СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА» В ОБРАЗОВАНИИ
Е.П. АЛБИТОВА
соискатель кафедры педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогик и образования Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Саутин А.А.
E-mail:[email protected]
Аннотация. Прослеживается развитие понятия «педагогическая поддержка» в современном образовании, которое продолжает оставаться одним их актуальных вопросов современной образовательной ситуации. Исследование педагогической поддержки определило его современное звучание как социального явления, ориентированного на личность, ее развитие, саморазвитие, самообразование, самоопределение, субъектность, личностный потенциал, личностный рост.
Дается аргументация понятия «педагогическая поддержка» исследуемого как социальное явление, ориентированное и направленное на личность, ее развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение, самореализацию, субъектность, личностный потенциал и личностный рост.
Ключевые слова: педагогическая поддержка; педагогическая поддержка детей; подростков, молодежи образовательных учреждений; саморазвитие; самоопределение.
MODERN SOUNDING CONCEPTS «PEDAGOGICAL SUPPORT» IN EDUCATION
E.P. ALBITOVA
competitor of chair ofpedagogics of Teacher training college of the Buryat state university
Annotation. The article examines the development of the notion of «pedagogical support» in modern education. This concept continues to be one of the pressing issues of the present educational situation. Research of pedagogical support has defined its modern sound as a social phenomenon, which is oriented to the personality, its development, self-development, self-education, self-determination, subjectivity, personal potential, personal growth.
The article offers the first argument concept of «pedagogical support» of the investigated as a social phenomenon, oriented and focused on the personality of its development, self-development, self-improvement, self-determination, self-realization, subjectivity, personal potential and personal growth.
Key words: Pedagogical support; pedagogical support for children, adolescents, youth, educational institutions; self-development; self-determination.
Знакомство с феноменом «педагогическая поддержка» позволило нам сформулировать вопрос: как данное понятие развивается в современном образовании?. Изучение исследований педагогической поддержки и ее практического использования в деятельности педагогов-практиков ориентирует нас на более детальный анализ данного феномена.
В начале 90-х годов прошлого века О.С. Газ-ман [Газман, 1996, С. 5—45] разработал концепцию воспитания личности, декларирующую систему поддержки САМО=развития личности с помощью многообразных форм взаимодействия для решения и преодоления различных жизненных проблем
и трудностей как в обучении, так и в жизни. В ней особая роль отводилась педагогической поддержке.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)». Идея самоопределения связывалась, с саморазвитием самости ребенка в личностно-ориентированой (гу-
манистической) педагогике. Педагогический смысл понятия «педагогическая поддержка» выражается в том, что «поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве» [Газман, 1996, С. 5—45]. Педагог-воспитатель признает права ребенка на: свободу выбора, самовыражения, волеизъявления; самостоятельность, в которой взрослому важно быть товарищем, обучающим навыкам самоконтроля, самоанализа, адекватной самооценки.
Анализируя, позицию Е.А. Александровой, можно заметить, что педагогическая поддержка в чистом виде ею не рассматривается. Однако, она отмечает ее применение в первичных и вторичных условиях обучения. Первичными условиями становится эмоциональный фон — ситуация, в которой ребенок находится, сознательно, самостоятельно осуществляет адекватный выбор поведения, соразмерно его личностно-значимым ценностям и культурным традициям окружающей его социальной среды. Вторичными условиями является самостоятельное преодоление трудностей создавшейся ситуации. Роль педагога заключается в поддержке, помощи, содействии и взаимодействии с ребенком. Акцентируя внимание на создании условий обучения, поясним, что их наличие позволяет ребенку сопоставить поставленную им цель и продвигаться к ней, преодолевая все трудности [Александрова, 2007, С. 139].
Аналогичную мысль мы наблюдаем у Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина; в договоренности ребенка и взрослого исследователи видят возможность разрешения проблем, возникающих в процессе обучения. По их мнению, созданные условия позволяют ребенку «...по мере взросления становиться субъектом, строить собственную образовательную траекторию.» [Михайлова, Юсфин, 2001, С. 208].
