ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
PEDAGOGICAL CONCEPTION OF FORMATION OF INNOVATIVE APPROACH TO VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS OF SCIENCE
Н.Э. Смирнова, В.И. Тесленко N.Z. Smirnova, V.I. Teslenko
Естественнонаучное образование, педагогическая инновация, инновационная деятельность, методическая подготовка бакалавров и магистров. В статье охарактеризованы теоретические предпосылки, способы разработки и построения инновационного подхода в естественнонаучном образовании при подготовке бакалавров и магистров в контексте ФГОС ВПО III поколения.
Science education, pedagogical innovation, innovation activity, methodical preparation of bachelors and masters.
The article describes the theoretical background, ways of development and formation of an innovative approach to Science education in training bachelors and masters in the context of the federal state educational standard of higher vocational education of the third generation.
Современный уровень высокотехнологичного производства развитых стран востребовал специалистов с высокой профессиональной культурой и сформированным инновационным мышлением. Инновационная деятельность в сфере высоких технологий невозможна без фундаментальной и многоуровневой естественнонаучной подготовки специалистов.
Анализ существующей системы высшего уров-невого естественнонаучного педагогического образования выявил основные внешние вызовы для её модернизации:
- недостаточно высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования и снижающиеся результаты ЕГЭу выпускников общеобразовательных организаций;
- потребность школы в специалистах с новым инновационным мышлением в области естественнонаучного образования;
- недостаточное количество образователь-
ных программ естественнонаучного направления для образовательных организаций инновационного типа.
Следовательно, результатом модернизации системы многоуровневого высшего профессионального естественнонаучного педагогического образования должна стать обновленная система подготовки специалистов в области естественнонаучного образования, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам в ФГОС ВПО.
В связи с этим ФГОС ВПО рассматриваются в КГПУ им. В.П. Астафьева многоаспектно: как нормативная основа разработки и внедрения вузом своих основных образовательных программ; признанный обществом достаточный уровень образованности специалистов высшей квалификации, гарантирующий им ее способность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям педагогической деятельности; эталон, с помощью которого обучаемый и обучающийся могут су-
дить об уровне своего профессионального образования; гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг [Смирнова, 2004, с. 78].
Необходимость становления системы «инновационный учитель - инновационная школа» для достижения новых качественных результатов подготовки педагогических кадров естественнонаучного цикла в условиях перехода КГПУ им. В.П. Астафьева на уровневую компетентностную модель выявила ряд дефицитов:
- конструирование потенциально-активной среды обучения для развития социально-активной личности педагога;
- разработку комплексной целевой образовательной программы для совершенствования и развития практической научной подготовки студентов и аспирантов на базе инновационных образовательных учреждений;
- разработку образовательных программ, авторских методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке педагогических кадров естественнонаучного цикла.
Подготовка бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования в педагогическом вузе требует решения весьма сложных и принципиальных задач:
- определения стратегии и тактики построения основных образовательных программ и индивидуальных маршрутов студентов в педагогическом университете;
-нового понимания содержания базовых дисциплин (федеральный компонент содержания ООП в соответствии с ФГОС ВПО) в сфере профессиональной деятельности;
- введения новых учебных дисциплин (вариативный компонент содержания ООП) на основе ин-тегративных предметных знаний;
- разработки оценочных методик (новых критериев, диагностических средств) и процедуры для системного мониторинга хода образовательного процесса;
- создания учебно-методического сопровождения с учетом разной степени подготовленности обучаемых и способов «доставки и переработки» учебной информации [Смирнова и др., 2010, с. 9].
Целью разрабатываемой нами концепции инновационной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования являлось создание образовательного пространства взаимодействия систем «новый учитель - новая школа», «инновационный учитель - инновационная школа» по достижению новых качественных результатов подготовки конкурентоспособных педагогических кадров естественнонаучного цикла. С учетом поставленной цели определены следующие задачи.
1. Изучение потребностей региона в педагогических кадрах естественнонаучного цикла с инновационным мышлением, умениями и навыками научно-исследовательской деятельности для формирования «портфеля заказа» на конкретного инновационного специалиста.
2. Создание комплексно-целевой образовательной программы нового типа на основе единой информационно-аналитической системы управления, включающей проектно-матричную организацию структуры образовательного комплекса (дошкольные учреждения - начальная школа - основная школа - полная средняя школа - учреждения дополнительного образования - вуз), направленного на получение социального по масштабам эффекта высокопродуктивного естественнонаучного образования в регионе.
