Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств'

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ФОРТЕПИАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО И СТУДЕНТА / TEACHING / PIANO EDUCATION / TEACHING SUPPORT / TEACHING INFLUENCE / SUBJECTIVE RELATIONSHIP BETWEEN TEACHER AND STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Ольга Анатольевна

Раскрываются сущность, содержание и значение педагогической поддержки и педагогического сопровождения в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки вузов и колледжей культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support and pedagogical accompaniment in the process of teaching to play the piano students of non-musical qualifications of institutions of higher education and colleges of culture and arts

The essence, content and meaning of pedagogical support and pedagogical influence in the process of teaching to play the piano students of non-musical qualifications without any musical knowledge are described.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств»

УДК 3 7 8.147 ББК 4448.98

ГСНТИ 14.27.01

Код ВАК 13.00.01; 19.00.01; 09.00.03

О. А. Титова

Белгород

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение; фортепианное обучение; педагогическая поддержка; педагогическое сопровождение; субъект-субъектные отношения преподавателя фортепиано и студента.

АННОТАЦИЯ. Раскрываются сущность, содержание и значение педагогической поддержки и педагогического сопровождения в процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки вузов и колледжей культуры и искусств.

О. A. Titova

Belgorod

PEDAGOGICAL SUPPORT

AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

IN THE PROCESS OF TEACHING TO PLAY THE PIANO

STUDENTS OF NON-MUSICAL QUALIFICATIONS

OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION AND COLLEGES OF CULTURE AND ARTS

KEY WORDS: teaching; piano education; teaching support; teaching influence; subjective relationship between teacher and student.

ABSTRACT. The essence, content and meaning of pedagogical support and pedagogical influence in the process of teaching to play the piano students of non-musical qualifications without any musical knowledge are described.

Согласно Федеральному государственному стандарту высшего и среднего профессионального образования сферой социально-культурной деятельности востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, владеющие общекультурными и профессиональными компетенциями, т. е. обладающие широким культурным кругозором, развитым творческим мышлением, владеющие инновационными технологиями социокультурной работы, обладающие такими личностными качествами, как коммуникабельность, общительность, толерантность, эмпатийность, преданность и любовь к делу, которому предстоит служить. В области музыкальных исполнительских дисциплин этот специалист должен уметь исполнить грамотно, технически точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу, аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору, петь под собственный аккомпанемент, читать с листа и транспонировать, подбирать по слуху, составить словесный комментарий к исполняемым произведениям, владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-

исполнительским репертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей социально-культурной деятельности. Эти высокие требования предъявляются и к студентам немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств, если в учебные программы стандарта их профессиональной подготовки включен предмет «Основы обучения игре на фортепиано, аккомпанемент».

Нами будет рассматриваться процесс обучения игре на фортепиано будущих специалистов социально-культурной деятельности немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки, изучающих эту учебную дисциплину в вузах (бакалавриат) и колледжах культуры и искусств. Это обусловлено следующим: во-первых, в новом ФГОС для вузов и колледжей культуры и искусств программы по этим дисциплинам, цели и задачи формирования в образовательном процессе общекультурных и профессиональных компетенций фактически одни и те же, во-вторых, изучается этот предмет почти в одном и том же объеме (8 семестров — бакалавриат, 7

© Титова О. А., 2012

семестров — колледж), в-третьих, требования по этой учебной дисциплине к уровню подготовки студентов немузыкальных специальностей фактически адекватны требованиям к студентам музыкальных специальностей, так как максимально приближены к требованиям бакалавриата вуза, в-четвертых, контингент поступающих в вузы и колледжи культуры и искусств на немузыкальные специальности с каждым годом включает все большее количество абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки, а наличие большого числа таких студентов создает для преподавателей фортепиано целый ряд весьма трудных проблем, требующих решения. В первую очередь, это проблемы осознания, понимания педагогических, психологических, пси-холого-педагогических и социально-педагогических особенностей воспитания и обучения этих студентов игре на фортепиано. По причине отсутствия начальной музыкальной подготовки они значительно труднее входят в процесс освоения такого сложного музыкального инструмента, как фортепиано. Нельзя упускать из виду и то, что эти юноши и девушки пришли учиться в вузы и колледжи искусств с уже стихийно, спонтанно сложившимися музыкальным вкусом и музыкальной культурой, часто деформированными современной поп-музыкой, низкопробным шоу-бизнесом. Нельзя не учитывать в обучении игре на фортепиано и психолого-социальные особенности нового человека, рожденного в социально-экономических и духовно-нравственных условиях постсоветского периода.

