Научная статья на тему 'К вопросу о реализации педагогической поддержки студентов в системе воспитания ссуза'

К вопросу о реализации педагогической поддержки студентов в системе воспитания ссуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL APPROVAL / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PERSONAL STUDENTS' PROBLEMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СУБЪЕКТНОСТЬ / VOCATIONAL ADJUSTMENT / PERSONALITY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации педагогической поддержки студентов в системе воспитания ссуза»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Садовникова С.М.

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ССУЗА

Значение воспитания трудно переоценить. В истории человечества воспитание существовало всегда. «Образовательный процесс без воспитания — то же самое, что тело без души. Бессмысленны усилия педагогов, не радеющих о воспитании молодежи» (Святейший Патриарх Кирилл, 2009).

Для российской культуры понятие «воспитание» всегда имело особый смысл, связанный с духовно-нравственным становлением и развитием человека.

Социальное и профессиональное становление личности происходит под влиянием совокупности факторов, которые могут быть интегрированы в единую целостную систему. Значение системного подхода к организации процесса воспитания велико: прежде всего, системный подход позволяет объединить усилия всех субъектов воспитания для достижения цели; осуществлять управление процессом воспитания, благодаря чему этот процесс становится не стихийным, а именно системным; контролировать решение промежуточных воспитательных целей и задач путем контроля структурными подразделениями; корректировать процесс воспитания в результате изменений внутри структуры системы.

На современном этапе вопрос об использовании системного подхода в воспитании уже не является инновационным. Коренное обновление системы образования в современных социокультурных условиях выдвигает совершенствование системы воспитания в разряд приоритетных. Профессиональная подготовка специалиста среднего звена не может быть сведена лишь к обучению, а требует целенаправленного воспитания, которое становится профессиональным воспитанием. Профессиональное обучение и воспитание должны интегрироваться в целостный процесс становления профессиональной компетентности специалиста и формирования его личности.

Вопросам теории и практики создания и развития воспитательных систем посвящено большое количество работ: монографий, исследований, статей (Л.И.Новикова, А.Т-.Куракин, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов и др.) [2]. Однако абсолютное большинство исследований направлено на общеобразовательные учреждения. Анализ теоретических источников, современных требований к среднему профессиональному образованию обращает внимание на то, что процесс образования в средних специальных и общеобразовательных учреждениях имеет ряд схожих компонентов: возраст обучающихся (студенты, поступающие на базе основного общего образования теоретически «являются» учениками 10 - 11 классов); классно-урочная форма обучения; существование института классного руководства; постоянное учебное расписание и чёткий график воспитательных мероприятий, включая еженедельные воспитательные часы; включение в процесс воспитания специалистов (социальные педагоги, педагоги-психологи); включенность педагогов-предметников в процесс воспитания; работа с родителя-

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

ми, как направление воспитательной работы; управление процессом воспитания через администрацию учебного заведения и др.

Это дает нам основание использовать некоторые теоретические аспекты воспитательной системы общеобразовательной школы в нашем исследовании, т.к. мы осуществляем опору на структурные элементы воспитательной системы школы, наполняя их профессиональным содержанием и учитывая специфические условия среднего профессионального образования. Основной отличительной чертой системы среднего профессионального образования от учреждений общего образования является то, что воспитательная система ССУЗа связана с формированием у студентов ценностного профессионального самоопределения. Учитывая особенности колледжа, в качестве понятия воспитательной системы педагогического колледжа определяем следующее: воспитательная система колледжа - это развивающийся во времени комплекс взаимосвязанных компонентов воспитания будущего педагога, интегрирующий все виды деятельности вокруг целей воспитания и создающий устойчивую социально-педагогическую целостность.

Тип модели воспитательной системы также зависит от иерархии ценностей воспитания и характера ориентации на личность воспитанника. Воспитательная система колледжа определена нами как гуманистическая воспитательная система социальной ориентации. Наша воспитательная система направлена на личность обучающихся. Процесс воспитания протекает в условиях личностно-профессионального взаимодействия и ориентирован на образ педагога-профессионала в будущем, соответствующего современным требованиям общества к конкурентноспособному специалисту среднего звена, человеку с активной гражданской позицией.

Мы выделяем следующие функции воспитательной системы: оказание помощи с обучающимся в профессиональном самоопределении, самореализации, в развитии творческого потенциала студентов; создание условий для развития обучающегося как субъекта культуры и общества; приобщение обучающихся и педагогов к ценностям гуманитарной культуры; педагогическая поддержка.

Востребованность педагогической поддержки в рамках системы воспитания ссуза выражается в повышении «вовлеченности» студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением, в общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов первых курсов к обучению в колледже и выпускных курсов в профессиональной деятельности в период прохождения психолого-педагогической практик, включенности в активную социальную жизнь.

