Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как ресурс образовательной среды: истоки и современные реалии'

Педагогическая поддержка как ресурс образовательной среды: истоки и современные реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СА МОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDIVIDUALIZATION / SELF-REALIZATION / SELFDETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Е. В., Брыкин Ю. В.

Описывается становление теории педагогической поддержки в отечественной педаго гике, анализируется состояние современной образовательной среды по вопросам орга низации и реализации педагогической поддержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support as a resource of educational environment: sources and modern realities

This paper describes the emergence of the theory of pedagogical support in the domestic pedagogy, examines the state of the modern educational environment on the organization and implementation of educational support

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как ресурс образовательной среды: истоки и современные реалии»

УДК 37.013

Е.В. ЕФИМОВА, Ю.В. БРЫКИН

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК РЕСУРС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ИСТОКИ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

Описывается становление теории педагогической поддержки в отечественной педагогике, анализируется состояние современной образовательной среды по вопросам организации и реализации педагогической поддержки.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, образовательная среда, индивидуализация, самореализация, самоопределение.

This paper describes the emergence of the theory of pedagogical support in the domestic pedagogy, examines the state of the modern educational environment on the organization and implementation of educational support.

Keywords: pedagogical support, educational environment, individualization, self-realization, self-determination.

Наши концептуальные представления о педагогической поддержке как ресурсе образовательной среды основываются на теоретических исследованиях, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии, а также под влиянием самой практики педагогической поддержки.

Исторические корни педагогики поддержки уходят в глубь столетий. Ее элементы просматриваются, например, в образовательной деятельности учителя древности Сократа, который еще в V в. до н.э. стремился обучать молодых людей, выдвинув тезис: «Познай самого себя». Сократ поддерживал духовные искания своих учеников, подводя их к постижению сути вещей. Великий учитель Античности рассматривал процесс воспитания с точки зрения самоорганизации и саморазвития человека [2]. В его диалогах с учениками можно уви-

© Ефимова Е.В., Брыкин Ю.В., 2016

деть важность поддерживающего действия учителя в пробуждении у воспитанников заложенных от рождения активности и творческого начала [2, 7, 9].

Гуманистические идеи поддержки, заложенные в Античности, преодолев религиозно-тоталитарные системы Средневековья, получили свое дальнейшее развитие в эпоху Возрождения [9]. В этот период в общественном сознании укоренялась мысль о том, что социально-управляемое воспитание является созидательно-преобразующим фактором развития общества, а человек - целью, а не средством педагогической деятельности. Педагоги-гуманисты Возрождения (Т. Кам-панелла, М. Монтень и др.) не только считали человека в силу его разума, активности, воли творцом всех ценностей и собственного счастья, но и пытались построить модели воспитательно-образовательных систем на принципах гуманистической педагогики [8, 9].

Как видим, мысль об образовательной и воспитательной среде как одном из основных ресурсов педагогической поддержки появилась достаточно давно. Однако долгое время (вплоть до второй половины прошлого века) педагогическая поддержка не выделялась как самостоятельная деятельность. Она была размыта в общей деятельности педагога (в гуманной позиции сотрудничества с ребенком) и осознавалась как одна из актуальных, но частных задач его профессиональной работы.

Осознание педагогической общественностью инновационного и социального характера педагогической поддержки способствовало тому, что сам термин получил статус педагогической категории, т.е. стал общим, фундаментальным понятием, отражающим определенные факты (феномены) педагогической практики, существенные свойства и взаимосвязи педагогической деятельности.

Эти процессы способствовали появлению концепции педагогической поддержки. Определенной ее трактовке и объяснению как конструктивного принципа особого направления педагогической деятельности были посвящены исследования Центра педагогических инноваций под руководством Э.Д. Днепрова, где заведующим лаборатории проектирования воспитательных систем работал замечательный последователь воспитательных систем О.С. Газман. В тесном контакте с лабораторией работали те, с кем О.С. Газ-мана связывала многолетняя дружба и сотрудничество: В.П. Бердыханова, к.ф.н. М.А. Гусаковский и др. Это было сообщество единомышленников, охваченных желанием создать гуманную модель школы. В этих новых для России направлениях педагогической дея-

тельности и рождалось понятие «педагогическая поддержка». Принципиально важно отметить, что Олег Семенович Газман разделял две сферы педагогической деятельности:

• воспитание, определяющееся социальными границами и ценностями;

• поддержка, определяющаяся индивидуальными условиями развития и жизненной практики ребенка, основывается на готовности подростка к собственным действиям и самостоятельному выбору.

Решением коллегии Министерства образования РСФСР от 24.01.1991 г. «О демократизации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях РСФСР» была введена должность освобожденного классного воспитателя (куратора).

На первый взгляд, поддержка кажется понятной: взрослый, более мудрый и компетентный, оказывает помощь растущему человеку в том, чтобы с меньшими потерями преодолеть кризисные периоды развития, обрести свое «Я» и не просто приспособиться или адаптироваться к жизни, а построить свою неповторимую жизнь. В реальности деятельность в поле педагогической поддержки возможна при наличии общих позиций и подходов к воспитанию у коллег и руководителей школы, совместного построения образовательной среды на основе личностно-ориентированного образования.