3. Создание авторских уникальных образовательных программ для учителя нового поколения, готового к работе в новой российской школе, ориентированной на формирование инновационного сектора экономики.
4. Создание авторских методик и технологий, преобразующих образовательную деятельность в подготовке специалистов естественнонаучного цикла, готовых к реализации инновационных и других творческих и исследовательских проектов в педагогической деятельности.
5. Конструирование потенциально активной среды обучения для развития гармонично развитых, социально активных личностей для формирующейся инновационной экономики на основе высокого качества естественнонаучного образования.
6. Формирование естественнонаучного, образовательного, аналитического, консалтингово-
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
го междисциплинарного регионального центра, способного внести существенный теоретический и практический вклад в разработку механизмов перехода России на инновационный путь развития.
Концепция подготовки будущих учителей в контексте естественнонаучного образования содержит общеметодологическое обоснование: основополагающих педагогических закономерностей, определяющих социально-педагогическую важность и необходимость создания образовательного пространства взаимодействия систем «новый учитель - новая школа»; ведущих концептуальных идей и конструктивных принципов построения методической системы; теоретического моделирования системы профессиональной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования; этапности осуществления инновационного процесса и условий его реализации.
Методологическими и теоретическими основаниями, на базе которых проектируется инновационная система подготовки будущих учителей в контексте естественнонаучного образования, являются:
- общая теория социального проектирования, функция которой состоит в разработке условий для преобразования современной системы образования с целью предоставления новых качественных результатов подготовки конкурентоспособных педагогических кадров естественнонаучного цикла;
- идеал реформирования отечественного высшего профессионального образования, которым становится новый тип учителя, обладающий способностью к творческой деятельности и высоким уровнем мобильности в сфере познания, обучения и воспитания [Бордовская, 2000, с. 118].
В качестве концептуальных идей были выдвинуты и реализованы:
1. Идея интеграции, рассматривающая инте-гративное изучение объекта исследования, позволяющего всесторонне изучить отдельные компоненты проектируемой в ходе исследования модели методической подготовки бакалавров и магистров.
2. Идея рассмотрения методической подготовки бакалавров и магистров как системообразующее и стержневое звено всей структуры организа-
ции образовательного процесса в педагогическом вузе.
3. Идея совершенствования методической подготовки бакалавров и магистров комплексно к отбору циклов и содержания дисциплин, курсов по выбору, представленных тремя блоками: основным, теоретическим и прикладным. В основной блок входят методологические и теоретические основы методической подготовки, определяющие стратегию и тактику её развития. Теоретический блок включает основные положения, структуру методической подготовки и модель становления методической компетентности. Прикладной блок представлен учебно-методическим комплексом методической подготовки и механизмами его реализации.
4. Идея непрерывности, позволяющая реализовать концепцию поэтапно. Основные этапы методической подготовки бакалавров и магистров: первый - теоретическая подготовка, второй - практическая подготовка (в рамках практической подготовки в вузе и практической работы в школе в период практики - производственной (педагогической), научно-педагогической, научно-исследовательской), третий - этап самообразования и саморазвития.
В целях реализации и конкретизации выделенных нами идей и закономерностей данного проекта раскроем некоторые концептуальные положения.
1. Профессиональное естественнонаучное образование на современном этапе как компонент образовательной системы в педагогическом вузе должно изучаться в русле принятых культурологической и гуманистической парадигм образования, означающих переход на личностно ориентированное, профессионально направленное обучение, не только отражать в своем содержании и процессе обучения ведущие тенденции школьного биологического, физического и химического образования и требования общества к нему, но и обеспечивать выполнение государственных стандартов и ориентироваться на стратегические цели - повышение интеллектуального потенциала подрастающего поколения.
2. Методологическим основанием для выра-
жения целостности, комплексности, многоуровневое™ и успешного достижения поставленных целей обучения может служить теоретическая модель инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла, отражающая системность, разноуровневость, вариативность, всеобщность этого процесса и служащая методологическим ориентиром для реализации системы методической подготовки студентов в условиях экспериментального обучения.
