Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста'

Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL SUPPORT / SUBJECT POSITION / DEVELOPMENT / PRE-SCHOOL CHILDREN / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горностай Т. Л., Степанова Н. А.

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является педагогическая поддержка развития личности детей дошкольного возраста. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, сущность которой заключается во включении ребенка в разнообразные виды детской деятельности и переводе дошкольника на позицию субъекта в целях развития его индивидуальности. В статье раскрываются теоретические и методические основы использования технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании. Анализ современных подходов российских и белорусских исследователей к изучаемой проблеме акцентирует внимание читателей статьи на субъектно-деятельностном подходе и четырех тактиках педагогической поддержки О. С. Газмана, разработанных в зависимости от решаемой педагогом задачи («защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие»). Рассматривается роль использования технологий воспитания, личностно-ориентированных, гуманно-личностных технологий в развитии субъектной позиции детей дошкольного возраста. Примером реализации технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании служат разработанные авторами статьи теоретические вопросы и практические задания, которые можно использовать в профессиональной подготовке будущих воспитателей. Значительное место в применении указанных технологий отводится интерактивным формам работы студентов. Авторы приходят к выводу, что педагогическая поддержка формирует особую творческую атмосферу и систематически создает в жизни детей ситуации выбора, необходимые для развития позиции субъекта. Субъектный подход, подчеркивающий самоценность дошкольного детства, является сегодня одним из перспективных в современной практике дошкольного образования России и Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горностай Т. Л., Степанова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN’S SUBJECTIVE POSITION

One of the priority directions in pre-school education is pedagogical support development of pre-school children’ personality. The development of the child’s position of the subject requires a special pedagogical technology that includes a pre-schooler in a variety of children’s activities and transfers him/her to the position of the subject in order to develop his/her personality. The article reveals theoretical and methodological foundations of pedagogical support development technologies of pre-schooler’s subjective position in pre-school education. The analysis of the Russian and Belorussian resent research works of the problem under the study draws the readers’ attention to the subject-activity approach, four tactics (“protection”, “help”, “assistance” and “interaction”) of pedagogical support by O. S. Gazman worked out in accordance with the teacher’s set task. The authors consider the role of the educational technology, as well as personality-oriented and human-oriented technologies in the pre-school children’s subjective position development. The described theoretical principles and practical tasks for pedagogical support development of the child’s subject position can be used in pre-school teachers’ professional training. Interactive forms of work are very important in pre-school teachers’ training. Pedagogical support forms a special creative atmosphere in class and lets the children make their own choices, which contributes to the development of children's subject position. The subject approach, emphasizing the self-value of pre-school childhood, is today one of the most promising technologies in the contemporary pre-school education both in Russian Federation and the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.24:37.015.4

Т. Л. Горностай (Брест, Беларусь) Н. А. Степанова (Магнитогорск, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является педагогическая поддержка развития личности детей дошкольного возраста. Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, сущность которой заключается во включении ребенка в разнообразные виды детской деятельности и переводе дошкольника на позицию субъекта в целях развития его индивидуальности. В статье раскрываются теоретические и методические основы использования технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании. Анализ современных подходов российских и белорусских исследователей к изучаемой проблеме акцентирует внимание читателей статьи на субъектно-деятельностном подходе и четырех тактиках педагогической поддержки О. С. Газмана, разработанных в зависимости от решаемой педагогом задачи («защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие»). Рассматривается роль использования технологий воспитания, личностно-ориентированных, гуманно-личностных технологий в развитии субъектной позиции детей дошкольного возраста. Примером реализации технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции ребенка в дошкольном образовании служат разработанные авторами статьи теоретические вопросы и практические задания, которые можно использовать в профессиональной подготовке будущих воспитателей. Значительное место в применении указанных технологий отводится интерактивным формам работы студентов. Авторы приходят к выводу, что педагогическая поддержка формирует особую творческую атмосферу и систематически создает в жизни детей ситуации выбора, необходимые для развития позиции субъекта. Субъектный подход, подчеркивающий самоценность дошкольного детства, является сегодня одним из перспективных в современной практике дошкольного образования России и Республики Беларусь.

Ключевые слова: технологии, педагогическая поддержка, субъектная позиция, развитие, дети дошкольного возраста, профессиональная подготовка.

Педагогическая поддержка развития личности детей дошкольного возраста остается одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании. Воздействие на процесс формирования индивидуальности ребенка предполагает в числе первых действий создание условий для освоения им позиции субъекта. Это означает использование специальной педагогической технологии, сущность которой состоит во включении ребенка в разнообразные виды детской деятельности для постепенного перевода дошкольника на позицию субъекта.