Теоретические и психолого-педаго-гические основы музыкальной педагогики изложены в целом ряде научных работ (А. С. Базикова, О. О. Бороздина, В. И. Заг-вязинский, В. В. Крюкова, В. П. Сраджев, М. Л. Тишкина, В. С. Цукерман, Г. М. Цыпин и др.). В. П. Сраджев выражает озабоченность судьбой музыкального образования на современном этапе. «Музыкальные вкусы молодежи формируются стихийно, вне школы, — отмечает он, — музыкальнохудожественные критерии смещены. В результате молодежь становится легкой добычей шоу-бизнеса» [6. С. 3—4]. Это обусловливает поиски и обоснование новой парадигмы музыкального образования в музыкальной педагогике и музыкальной психологии, определение новых подходов к содержанию музыкального образования, новой теории музыкального обучения, воспитания и развития на основе инновационной педагогики и инновационных педагогических технологий. Весьма сложным и трудным в решении указанных проблем музыкальной педагогики является как ди-

дактика, так и теория музыкального воспитания на этапе модернизации и реализации ФГОС ВПО и СПО. Именно эти проблемы в музыкальной педагогике теоретически и практически слабо разработаны. Как нами выяснено в результате изучения учебнометодической литературы, монографических работ, научных статей, в музыкальной педагогике и в методике обучения игре на фортепиано слишком мало внимания уделяется андрагогическому аспекту обучения игре на фортепиано, далеко не в полную меру раскрыты вопросы учета возрастных особенностей студентов, возможностей их рефлексии, специфики развития эмоционально-волевой сферы, самореализации, формирования осознанной профессиональной заинтересованности в музыкальном образовании. Но в последнее время интерес к музыкальному образованию взрослых начал возрастать. И отрадно то, что это связано прежде всего с обучением игре на фортепиано. Это отмечено в научных исследованиях И. С. Аврамковой, В. В. Биткояни-ной, А. Н. Чертовского и др. Но это только начало большой и сложной работы по созданию инновационной музыкальной педагогики и методики игры на фортепиано. Поэтому мы решили осветить один ее аспект — педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств. Истоки освещения этой проблемы будем отыскивать в анализе категории «фортепианое обучение».

Фортепианное обучение — это особым образом организованное общение (коммуникативное, интерактивное и перцептивное) между теми, кто обладает музыкальными знаниями и определенным музыкально-педагогическим опытом обучения игре на фортепиано, и теми, кто приобретает, усваивает, формирует пианистические знания, умения, навыки и способы фортепианной деятельности, развивая при этом свои музыкальные способности.

Взаимодействие педагога и студента в процессе обучения игре на фортепиано должны быть основаны на педагогической поддержке и педагогическом сопровождении. В современной педагогической науке активно разрабатывается теория и практика педагогической поддержки и педагогического сопровождения в образовательном процессе (Е. А. Александрова, Т. В. Анохина,

B. П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Т. А. Мерцалова, Н. Н. Михайлова,

C. Д. Поляков, Г. И. Рогалева, Т. В. Фролова, И. Д. Фрушин, Е. Ю. Шлюбуль, С. М. Юсо-рин). Становится распространенным обра-

щение к обучающемуся как к субъекту деятельности (а не только как к субъекту обучения) и индивидууму, реализующему свою «самость» в образовательном процессе (А. В. Брушлинский, В. В. Горшкова, В. П. Петровский, И. Слободчиков, В. В. Сериков и др.).

«Педагогическая поддержка, — деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением» [См.:

2. С. 153].

Так как педагогическая поддержка — явление многовариативное, то она и рассматривается многоаспектно. Приведем, к примеру, определение педагогической поддержки, данное О. С. Газманом: «Это педагогический процесс совместного с ребенком (обучающимся) определения его собственных интересов, целей, путей преодоления препятствий (проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни). Педагогическая поддержка — это деятельность профессионалов, представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, на успешное продвижение в обучении, эффективную деловую и межличностную коммуникацию, жизненное самоопределение — экзистенциональный, нравственный, гражданский, профессиональный, семейный, индивидуальнотворческий выбор» [3. С. 25—26].

Педагогическая поддержка основана на психолого-педагогической и социальнопедагогической помощи воспитаннику. Особенно нужна педагогическая поддержка в профессиональном образовании с преобладанием индивидуальных форм работы с учениками. Отсюда можно сделать вывод об ее актуальности в обучении игре на фортепиано для студентов, не имеющих предварительной начальной музыкальной подготовки.

Педагогическая поддержка — это помощь, консультация, совет, соучастие педагога в становлении личности специалиста социально-культурной деятельности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных фортепианных возможностей при обучении игре на фортепиано, создание условий для их максимальной реа-

лизации.

Наряду с педагогической поддержкой при обучении игре на фортепиано важная роль отводится педагогическому сопровождению. Термин «педагогическое сопровождение» пришел в музыкальную педагогику тоже из инновационных педагогических достижений. Автором концепции педагогического сопровождения стала Е. А. Александрова [1]. Ею предложено понимание педагогического сопровождения как деятельностного участия учителей и классных руководителей большей частью превентивного характера, направленного на развитие способностей старшеклассников к осознанному, ответственному самоопределению и, как результат, на развитие у них умений разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию не только в части образования, но и в жизнедеятельности в целом [1. С. 9].

