Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018
№ 5 (35). С. 10-17. ^ЛИЛ
удк 37.013.2 М. С. ЛяшЕнко, о. А. Минеева
Методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях
Понятие культура является сложным междисциплинарным концептом в педагогических исследованиях. Педагогическая культура как подсистема общей культуры личности педагога рассматривается в данной статье с позиций разных методологических подходов. Авторы обобщают основные теоретические подходы к пониманию сущности и содержания педагогической культуры в отечественных и зарубежных исследованиях. Педагогическая культура рассматривается с точки зрения культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного, акмеологического и системных подходов. Данное теоретическое исследование ставит своей целью обобщить разнообразие взглядов на понимание компонентного состава педагогической культуры. Авторами особо отмечается сложность структуры и содержания понятия педагогической культуры. В статье приводятся результаты зарубежных исследований, рассматривающих данное понятие как характеристику компетентного педагога, эффективно применяющего знания в педагогической деятельности. В заключении дается определение педагогической культуры как сложного многокомпонентного образования, формирующегося в процессе педагогической деятельности педагога.
Ключевые слова: культура, педагогическая культура, методологические подходы, педагогические исследования, профессиональное развитие педагога
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 12 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 10-17.
M. S. Lyashenko, o. A. MiNEEvA
Methodological approaches to pedagogical culture understanding in pedagogical research
The notion of culture is a complex multidisciplinary concept in pedagogical research. Pedagogical culture as a subsystem within the general culture of teacher's personality is observed in the article given from the point of view of different methodological approaches. The authors generalize basic theoretical approaches to understanding pedagogical culture essence and content in home and foreign studies. Pedagogical culture is viewed from the perspective of culturological, axiological, personal activity, and acmeological and system approach. This theoretical research aims at generalization of different viewpoints on the pedagogical culture component structure. The authors distinguish pedagogical culture structure and content complexity in particular. The results of foreign studies considering this notion as competent teacher's characteristics, who effectively applies knowledge in pedagogical activity, are given in the article. Finally, the definition of pedagogical culture as complex multidisciplinary formation, created within teacher's pedagogical activity, is given.
Key words: culture, pedagogical culture, methodological approaches, pedagogical research, teacher's professional development
_Введение
Образование принято рассматривать как целенаправленный процесс передачи и усвоения культурно-исторического опыта, ценностей и знаний, накопленных поколениями, а также как процесс формирования человека по образу и подобию существующей в определенное историческое время культуры. Термин «образование» этимологически происходит от слова «образ», «образец» [12, с. 427]. Формирование и функционирование образования тесно связано со всеми факторами и условиями развития общества: политическими, экономическими, социальными, культурными и др., а также со всеми изменениями, происходящими в различных сферах жизнедеятельности человека [1, с. 11]. В этой связи важно отметить, что образование рассматривается, в первую очередь, как социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые накопленные поколениями культурные ценности и цели развития общества [9, с. 69].
Принцип культуросообразности воспитания был сформулирован немецким педагогом Адольфом Дистервегом еще в XIX веке. Согласно данному принципу «всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если мы хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [5, с. 74].
Понятие «культура» является сложным общеметодологическим и междисциплинарным понятием. Культура исследуется такими науками как философия, культурология, история, искусствознание, этнолингвистика, психология и педагогика, поэтому существует множество подходов, теоретических концепций и точек зрения к определению термина, к пониманию сущности, природы и структуры данного явления.
В рамках нашего исследования особый интерес вызывает связь культуры и педагогики, которую традиционно рассматривают в трех аспектах. С точки зрения:
- социологического аспекта как характеристику образования и систему передачи и распространения духовных ценностей;
- профессионального аспекта как анализ профессиональной культуры педагога;
- функционального аспекта как культуру оформления кабинета [3, с. 72].
В своем исследовании Л.В. Бенин делает попытку философско-социологического анализа и рассматривает педагогику и культуру в формате «часть-целое», отмечая, что культура неразрыв-
но связана с педагогикой, а педагогика является частью культуры [5].