В современную педагогику понятие «педагогическая поддержка» было введено в конце ХХ века российским ученым Олегом Семёновичем Газманом, который рассматривает это понятие с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка [1].

Объектом педагогической поддержки является «образовательный материал» (О. С. Газман), то есть «некоторый комплекс содержания и методов, что используется в педагогическом процессе и является базой для самообразования и саморазвития» [1, с. 25]. В него входят важные для детей предметы, ценности, знания о человеке, окружающий мир, отношения между ними, духовные идеалы и моральные нормы; способы познания и понимания себя и мира. В этом аспекте формирующаяся субъектная позиция ребенка тоже будет выступать в качестве объекта педагогической поддержки старших дошкольников.

Важным для нашего исследования являются четыре тактики педагогической поддержки О. С. Газмана, разработанные в зависимости от решаемой педагогом задачи: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Выбор тактики зависит от цели взаимодействия и потребности в нем детей. Эти четыре тактики позволили разделить этапы педагогической деятельности на три блока [1, с. 27].

Блок I включает деятельность педагога в ситуациях, когда ребенок не справляется самостоятельно с затруднением или не видит грозящей ему опасности. Сюда целесообразно включать такие виды педагогической поддержки, как «защита», «забота», «опека».

Блок II, наиболее распространенный в России и Республике Беларусь, включает такой тип дея-

тельности, как «наставничество». «Выступая в роли "тренера", воспитатель создает условия для воспроизводства культурного наследия в неизменном типе и отрицания им процесса учения как такового» [1, с. 30].

Блок III характерен для взаимодействия педагогов с детьми со сформированной «Я-концепцией». В зависимости от нее ребенок проявляет меньшую потребность во взаимодействии с педагогом, как мы указывали выше. В блок целесообразно включать такие виды педагогической поддержки, которые О. С. Газман условно называет «друг», «плечо», «батут» [1, с. 32].

В научной литературе сосуществуют и другие подходы к классификации педагогической поддержки. Так, белорусская исследовательница И. Е. Керножицкая делит виды организованной поддержки по характеру помощи, которая выражается в позиции и действиях педагога [5]:

1) «поучающая поддержка» - педагог в процессе взаимодействия с детьми учит, навязывает свое мнение, излишне контролирует, требует, напоминает о недостатках поведения, нежелательных привычках;

2) «замещение» - педагог при определенных затруднениях ребенка сразу предлагает готовый выход из проблемной учебной или жизненной ситуации;

3) «призыв к подражанию» - педагог демонстрирует образцы здорового образа жизни, целеустремленности, компетентности, глубины мышления и т. д.;

4) «сотрудничество» - педагог помогает осознать ученику суть возникшей проблемы, перевести проблемную ситуацию в задачу деятельности, увидеть собственные реальные и потенциальные силы, выстроить варианты решений, выбрать из них оптимальный;

5) «инициирование» - педагог только создает условия для свободного выбора решений, путей выхода из нравственных коллизий детей, но не предлагает решений, что полезно в плане развития самостоятельности, личной ответственности и детской инициативы;

6) «упреждение» - педагог помогает ребенку, подстраховывает его, предотвращает неверные шаги и решения, учит «на чужих ошибках» [5, с. 44-45], так как в силу возраста ограниченность жизненного опыта не позволяют ребенку предвидеть последствия своих действий и поступков в отношениях со сверстниками и взрослыми.

На наш взгляд, все вышеперечисленные виды педагогической поддержки можно в той или иной степени использовать в образовательном процессе дошкольного учреждения для формирования субъектной позиции ребенка и создания условий для его нравственного выбора.

Основанием для нашего исследования является утверждение российских ученых А. Г. Гогоберидзе и В. А.Деркунской о том, что развитие ребенка как субъекта осуществляется в процессе освоения им социокультурного опыта [4, с. 26]. В исследовании М. В. Крулехт позиция субъекта рассматривается как «способность применять освоенный социальный опыт для постепенного вхождения в современный мир, приобщения его к ценностям, через включение в реальные трудовые связи с близкими людьми» [7, с. 104].

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без инновационных педагогических технологий. Рассмотрим специфику применения некоторых из них.

Особенности технологии воспитания обусловлены тем, что успех в решении воспитательных проблем зачастую связан с мастерством, личностью самого педагога, а не со степенью отработанности действий и приемов. Это наукоемкая технология, требующая анализа и отбора большого количества научной информации из всех областей человекознания. Она не гарантирует обязательного успеха в развитии личности конкретного ребенка, поскольку не обеспечивает многогранного влияния на воспитанника, результат можно увидеть только в отдаленном будущем.