3. Для целостного освоения и конкретной реализации в педагогической практике выделенных нами идей требуется проектирование методической системы обучения и условий ее реализации. Научно обоснованное построение методической системы предполагает опору на предложенную нами концепцию и теоретическую модель. Она от-ражаетпоэтапное изменение, движение компонентов данной системы (целей, содержания, средств и методов, форм организации, характера взаимосвязанной деятельности субъектов) к достижению предполагаемых результатов и разные стороны этого процесса: целесодержательную, проектировочную, процессуально-деятельностную и результативную. Системный, личностно-деятельностный, дифференцированный подходы позволяют рационально организовать и гибко управлять этим процессом. Методическая система, адекватная целям нашего исследования, реализующая выделенные в концепции принципы, идеи и положения, является динамической моделью их решения при создании определенных условий. Построенная в рамках ее конкретная методика совершенствования методической подготовки на разных уровнях обучения студентов позволит внедрить концепцию и методическую систему в практику.
Методический аспект концепции обусловлен обоснованием сущности, форм совершенствования методической подготовки студентов педвуза в отношении конкретного образовательного комплекса, образовательной области, учебной дисциплины с учетом образовательного стандарта. Системная сущность и функциональная значимость методической подготовки раскрываются в контексте естественнонаучного образования.
В концепции обоснованные подходы отражены в целевой, содержательной, деятельностной и результативной характеристике [Смирнова и др., 2010, с. 40].
Реализация инновационного подхода в профессиональной подготовке педагогических кадров в области естественнонаучного образования предопределила следующие направления деятельности:
- определение общих для всех дисциплин естественнонаучного цикла понятий, законов и теорий, последовательности в раскрытии их содержания;
- обеспечение единства интерпретаций общих понятий, законов и теорий, своеобразия оперирования ими в каждой из учебных дисциплин в соответствии со спецификой изучаемых структурных форм организации материи и форм движения;
- обеспечение преемственности в формировании и развитии фундаментальных естественнонаучных понятий и общих учебно-познавательных умений;
- выявление возможностей и способов раскрытия физических, биологических и химических явлений, выявление влияния физико-химических процессов на развитие живых организмов;
- пересмотр содержания учебных дисциплин с учетом новейших достижений науки, отражения в содержании биологических дисциплин роли физических и химических процессов в жизнедеятельности живых организмов;
-совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования, спроектированной на основе комплексной методологии, объединяющей методологические идеи, подходы, принципы, с учетом современных тенденций развития современной высшей школы, а также отечественного и зарубежного опыта [Тесленко, Смирнова, 2012, с.145].
На основе научного анализа определены блоки (основной, теоретический и практический) и обоснованы компоненты (целевой, мотивацион-ный, содержательный, процессуальный и результативный) модели инновационной профессиональной подготовки будущего учителя в контексте естественнонаучного образования (рис.).
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
Социальный заказ
Учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура
J3L
Основной блок
Ведущие идеи
Методологические подходы
Принципы
Условия
Концептуальные положения
Целевой компонент
Мотивационный компонент
J3-
Теоретический блок
Содержательный компонент
Процессуальный компонент
Содержание образования
Методы
Формы
Средства
Этапы становления методической компетентности
J3-
Прикладной блок
Результативный компонент
Уровни сформированности методической компетентности
Уровни методической деятельности
Профессиональная подготовка педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла
Рис. Модель профессиональной подготовки педагогических кадров в области естественнонаучного образования
Реализация инновационного подхода в подготовке педагогических кадров по естественнонаучным дисциплинам позволит:
- на уровне студента - сформировать компетенции по овладению содержанием и образовательными технологиями в области естественнонаучного образования школьников;
- на уровне вуза - инновационная программа подготовки педагогических кадров по предметам естественнонаучного цикла и возможность внедрения новой образовательной программы с применением комплекса учебно-методических материалов, современных образовательных технологий по формированию профессионально-педагогических компетенций будущего педагога в соответствии с ФГОС ВПО - 03 [Смирнова и др., 2012, с. 10].
Библиографический список
1. Бордовская Н.В. Методология научного поиска педагога-исследователя. СПб.: Образование, 2000. 560 с.
2. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В. и др. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 352 с.
3. Смирнова Н.З., Галкина Е.А., Голикова Т.В., Н.В. Иванова, Прохорчук E.H. Примерная программа дисциплин общенаучного цикла по направлению подготовки 05100 Педагогическое образование. Магистерская программа «Экологическое образование» / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 244 с.
4. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2004. 280 с.
5. Тесленко В.И., Смирнова Н.З Проблемы подготовки педагогических кадров по естественным дисциплинам: концептуальное осмысление // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 144-148.