Стратегия педагогической поддержки выступает важным ориентиром современного образования, который связан с практическим воплощением положений о личностноориентированном подходе в воспитании и обучении. В педагогической науке сложился ряд концептуальных подходов к проблеме педагогической поддержки: социально-педагогический подход (В.Г.Бочарова, А.В.Иванов, О.С.Газман, НН.Михайлова, Р.А.Литвак, П.А.-Шептенко, Г. А.Воронина), личностно-ориентированный подход (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), реабилиционный подход (Е.А.Горш-кова, Р.В.Овчарова, Л.М.Шипицина, Н.В.Вастрокнутов), поддержка в рамках психологопедагогической помощи (Э.М.Александровская, А.С.Ткаченко, Т.Н.Поддубная) [6].

Изучив ряд исследований, относящихся к категории «педагогическая поддержка», мы поняли, что единого целостного описания это понятие не имеет. Причина этого в многоаспектности и полипредметности данного понятия. В нем выделяются признаки,

33

ISNN 1029-3388

относящиеся к разным граням рассматриваемого феномена. Большая часть исследований феномена педагогической поддержки направлена на детский возраст. Первоначальные исследования замыкались на проблемах ребенка и возможности их самостоятельного решения при условии поддержки взрослого. Постепенно содержание педагогической поддержки расширилось и она, проникая в сферу образования, стала признаваться одним из важнейших его принципов. Проблемы (трудности) могут возникнуть при адаптации обучающегося к новым условиям, в процессе обучения, социализации, самоопределении, самореализации, переходе на новый (профессиональный) уровень образования. Проблема педагогической поддержки в условиях среднего профессионального образования исследована недостаточно.

Определяя место педагогической поддержки в образовательном процессе, необходимо учитывать, прежде всего, её направленность, т.к. спектр проблем обучающегося довольно широк и сопрягается с процессами обучения, воспитания и развития. О.С. Газман в работе «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема» вычленяет в педагогическом процессе три области: обучение, воспитание и педагогическую поддержку [3; 58]. Исследователь считает, что постановка вопроса о педагогической поддержке как подсистеме целого является инновационной. Предметом взаимодействия педагога и обучающегося являются проблемы последнего. Если за основу педагогической поддержки взять именно проблемы обучающегося, то сама поддержка может рассматриваться как особая деятельность, которая отлична от процессов обучения и воспитания [4]. Однако проблемы (трудности) не возникают сами по себе, а связаны с определенными процессами: обучение, воспитание, развитие, социализация, адаптация. Педагогическая поддержка - это не отдельный вид деятельности, а процесс, который гармонично включен в основные процессы образования.

Педподдержка, несомненно, является главным условием эффективного воспитания. В свою очередь педподдержка не может быть реализована сама по себе, только через систему воспитания. Воспитательная система существует в конкретной ситуации и представляет собой комплекс компонентов, в которые органично проникла педагогическая поддержка.

В 2009-2010 уч.г. в Советском педагогическом колледже нами было проведено исследование, целью которого было определение исходной ситуации педагогической поддержки студентов в воспитательной системе колледжа.

В исследовании приняли участие220 студентов с 1 по 4 курсы. Анкеты студентов выявили ситуации, при переживании которых студенты нуждаются в помощи и поддержке взрослых, возможности обращения за поддержкой, степень участия студентов в воспитательном процессе колледжа, общую оценку атмосферы в колледже.

Результаты анкетирования показали, что 97,5% студентов констатировали свою потребность в педагогической поддержке со стороны педагогов колледжа. При этом, на вопрос об оказании педагогической поддержки 30% (66) студентов отметили, что педагоги колледжа активно помогают в решении проблем, указав при этом классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, педагога-психолога и отдельных педагогов-предметников и педагогов дополнительного образования. 35% (77) студентов ответили, что не знают, к кому можно обратиться за поддержкой в решении. Другие причины отказа от поддержки взрослых (стеснение, страх быть непонятым, не желание обращаться за помощью) - 35% студентов. В поддержке нуждаются следующие новообразования студентов: нравственные характеристики, инициативные проявления, креативность, субьектность.

34

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Анкеты выявили, что большинство студентов колледжа (81%) включено в воспитательную деятельность, однако активными участниками считают себя только 26%. 90% студентов колледжа желали бы принимать более активное участие в составе творческих коллективов, молодежных клубов, студенческого самоуправления.

Общая атмосфера колледжа оценивается студентами колледжа как доброжелательная.