Становление теории педагогической поддержки отражало объективную потребность общества в обеспечении индивидуального образования, в развитии у молодого поколения способности к самоопределению и самореализации. Концепция поддержки О.С. Газ-мана реализовывалась им и его сотрудниками как основа переквалификации

педагогов и была положена в основу Положения об освобожденном классном руководителе (классном воспитателе), ориентированного на индивидуальную работу с учениками [4, с. 29].

В 2001 г. издана книга Н.Н. Михайловой и С.Ю. Юсфина «Педагогика поддержки». В ней систематизировались теоретические и методические принципы и нормы, отражающие основное содержание педагогической поддержки; давались рекомендации по их практическому применению в образовательной среде.

В 2006 г. выходит учебное пособие «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» (под редакцией И.А. Колесниковой и В.А. Сластёнина, научный редактор Н.Б. Крылова). Педагогическая поддержка в пособии трактуется как психологоемкая деятельность педагога, всецело ориентированная на самоопределение ребенка и исключающая традиционный подход к педагогической работе как воздействие на учащегося.

Прошло более 20 лет с тех пор, как появилась статья О.С. Газмана «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема». С того времени педагогика сотрудничества почти стала реальностью, многие учителя пытаются реализовать ее в совместной деятельности с детьми. А педагогическая поддержка как углубленное общение с ребенком по поводу его жиз-

ненных трудностей еще остается «инновационной проблемой» образования, не став массовой практикой. Современная школьная жизнь устроена так, что педагогическую поддержку (из-за ее тонкой душевной настройки) надо постоянно «подпитывать» и обеспечивать, иначе она распадается как система и действует в лучшем случае как практика отдельных педагогов. В текучке реформирования образования система педагогической поддержки так и осталась нереализованной в массовой практике школ. В чем причины этого? Нет условий для ее реализации? Недостаточно популярна концепция? Все это имеет место. Но одновременно в экспериментальных, инновационных, частных школах сохранились классные воспитатели, тьюторы, социальный педагог, психолог-консультант. И все же вновь, как и в прежние времена, возникает необходимость глубоко и серьезно заняться проблемами личностного развития ребенка и, наконец, начать решать задачи его индивидуализации, а не только обучения и социализирующего воспитания. Педагогическая поддержка выступает одной из важнейших ценностей современного образования, особенно в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Педагогическая поддержка ребенка в образовании должна стать реальным базовым компонентом образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Брыкин Ю.В. Анализ трактовки понятия «образовательная среда» в современных научных исследованиях // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 85-90.

2. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романова. М, 1989. С. 30.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию//Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 48.

4. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен. URL: http://shgpi.edu. ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-10.pdf

5. Ефимова Е.В. Педагогическая поддержка выбора профиля обучения выпускников основной школы: дис.... канд. пед. наук. М, 2011.

6. Строкова Т.А. Педагогическая поддерж- 7. Фролова Т.В. Педагогика поддержки: не ка и помощь в современной образовательной мираж, а реальная помощь //Директор шко-практике//Педагогика. 2002. № 4. С. 20-27. лы. 2003. № 2. С. 70-73.

УДК 378.1

Л.В. ЮРКИНА, Ф.В. ПОНОМАРЕВ

ДИАГНОСТИКА КОМФОРТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассмотрено воспитательное пространство технологического вуза с присущими ему особенностями. Для иллюстрации комфортности воспитательного пространства предложены усредненные психологические портреты студентов выпускного курса вуза. Проанализированы 6 факторов, варьировавшихся по гендерному признаку, которые позволили оценить сформированность эмоционального интеллекта. Полученные результаты показали достаточную комфортность воспитательного пространства. Ключевые слова: технологический вуз, воспитательное пространство, психологическое тестирование, эмоциональный интеллект.

The technological educational space of the university, with its inherent features. To illustrate the superior educational space averaged offered psychological portraits of graduate students of the university. 6 analyzed factors vary by gender, which allowed us to estimate Maturity of emotional intelligence. The results showed sufficient comfort educational space.

Keywords: technological university, educational space, psychological tests, emotional intelligence.

Жизнь студенческой молодежи как социальной группы отличается прежде всего возрастающим темпом как интеллектуальных, так и эмоциональных нагрузок, высоким уровнем ответственности при недостаточно развитых возможностях восполнения потраченных ресурсов. В зоне значительного риска в смысле адаптивных возможностей и психологического здоровья, которое, как известно, определяет и различные аспекты физического состояния, находятся студенты технологических вузов [2]. Ввиду профиля подготовки они не

© Юркина Л.В., Пономарев Ф.В., 2016

всегда получают должный набор знаний и умений в области психологии адаптации, педагогических технологий самообразования, а также культуры умственного труда и межличностных отношений. Между тем высокий уровень стресса и отсутствие развитых конструктивных стратегий противодействия ему приводят к снижению когнитивных способностей, уменьшая общий КПД образования. Актуальным заслоном неконструктивной реакции на стресс является выработка эмоционального интеллекта. Широко трактуя это положение, мы можем говорить о необходимости оценки зрелости эмо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.