходит коренной переворот в сознании каждого педагога, в его системе ценностных ориентации, который повлечет за собой изменения в акцентах педагогической деятельности, в подходах к содержанию образования, методикам и технологиям. Личность человека - результат действия и взаимодействия различных факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей степени зависят от воли и сознания людей. Это - идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Названные выше факторы в совокупности направлены на формирование гармонично развитой личности. Таким образом, очевиден тот факт, что формирование личности человека есть процесс ее становления под влиянием многочисленных факторов, действующих стихийно и согласно определенным правилам, с применением определенных средств. Поэтому воспитание и есть один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определенной цели и развить определенные качества у воспитанника. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определенную цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит такие формы педагогической поддержки, которые и приведут к ее осуществлению. Воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди влияют на других в целях направленного формирования личности будущего специалиста.
Новое время привносит в педагогику большой объем знаний о возрастном развитии студента, особенностях его психологии, влиянии внешних условий на воспитание. Многие исследования возрастных изменений дают довольно полезный и интересный материал, на основе которого лучше выстраивать воспитание и обучение. Каждый из нас является человеком определенной культуры. Но осознать это можно лишь в ходе общения с людьми различных прошлых, настоящих и будущих культур.
Весь процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, подвижности, изменчивости. Оно изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей студентов, оно становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Часто бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на человека, а в других - самое незначительное.
В этом направлении сегодняшняя педагогическая наука активно разрабатывает теорию и практику педагогической поддержки. Идеи личностно ориентированного подхода и педагогической поддержки, нацеленные на помощь студенту, на индивидуальность и самоценность в процессе воспитания возникли на основе опыта таких выдающихся педагогов, как Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменский, М. Монте ссор и, С. Т. Шацкий и др.
Понятие «поддержка» введено в педагогику Н. Б. Крыловой и нашло отражение и развитие в работах О. С. Газмана. О. С. Газ-ман рассматривал ее как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, где она направлена на оказание помощи учащимся в решении их проблем . Е. С. Исаев, В. И. Слобод-чиков видят в педагогической поддержке «деятельность взрослого, направленную на развитие субъектности и индивидуальности ребенка, как способности личности к преобразующему отношению к собствен-
ной жизнедеятельности». А. М. Гольдин характеризует педагогическую поддержку, как «деятельность педагога, направленную на совместный с учеником анализ его образовательной траектории, на помощь в
2
самоопределении» .
Позже Т. М. Фролова определила педагогическую поддержку как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в учебе, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором» .
Т. А. Строкова считает, что смысл педагогической поддержки более полно отражается в двух подходах к ее определению -узком и широком. Узкий смысл ассоциируется с помощью педагога, его содействием в решении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением. Широкая интерпретация связана с созданием безопасной среды, необходимых условий для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям. Педагогическую помощь она трактует как систему средств, обеспечивающих самореализацию подростков в различных видах деятельности. Эта часть профессиональной деятельности педагогов выражает их гуманное отношение к детям, способствует созданию комфортного микроклимата и демократизации образова-
4
тельного процесса в целом .
По мнению Н. Н. Михайловой, место педагогической поддержки принципиально располагается в зоне, образующей автономию между социализацией и индивидуализацией. На этом «мостике» происходит встреча и соотнесение разноплановых интересов и целей и их конкретных носителей: педагога и студента. Здесь встречают-
ся конкретные «социальные и субъективные реальности», которые принимают решение относительно возможности совместного события, содействия, сотрудничества. Возникает общий проект взаимодействия, который будет одновременно помещен в социализирующую плоскость и в плоскость индивидуализации . Таким образом, многие авторы определяют педагогическую поддержку как особый вид профессиональной деятельности воспитателя, имеющий специфические задачи и цели.
Педагогическая поддержка является важной составляющей процесса воспитания, так как воспитание в своем контексте имеет целью создание условий для формирования гармонично развитой личности. Все это нашло отражение в работах Д. В. Григорьева,
В. А. Сластенина и др.
Процесс воспитания направлен на формирование социальноважных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности кразличным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир, тем больше она независима и самодостаточна. Таким образом, умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание объединены в целостный педагогический процесс, что дает возможность достичь одной из целей воспитания - формирования независимой самодостаточноразвитой личности. Самоопределение, развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности,т. е. человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В центре всей воспитательной работы вуза должна стоять не программа, не мероприятие, а сам студент, который является целью педагогической заботы.
Проблема воспитания самодостаточности личности в ее философском, социологическом, психолого-педагогическом аспектах является многогранной и неисчер-
паемой. Она рассматривается как проблема определения человеком себя в мире профессий, человеческих отношений, социальных изменений и т.д. Может быть, поэтому самодостаточность можно охарактеризовать, как способность личности решить стоящую перед ней проблему, основанием для принятия решения которой является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей. Следовательно, самодостаточность личности студента как будущего специалиста значима сегодня, когда процессы коммерциализации, предпринимательства, захватившие страну, рассматриваются в массовом сознании специалистов каждой профессиональной сферы сложным и противоречивым спектром технократических настроений, установок, а зачастую и принципов жизни. В таких условиях, возможно, самодостаточность поможет человеку осознать и отстоять свою позицию. Самодостаточность способствует становлению активных деятелей.
Из вышесказанного следует отметить, что личность многомерна и целостна. Это многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, в личности все качества и свойства представляют единство, что означает полностью соответствовать своему внутреннему «Я». И если возникает при этом разногласие, то оно побуж-
дает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сделать вывод о целесообразности использования возможностей педагогической поддержки как особого вида профессиональной деятельности воспитателя для формирования самодостаточности. Мы можем сказать о том, что назначение педагогической поддержки - активизация внутрилич-ностных факторов формирования самодостаточности студента, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентации будущих специалистов. Мы понимаем под педагогической поддержкой в развитии самодостаточности человека систему педагогической деятельности, раскрывающую личностный потенциал человека, который включает в активность механизмы саморазвития, самосовершенствования индивида и выводит личность на новый, качественный уровень жизнедеятельности и профессионального творчества, когда результат активности человека мотивирует его дальнейший рост и развитие.
ПРИМЕЧАНИЯ
Газман О. С Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып. 6 М., 1996г. С. 10-38.
г
Гольдин А. М. Школа-парк как одна из моделей свободного образования // Педагогические технологии. 1998. № 4. С. 43-54.
3
Фролова Т. М. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории. М., 1997. С. 42-49.
4
Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. 2002. № 4. С. 34-39.
Михайлова Н. Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.vlc.pedclub.ru