Выбрать неповторимую траекторию собственного саморазвития, можно с помощью познания самого себя, своей уникальности и неповторимости, считает О.Е. Мачкарина [Мачкарина, 2003, С. 21], а педагогическая поддержка создает дополнительную возможность самореализации своей индивидуальности на протяжении всего жизненного пути.
Строить траекторию саморазвития возможно с помощью организации сотрудничества и вза-
имодействия воспитанника и воспигуемого, так как само по себе сотрудничество и взаимодействие уже предполагает позитивное отношение к деятельности человека, а результатом этого становится содействие всем начинаниям и самореализации воспитуемого (Н.Б. Крылова) [Крылова, 2000, с. 92—103].
Сопоставляя эти точки зрения можно заключить следующее. Выбрав цель для достижения определенного результата в процессе обучения, воспитатель и воспитуемый совместно сотрудничают и взаимодействуют. Это позволяет личности воспитуемого преодолевать возникающие трудности, развиваться, саморазвиваться, самосовершенствоваться. При этом роль педагога и его педагогической поддержки не сводится к постоянной опеке, заботе и попечительству воспитуемого.
Теорию педагогической поддержки О.С. Газ-мана продолжила развивать концепция культурной среды школы А.В. Иванова. По утверждению А.В. Иванова [Иванов, 2007, С. 202], «педагогическая поддержка выступает ведущим ценностным компонентом, конкретизированной системой методов и способов деятельности, обеспечивающей успешное развитие и саморазвитие ребенка в образовательном учреждении». Педагогическую поддержку, по А.В. Иванову, можно рассматривать в широком и узком понимании. Для нас важнее широкое понимание, которое исследует педагогическую поддержку в отношении детей, подростков и молодежи образовательных учреждений.
В систему педагогической поддержки могут входить, как утверждает И.С. Якиманская [Якиманская, 1996, С. 96], разноплановые мероприятия, которые необходимы для выявления интересов, склонностей, способностей детей для дальнейшего их развития, саморазвития, самообразования и самоопределения.
И.Ю. Шустова педагогическую поддержку исследует «как необходимое условие и эффективное средство становления готовности к самоанализу школьника. Самоанализ выступает механизмом самоопределения школьника, являясь одним из показателей его субъектности». Поэтому педагогическая поддержка самоопределения средствами самоанализа, согласно ее рассуждениям, характеризуется двухсторонней направленностью — социальным и
«внутриличностным» самоопределением [Шустова, 1999, С. 187].
Рассматривая вышеуказанные позиции, мы считаем, что педагогическая поддержка выступает эффективным условием для развития, саморазвития, самообразования и самоопределения личности. Относительно самоопределения отметим следующее. Свое самоопределение человек постоянно соотносит с собственным выбором, ценностными позициями и собственной ролью в обществе. Оно, как известно, измеряется в социальном статусе, социальном положении, социальном опыте. Самоопределение характеризуется двойной направленностью, оно как в социальном, так и «внутриличностном» плане соотносится с ценностным компонентом. Личности всегда приходится социализироваться, адаптироваться ко всем существующим вокруг нее средам, одновременно, выделять из них ценностное содержание, например, к образовательной, воспитательной, информационной, и социальной (наиболее существенной), где ценностным становится организация деятельности каждого человека. Важно оказывать помощь личности как в социальном, так и во внутриличностном самоопределении. Это помогает ей безболезненно проходить кризисные и критические ситуации, которые могут отрицательно сказываться на ее дальнейшем развитии.
На такой результат самоопределения нам указывают Н.Н. Михайлова, С.Н. Юсфин, они полагают, что самоопределение обусловливается в позиции осознанного выбора, который осуществляет человек. Помощь же в реализации выбора всегда актуальна для личности, так как она соотносится с ценностями гражданского общества и видения своего выбора в нем.
Н.Б. Подсосова изучает педагогическую поддержку к образовательной среде на студентах первого курса. По ее мнению, организовать педагогическую поддержку можно через институт кураторства, где равнопартнёрская доверительная деятельность педагога-куратора и студента будет направлена на развитие его субъектности и личностного потенциала, что обеспечивает решение трудностей и проблем самореализации [Подсосова, 2012, С. 24].