Среди преподавателей колледжа мы провели исследование по выявлению профессиональных установок по отношению к практике педагогической поддержки. В 20092010 уч.г. в исследовании приняли участие 35 педагогов. В результате анкетирования мы получили следующее: 71% педагогов, считают, что используют в своей практике гуманистические методы. 51% педагогов считают, что студенты нуждаются в педагогической поддержке. Эти же педагоги - 51% указывают, что педагогическую поддержку оказывать нужно. Остальные преподаватели считают, что студенты взрослые и самостоятельные и не нуждаются в поддержке педагогов. Однако оказывают педагогическую поддержку студентам только 25% педагогов. Качественный анализ опроса преподавателей обратил внимание на то, что против педагогической поддержки выступили в основном «опытные» педагоги-предметники, имеющие стаж работы более 20 лет и приверженцы авторитарных методов обучения. Педагоги, непосредственно включенные в процесс воспитания - педагоги дополнительного образования, специалисты колледжа (социальные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители, в основном (89%) являются сторонниками педагогической поддержки. Из опрошенных педагогов 85% отметили, что нуждаются в знаниях методики осуществления педагогической поддержки в колледже.

Таким образом, на пути развития педподдержки в колледже возникает ряд трудностей:

1. Системные противоречия и организационные трудности связаны с расхождением гуманных взглядов и авторитарной практики; с конфликтом норм воздействия и норм педподдержки.

2. Трудности профессионального и методического характера связанные с острым дефицитом у педагогов специальных знаний по осуществлению педподдержки.

3. Конфликт культур педагогов старшего и младшего поколений.

Нами была создана модель педагогической поддержки студентов колледжа.

Компоненты модели педагогической поддержки в воспитательной системе интегрированы в несколько теоретических модельных блоков: концептуальный блок; организационноструктурный блок; проблемно-содержательный блок; процессуально-событийный блок; блок отношений; координационно-управленческий блок; пространственно-временной блок (рис. 1).

Под понятием «Педагогическая поддержка» мы рассматриваем процесс совместного определения со студентом его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности. Предметом педагогической поддержки являются проблемы студентов: в обучении (неуспеваемость по одному или ряду предметов, напряженность в отношениях с педагогами и родителями как следствие неуспеваемости); трудности, связанные с социальной дезадаптацией (если поведение студента не соответствует общепринятым нормам или студент «не вписался» в коммуникативную систему учебной группы). Объектом педагогической поддержки являются студенты, осознающие индивидуально-личностные проблемы и испытывающие трудности в их преодолении. Для поддержки самое важное значение имеет субъектность формирующейся личности.

35

Условия педагогической поддержки

ISNN 1029-3388

МОДЕЛЬ

педагогической поддержки в воспитательной системе колледжа

Рис.1 Модель педагогической поддержки.

36

Диагностика студенческих проблем

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013

Содержание деятельности педагогов колледжа по осуществлению педагогической поддержки связано с содержанием воспитания и представлено в виде трех блоков:

1. Адаптационный блок - поддержка адаптации студентов к новым условиям (первокурсники), после болезни, стрессовых и трудных жизненных обстоятельств. В данном блоке задействованы: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-предметник.

2. Креативный блок - поддержка творчества и социальной инициативы студентов. В осуществлении поддержки этого блока принимают участие: классный руководитель, педагог-организатор, руководители кружков, клубов, педагог-психолог, педагог-предметник

3. Корректирующий блок - решение имеющихся проблем у студентов в сферах: учение, общение, досуг. Субъекты: классный руководитель, руководители клубов, социальный педагог, педагог-организатор.

Педагогическая поддержка, как и любая деятельность, имеет свои критерии оценивания, которые нужно искать в целях. О реальном достижении целей педагогической поддержки можно судить по эмоционально-ценностному и нормативно-поведенческому отношению подростка к действительности. Личностный аспект представлен решением проблем обучающегося и его активности в решении проблем. Эффект поддержки не только в факте решения проблемы, но и в овладении студентами технологиями и приемами процесса решения. В процессе педагогической поддержки студенты получают ценный социальный опыт.

Таким образом, профессиональное становление студентов педагогического колледжа будет более эффективным, если в рамках системы воспитания будет осуществляться педагогическая поддержка студентов, направленная создание условий для проявления студентами активности в самостоятельном решении собственных проблем, преодолении трудностей в разных сферах жизни.

Библиографический список

1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения. СПб., 2005.

242с.

2. Воспитательная деятельность педагога/ под. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Академия, 2007. 336с.

3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. С.58-63.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании/ под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. -М.: Академия, 2006. 288с.

5. Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб. пособие/ Т. Н.Поддуб-ная.- М.: Академия,2008. 320с.

6. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика./ Е.Н.Степанов - Псков: ПОИПКРО, 1998. 263с.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.