В рамках личностно-ориентированного воспитания педагогическая поддержка относится к технологиям, которые развертываются на основе понимания ситуации взаимопонимания между участниками процесса. Воспитатель при этом не навязывает ценности, а лишь создает условия для их осознанного выбора. Таким образом, в ходе поддержки педагогические цели достигаются через создание педагогом специальных ситуаций, актуализирующих эмоциональный и интеллектуальный потенциал детей через стимулирование их деятельности.

Гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, пропагандируют идеи уважения к личности ребенка, веры в его творческие силы.

Для системы дошкольного образования особый интерес представляют следующие технологии педагогической поддержки субъектной позиции ребенка-дошкольника: гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, технология саморазвития и самовоспитания М. Монтессори, технология

развития исследовательской активности И. А. Савенковой, технология воспитания творческой личности (ТРИЗ), информационно-коммуникативные и др. [4].

Особо следует выделить игровые технологии, организационными формами которых могут быть сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские и другие игры. Они максимально приближают образование дошкольников к обыденной жизни. Их особенность заключается в повышении социального партнерства, поскольку педагог здесь - друг и равный член команды. Предусмотрено также приобщение к сотрудничеству родителей [8; 9].

В профессиональной подготовке бакалавров - будущих воспитателей нами также уделяется немало внимания вопросам субъектной позиции дошкольников, технологиям педагогической поддержки ребенка в дошкольном образовании. Рассмотрим в качестве примера ряд тем, которые могут применяться преподавателями в курсах «Дошкольная педагогика», «Социальное развитие дошкольников» и других дисциплинах при изучении обучающимися вышеуказанных вопросов:

1. Портрет ребенка раннего возраста в ФГОС ДО.

2. Портрет ребенка на этапе завершения дошкольного возраста в ФГОС ДО.

3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников в исследованиях ведущих педагогов и психологов.

4. Субкультура детства: понятия, признаки.

5. Субъект-субъектное взаимодействие как основа конструирования образовательного процесса

ДОО.

Учитывая, что одной из общепрофессиональных компетенций будущих воспитателей является обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, выделим примеры профессионально-педагогических заданий обучающихся для проведения семинарских и лабораторных занятий по проблеме исследования.

1. Разработать презентацию (10-15 слайдов) на тему: «Психолого-педагогический портрет современного дошкольника: проблемы, пути решения».

2. Написать реферат на тему «Современные концепции педагогической поддержки дошкольников» (с акцентом на одну из концепций - на выбор студента).

3. Заполните таблицу:

Возраст детей Психолого-педагогические особенности детей Тактика педагогической поддержки

Млад. дош. (3-5лет)

Стар. дош (с 5-7 лет)

4. Разработать и провести на занятии пять педагогических ситуаций, связанных с субъект-субъектным взаимодействием педагога и детей в сюжетно-ролевой игре, общении, продуктивной деятельности, экспериментальной и двигательной деятельности.

5. Спроектировать и решить профессионально-педагогические задачи во всех направлениях целостного развития дошкольника (по одной задаче на каждую образовательную область).

6. Разработайте педагогическую ситуацию субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми в сюжетно-ролевой игре.

7. Сконструируйте педагогическую ситуацию субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста в дидактической игре.

8. Проведите на практике подобранные диагностические методики (3-5) по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников. Разработайте рекомендации педагогам по результатам диагностики.

9. Разработайте и защитите конспект любого вида деятельности для любой возрастной группы с обоснованием педагогической поддержки.

10. Выполнить сравнительный анализ трех примерных основных образовательных программ дошкольной образовательной организации, выделив в каждой особенности педагогической поддержки.

11. Составьте перечень (4-5) технологий педагогической поддержки развития субъектной позиции дошкольников, указав название, авторов, цели и основные формы работы с детьми.

12. Разработайте и защитите консультацию для родителей по вопросам субъект-субъектного их взаимодействия с детьми, отразив в ней вопросы, список литературы, приемы активизации родителей.

13. Проведите сравнительный анализ тендерных различий дошкольников, указав отличительные психологические черты мальчиков и девочек и специфику тактики их педагогической поддержки.

14. Разработайте и разыграйте на занятии следующие ситуации, используемые в практике дошкольной образовательной организации: «защита», «помощь» и «взаимодействие».

Таким образом, педагогическая поддержка в дошкольном и профессиональном образовании создает особую творческую атмосферу и систематически ставит детей в ситуации выбора, что важно использовать для формирования у детей позиции субъекта. Субъектный подход, подчеркивающий самоценность дошкольного детства, сегодня выступает одним из перспективных в современной практике дошкольного образования России и Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. М. : Прогресс, 1996. 167 с.

2. Гогоберидзе А. Г. Субъектность ребенка дошкольного возраста: миф или реальность? // Современный детский сад. 2010. № 1. С. 22-27.

3. Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. СПб. : Речь, 2005. С. 311-314.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2015. 464 с.

5. Керножицкая И. Е. Идея педагогической поддержки в современной отечественной педагогике // Общая образовательная школа в условиях реформирования: состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. П. Орлова. Витебск: Гос. университет им. П. М. Машерова, 2003. С. 42-47.

6. Попова С. И. К вопросу о педагогической поддержке личности // Праблемы выхавання. 2002. № 3. С. 102-112.

7. Педагогика детства: петербургская научная школа: сб. научн. трудов /ред. М. В. Крулехт и др. СПб. : Адверта, 2005. 405 с.

8. Ращикулина Е. Н., Кизилова С. А. Аксиологический подход в социогуманитарном исследовании ответственного родительства // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 101-107.

9. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N. I., Yurevich S. N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? // Man in India. 2017. Т. 97 № 5. С. 171-185.

T. L. Gornostay (Brest, the Republic of Belarus) N. A. Stepanova (Magnitogorsk, Russia)

PEDAGOGICAL SUPPORT DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN'S

SUBJECTIVE POSITION

Abstract. One of the priority directions in pre-school education is pedagogical support development of preschool children' personality. The development of the child's position of the subject requires a special pedagogical technology that includes a pre-schooler in a variety of children's activities and transfers him/her to the position of the subject in order to develop his/her personality.

The article reveals theoretical and methodological foundations of pedagogical support development technologies of pre-schooler's subjective position in pre-school education. The analysis of the Russian and Belorussian resent research works of the problem under the study draws the readers' attention to the subject-activity approach, four tactics ("protection", "help", "assistance" and "interaction") of pedagogical support by O. S. Gazman worked out in accordance with the teacher's set task.

The authors consider the role of the educational technology, as well as personality-oriented and human-oriented technologies in the pre-school children's subjective position development. The described theoretical principles and practical tasks for pedagogical support development of the child's subject position can be used in pre -school teachers' professional training. Interactive forms of work are very important in pre-school teachers' training.

Pedagogical support forms a special creative atmosphere in class and lets the children make their own choices, which contributes to the development of children's subject position. The subject approach, emphasizing the self-value of pre-school childhood, is today one of the most promising technologies in the contemporary pre-school education both in Russian Federation and the Republic of Belarus.

Keywords: technologies, pedagogical support, subject position, development, pre-school children, professional training.

REFERENCES

1. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detei v obrazovanii / pod red. O. S. Gazmana. Moscow , Progress, 1996, 167 p.

2. Gogoberidze A. G. Sub"ektnost' rebenka doshkol'nogo vozrasta: mif ili real'nost'?, Sovremennyi detskii sad. 2010, N 1, pp. 22-27.

3. Golovanova N. F. Tekhnologiya pedagogicheskoi podderzhki. Obshchaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya vuzov. Saint-Petersburg, Rech', 2005, pp. 311-314.

4. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya : uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. Standart tret'ego pokoleniya / pod red. A. G. Gogoberidze, O. V. Solntsevoi, Saint-Petersburg, Piter, 2015, 464 p.

5. Kernozhitskaya I. E. Ideya pedagogicheskoi podderzhki v sovremennoi otechestvennoi pedagogike, Obshchaya obrazovatel'naya shkola v usloviyakh reformirovaniya: sostoyanie i perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. A. P. Orlova, Vitebsk, Gos. universitet im. P. M. Masherova, 2003, pp. 42-47.

6. Popova S. I. K voprosu o pedagogicheskoi podderzhke lichnosti, Prablemy vykhavannya. 2002. N 3, pp. 102112.

7. Pedagogika detstva: peterburgskaya nauchnaya shkola: sb. nauchn. trudov /red. M. V. Krulekht i dr. Saint-Petersburg, Adverta, 2005, 405 p.

8. Rashchikulina E. N., Kizilova S. A. Aksiologicheskii podkhod v sotsiogumanitarnom issledovanii otvetstvennogo roditel'stva, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya, 2017, T. 1, N 1, pp. 101-107.

9. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. A.Parental Evaluation of the Preschool?, Man in India, 2017, vol. 97, N 5.pp.171-185.

Горностай Т. Л., Степанова Н. А. Педагогическая поддержка развития субъектной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 7-11

Gornostay T. L., Stepanova N. A., Pedagogical Support Development of pre-school Children's Subjective Position, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 711.

Сведения об авторах

Горностай Татьяна Леонтьевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Белорусь, [email protected]

Степанова Наталья Анатольевна - доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; [email protected]

Authors:

Tatyana L. Gornostay, Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Pedagogics, Pushkin Brest State University, The Republic of Belarus, Brest; [email protected]

Natalia A. Stepanova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Pre-school Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.