Помимо этого, как отмечает А.Н. Руденко, с помощью педагогической поддержки, наполненной
стратегией педагогической деятельности, студенту можно сохранять собственные интересы, обретать уверенность с помощью взаимодействия с преподавателем. Это, в свою очередь, сказывается на положительной ориентации студента, удерживающей его « ... от ошибок в выборе позиции и действий, стимулирует мотивацию на успех, где создаются ситуации, востребующие проявление и наращивание личностных функций, актуализирующих феномен «быть личностью»». Результат такой поддержки будет проявляться «... в содействии субъектам образовательного процесса, в актуализации личностного потенциала человека, преодолении трудностей любого уровня и направленного на их дальнейший личностный рост» [Руденко, 2011, с. 24].
Итак, мы наблюдаем, что понятие «педагогическая поддержка» исследуется как социальное явление. Оно ориентировано и направленно на личность, ее развитие, саморазвитие, самосовершенствование, самоопределение, самореализацию, а также на субъектность, личностный потенциал и личностный рост. Данный феномен соотносит реальную действительность и возникающие в нем трудности в решении проблем развития личности. Это позволяет строить специальную деятельность педагога, организовывать пространство и время взаимодействия с ребенком, создавать среду для проявления потенциала ребенка и его самореализации, а также оказывать помощь ребенку в преодолении трудностей через создание ситуации успеха (В.А. Хорош, Л.Ю. Хорош) [Хорош, Хорош, 2007, С. 139].
Анализ научной литературы по сформулированному нами вопросу (как данное понятие развивается в современном образовании) позволяет сделать выводы.
Появление понятия «педагогическая поддержка» связано с именем О.С. Газмана, который определил ее как особый вид деятельности, указав, что она направлена «... на помощь детям в решении их индивидуальных проблем, физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении ...». Педагогическая поддержка в большей степени обозначает дружественное участие, одобрительное отношение учителя к ученику.
Такое понимание педагогической поддержки было заложено в концепцию, развитие идей которой получило распространение среди большего числа российских педагогов.
Понятие «педагогическая поддержка» продолжает оставаться одним их актуальных понятий современного образования. Педагогическая поддержка включает в себя широкий спектр понимания и рассматривается как: совместная деятельность (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Г.И. Рогалева); система методов и способов деятельности (А.В. Иванов, В.А. Хорош, Л.Ю. Хорош, И. С. Якиманская); возможность разрешения проблем, возникающих в процессе обучения (Н.Н. Михайлова, С.М. Юс-фин); стратегия педагогической деятельности (А.Н. Руденко); социальное и внутриличностное самоопределение (И.Ю. Шустова); равнопартнерская доверительная деятельность (Н.Б. Подсосова) и т.д.
В современной образовательной ситуации вопросы организации педагогической поддержки и воспитания актуальны всегда. Исследование данных вопросов показало, что они ориентированы на личность, ее развитие, саморазвитие, самообразование, самоопределение, самореализацию, а также на субъектность, личностный потенциал и личностный рост. В нашем понимании ориентированные на личность процессы в большей степени проявляются на этапах получения высшего профессионального образования. Изучая педагогическую поддержку с момента ее появления по настоящее время, нам особо хотелось бы остановиться на самоопределении.
В зарубежной литературе самоопределение выражается в понятии «психосоциальная идентичность». Понятие, разработанное и введенное Э. Эриксоном в научный оборот, в большей степени было связано с пониманием собственной ценности и компетентности личности. Отсутствие данного понимания приводит личность к кризису ее идентичности, которая четко обозначена проявлением и выражением таких состояний, как апатия, лень, депрессия, отсутствие интереса к жизни и др. Следствием этого становится растерянность собственного «я», колебание в способности вести свою жизнь в определенной самостоятельной траектории.