Опираясь на результаты исследования Е. А. Александровой, мы ввели в практику ведение студентами дневника реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе обучения игре на фортепиано, ориентированного на самообучение, самовоспитание и самооценку. На основе доверительных отношений студента с преподавателем фортепиано взаимодействие осуществляется в форме опеки — заботы — защиты — наставничества — помощи — соучастия. Нами разделяется точка зрения Е. А. Александровой, что, наряду с воспитывающей, обучающей, развивающей, социализирующей и поддерживающей функциями, преподаватель фортепиано должен выполнять и сопровождающую функцию, так как «выполнение этой функции педагогической деятельности предполагает реализацию следующих направлений деятельности: аналитически-проектирующего, консультирующего, координирующего, организующего, демонстрирующего» [1. С. 9].

Педагогическое сопровождение органически вливается в обучение, воспитание и развитие студентов в фортепианном образовательном процессе, максимально способствуя и социализации, и индивидуализации, и персонификациии формирования личности студента — будущего профессионала. Если педагогическая поддержка больше акцентирована на социальнопедагогическом аспекте обучения, то педагогическое сопровождение — на психологопедагогическом аспекте обучения. И педагогическая поддержка, и психолого-

педагогическое сопровождение осуществляются на основе индивидуального подхода и заключаются в создании условий для реализации их потребностей быть и стать самим собой, максимально использовать свои

сущностные личностные силы, а значит, проявить и развить субъектность, которая несет в себе интегральную функцию, олицетворяя собой «самость» целостного человека как деятеля [4. С. 32], как будущего члена социума и специалиста социокультурной деятельности. Субъектность, на наш взгляд, формированию которой способствует и педагогическая поддержка, и педагогическое сопровождение при обучении игре на фортепиано, — основная интегральная характеристика личности обучающегося, дающая ему возможность стать компетентным специалистом профессиональной социокультурной деятельности и хозяином своей судьбы, т. е. быть, являться первопричиной собственных действий и бытия в мире. Ведь именно об этом писал Г. К. Селевко: «В субъективно-активной деятельности человек воспроизводит себя в качестве социально значимого индивида, реализующего эту значимость с большей степенью самостоятельности собственного выбора» [5. С. 157].

Большое значение эффективности педагогической поддержки и педагогического сопровождения признается и самими студентами. Подведение итогов обучения игре на фортепиано проводилось нами на завершающем рефлексивном семинаре «Что дало мне обучение игре на фортепиано для личностного развития и будущей профессиональной деятельности». Все студенты подчеркивали, что в процессе выполнения индивидуальной фортепианной образовательной траектории они действительно значительно повысили свою музыкальную культуру и музыкальный вкус. И этому способствовали педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение, реализуемые в образовательном процессе обучения игре на фортепиано студентов, получающих

ЛИТЕРАТУРА

1. АЛЕКСАНДРОВА Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. € д-ра. пед. наук. Тюмень, 2006.

2. БЕЛКИН А. С., ТКАЧЕНКО Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.

3. ГАЗМАН О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. №3.

4. КУЛИКОВА Л. Н., ШИШМАКОВА Е. В. Личностная жизнеустойчивость молодого человека как условие его социальной защищенности // Воспитательная работа в школе. 2010. № 10.

5. СЕЛЕВКО Г. К. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

6. СРАДЖЕВ В. П. Противоречия и задачи современного музыкального образования //Актуальные вопросы музыкальной педагогики : межвуз. сб. ст. / ред. сост. В. Сраджев. М.: Прогресс, 2007. Вып. 1.

высшее социокультурное образование без начальной музыкальной подготовки. Итак, можно констатировать, что:

- современный постиндустриальный информационный этап развития нашего общества востребовал повышение качества подготовки социально-культурных работников немузыкальных специальностей вузов и колледжей культуры и искусств, изучающих учебную дисциплину «Основы игры на фортепиано, аккомпанемент» без начальной музыкальной подготовки;

- повышение качества фортепианной подготовки студентов обусловлено процессом обучения, базирующемся на субъект-субъектном взаимодействии педагогов и студентов на основе педагогической поддержки и педагогического сопровождения;

- только глубоко обоснованная социализация, индивидуализация и персонификация личности в процессе обучения игре на фортепиано обеспечит в органическом единстве взаимообусловленность и взаимодополняемость в образовательном процессе обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития студентов в условиях со-дружества, сотворчества, со-участия, со-помощи преподавателей; субъект-субъектные отношения преподавателей фортепиано и студентов — один из важнейших компонентов технологии образовательного фортепианного процесса, обусловливающий повышение качества подготовки востребованных временем начала XXI в. специалистов социокультурной деятельности.

Статью рекомендует д-р пед. наук, доц., проф. В. И. Коваленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.