Культура как объект междисциплинарных исследований рассматривается в рамках различных теоретических концепций и моделей [11, с. 4]. Наиболее значимыми подходами к объяснению сущности культуры как явления психолого-педагогической действительности являются системный, личностно-деятельностный, диалогический, культурологический (воспитание как возрождение человека культуры и нравственности) [7], антропологический, диатропический, синергентический, акмеологический (культура как наивысшее достижения в профессиональной сфере, а также материальные и духовные ценности, созданные человеком) [13], субъектный [15], аксиологический (культура как совокупность материальных и духовных ценностей) [25] подходы.
Педагогическая наука рассматривает культуру как «универсальную характеристику деятельности, характеризующую последнюю с точки зрения двух аспектов: результативного (направленность на результат) и процессуального (как выполняется)» [21]. Кроме того, эти два аспекта, как правило, не разделяются и интегрируются в деятельности личности. Педагогическая деятельность носит «двуцельный характер», т.е. она ориентирована на получение качественного образовательного продукта и результата, но с другой стороны приоритетной целью ставится достижение конструктивных изменений в самом субъекте деятельности [27, с. 208]. Направленность на результат и выбор наиболее эффективных подходов в решении задач и будет характеризовать субъекта в деятельности [2, с. 30]. Целью системы педагогической подготовки является формирование личности как конкурентоспособной, динамично развивающейся, владеющей современными психолого-педагогическими знаниями и умениями, навыками, подтверждающими ее компетентность и обладающим высоким уровнем педагогической культуры [20; 23].
В отечественной научной педагогической литературе понятие «педагогической культуры» впервые было введено в работах В.А. Су-хомлинского, который определил культуру как «индивидуальную, личностную характеристику учителя, связанную как с преподавательской, так и с воспитательной деятельностью» [16, с. 17]. В.А. Сухомлинский рассматривал педагогическую культуру, прежде всего в тесной связи с обращением к личности и пониманием внутреннего мира воспитанника, а среди наиболее значимых черт учителя отмечал привязанность к детям. Он считал, что знание педагогического наследия «светочей педагогической культуры», Я.А. Коменского, И. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, Я. Корчака, обогащает воспитателей «вечным огнем мудрой человеческой любви» [8].
Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 5 (35)
И.Ф. Исаев подчеркивает необходимость и важность рассмотрения развития педагогической культуры в тесной связи с основными историческими периодами развития высшей школы, так как «сравнительно-исторический аспект исследования позволяет выделить общие и особенные характеристики профессионально-педагогической культуры на разных этапах ее развития». Кроме того, «педагогическая культура не может быть понята вне социально-исторического контекста деятельности личности» [16, с. 29-30]. А достижение полноты изучения вопросов становления и развития педагогической культуры преподавателя невозможно без объединения генетических, сравнительно-исторических, культурно-исторических и биографических аспектов.
Методологические подходы к пониманию педагогической культуры
В педагогических исследованиях авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности понятия педагогическая культура. Так Ю.Е. Захарченко предлагает рассматривать педагогическую культуру как часть социальной практики в сфере взаимоотношений поколений (речь идет о развитии народной педагогики); как область человеческих знаний, включающих теории, концепции (развитие педагогической мысли); как деятельность учителя (профессиональная деятельность) [14, с. 70].
Л.В. Бенин, проводя сущностный анализ педагогической культуры, приходит к выводу, что педагогическая культура представляет собой сложноорганизованную систему, имеющую ин-тегративный характер и обладающую многоуровневой структурой субъектов педагогического воздействия [5].
А.В. Барабанщиков одним из первых в 1980-х годах поднял вопрос о педагогической культуре как о степени овладения преподавателем педагогического опыта и его совершенствовании в педагогической практике. Автор считает, что педагогическая культура есть специфическое явление общей культуры в условиях педагогического процесса. Ученый подчеркивает, что педагогическая культура может быть охарактеризована как сложное системное образование и определяется не только профессионально-личностными качествами, такими как педагогические знания и умения, педагогическое творчество, но и в большей степени социально-личностными. Таким образом, по мнению ученого педагогическая культура является сложным системным образованием, в структуре общей культуры в условиях педагогического процесса и включает в себя педагогическое мастерство, педагогические знания и умения, педагогическое творчество, педагогический опыт и личностные качества [3, с. 75-77].
В трудах В.Н. Вершинина и И.А. Колесниковой под педагогической культурой понимается часть
общечеловеческой культуры, имеющей своим содержанием мировой педагогический опыт, смену культурных эпох и соответствующих им парадигм, историю педагогической науки [10; 19].
Л.В. Бенин считает, что уровень педагогической культуры измеряется степенью овладения преподавателем педагогическим опытом человечества. Педагогическая культура является сложной социальной характеристикой педагога, отражающей его педагогическую позицию и выступающей показателем уровнем его духовного, нравственного, интеллектуально развития, высокого профессионализма. Говоря о педагогической культуре в профессиональном смысле, Л.В. Бенин рассматривает педагогическую культуру шире, чем просто подсистему или часть культуры профессиональной деятельности. Ученый подчеркивает, что педагогическая культура представляет собой часть общей культуры, как отдельного человека, так и общества в целом [5].
Таким образом, педагогическая культура есть объективный общекультурный процесс, особое социальное явление, эффективное средство педагогизации окружающей среды, проявляющееся в межпоколенческом и педагогическом взаимодействии семьи, школы, общества. Педагогическая культура как единое целостное образование может быть рассмотрена с точки зрения культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного и системного методологических подходов.
Начало разработки и применения культурологического подхода в педагогике связывается с включением понятия «педагогическая культура» в практику педагогической деятельности. Целый ряд исследований ставит задачами изучить способы формирования культуры личности учителя (С.И. Архангельский, А.В. Барабанщиков, Е.В Бон-даревская, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хо-зяинов и др.). В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры личности учителя. Ее изучают через особенности педагогической деятельности, педагогическое мастерство и профессиональную компетентность [21]. Формирование педагогической культуры в рамках культурологического подхода рассматривается как фактор профессионально-личностного становления и творческого подхода [16]. Педагогическая культура представляет собой профессионально значимое качество и является показателем социальной зрелости педагога. О.А. Шкилева в своей работе, посвященной исследованию культурологического подхода к подготовке будущих учителей в вузе, отмечает, что педагогическая культура предполагает «наличие психолого-педагогических знаний, умений и набор личностных качеств, характеризующих ее направленность на эффективное взаимодействие с учащимися, коллегами и администрацией в процессе осуществления профессиональной деятельности» [28, с. 24].
Таким образом, культурологический подход рассматривает педагогическую культуру как профессионально значимое качество педагога, педагогическое мастерство, профессиональную компетентность сформировавшейся личности педагога.
При аксиологическом подходе педагогическая культура может быть раскрыта через систему аксиологических принципов, рассматривающих человека как «высшую ценность общества и самоцель общественного развития» [6, с. 162]. Образование, как отмечает В.А. Сластенин, будучи компонентом культуры, является средством развития гуманистической сущности человека. Овладение педагогические ценностями происходит в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация [25].
Анализу категории «ценности», ценностным ориентациям личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Деркача, А.Г. Здра-вомыслова, В.В. Столина, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и др.
Педагогические ценности условно делятся на:
- общественно-педагогические ценности - это ценности, функционирующие в масштабе всего общества, такие как мораль, религия, философия;
- профессионально-групповые ценности - это нормы, концепции, идеи, регулирующие педагогическую деятельность, служащие ориентиром профессионально-педагогической деятельности;
- индивидуально-личностные ценности - это система ценностных ориентаций личности.
Социальные ценности включаются в компонентный состав педагогической культуры личности, являясь одним из источников ее мотивации, побуждения [22]. По мнению И.Ф. Исаева, в профессиональной деятельности педагога происходит актуализация именно тех социальных и педагогических ценностей, которые являются для него жизненно и профессионально необходимыми. Субъективность педагогических ценностей выступает как индикатор личностно профессионального развития педагога и определяет уровень сформированности его педагогической культуры как степени реализации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее) [25]. Овладение педагогом общечеловеческими культурно-педагогическими ценностями, как считает И.Ф. Исаев, «определяется богатством его личности, направленностью профессиональной деятельности, профессионально-педагогическим самосознанием, личной педагогической системой и отражает, таким образом, внутренний мир человека» [16].
В этом отношении аксиологический подход, рассматривающий ценностные ориентации в профессиональной деятельности, тесно связан с личностно-деятельностнымподходом, позволяющим в свою очередь исследовать сущность и содержание педагогической деятельности, в которой ценности находят свою реализацию. В рус-
ле вышеупомянутых подходов педагогическая культура учителя в личностном плане обозначает уровень индивидуального владения педагогическими знаниями и технологиями, служит показателем личностно-профессионального развития педагога.
С одной стороны, личностно-деятельностный подход исследует такие компоненты педагогической деятельности как преобразовательную и коммуникативную, основу которой составляет технологический аспект (деятельностный) педагогической культуры [7]. Данный аспект включает в себя совокупность способов и приемов эффективной деятельности. С другой стороны, данный подход изучает личностно-творческий компонент педагогической культуры или иными словами свойства личности педагога как субъекта педагогической деятельности.
С точки зрения акмеологии - науки о процессе развития профессионала в контексте личност-но-деятельностного подхода - понятие «культура» используется для характеристики наивысших достижений в профессиональной сфере, а также обозначения совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой, А.А. Бодалева, А.А. Дер-кача, М.Т. Громковой, Е.А. Климова, Н.Н. Никитиной, Л.М. Митиной и др. [13; 22].
Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе интегративных системообразующих связей, на изучение устойчивых и переменных компонентов. Личность рассматривается как единое целое, развивающееся благодаря изменению связей между элементами системы [24]. Педагогическая культура рассматривается как система и может быть охарактеризована в соответствии с принципами данного подхода: целостностью, многоуровневостью, структурностью и целенаправленностью. В процессе формирования педагогической культуры можно найти два типа системной организации: интенсивную, образуемую причинно-генетическими связями времени, и экстенсивную, образуемую совокупностью функциональных связей. В.Б. Белянина отмечает, что с точки зрения системного подхода в анализе педагогической культуры следует уделить внимание подсистемам, компоненты которых могут перекрываться, что и создает сложность изучения и невозможность дать единственно точное содержательное описание системы. По мнению автора, в процессе формирования педагогической культуры можно найти два типа системной организации: интенсивную, образуемую причинно-генетическими связями времени, и экстенсивную, образуемую совокупностью функциональных связей. [4]. В зарубежных исследованиях так же отмечается размытость содержательного понимания и четкости в определении понятия педагогической культуры [33].
Сложность структуры и содержания понятия «педагогическая культура» дала толчок к ряду исследований механизмов и целей формирования педагогической культуры. Разнообразие подходов к содержательному анализу нашло отражение в работах Н.Е. Воробьева, Е.Б. Гармаш, Т.В. Ивановой, И.Ф. Исаева, М.К. Мамардашвили, Л.А. Машиной, В.А. Мищенко, В.А. Сластенина, В.К. Суханцевой, и др. Проблема научного понимания понятия педагогической культуры отражена в работах С.И. Архангельского, А.В. Бара-банщикова, В.Л. Бенина, Е.В. Бондаревской, А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой и др. [21].
В.А. Сластенин частью педагогической культуры выделяет профессионально-педагогическую культуру, составляющими компонентами которой являются аксиологический компонент, лич-ностно-творческий компонент, технологический компонент [25].
Особый вклад в исследование проблемы педагогической культуры на вузовском уровне вносят работы А.В. Барабанщикова, С.С. Муцынова и др., в которых изучалась педагогическая культура преподавателей военной школы, военных педагогов [3, с. 75]. Учеными проводится анализ отдельных компонентов профессионально-педагогической культуры раскрываются механизмы и условия их формирования: духовный, нравственно-этический, эстетический, коммуникативный, информационный, проектный, методологический, валеологической, экологический и творческий аспекты [22].
Серия работ посвящена темам педагогического мастерства (А.А. Деркач, И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинов и др.), педагогической технике (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик, Л.И. Рувинский), культуре педагогических отношений (И.В. Хитрова) [21]. Необходимо отметить ряд исследований, выявляющих и анализирующих механизмы формирования нового типа педагогического мышления, которое является условием повышения уровня педагогической культуры. Педагогическое мышление рассматривается как способность решать педагогические задачи наиболее эффективными средствами [30]. Исследовательские труды Г.А. Андреевой, О.С. Анисимова, В.П. Зинченко, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Петровского, Е.В. Бондаревской, О.К. Тихомирова, Б.А. Татохова, П.А. Шавира и др. дают определение новому педагогическому мышлению, раскрывая его сущность и роль в становлении профессионала, самосовершенствовании личности [21; 27].
Несмотря на разнообразие взглядов на компонентный состав педагогической культуры, многие исследователи сходятся во мнении о важности педагогической культуры в общей системе культуры личности учителя. В работах Т.Ф. Бело-усовой, Т.В. Ивановой, И.Ф. Исаева, З.А. Гришина и др. рассматривается влияние различных аспектов педагогической культуры на общий уровень
культуры личности учителя и анализируются подходы к формированию данного свойства личности в педагогическом процессе. В исследованиях О.А. Абдуллиной, Е.П. Белозерцева, О.С. Газмана, Н.В. Крыловой, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева рассматриваются вопросы общей педагогической подготовки будущего учителя, акцентируются особенности нравственной, методологическая, профессиональной культуры учителя как составной части общей культуры личности [16-17; 25].
В исследованиях зарубежных ученых педагогическая культура рассматривается как характеристика компетентного преподавателя, чей профессионализм и эффективность измеряется через умение эффективно применить педагогическое знание. Преподавание включает в себя не только знание дисциплины и умение грамотно спланировать урок, но и психолого-педагогические характеристики, такие как энтузиазм, креативность, гибкость, положительные эмоциональные установки и другие определенные качества, которые помогают создать благоприятный для учащихся климат на занятии [29; 32]. И.Ф. Исаев уточняет, что педагогическая культура не является предметом специальных психолого-педагогических исследований и рассматривались лишь разные аспекты ее формирования. Исследователь замечает, что в современной зарубежной педагогике нет завершенной педагогической теории, на базе которой изучалось бы формирование педагогической культуры [17]. В обзоре исследований зарубежных ученых за период с 1998 по 2014 отмечается недостаточное внимание к вопросам педагогической культуры и ее сущностного и содержательного анализа [31]. Исследовательский интерес в основном фокусируется на вопросах формирования педагогической культуры у студентов при проведении исследований, где педагогическая культура необходима в процессе научных дебатов и диалоге идей в результате изучения и оценивания научных достижений. Исследователями отмечается узконаправленное применение и понимание педагогической культуры [18]. В большинстве зарубежных исследований на данный момент педагогическая культура рассматривается через призму результатов обучающихся с точки зрения психологии обучения, мотивации и создания благоприятного климата [26].
_Выводы
Резюмируя вышеприведенный анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы, отметим, что исследование и уточнение понятия «педагогическая культура», определение ее специфики и содержания занимает одно из центральных мест в научных трудах российских и зарубежных ученых. Это может быть объяснено научно- исследовательским интересом к вопросам культуры в
современном обществе, а также высокими требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной подготовке педагогов и их личностным качествам. Проведенный анализ исследований, посвященных вопросам формирования педагогической культуры, позволяет авторам статьи определить основы данного понятия. Педагогическая культура выступает как значимая часть общей культуры, в которой запечатлелись духовные и материальные ценности объективной реальности, находящие свое воплощение в творческой реализации педагогической деятельности. Педагогическая культура может быть охарактеризована как многого компонентное системное образование, сущность и содержание которого исследуется и раскрывается с точки зрения различных методологических подходов. Разнообразие подходов к пониманию педагогической культуры обуславливается комплексом социальных отношений, уникальностью личности преподавателя, поиском путей формирования и по-
вышения как уровня педагогической культуры, так и общей культуры учителя в целом [18]. Педагогическая культура формируется в процессе «интериоризации общей культуры и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности» [26].
Проанализировав многообразие подходов к объяснению и анализу феномена педагогической культуры, мы можем сделать вывод о том, что существует вариативность трактовок данного понятия. Педагогическую культуру следует рассматривать с позиции разнообразия методологических подходов к анализу данного междисциплинарного концепта, лежащего в основе учения и преподавания. Формирование педагогической культуры преподавателя является многоаспектным и сложным процессом, что обуславливает актуальность дальнейших исследований в данном направлении для усовершенствования теории и практики современного педагогического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11.
2. Артамонова Е.И., Узиков Н.И. Духовная культура педагога // Педагогическое образование и наука. 2005. № 5. С. 30-32.
3. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов: к вопросу о сущности педагогической культуры // Советская педагогика. 1984. № 1. С. 71-78.
4. Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Йошкар-Ола, 2003. 157 с.
5. Бенин В.Л. Педагогическая культура: филосософско-социологический анализ. Уфа: БГПИ, 1997. 133 с.
6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию: учеб. пособие. Калуга: КГПУ, 2000. 97 с.
7. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Т.И. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие. Ростов н/ Дону: РГПУ. 1995. 172 с.
8. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. 280 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб: Издательство Питер, 2000. 304 с.
10. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей, родителей. Чебоксары: Клио, 1998. 200 с.
11. Гафиятуллина Л.А. О подходах к изучению понятия «культура» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 4-7.
12. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. М.: Эксмо, 2009. 736 с.
13. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. 750 с.
14. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1999. № 3. С. 69-73.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2009. 239 с.
16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателей: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 208 с.
17. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. М.: Педагогика, 1993. 219 с.
18. Козлова О.А., Тимофеев А.А. Теоретические аспекты формирования культуры личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 244-246.
19. Колесникова И. А. Воспитательная деятельность педагога. М.: Академия, 2008. 336 с.
20. Лапшова А.В. Современное определение сущности профессионализма педагога в условиях модернизации образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 12.
21. Ляшенко М.С. Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. 114 с.
22. Ляшенко М.С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2010. 217 с.
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
24. Минеева О.А., Красикова О.Г. Формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе: монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. 196 с.
25. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 672 с.
27. Тахохов Б. А. Методологическая основа формирования культуры профессионального мышления педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 1 (18). С. 206-209.
28. Шкилева О.А. Культурологический подход к подготовке будущих учителей в вузе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 6. С. 24-28.
29. Duta N., Tomoaica E., Panisoara G. Desirable characteristics defining to describe an effective teacher // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 197. С. 1223-1229.
30. Jarvela S., Salovaara H. The interplay of motivational goals and cognitive strategies in a new pedagogical culture: a context-oriented and qualitative approach // European psychologist. 2004. Vol. 9. №. 4. pp. 232-244.
31. Kilburn D., Nind M., Wiles R. Learning as researchers and teachers: The development of a pedagogical culture for social science research methods? // British Journal of Educational Studies. 2014. Vol. 62. №. 2. pp. 191-207.
32. Shahmohammadi N. Competent Teacher characters from Students Point of View // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. pp. 242-246.
33. Wagner C., Garner M., Kawulich B. The state of the art of teaching research methods in the social sciences: Towards a pedagogical culture // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36. №. 1. pp. 75-88.
REFERENCES
1. Alexandrova N.M., Markova S.M. Problems of development of vocational and pedagogical education. Bulletin of the Minin University. 2015. no. 1 (9). p. 11. (in Russian)
2. Artamonov E.I., Uzikov N.I. The spiritual culture of the teacher. Pedagogical education and science. 2005. no. 5. P. 30-32. (in Russian)
3. Barabanschikov A.V. Problems of pedagogical culture of university teachers: to the question of the essence of pedagogical culture. Soviet pedagogy. 1984. no. 1. pp. 71-78. (in Russian)
4. Belyanina V.B. Formation of psychological and pedagogical culture of students: on the example of teaching pedagogy and psychology at the techno-economic faculty: Diss. PhD Ped. Sci.: 13.00.01. Yoshkar-Ola, 2003. 157 p.
5. Benin V.L. Pedagogical culture: philosophical and sociological analysis. Ufa, BGPI Publ., 1997. 133 p. (in Russian)
6. Bogdanov E.N., Zazykin V.G. Introduction to acmeology: studies. allowance. Kaluga: KSPU, 2000. 97 p. (in Russian)
7. Bondarevskaya EV, Belousova T.F., Vlasova T.I. Introduction to pedagogical culture: studies. allowance. Rostov-on-Don, RGPU Publ., 1995. 172 p. (in Russian)
8. Bondyreva C.K., Kolesov D.V. Traditions: stability and continuity in society: studies. allowance. Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh, MODEK Publ., 2004. 280 p. (in Russian)
9. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: a textbook for high schools. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2000. 304 p.
10. Vershinin V.N. Home education. A book for teachers, educators, parents. Cheboksary, Clio Publ., 1998. 200 p. (in Russian)
11. Gafiatulina L.A. On approaches to the study of the concept of "culture". Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. 2011. no. 2. pp. 4-7. (in Russian)
12. Dal' V.I. Dictionary of the Russian language: the modern version. Moscow, Eksmo Publ., 2009. 736 p. (in Russian)
13. Derkach A.A. Acmeological basis for the development of a professional. Moscow, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh, MODEK Publ., 2004. 750 p. (in Russian)
14. Zakharchenko E.Yu. Pedagogical culture and cultural and educational situation. Pedagogy. 1999. no. 3. pp. 69-73. (in Russian)
15. Zeer E.F. Psychology of professional development. Moscow, Academy Publ., 2009. 239 p. (in Russian)
16. Isaev I.F. Professional and pedagogical culture of teachers: a manual. Moscow, Academy Publ., 2004. 208 p. (in Russian)
17. Isaev I.F. Theory and practice of the formation of the professional-pedagogical culture of higher school teachers. Moscow, Pedagogy Publ., 1993. 219 p. (in Russian)
18. Kozlova O.A., Timofeev A.A. Theoretical aspects of the formation of a culture of personality. Baltic Journal of Humanities. 2016. Vol. 5. no. 4 (17). pp. 244-246 (in Russian)
19. Kolesnikova I. A. Educational activities of the teacher. Moscow, Academy Publ., 2008. 336 p. (in Russian)
20. Lapshov A.V. Modern definition of the essence of teacher professionalism in the context of the modernization of education. Bulletin of the Minin University. 2013. no. 4 (4). pp. 12. (in Russian)
21. Lyashenko M.S. Scientific and theoretical foundations of the formation of psychological and pedagogical culture of students in high school: a monograph. Nizhny Novgorod, VGIPU Publ., 2010. 114 p. (in Russian)
22. Lyashenko M.S. Formation of psychological and pedagogical culture of students in high school: Diss. PhD Ped. Sci.: 13.00.08. Nizhny Novgorod, 2010. 217 p. (in Russian)
23. Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow, Knowledge Publ., 1996. 308 p. (in Russian)
24. Mineeva O.A., Krasikova O.G. Formation of professional and foreign language communicative competence of future engineers in high school: monograph. Nizhny Novgorod, VGIPU Publ., 2011. 196 p. (in Russian)
25. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a manual for students of pedagogical educational institutions. Moscow, School-Press Publ., 1997. 512 p. (in Russian)
26. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology: tutorial. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2005. 672 p. (in Russian)
27. Takhokhov B. A. Methodological basis for the formation of a culture of professional thinking of a teacher. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017. V. 6. no. 1 (18). pp. 206-209. (in Russian)
28. Shkileva O.A. Cultural approach to the training of future teachers in high school. Bulletin of Orenburg State University. 2005. no. 6. pp. 24-28. (in Russian)
29. Duta N., Tomoaica E., Panisoara G. Desirable characteristics defining to describe an effective teacher. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 197. pp. 1223-1229.
30. Jarvela S., Salovaara H. The interplay of motivational goals and cognitive strategies in a new pedagogical culture: a context-oriented and qualitative approach. European psychologist. 2004. Vol. 9. no. 4. pp. 232-244.
31. Kilburn D., Nind M., Wiles R. Learning as researchers and teachers: The development of a pedagogical culture for social science research methods? British Journal of Educational Studies. 2014. Vol. 62. no. 2. pp. 191-207.
32. Shahmohammadi N. Competent Teacher characters from Students Point of View. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. pp. 242-246.
33. Wagner C., Garner M., Kawulich B. The state of the art of teaching research methods in the social sciences: Towards a pedagogical culture. Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36. no. 1. pp. 75-88.
Информация об авторах Ляшенко Мария Сергеевна
(Россия, г. Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной
коммуникации Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: mslyashenko@mail.ru
Минеева Ольга Александровна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной
коммуникации Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: mineevaolga@gmail.com
Ссылка для цитированияГОСТ_
Ляшенко М. С., Минеева О. А. Методологические подходы к пониманию педагогической культуры в педагогических исследованиях // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 10-17. doi: 10.32744/pse.2018.5.1
Information about the authors
Maria S. Lyashenko
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of Foreign Professional Professional Communication Department
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: mslyashenko@mail.ru
Olga A. Mineeva
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of Foreign Professional Communication Department Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: mineevaolga@gmail.com
For ReferenceAPA
Lyashenko, M. S., & Mineeva, O. A. (2018). Methodological approaches to pedagogical culture understanding in pedagogical research. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 10-17. doi: 10.32744/pse.2018.5.1. (In Russ., abstr. in Engl.)