Для нашего исследования изучение самоопределения актуально на этапе получения высшего профессионального образования. Свое самоопреде-
ление личность выражает через выбор специальности; в результате она становится субъектом образовательного процесса — студентом вуза. Совершив выбор специальности, личность часто колеблется, ощущает неустойчивость собственной позиции и отстаивание собственного «я», что характерно для юношеского возраста. Происходит это в силу многих причин. Однако, главной и существенной, по нашему мнению, становятся недостаточный уровень знаний.
На этапе обучения студенту вуза предстоит пройти через большое количество трудностей и полагаться ему приходится только на себя; такую готовность могут проявить не многие. В процессе обучения студентов вуза, начиная с первого курса можно наблюдать следующую ситуацию. Студент, загораясь желанием освоить интересную специальность, не может пройти через трудности, которые в большей степени необходимы ему для усиления дальнейшей мотивации, но он не осознает этого. Дальнейшее его поведение строится на смене интереса к выбранной им специальности, изменении специальности или смене вуза.
Такие примеры в вузах не редкость, они не несут положительной оценки и не поднимают авторитет образовательного учреждения. Мы считаем, чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо деятельность преподавателей, кураторов и других участников образовательного процесса насыщать педагогической поддержкой. Именно она призвана помочь студенту закрепить собственное «я», его самоопределившуюся позицию, состоявшийся выбор специальности, подготовить к самостоятельному периоду прохождения трудностей в обучении и многое другое. В этом случае у студента вуза активизируется понимание и осознание его собственного выбора, который зависел только от него, от его действий. Поэтому ему следует пройти этот путь, который, как и другие выбранные им по его скоротечному желанию, может быть осложнен трудностями, которые на первый взгляд невозможно преодолеть.
В связи с этим, на наш взгляд, на современном этапе педагогическая поддержка требует детального осмысления и создания новых теоретических и практико-ориентированных моделей в образовательном пространстве учебного заведения. Это рас-
ширит границы исследования педагогической поддержки и даст нам основание изучить ее сущность, содержание и особенности в пространстве вуза.
Литература
1. Александрова Е.А. Педагогика с детским лицом: 15 лет спустя // Задачи и условия развития системы педагогической поддержки. 2007. № 1 (31).
2. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы конференции. М., 1996.
3. Иванов А.В. Становление теории и практики педагогической поддержки // НЦО Миссия классного воспитателя. Новые ценности образования. 2007. № 1 (31).
4. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных измерений ребенка и взрослого //Классный руководитель. 2000. № 3.
5. Мачкарина О.Е. Система педагогической поддержки процесса самопредолевания у старшеклассников: Авто-
реф. дисс.....педагогич. наук. Хабаровск, 2003.
6. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в сфере гражданского образования. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001.
7. Подсосова Н.Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: Автореф. дисс.....педагогич. наук. Новокузнецк, 2012.
8. Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Автореф. дисс. ... педагогич. наук. Улан-Удэ, 1998.
9. Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студентов в образовательном процессе вуза: Ав-тореф. дисс. ... педагогич. наук. Чита, 2011.
10. Хорош В.А., Хорош Л.Ю. Самоопределение в культуре: опыт организации семинара классных воспитателей // Освобожденный классный воспитатель — носитель педагогической поддержки. 2007. № 1 (31).
11. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников: Дисс. ... канд. педагогич. наук. М., 1999.
12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М., 1996.
ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
А.В. ИВАНОВА
старший лейтенант полиции, адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент:доктор педагогических наук, профессор Самойлов В.Д.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Образовательный процесс в вузах МВД России имеет свои особенности. Психолого-педагогическая подготовка кадров МВД России составляет сегодня основу профессионального образования. В статье речь идет о требованиях, предъявляемых к образовательному процессу; выделена группа новых требований к перспективной психолого-педагогической подготовке выпускников вузов МВД России.
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, образовательный процесс, требования, профессиональное образование.
JUSTIFICATION OF REQUIREMENTS TO PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL PREPARATION OFGRADUATES HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.V. IVANOVA
senior lieutenant ofpolice, graduate student of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia